Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента
план-конспект урока по теме
Урок посвящен начальному этапу работы в классе акомпанемента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание
- Содержание………………………………………………………….2
- Пояснительная записка ……………………………………………..3
- План открытого урока ……………………………………………..4
- Ход и содержание урока ...………………………………………… 6
- Анализ проведенного урока …...…………………………………..10
- Методический комментарий ………………………………………13
- Список используемой литературы ………………………………...14
- Приложение
Пояснительная записка
Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся ДМШ наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приемами и способами работы над разными видами аккомпанемента (вокальный, инструментальный). Аккомпанемент играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Все виды сопровождения являются носителями эмоционального, изобразительного, смыслового содержания. Приобретенное умение и навыки грамотного исполнения аккомпанемента различной фактуры совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их художественно эстетический вкус, активизируют внимание, исполнительскую волю. Обучение навыкам концертмейстерского мастерства направлено на формирование и развитие личности ученика, его ориентацию в стилевых и жанровых особенностях музыкального сопровождения, в творческом почерке композиторов прошлого и современности.
В нашей школе аккомпанемент изучают в 7 классе. В работе со способными учащимися, имеющими хороший слух, ритм, владеющими определенными пианистическими навыками, этим видом музыкальной деятельности можно заниматься раньше. Так с учащейся 5 кл. Самойловой Анастасией в текущем году мы познакомились с инструментальным аккомпанементом (духовые инструменты). Игра с различными инструментами расширяет динамический, тембральный и регистровый диапазон пианиста. После окончания музыкальной школы не все учащиеся могут продолжить сольную карьеру. А навыки концертмейстерского мастерства могут пригодиться в дальнейшей профессиональной и любительской музыкальной деятельности многим талантливым ученикам.
На уроке мы покажем работу над произведениями: Экоссез G-dur Л. Бетховена и Вальс «Осень» В. Глейхман. (Приложение)
Иллюстратор- преподаватель по классу саксофона А. Назаренко.
План открытого урока
Тема урока: «Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента»
Цель урока: формирование музыкального образа и конкретизация исполнительских задач
Задачи:
Образовательные:
- осознать содержание музыкального произведения на основе музыкально - теоретического анализа нотного текста;
- закрепить знание о специфике духовых документов и усвоить первоначальные навыки игры с солистом - инструменталистом (определять моменты взятия дыхания, показывать вступления, следить за строчкой солиста);
-выстроить общий исполнительский план произведений.
Развивающие:
- содействовать развитию внимания и слухового контроля (слышать весь звуковой комплекс, улавливать любые намерения солиста);
- стимулировать развитие метроритмической воли;
- активизировать фантазию и интерес.
Воспитательные:
- заложить основы формирования таких качеств как чувство партнерства, ансамблевой слаженности, ответственности и сопереживания;
- расширить музыкальный кругозор;
- содействовать формированию художественно-эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: индивидуальный.
Форма урока: комплексный.
Методы, используемые на уроке:
- Когнитивный (познавательный);
- Комплексный (помогает не только понять содержание, но и усвоить исполнительские навыки);
- Наглядно - иллюстративный (прослушивание, показ педагога);
- Словесный (рассказ, диалог);
- Коммуникативного общения;
- Творческо - поисковый.
Оборудование и дидактическое обеспечение урока:
- Рояль, саксофон;
- DVD-проигрыватель;
- Сборники нотной литературы («Альбом фортепианных пьес» Л. Бетховена, «Избранные вальсы» И.Штрауса);
- Энциклопедически- справочная литература
Структура урока:
- Занятие рассчитано на 45 минут (1 урок)
- Сообщение темы урока, постановка задач, проверка домашнего задания (5 минут)
- Беседа, показ, прослушивание, работа с текстом, практическая работа, закрепление (35 минут)
- Подведение итогов, домашнее задание (5 минут)
Ход и содержание урока.
Вступительное слово педагога.
П: Настя, сегодня у нас необычный урок. Мы попытаемся раскрыть музыкальный образ каждого произведения, понять, какими средствами композитор создает эти музыкальные образы, а исполнитель- реализует его замысел. На нашем уроке присутствует А. А. Назаренко - преподаватель по классу саксофона. Он будет иллюстрировать тебе. Надеюсь, мы попытаемся приобрести начальный опыт в совместной игре.
Что ты знаешь о саксофоне?
У: Это духовой инструмент.
П: Да, он относится к семейству деревянных духовых. Изобретен в 1841 году. Имеет 7 разновидностей: от сопранино до контрабаса. Перед тобой- теноровый. Послушай, каким сильным, сочным, бархатным звуком он обладает. (Показ преподавателя НазаренкоА.А.).Главным в звукоизвлечении у духовых инструментов является дыхание. Этот инструмент входит в состав эстрадных, джазовых, духовых и симфонических оркестров.
Проверка домашнего задания.
П: Настя, исполни, пожалуйста, партию солиста в Экоссезе, затем в Вальсе. (Ученица играет)
П: Настя, как ты думаешь, с чего начинается работа над музыкальным произведением?
У: С разбора текста.
Беседа, практическая работа.
П: Рассмотрим Экоссез Л. Бетховена. Что ты знаешь об этом композиторе?
У: На уроках муз. литературы мы проходили творчество Л. Бетховена.
П: Великий немецкий композитор XVIII-XIX в., представитель Венской классической школы. Им написано огромное количество произведений в разных жанрах. Его музыка проникнута духом борьбы за прекрасное будущее всего человечества. Бетховеном написано много танцевальной музыки: это народные немецкие танцы, вальсы, менуэты. Экоссез G –dur входит в цикл 7 экоссезов, написанных для фортепиано. (Показ педагога).
Танцевальность пронизывает все музыкальное искусство. Многие национальные танцы стали настолько типичными выразителями настроений, характера, что стали всеобщим достоянием. Таковы испанская сарабанда, итальянская тарантелла, польские мазурка и полонез, французский менуэт. Какие танцы тебе приходилось играть?
У: Менуэт, сарабанду, полонез, вальс.
П: Экоссез (в пер. с фр.ecossaise –шотландский) –нар. парный танец, как бальный появился в конце 17 в. во Франции. Для экоссеза характерно квадратное построение, пары непрерывно меняются местами, образуя сложный рисунок. Четкий ритм, подвижный темп придают танцу игривый, живой характер. Форма – простая 2-х частная репризная. К форме экоссеза как многофигурному танцу обращались Ф. Шуберт, Ф. Шопен. Танец исполнялся под аккомпанемент волынки. Рассмотрим фактуру аккомпанемента: аккордовая. В аккомпанементе проводиться отчетливая дифференциация опорного басового акцента (толчок от пола) и более легких аккордов. Основные выразительные средства, которые ярко иллюстрируют образ – артикуляция, агогика, динамика. Характер звуковедения имеет важное значение для обрисовки образа. Здесь штрих –staccato. В аккордах следует прослушать голосоведение с опорой на 5-й палец и в конце 1 предложения- на 1-й. (Показ педагога – ученица повторяет).
Во II части ломаные октавные ходы передают звуки волынки. Синкопы требуют синхронности исполнения, придают танцу шутливость. Тональный план прост: T-D гармония. Агогических отклонений нет, темп - единый. Чтобы избежать метричности – мыслим по четвертям, аккорды воспринимаем как затакт. Исходным уровнем динамики является тембр саксофона. Динамика танца – контрастная, реприза-более яркая. Педаль - прямая.
Попробуем исполнить с солистом. Настя, перед началом игры- обязательно посмотреть, готов ли иллюстратор. Так как начинает он, тебе нужно «подхватить» сильную долю. В конце каждого предложения необходимо почувствовать момент взятия дыхания. (Игра ученицы с солистом).
П: Перед нами еще один танец –Вальс «Осень» композитора В. Глейхман, нашего современника, профессора Московского гос. Университета культуры и искусства, гл. дирижера Муниципального оркестра народных инструментов, худ. рук. ансамбля балалаек «Калина красная».
Вальс (в пер. нем. walzen –кружиться)- бальный танец, основан на легком вращательном движении вокруг себя и продвижении вперед. Появился во II половине XVIII в. из народных танцев Германии, Австрии, Чехии. Темп может варьироваться от медленного до стремительного. В истории вальса значительна роль Вены, где творили отец и сын Штраусы (Показ педагога - исполнение вальса И. Штрауса op. 367, №9 (№1)).
П: Каких композиторов, сочинявших вальсы, ты знаешь?
У: Ф. Шопен, М. Глинка, П. Чайковский, А.Хачатурян, Г.Свиридов.
П: Традиционная формула вальса- трехдольный ритм с акцентом на первую долю. В нашем вальсе фактура аккомпанемента- полифоничная, многослойная: сочетание шаговой основы баса и гармонических фигураций, создающих эмоциональный фон. У баса своя мелодическая линия, хроматический ход половинными длительностями с точкой. Педаль - запаздывающая. Чтобы избежать метричности, мыслим «на 4/4». Давайте исполним . (Ученица играет партию баса, солист - мелодию).
В правой руке кроме аккордов, которые имеют свои мелодические подголоски, гармонические фигурации образуют подвижный фон (сопутствующие голоса, которые очень выразительны, мелодичны, как бы ведут диалог с основной темой вальса, досказывают ее, штрих- legato).
Форма вальса - трехчастная, тональность a- moll, темп- rubato. Представим себе в осеннем парке одинокую женщину, которая вспоминает свой первый юношеский вальс. В первой части вальса полифоничная фактура подсказывает нам сюжетное развитие: диалог девушки и юноши, поэтому столько вопросительных и неустойчивых интонаций. Темп умеренный. Вторая часть - это непосредственно вальс, стремительный, подвижный. Юные герои полны надежд и счастливы. Фактура с опорой на 1 долю и легкими аккордами. Темп- piu mosso, штрих- staccato передают настроение и эмоциональное состояние танцующих. Тембральная окраска мелодии в басу вызывает ассоциации со звучанием духового инструмента. До войны в парках и на танцплощадках звучали духовые оркестры, поэтому новая мелодическая тема баса помогает нам ощутить атмосферу того времени. Вдруг, molto ritenuto приводит к фермате, которая «обрывает» счастливое настроение влюбленных. Представим, что началась война, и влюбленные больше никогда не встретились. Реприза звучит более драматично, более ярко. В конце слышны ноты отчаяния. (Слушаем вальс «Березка» Е. Дрейзина на DVD в исполнении духового Отдельного показательного оркестра МО СССР).
Особо хочется уделить внимание вступлению. В нем, как в эпиграфе, заключено все последующее содержание произведения. Здесь концертмейстер подготавливает, настраивает солиста на необходимый темп и характер исполнения. Настя, исполни, пожалуйста, вступление. (Ученица играет)
П: Получается несколько статично, по слогам, нет цезур. Здесь мелодия очень выразительная и декламационная. Попробуй исполнить еще раз вступление со следующим текстом (придумываю подтекстовку) «Вспоминаю не раз… довоенный наш класс, как меня пригласил ты на вальс…» (Ученица исполняет).
Вступление получилось выразительным и осмысленным. Аккомпанемент в вальсе является носителем смыслового содержания произведения, передает психологическое состояние героини. «Осень»- это не только зарисовка времени года, но и « осень жизни» героини. Вальсы такого содержания встречаются в творчестве многих композиторов: Дж.Верди «Травиата», А.Хачатурян «Маскарад». Пробуем исполнить весь вальс с иллюстратором (Ученица играет с солистом).
П: Любой исполнитель никогда не играет одинаково, поэтому аккомпаниатору необходимо принять и усвоить, «сделать своим» художественный образ и все оттенки музыкальной речи персонажа. Психологическая настройка дружественности, переживания, трепетного внимания ко всем перипетиям событий помогает составить качество ансамбля».
Домашнее задание:
- Прослушать на сайте Kamusic.ru вальс «Осень» в авторской редакции для балалайки и фортепиано;
- Поработать над артикуляцией в партии баса в Вальсе и Экоссезе;
- Поиграть партию баса и партию солиста вместе, следить глазами за его строчкой;
- Озвучить голосоведение в аккордах и мелодических фигурациях.
Итоги урока:
На уроке учащаяся смогла уяснить содержание музыкальных произведений, приобрести навыки музыкально-теоретического анализа, закрепила и усвоила первоначальные исполнительские навыки игры с солистом-инструменталистом. Научилась концентрировать внимание и слух, почувствовала ответственность за качество аккомпанемента, расширила свой музыкальный кругозор, проявила интерес к занятиям аккомпанементом.
Анализ проведенного урока:
- Тема занятий и место в учебном курсе.
Основной формой работы в исполнительском классе, или в классе аккомпанемента, является изучение музыкального произведения, конечной целью которого- содержательное и яркое исполнение. Поэтому первый этап работы над музыкальным произведением очень важен в учебном процессе. Происходит формирование музыкального образа, уяснение исполнительских задач.
- Реализация целей и задач.
Мне удалось раскрыть содержание произведений, расширить знания учащейся о средствах выразительности, о специфике игры на духовых инструментах, усвоить первоначальные навыки игры с солистом, стимулировать развитие внимания, слухового контроля, заложить основу в формирование качеств ансамблевого исполнительства: чувство партнерства, слаженности, активизировать фантазию и интерес к работе над произведениями.
- Содержание урока.
Содержание урока соответствует поставленной цели: сформировать образ и конкретизировать исполнительские задачи. На уроке были использованы музыкальные инструменты для ансамблевого исполнительства: рояль, саксофон, DVD-проигрыватель для прослушивания, сборники нотной литературы Л. Бетховена, И. Штрауса, энциклопедически-справочная литература. Анализ нотного текста, прослушивание, игра с солистом стали стимулом для развития творческой способности, устойчивого интереса учащейся к обучению. Учебный материал содействовал формированию таких исполнительских знаний и умений как:
- следить за строчкой солиста и знать его партию;
- почувствовать и определить моменты для взятия дыхания;
- улавливать смену динамики, темпа;
- уметь при исполнении вступления подготовить солиста к определенному характеру исполнения.
- Тип учебного занятия.
Комбинированный.
Изучение нового материала, закрепление новых знаний, умений и навыков, применение на практике.
На предыдущих уроках был разобран нотный текст, разучены своя партия и партия солиста. На нашем уроке на основе краткого анализа нотного текста было определено содержание произведений, выстроен общий исполнительский план, состоялось совместное эскизное исполнение ученицы с иллюстратором.
- Структура урока.
Этапы урока последовательны:
- сообщение темы урока;
- проверка домашнего задания;
-беседа, диалог, показ, работа с текстом, прослушивание, практическая работа с солистом.
- подведение итогов.
Главным этапом урока было практическое освоение и закрепление знаний (игра с солистом-инструменталистом).
- Методы обучения.
Методы обучения соответствуют цели занятия. В развитии познавательной активности учащейся эффективны:
- когнитивный (познавательный),
способствующий формированию образного мышления учащейся. С помощью этого метода ученица приобретает навык анализа произведения;
- комплексный.
Помогает понять не только суть исполняемого произведения, но и овладеть необходимыми исполнительскими навыками. Он включает в себя контекстный (жанр, стиль, фактура), интонационно-пианистический (артикуляция, агогика, динамика, темпоритм), двигательно-технический (приемы звукоизвлечения, игровые движения), педальный тембр (калорит), интерпретационно- исполнительский (замысел, исполнительский план, раскрытие художественно-образного содержания;
- словесный (рассказ, диалог).
В процессе объяснения, анализа раскрывается форма, содержание, музыкальный образ произведения. «Педагог становится»,- как писал Г. Нейгауз,- «не только разъяснителем и толкователем музыки, но и историком, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта, и игры на фортепиано»;
- наглядно- иллюстративный (прослушивание, показ педагога);
- коммуникативного общения (использование интернет- источников, энциклопедически- справочной литературы);
- творческо - поисковый.
В своей работе люблю применять метод подтекстовки, образных ассоциаций, которые помогают выразительному интонированию, творческому осмыслению образа.
- Межпредметные связи.
На уроке осуществлялась взаимосвязь с другими учебными специальными дисциплинами. С фортепианным ансамблем его объединяют навыки коллективного музицирования. Со специальностью: развитие пианистических навыков грамотно исполнять аккордовое сопровождение, ритмическую фактуру, полифоническую фактуру. При анализе нотного текста осуществлялась связь с предметами музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, музыкальной литературы.
- Активность учащейся на уроке.
Настя на уроке организована и сосредоточена. С интересом принимала участие в аналитической работе над музыкальным содержанием, с увлечением слушала запись, показ преподавателя. Охотно принимала участие в диалоге с педагогом, положительно реагировала на все замечания. Материал усвоен. Игра с солистом способствовала закреплению полученных знаний и умений.
- Общие результаты занятия.
Запланированный объем выполнен. Цель урока полностью реализована. Далее предстоит детальная работа над решением технических, звуковых задач, работа над темпом, динамикой, агогикой, педалью для раскрытия художественно-образного содержания и создания взаимодополняющего ансамбля, подготовка к концертному выступлению.
Методический комментарий.
В классе инструментального аккомпанементе ученик знакомится с различными музыкальными инструментами. Все они обладают различными тембровыми особенностями. Это очень важно для расширения динамического и регистрового диапазона пианиста, ведь каждый аккомпанемент исполняется с различной силой и плотностью звукоизвлечения в зависимости от солирующего инструмента. Инструментальный аккомпанемент имеет свои исполнительские правила и задачи:
- Ученик должен выучить не только свою партию, но и партию солиста;
- Пианист должен следить глазами за строчкой солиста и слушать его партию;
- Необходимо определить в тексте опорные точки (на случай, если забудется текст), которые должны быть заранее «обыграны» в классе до выступления;
- Необходимо уметь «подхватывать» темп;
- Уметь почувствовать и определить момент для взятия дыхания;
- Определить моменты смены регистра, динамики, улавливать любые намерения солиста;
- Видеть соотношение сольной партии с аккомпанементом и выстроить с солистом совместный план выступления;
Особое внимание нужно уделять вступлениям, заключениям и проигрышам, т.к. в них обычно композитор передает эмоционально-эстетическое кредо всего произведения.
Список литературы
- Вицинский А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ,- М.: Классика XXI, 2003- 100с.
- Книга о музыке: популярные очерки [текст] / сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн.
–М.: Сов.ком., 1988.- 220с.
- Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента [текст]. –М.: Музыка, 1972.-80с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры [текст] / Г. Г. Нейгауз.-М., 1958г.-320с.
- Энциклопедический музыкальный словарь [текст] / ред. Г. В. Келдыша. –М.: изд. Большая советская энциклопедия, 1959г.
- Энциклопедический словарь юного музыканта [текст] / ред. Т. Хренникова. –М.: изд. «Педагогика», 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению. ( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)
Данный методический материал представляет собой сжатый конспект беседы с учащимися-пианистами старших классов ДМШ и ДШИ, может быть взят за основу при подготовке преподавателя к тематическому классном...
Начальный этап работы над музыкальным произведением
Работа педагога в музыкальной школе очень сложна: он имеет делo с учениками самой различной степени одаренности, ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму...
конспект урока по теме:"Этапы работы над музыкальным произведением по классу баян"
1.Представление ученика - Гинятуллина Ильвина Ильнуровна ученица 2- го класса.2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые. «Этюд» Л.Шитте –...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)
В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...
Методическая разработка "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано"
Методическая разработка "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано" Рассматриваются три основных этапа работы над произведениями в классе фортепиано....
"Начальный этап работы над музыкальным произведением. Основные аспекты."
методическое сообщение...
Конспект урока по специальности «Баян» «Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»
Конспект урока по специальности «Баян»«Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»...