Роль школьного спортивного клуба в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка.
статья по теме

Ефимова Светлана Валентиновна

Очень важным аспектом в решении проблемы организации детского досуга стал приказ о создании школьных спортивных клубов в рамках ОДОДа. Одной из главных задач деятельности клуба является удовлетворение   потребности   обучающихся   государственных   общеобразо­вательных учреждений и их родителей в более широком спектре предоставляемых им физкультурно-спортивных услуг, а так же повышение массовости занятий физической культурой и спортом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль школьного спортивного клуба

 в формировании здоровьесберегающих факторов  развития ребёнка.

«Для соразмерности, красоты и здоровья

           требуется не только образование в области

 наук и искусства, но и занятия всю жизнь

 физическими упражнениями, гимнастикой»

Платон

 Для того чтобы быть успешным в современном мире необходима и сила и выдержка и выносливость, умение работать в команде и помочь в этом подрастающему поколению должны именно педагогические работники в том числе преподаватели  учителя физической культуры.

Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников есть актуальная педагогическая задача.

 В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

 Анализ состояния здоровья основной категории - школьников показывает, что 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. По данным Минздрава, до 60-70% учащихся к выпускному классу имеют нарушения органов зрения 64% - нарушенную осанку, 30% - хронические заболевания. Состояние здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается.

  В настоящее время число здоровых детей школьного возраста в целом по стране не превышает 10%. Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка. Приходится выдерживать большие умственные нагрузки, сидя на уроках в школе и за уроками дома, из-за чего почти не остается времени побыть на свежем воздухе. Это приводит к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям.

 Содержание третьего урока физической культуры направлено не только на реализацию общепринятых разделов, но и на введение вариативных разделов как ритмика, фитнес, адаптивная физическая культура, бадминтон. Чем больше учитель в своей практике будет использовать нестандартные уроки, тем эмоциональнее будет проходить усвоение учениками программного материала.

Новые образовательные стандарты привели к появлению внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится примерно десять часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по два часа каждый день.           Организация внеурочной деятельности  входит в обязанности школы и учителей, и у детей  появилась возможность выбора – они смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.п. Внеурочные занятия не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, и тогда они будут способствовать нормализации учебной нагрузки. Причины ухудшения здоровья, снижения работоспособности и быстрой утомляемости не в количестве часов, а в однообразии школьных уроков: по большому счету, дети на них занимаются одним и тем же и малоподвижны, исключением является урок физкультуры.                            

Очень важным аспектом в решении проблемы организации детского досуга стал приказ о создании школьных спортивных клубов в рамках ОДОДа. Одной из главных задач деятельности клуба является удовлетворение   потребности   обучающихся   государственных   общеобразовательных учреждений и их родителей в более широком спектре предоставляемых им физкультурно-спортивных услуг, а так же повышение массовости занятий физической культурой и спортом.

        В рамках реализации долгосрочной целевой программы Санкт-Петербурга «Программа развития физической культуры и спорта в Санкт- Петербурге на 2010-2014 годы» в нашей гимназии с 2011 года был открыт школьный спортивный клуб «СТИМУЛ». Деятельность клуба построена с учетом интересов детей, высокого уровня организационной деятельности педагогического коллектива и показателей в спортивно-массовой работе на уровне района.

Физкультурно-спортивное направление представлено работой учителей физической культуры гимназии и педагогами дополнительного  образования, которые ведут различные спортивные объединения  во внеурочное время.  В гимназии работают  секции по мини футболу, волейболу, баскетболу, регби, спортивных танцев, хореографии.

Воспитанники клуба  регулярно участвуют в массовых спортивных мероприятиях  внутришкольного, районного и городского уровня. Основными критериями в работе ШСК являются:

  • укрепление и сохранение здоровья при помощи регулярных занятий в спортивных кружках и секциях, участие в оздоровительных мероприятиях;
  • привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
  • воспитание у детей и подростков устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом, к здоровому образу жизни;
  • организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в школе.

Занятия в спортивных секциях проводятся в соответствии с программами и  учебными планами.

Комплектование групп осуществляется с учетом пола, возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности, спортивной направленности, по желанию детей.

Медицинский контроль за всеми занимающимися в спортивных секциях осуществляется руководителем (председателем) клуба, педагогом дополнительного образования (тренером) во взаимодействии с медицинским персоналом гимназии (физкультурно-спортивным диспансером) поликлиникой.  

Важно отметить  взаимодействия педагогов  школьного спортивного клуба и родителей.  Это проявляется не только в участии  в спортивных играх «Папа, мама, я – спортивная семья», «Отцы и дети», игровом пятиборье «Если вы еще мужчины»,  но и  в  совместных выездах на массовые мероприятиях городского и всероссийского уровня: массовая лыжная  гонка «Лыжня России 2012»,  Международный легкоатлетический пробег «Женская десятка» на Дворцовой площади.

Некоторые родители выезжают вместе с детьми на соревнования по спортивному ориентированию в воскресные дни и активно участвуют в учебно-тренировочном процессе, совместно с детьми. Уже стало традиционным участие семей ШСК «Стимул» в районных и городских «Семейных спартакиадах» в номинациях полная семья, мама и ребенок, и папа и ребенок.

Проведение  спортивных соревнований и праздников, сюжетно-ролевых занятий и мероприятий способствует более широкому развитию различных форм деятельности по физическому воспитанию, удовлетворяют возможности и желание детей заниматься физическими упражнениями, спортом, а так же предлагает учащимся различные виды активного отдыха в свободное от учебных занятий время. Школьники овладевают жизненно важными прикладными навыками, у них развиваются необходимые двигательные качества: быстрота, выносливость, сила, ловкость, реакция и др.   

 Изначально дети просто хотели заниматься любимым видом спорта.  В общем, создание ШСК это и преследовало: Сначала  здоровье - рекорды потом!

Но постоянно просто тренироваться, это не интересно. Ребята захотели большего, а именно – соревнований. И уже второй год на базе гимназии        № 402 проводится турнир по футболу среди школьных спортивных клубов Колпинского района посвященный Дню Победы. (См. приложение 3)

Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, формирование здорового образа жизни, а так же увеличение продолжительности жизни и активного творческого периода – важнейшие социально-экономические задачи, стоящие перед государством, здравоохранением и школой. Школа должна стать для детей благоприятной средой, средой счастливого обитания, где они могут трудиться, играть, смеяться, двигаться, думать.

Учитель физической культуры

гимназии № 402 Ефимова С.В.

Колпинского района                                  Санкт  Петербурга

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных спортивных клубов в общей системе детских общественных движений.

Развитие Школьных спортивных клубов, как  одно из форм детского общественного движения...

«Роль школьного спортивного клуба в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка»

laquo;Роль школьного спортивного клуба в формировании здоровьесберегающих факторов  развития ребёнка»...

Роль школьных спортивных клубов во внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Внедрение ВФСК ГТО в образовательных организациях является очень своевременным и актуальным. Возрождение комплекса призвано способствовать повышению уровня физического воспитания, формированию здорово...

Роль школьных спортивных клубов во внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Внедрение ВФСК ГТО в образовательных организациях является очень своевременным и актуальным. Возрождение комплекса призвано способствовать повышению уровня физического воспитания, формированию здорово...

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» ПО ТУРИЗМУ

Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективно...

Роль школьных спортивных клубов во внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

          Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утве...