Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента
план-конспект урока по теме

Урок посвящен начальному этапу работы в классе акомпанемента

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Содержание………………………………………………………….2
  2. Пояснительная записка        ……………………………………………..3
  3. План открытого урока        ……………………………………………..4
  4. Ход и содержание урока ...………………………………………… 6
  5. Анализ проведенного урока …...…………………………………..10
  6. Методический комментарий        ………………………………………13
  7. Список используемой литературы ………………………………...14
  8. Приложение

Пояснительная записка

Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся ДМШ наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приемами и способами работы над разными видами аккомпанемента (вокальный, инструментальный). Аккомпанемент играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Все виды сопровождения являются носителями эмоционального, изобразительного, смыслового содержания. Приобретенное умение и навыки грамотного исполнения аккомпанемента различной фактуры совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их художественно эстетический вкус, активизируют внимание, исполнительскую волю. Обучение навыкам концертмейстерского мастерства направлено на формирование и развитие личности ученика, его ориентацию в стилевых и жанровых особенностях музыкального сопровождения, в творческом почерке композиторов прошлого и современности.

В нашей школе аккомпанемент изучают в 7 классе. В работе со способными учащимися, имеющими хороший слух, ритм, владеющими определенными пианистическими навыками, этим видом музыкальной деятельности можно заниматься раньше. Так с учащейся 5 кл. Самойловой Анастасией в текущем году мы познакомились с инструментальным аккомпанементом (духовые инструменты). Игра с различными инструментами расширяет динамический, тембральный и регистровый диапазон пианиста. После окончания музыкальной школы не все учащиеся могут продолжить сольную карьеру. А навыки концертмейстерского мастерства могут пригодиться в дальнейшей профессиональной и любительской музыкальной деятельности многим талантливым ученикам.

На уроке мы покажем работу над произведениями: Экоссез G-dur Л. Бетховена и Вальс «Осень»   В. Глейхман. (Приложение)

Иллюстратор- преподаватель по классу саксофона А. Назаренко.

План открытого урока

Тема урока: «Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента»

Цель урока: формирование музыкального образа и конкретизация исполнительских задач

Задачи:

Образовательные:

- осознать содержание музыкального произведения на основе музыкально - теоретического анализа нотного текста;

- закрепить знание о специфике духовых документов и усвоить первоначальные навыки игры с солистом - инструменталистом (определять моменты взятия дыхания, показывать вступления, следить за строчкой солиста);

-выстроить общий исполнительский план произведений.

Развивающие:

- содействовать развитию внимания и слухового контроля (слышать весь звуковой комплекс, улавливать любые намерения солиста);

- стимулировать развитие метроритмической воли;

- активизировать фантазию и интерес.

Воспитательные:

- заложить основы формирования таких качеств как чувство партнерства, ансамблевой слаженности, ответственности и сопереживания;

- расширить музыкальный кругозор;

- содействовать формированию художественно-эстетического вкуса.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: индивидуальный.

Форма урока: комплексный.

Методы, используемые на уроке:

- Когнитивный (познавательный);

- Комплексный (помогает не только  понять содержание, но и усвоить исполнительские  навыки);

- Наглядно - иллюстративный (прослушивание, показ педагога);

- Словесный (рассказ, диалог);

- Коммуникативного общения;

- Творческо - поисковый.

Оборудование и дидактическое обеспечение урока:

- Рояль, саксофон;

- DVD-проигрыватель;

- Сборники нотной литературы («Альбом фортепианных  пьес»  Л. Бетховена, «Избранные вальсы» И.Штрауса);

- Энциклопедически- справочная литература

Структура урока:

  1. Занятие рассчитано на 45 минут (1 урок)
  2. Сообщение темы урока, постановка задач, проверка домашнего задания (5 минут)
  3. Беседа, показ, прослушивание, работа с текстом, практическая работа, закрепление (35 минут)
  4. Подведение итогов, домашнее задание (5 минут)

Ход и содержание урока.

Вступительное слово педагога.

П: Настя, сегодня у нас необычный урок. Мы попытаемся раскрыть музыкальный образ каждого произведения, понять, какими средствами композитор создает эти музыкальные образы, а исполнитель- реализует его замысел. На нашем уроке присутствует А. А. Назаренко - преподаватель по классу саксофона. Он будет иллюстрировать тебе. Надеюсь, мы попытаемся приобрести начальный опыт в совместной игре.

Что ты знаешь о саксофоне?

У: Это духовой инструмент.

П: Да, он относится к семейству деревянных духовых. Изобретен в 1841 году. Имеет 7 разновидностей: от сопранино до контрабаса. Перед тобой- теноровый. Послушай, каким сильным, сочным, бархатным звуком он обладает. (Показ преподавателя НазаренкоА.А.).Главным  в  звукоизвлечении у духовых  инструментов является  дыхание. Этот инструмент входит в состав эстрадных, джазовых, духовых и симфонических оркестров.

Проверка домашнего задания.

П: Настя, исполни, пожалуйста, партию солиста в Экоссезе, затем в Вальсе. (Ученица играет)

П: Настя, как ты думаешь, с чего начинается работа над музыкальным произведением?

У: С разбора текста.

Беседа, практическая работа.

П: Рассмотрим Экоссез Л. Бетховена. Что ты знаешь об этом композиторе?

У: На уроках муз.  литературы мы проходили творчество Л. Бетховена.

П:  Великий  немецкий  композитор XVIII-XIX в., представитель Венской  классической  школы. Им  написано  огромное  количество  произведений  в разных  жанрах. Его  музыка  проникнута  духом  борьбы   за  прекрасное  будущее  всего  человечества. Бетховеном  написано  много  танцевальной  музыки: это народные  немецкие  танцы, вальсы, менуэты. Экоссез G –dur входит  в  цикл 7 экоссезов, написанных  для  фортепиано. (Показ педагога).

 Танцевальность  пронизывает  все  музыкальное  искусство. Многие  национальные  танцы  стали  настолько  типичными выразителями настроений, характера, что  стали всеобщим  достоянием. Таковы  испанская  сарабанда, итальянская  тарантелла, польские  мазурка  и  полонез, французский  менуэт. Какие  танцы  тебе  приходилось  играть?

У: Менуэт, сарабанду, полонез, вальс.

П: Экоссез (в пер. с фр.ecossaise –шотландский) –нар. парный  танец, как бальный появился  в конце 17 в. во Франции. Для  экоссеза характерно  квадратное  построение, пары  непрерывно  меняются  местами, образуя  сложный  рисунок. Четкий  ритм, подвижный  темп придают  танцу игривый, живой  характер. Форма – простая 2-х частная репризная. К форме  экоссеза  как  многофигурному  танцу обращались Ф. Шуберт, Ф. Шопен.  Танец  исполнялся  под  аккомпанемент  волынки. Рассмотрим  фактуру  аккомпанемента: аккордовая. В  аккомпанементе  проводиться  отчетливая  дифференциация опорного  басового  акцента  (толчок  от пола) и более легких  аккордов. Основные  выразительные средства, которые  ярко  иллюстрируют  образ – артикуляция, агогика, динамика. Характер  звуковедения имеет  важное  значение  для  обрисовки  образа. Здесь  штрих –staccato. В аккордах  следует  прослушать  голосоведение с опорой  на 5-й палец  и в  конце 1 предложения- на 1-й.  (Показ педагога – ученица  повторяет).

Во II  части  ломаные  октавные  ходы  передают  звуки  волынки. Синкопы  требуют  синхронности  исполнения, придают  танцу шутливость. Тональный  план  прост: T-D гармония.  Агогических  отклонений  нет, темп - единый. Чтобы  избежать метричности – мыслим  по  четвертям, аккорды  воспринимаем  как  затакт. Исходным  уровнем  динамики  является  тембр  саксофона. Динамика  танца – контрастная, реприза-более яркая. Педаль - прямая.

Попробуем  исполнить  с  солистом. Настя, перед  началом  игры- обязательно посмотреть, готов  ли  иллюстратор. Так  как  начинает  он, тебе  нужно «подхватить» сильную  долю. В конце каждого  предложения необходимо почувствовать  момент  взятия  дыхания.  (Игра  ученицы  с  солистом).

П: Перед  нами еще  один  танец –Вальс «Осень» композитора В. Глейхман, нашего  современника, профессора  Московского  гос. Университета  культуры  и  искусства, гл. дирижера  Муниципального  оркестра  народных  инструментов, худ. рук. ансамбля  балалаек «Калина  красная».

Вальс (в пер. нем. walzen –кружиться)-  бальный  танец, основан  на  легком  вращательном  движении  вокруг  себя  и  продвижении  вперед. Появился  во II  половине  XVIII в.  из  народных  танцев Германии, Австрии, Чехии. Темп  может  варьироваться от медленного до стремительного. В истории вальса значительна роль Вены, где творили отец и сын Штраусы  (Показ педагога - исполнение вальса И. Штрауса op. 367, №9 (№1)).

П: Каких композиторов, сочинявших вальсы, ты знаешь?

У: Ф. Шопен, М. Глинка, П. Чайковский, А.Хачатурян, Г.Свиридов.

П: Традиционная формула вальса- трехдольный ритм с акцентом на первую долю. В нашем  вальсе  фактура аккомпанемента- полифоничная, многослойная: сочетание шаговой основы баса и гармонических фигураций, создающих эмоциональный фон. У баса своя мелодическая линия,      хроматический  ход  половинными  длительностями  с точкой. Педаль - запаздывающая.  Чтобы избежать метричности, мыслим «на 4/4». Давайте  исполним . (Ученица играет партию баса, солист - мелодию).

В правой руке кроме аккордов, которые имеют свои мелодические подголоски, гармонические фигурации образуют подвижный фон (сопутствующие голоса, которые очень выразительны, мелодичны, как бы ведут диалог с основной темой вальса, досказывают ее, штрих- legato).

Форма вальса - трехчастная, тональность a- moll, темп- rubato. Представим себе в осеннем парке одинокую женщину, которая вспоминает свой первый юношеский вальс. В первой части вальса полифоничная фактура подсказывает нам сюжетное развитие: диалог девушки и юноши, поэтому столько вопросительных и неустойчивых интонаций. Темп умеренный. Вторая часть - это непосредственно вальс, стремительный, подвижный. Юные герои полны надежд и счастливы. Фактура с опорой на 1 долю и легкими аккордами. Темп- piu mosso, штрих- staccato передают настроение и эмоциональное состояние танцующих. Тембральная окраска мелодии в басу вызывает ассоциации со звучанием духового инструмента.  До войны в парках и на танцплощадках  звучали духовые оркестры, поэтому новая мелодическая тема баса помогает нам ощутить атмосферу того времени. Вдруг, molto ritenuto приводит к фермате, которая «обрывает» счастливое настроение влюбленных. Представим, что началась война, и влюбленные больше никогда не встретились. Реприза звучит более драматично, более ярко. В конце слышны ноты отчаяния. (Слушаем вальс «Березка» Е. Дрейзина на DVD в исполнении духового Отдельного показательного оркестра МО СССР).

Особо хочется уделить внимание вступлению. В нем, как в эпиграфе, заключено все последующее содержание произведения. Здесь концертмейстер подготавливает, настраивает солиста на необходимый темп и характер исполнения. Настя, исполни, пожалуйста, вступление. (Ученица играет)

П: Получается несколько статично, по слогам, нет цезур. Здесь мелодия очень выразительная и декламационная. Попробуй исполнить еще раз вступление со следующим текстом (придумываю подтекстовку) «Вспоминаю не раз… довоенный наш класс, как меня пригласил ты на вальс…» (Ученица исполняет).

Вступление получилось выразительным и осмысленным. Аккомпанемент в вальсе является носителем  смыслового  содержания произведения, передает психологическое состояние героини. «Осень»- это не только зарисовка времени года, но и « осень жизни» героини. Вальсы  такого  содержания  встречаются  в  творчестве  многих  композиторов: Дж.Верди  «Травиата», А.Хачатурян  «Маскарад». Пробуем исполнить весь вальс с иллюстратором (Ученица играет с солистом).

П: Любой исполнитель никогда не играет одинаково, поэтому аккомпаниатору необходимо принять и усвоить, «сделать своим» художественный образ и все оттенки музыкальной речи персонажа. Психологическая настройка дружественности, переживания, трепетного внимания ко всем перипетиям событий помогает составить качество ансамбля».

Домашнее задание:

  1. Прослушать на сайте Kamusic.ru вальс «Осень» в авторской редакции для балалайки и фортепиано;
  2. Поработать над артикуляцией в партии баса в Вальсе и Экоссезе;
  3. Поиграть партию баса и партию солиста вместе, следить глазами за его строчкой;
  4. Озвучить голосоведение в аккордах и мелодических фигурациях.

Итоги урока:

На уроке учащаяся смогла уяснить содержание музыкальных произведений, приобрести навыки музыкально-теоретического анализа, закрепила и усвоила первоначальные исполнительские навыки игры с солистом-инструменталистом. Научилась концентрировать внимание и слух, почувствовала ответственность за качество аккомпанемента, расширила свой музыкальный кругозор, проявила интерес к занятиям аккомпанементом.

Анализ проведенного урока:

  1. Тема занятий и место в учебном курсе.

Основной формой работы в исполнительском классе, или в классе аккомпанемента, является изучение музыкального произведения, конечной целью которого- содержательное и яркое исполнение. Поэтому первый этап работы над музыкальным произведением очень важен в учебном процессе. Происходит формирование музыкального образа, уяснение исполнительских задач.

  1. Реализация целей и задач.

Мне удалось раскрыть содержание произведений, расширить знания учащейся о средствах выразительности, о специфике игры на духовых инструментах, усвоить первоначальные навыки игры с солистом, стимулировать развитие внимания, слухового контроля, заложить основу в формирование качеств ансамблевого исполнительства:  чувство партнерства, слаженности, активизировать фантазию и интерес к работе над произведениями.

  1. Содержание урока.

Содержание урока соответствует поставленной цели: сформировать образ и конкретизировать исполнительские задачи. На уроке были использованы музыкальные инструменты для ансамблевого исполнительства: рояль, саксофон, DVD-проигрыватель для прослушивания, сборники нотной литературы Л. Бетховена, И. Штрауса, энциклопедически-справочная литература. Анализ нотного текста, прослушивание, игра с солистом стали стимулом для развития творческой способности, устойчивого интереса учащейся к обучению. Учебный материал содействовал формированию таких исполнительских знаний и умений как:

- следить за строчкой солиста и знать его партию;

- почувствовать и определить моменты для взятия дыхания;

- улавливать смену динамики, темпа;

- уметь при исполнении вступления подготовить солиста к определенному характеру исполнения.

  1.  Тип учебного занятия.

Комбинированный.                                                                                                                              

Изучение нового материала,  закрепление новых знаний, умений и навыков, применение  на  практике.  

На предыдущих уроках был разобран нотный текст, разучены своя партия и партия солиста. На нашем уроке на основе краткого анализа нотного текста было определено содержание произведений, выстроен общий исполнительский план, состоялось совместное эскизное исполнение ученицы с иллюстратором.

  1. Структура урока.

Этапы урока последовательны:

- сообщение темы урока;

- проверка домашнего задания;

-беседа, диалог, показ, работа с текстом, прослушивание, практическая работа с солистом.

- подведение итогов.

Главным этапом урока было практическое освоение и закрепление знаний (игра с солистом-инструменталистом).

  1. Методы обучения.

Методы обучения соответствуют цели занятия. В развитии познавательной активности учащейся эффективны:

- когнитивный (познавательный),

способствующий формированию образного мышления учащейся. С помощью этого метода ученица приобретает навык анализа произведения;

- комплексный.

Помогает понять не только суть исполняемого произведения, но и овладеть необходимыми исполнительскими навыками. Он включает в себя контекстный (жанр, стиль, фактура), интонационно-пианистический (артикуляция, агогика, динамика, темпоритм), двигательно-технический (приемы звукоизвлечения, игровые движения), педальный тембр (калорит), интерпретационно- исполнительский (замысел, исполнительский план, раскрытие художественно-образного содержания;

- словесный (рассказ, диалог).

В процессе объяснения, анализа раскрывается форма, содержание, музыкальный образ произведения. «Педагог становится»,- как писал Г. Нейгауз,- «не только разъяснителем и толкователем музыки, но и историком, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта, и игры на фортепиано»;

- наглядно- иллюстративный (прослушивание, показ педагога);

- коммуникативного общения (использование интернет- источников, энциклопедически- справочной литературы);

- творческо - поисковый.

В своей работе люблю применять метод подтекстовки, образных ассоциаций, которые помогают выразительному интонированию, творческому осмыслению образа.

  1. Межпредметные связи.

На уроке осуществлялась взаимосвязь с другими учебными специальными дисциплинами. С фортепианным ансамблем его объединяют навыки коллективного музицирования. Со специальностью: развитие пианистических навыков грамотно исполнять аккордовое сопровождение, ритмическую фактуру, полифоническую фактуру. При анализе нотного текста осуществлялась связь с предметами музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, музыкальной литературы.

  1. Активность учащейся на уроке.

Настя на уроке организована и сосредоточена. С интересом принимала участие в аналитической работе над музыкальным содержанием, с увлечением слушала запись, показ преподавателя. Охотно принимала участие в диалоге с педагогом, положительно реагировала на все замечания. Материал усвоен. Игра с солистом способствовала закреплению полученных знаний и умений.

  1. Общие результаты занятия.

Запланированный объем выполнен. Цель урока полностью реализована. Далее предстоит детальная работа над решением технических, звуковых задач, работа над темпом, динамикой, агогикой, педалью для раскрытия художественно-образного содержания и создания взаимодополняющего  ансамбля, подготовка  к  концертному  выступлению.

Методический комментарий.

В классе инструментального аккомпанементе ученик знакомится с различными музыкальными инструментами. Все они обладают различными тембровыми особенностями. Это очень важно для расширения динамического и регистрового диапазона пианиста, ведь каждый аккомпанемент исполняется с различной силой и плотностью звукоизвлечения в зависимости от солирующего инструмента. Инструментальный аккомпанемент имеет свои исполнительские правила и задачи:

- Ученик должен выучить не только свою партию, но и партию солиста;

- Пианист должен следить глазами за строчкой солиста и слушать его партию;

- Необходимо определить в тексте опорные точки (на случай, если забудется текст), которые должны быть заранее «обыграны» в классе до выступления;

- Необходимо уметь «подхватывать» темп;

- Уметь почувствовать и определить момент для взятия дыхания;

- Определить моменты смены регистра, динамики, улавливать любые намерения солиста;

- Видеть соотношение сольной партии с аккомпанементом и выстроить с солистом совместный план выступления;

Особое внимание нужно уделять вступлениям, заключениям и проигрышам, т.к. в них обычно композитор передает эмоционально-эстетическое кредо всего произведения.

Список литературы

  1. Вицинский А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ,- М.: Классика XXI, 2003- 100с.
  2. Книга о музыке: популярные очерки [текст] / сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн.

 –М.: Сов.ком., 1988.- 220с.

  1. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента [текст]. –М.: Музыка, 1972.-80с.
  2. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры [текст] / Г. Г. Нейгауз.-М., 1958г.-320с.
  3. Энциклопедический музыкальный словарь [текст] / ред. Г. В. Келдыша. –М.: изд. Большая советская энциклопедия, 1959г.
  4. Энциклопедический словарь юного музыканта [текст] / ред. Т. Хренникова. –М.: изд. «Педагогика», 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению. ( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)

Данный методический материал представляет собой сжатый конспект беседы с учащимися-пианистами старших классов ДМШ и ДШИ, может быть взят за основу при подготовке преподавателя к тематическому классном...

Начальный этап работы над музыкальным произведением

Работа педагога в музыкальной школе очень сложна: он имеет делo с учениками самой различной степени одаренности, ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму...

конспект урока по теме:"Этапы работы над музыкальным произведением по классу баян"

1.Представление ученика  - Гинятуллина Ильвина Ильнуровна ученица 2- го класса.2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые.  «Этюд» Л.Шитте –...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)

В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...

Методическая разработка "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано"

Методическая разработка  "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано" Рассматриваются три основных этапа работы над произведениями в классе фортепиано....

Конспект урока по специальности «Баян» «Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»

Конспект урока по специальности «Баян»«Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»...