Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению. ( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)
классный час по теме

Ясинская Татьяна Викторовна

Данный методический материал представляет собой сжатый конспект беседы с учащимися-пианистами старших классов ДМШ и ДШИ, может быть взят за основу при подготовке преподавателя к тематическому классному часу или другим внеклассным мероприятиям.Он базируется на принципах фортепианной методики А. П. Щапова и имеет практическую направленность, содержит конкретные советы, которые помогут скоординировать действия юного музыканта на заключительном этапе работы над произведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx21.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя  к публичному выступлению.

( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)

Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ г. Азова

Ясинская Т. В.

По мнению большинства известных и авторитетных музыкантов-исполнителей и педагогов, схематичное представление работы над произведением условно сводится к следующим этапам:

  •  1-й этап—знакомство с пьесой, охват целого с некоторыми возможными фактурными изменениями текста ( Например, снятие украшений или удвоений в аккордах и т.д.);

  •  2-й этап—работа над конкретными фрагментами текста, техническая проработка более сложного материала, обработка отдельных деталей           ( например, штриховой точности, расшифровка мелизмов, авторских указаний, выстраивание динамической шкалы, поиск средств музыкальной выразительности, если речь идет об исполнении крупной формы—связывание главной и побочной партий);

  •  3-й  этап состоит из двух разделов:

  1. Сцепление отдельных фрагментов формы в единое целое. Например, экспозиция и реприза в сонатном аллегро. Или вклинивание пассажа в общую структуру целого фрагмента и т. п.;

б)  Пробные проигрывания, подготовка к выступлению, определение последовательности исполнения произведений;

Именно на  этом наиболее важном этапе работы хотелось заострить ваше  внимание. Итак, как я уже упоминала,  что этот этап является очень ответственным, поскольку именно он во многом определяет успех или неуспех вашего выступления. Ведь правильно спланированная и целенаправленная работа—залог удачного исполнения. Необходимо в этот момент найти в занятиях «золотую середину», так как частые, следуемые друг за другом  проигрывания пьесы (да всей программы в целом) могут привести к «заштампованности» исполнения, и последнее утратит свежесть и непосредственность звучания. Наоборот длительная работа над деталями может привести к преждевременному распаду формы как таковой, к отсутствию цельности исполнения.

Эту «золотую меру» исполнитель должен найти сам.

Чтобы работа этого периода была наиболее продуктивной, необходимо определить задачи, которые стоят перед исполнителем.

Задачи

  1. Конструирование и реализация целостного художественного замысла.

  1. Достижение эмоциональной  логики исполняемого произведения и его непрерывности.

  1. Точный расчёт всех средств музыкальной выразительности.

  1. Достижение импровизационной игры, максимальной точности и непринуждённости исполнения. ( Исполнитель должен помнить , что нет раз и навсегда заученного варианта).

Эти обозначенные задачи, вы можете решить только при наличии следующих условий:

  • Сосредоточенность;
  • Творческая приподнятость, настроение;
  • Знание текста наизусть.

Итак, предположим, что вы готовы к пробному проигрыванию программы. Постарайтесь определить себе план, по которому вы будете оценивать своё исполнение как бы со стороны. Необходимость этого плана очевидна, так как если вам что-то не удалось реализовать из ранее намеченного, то вы должны знать, как с этими проблемами справиться:

  • Где надо исправлять;
  • Что надо исправлять;
  • Как надо исправлять.

Постарайтесь уловить те моменты, когда вы отвлеклись. Это глубокая и достаточно напряжённая аналитическая работа:

  1. Надо иметь «в голове» эталон, как бы звуковой ориентир—образец.
  2. Постараться его реализовать, воспроизвести.
  3. По ходу самого исполнения анализировать, что же не удалось и пытаться  его корректировать.

Опытный музыкант-исполнитель обладает специфическим  восприятием своего исполнения, его внимание становится словно многоплоскостным .Если вы поставите перед собой такую цель— научиться контролировать свои  действия во время исполнения, то в ходе регулярных тренировок при полной сосредоточенности результат вашей работы  будет очевиден.

   Итак, попробуем определить,  на что надо направить своё внимание во время исполнения:

  • Определить, где случились двигательные неловкости;
  • Определить места, где было физическое утомление и психическое перенапряжение;
  • Вычленить места, где возникли неожиданные шероховатости (например, ритмические погрешности, неровности звуковых линий, излишняя акцентуация, связанная с неточностью аппликатуры и т. д.);
  • Определить места, где произошли преждевременные неконтролируемые звуковые подъёмы или спады, или наоборот произошло сглаживание динамических контрастов;
  • Точно определить места в тексте, где случились пробелы памяти («сюрпризы памяти»);
  •  Где в тексте возникли необоснованная пестрота тембров или наоборот монотонное звучание, «скучные места»;
  • Где произошли логические разрывы (дырки, излишние цезуры, ферматы и др.);
  • Определить места, где внимание ускользало в сторону, а пальцы играли сами по себе, без ошибок, но на «автопилоте».

Вы можете на уроке надеяться, конечно, на преподавателя, который всегда активно вслушивается в игру своего ученика. Но определить места, где внимание исполнителя ускользает в сторону, и пальцы играют как бы сами по себе, разумеется, лучше всего определит сам исполнитель. Хотя опытный преподаватель это тоже слышит.

Я надеюсь, что наша встреча окажет вам практическую пользу, как в процессе домашней подготовки к занятиям, так и при работе в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента

Урок посвящен начальному этапу работы в классе акомпанемента...

Этапы работы над музыкальным произведением

Три этапа работы над произведением...

Методическая тема "ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ"

В своей работе я раскоываю понятие "воля", признаки волевого поведения, что такое оптимальное концертное состояние и методы овладения им....

конспект урока по теме:"Этапы работы над музыкальным произведением по классу баян"

1.Представление ученика  - Гинятуллина Ильвина Ильнуровна ученица 2- го класса.2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые.  «Этюд» Л.Шитте –...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)

В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...

Методическая разработка "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано"

Методическая разработка  "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано" Рассматриваются три основных этапа работы над произведениями в классе фортепиано....

Конспект урока по специальности «Баян» «Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»

Конспект урока по специальности «Баян»«Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»...