УРОКИ ДЕТСКОГО ДОСУГА
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Методическое пособие может быть использовано педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, социальными педагогами, педагогами организаторами в работе с  учащимися  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon файл122 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ   ЦЕНТР

УРОКИ ДЕТСКОГО ДОСУГА

Методическое пособие может быть использовано педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, социальными педагогами, педагогами организаторами в работе с  учащимися  

 

                                                         Логинова  Людмила Вольдемаровна,

                                                         методист МКОУ ДОД ЭБЦ

                     

г. Георгиевск

 Ставропольский край

Сценарий

к   Всемирному  Дню воды  «Подкумку – чистые берега»

 Цель:  Развитие познавательной активности, любознательности,  мышления,  

             экологической культуры  детей и подростков в процессе

             формирования  представления об охране водных объектов.

      Сегодня мы с вами совершим    путешествие в «водный мир.    

   «Плывя» по реке Подкумок, мы  будем делать короткие остановки, узнавать что-то новое.

      Вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как в любом походе, вы должны помогать друг другу, не винить за неудачи или ошибки, действовать дружно, весело. Пускай  вам   сопутствовать удача.

      Город Георгиевск расположен на левом берегу  реки Подкумок недалеко от его устья. Эта река берет начало на северном склоне Скалистого хребта Кавказских  гор, в двух километрах к северо-востоку от горы Тахтамыш-Тау, на высоте 1280 км. Подкумок является правым притоком реки Кумы, в которую впадает около села Краснокумское. Длина 148 км. Русло реки извилистое, разбивается на рукава. Ширина от 10-15 м, средняя глубина – 0,5 – 0,7 м. и менее.

     Но прежде чем отправиться в путь, вы получите маршрутный лист, где указано,  на какую остановку должны идти. Всего  вам необходимо пройти 9 остановок, на которых вас будут встречать педагоги, давать задания, выставлять баллы.

     После того, как вы пройдете все остановки, вам предстоит поучаствовать еще в одном конкурсе «А ну-ка, убирай-ка!».

     Итак, желаем  удачи!

1.   Остановка «Капелька»

                Время на выполнение задания 3 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

    Назовите притоки рек Ставропольского края:  Подкумок, Калаус, Томузловка,  Грачёвка, название которых связаны с  произрастанием по берегам каких-то пород деревьев:

 1. Правый  приток р. Подкумок, название которого связано с зарослями березы в верховьях  березовой балки называется?        (Березовка)

 2. Правый  приток р. Калаус, по берегам  которого растет много диких груш называется?                                                                        (Грушевка)

 3. Правый приток р. Томузловки, по берегам  долины растет дуб, называется?                                                                         (Дубовка)

 4. Левый приток р. Томузловки, по берегам которого растет калина, называется                                                                          (Калиновка)

 5. Назовите правый приток р. Грачевки, название которого связано с зарослями кизила.                                                              (Кизиловка)

2.     Остановка  «Угадай-ка!»

За три минуты подберите правильные ответы к вопросам. За каждый правильный ответ 1 балл.

     1. В нее льётся, из нее пьётся,

         Сама по земле плетется                                                        (Река)              

     2. Назовите самую длинную реку Ставропольского края    (Калаус)

     3. По воде зеркальной чистой,

         Как по синей глади льды.
        Мы не хуже хоккеистов

         Носимся туда-сюда.                                                              (Водомерка)

     4. Простейшие растения, которые встречаются в воде?        (Водоросли)

     5. Чем я только не богата:

          Из меня готовят йод,

          И консервы, и салаты

          И расту в пучине вод.                                                     (Морская капуста)

      6. Охраняю я природу,

           Санитар озер, болот.

            Застоявшуюся воду

            Очищаю каждый год.                                                     (Ряска)

       7. Кругом вода, а с питьём беда.

           Кто знает, где это бывает?                                               (В море)

       8. Утром бусы засверкали

           Всю траву собой застлали

           А пошли искать  мы днем –

           Ищем, ищем, не найдем.                                                   (Роса)

       9. Он без рук, он без ног

            Из земли пробиться смог –

            Нас он летом в самый зной,

            Ледяной поит водой.                                                        (Родник)

3.   Остановка «Охраняй-ка!»

    Знакомство с органолептическими показателями воды: запах, цвет, температура, прозрачность, состояние воды. Рассказать методику выполнения. За каждый правильный ответ 1 балл.

    1. Определение прозрачности воды:

       Ответ:  набрать в стакан воды. Поставить стакан с водой на лист с рисунком или текстом и сделать вывод:     а) вода -  прозрачная, б) вода – мутная, в) вода – очень мутная

    2. В каком состоянии бывает вода в природе?

         А) жидком,  б) твердом,  в) газообразном

    3.  Определите запах воды:

         При оценке запаха воды сравниваем пробу с водой из-под  крана.

          А) чистая,  б) затхлая, в)  пахнет нефтью

     4. Определение цвета воды:

       Ответ:  для определения цвета воды белый диск опускаем на глубину, равную половине величины прозрачности, и на фоне диска цвет воды сравнивается с цветом воды из под крана.

             А) чистая, б) желтая,   в) коричневая

      5. Определение температуры воды:

          Определяем водным термометром в металлической или деревянной оправе. Держим термометр в воде не менее трех минут.      

4.   Остановка  «Отгадай, кто - я?»

 По словесному портрету ты скажи нам – кто   (что)  же это? За каждый правильный ответ 1 балл.

     1. Ветки носят. Глину роют.

          На реке плотину строят.

          У плотины там и тут

          В круглых домиках живут.                 (бобры)

      2.   В морях и реках обитает,

            Но часто по небу летает,

             А как наскучит ей летать,

             На землю капает опять.                       (вода)

      3.  Как зовут если не царя, то, во всяком случае большого начальника в подводном царстве?                                                             (водяной)

      4.   Девушка необычной красоты, которая живет в озере?    (русалка)

      5.   Он пушистый, серебристый,

            Но  рукой его не тронь:

            Станет капелькою  чистой,

            Как поймаешь на ладонь.                       (лед)

      6.   Шумит он в поле и в саду,

            А в дом не попадет,

            И никуда я не пойду,

            Покуда он идет.                                      (дождь)          

5.     Остановка  «Догонялки»

      1. У какой рыбы нет чешуи?                   (у сома)

      2. Кит и дельфин это рыбы?                    (нет, это млекопитающие)

      3. Говорят, у некоторых птиц есть специальные «детские ясли». Так ли  

           это?                                                        (Да, у пингвинов)

      4. Где раки зимуют?                                  (В береговых норах под водой)

      5. Какое самое большое животное в мире?  (голубой кит или кит

          полосатик.)                

6.   Остановка «Мы самые - самые»

       1. Самая длинная река в Ставропольском крае?            (Калаус, 436 км)

       2. Самая    мутная  река в СК?                                          (Калаус)

       3. Самое большое озеро в России?                                   (Каспийское)

       4. Самое глубокое озеро в России?                                   ( Байкал)

       5. Самый большой по площади океан?                             (Тихий)

       6. Самая длинная река в мире?                                           (Нил)              

7.     Остановка «Прядки»

1. С какой стихией не дружит вода?   (с огнем)

 2. Какое морское животное с давних пор спасало утопающих людей?   (дельфин)

 3. Как называется рыба, которая набирает в рот воду, затем, сжимая жабры, с силой выталкивает ее через рот наружу?                                (брызгун)

 4.       Он в самом омуте живет,

           Хозяин глубины.

           Имеет он огромный рот,

           А глазки чуть видны.                                                      (сом)

5. Умеют слоны плавать?                                                    (да, даже под водой)\

 6. У каких птиц крылья покрыты чешуей?                      (у пингвинов)                                  

8.    Остановка «А вам, слабо!»   

 1. Назовите реки и каналы Георгиевского района, Зам каждый правильный ответ 1 балл. (Кума, Подкумок, Этока, Золка, Теплушка, Мокрый Каромык, сухой Каромык,  канал широкий Паденский,  канал Сабленский, Чернолесский канал.

      2. На каком берегу реки Подкумок расположен город Георгиевск» (на левом)

      3. Откуда берет начало  р. Подкумок?     (на северном склоне Скалистого хребта Кавказских гор).

      4. В какую реку и где впадает р. Подкумок? (около села Краснокумское, в р. Кума).

      5. Какова длина реки Подкумок?         (148 км)                                    

9. Остановка: « Кто  быстрей?»

        Из первых букв, названий остановок, которые пройдены участниками конкурса, составить слово и высказывание. На каждой станции игроки получают конверт со словами, из которых необходимо составить высказывание.    (Подкумок.  Кто не умеет беречь малого, тот не сохранит и большого).    Команда, которая раньше всех  и  правильно выполнит задание, получает дополнительно 1 балл.              

10      Экологическая  операция   « Мы чистим   мир»

Участники конкурса  убирают  мусор   по берегу реки Подкумок,   в  лесном массиве. Команда, которая больше соберет мусора в мешки, за 15 минут, будет признана победителем  в  экологической  операции  «Мы чистим мир».

2.  Игра    «Путаница»

     Мелом на доске или на ватмане нарисована паутина.  На паутину в беспорядке прикрепляются  картонные кружочки с номерами от 1 до 50 , в зависимости от количества вопросов.

В игре участвуют одновременно две или три   команды.

Право первого хода разыгрывается по жребию. Затем команда называет номер кружка.  Ведущий снимает кружок с «паутинки» и зачитывает вопрос, который скрывался за данным номером. Надо заранее предусмотреть вопросы по семи темам. Под некоторыми номерами скрываются:

 - «паук»: переход хода (7-8 номеров);

- «жемчужина» - команда получает 1 балл и продолжает игру (3-4 номера);

- «капля воды»: - «смываются» все набранные до этого баллы (2 -4  номера);

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл  и продолжает игру, если команда отвечает неправильно – право ответа  предоставляется соперникам.

Тема первая – «Цветы в преданиях»

1. По легенде, небо спустилось на ржаное поле и превратилось в этот цветок.    (Василек)

2. Считалось, что в ночь на Ивана Купалу надо взять в руки бессмертный цветок нечуй-ветер, и он вместе с волшебным цветком папоратника поможет найти клад. А как мы называем цветок нечуй-ветер? (Бессмертник)

3. «Паук»

4. По легенде, эти цветы родились из капелек крови пастушка, которого избила  разгневанная богиня Артемида. Изображение этого цветка вошло в государственный герб Италии (Гвоздика)

5. По преданию, этот цветок пробудился ранней весной и так  влюбился в солнышко, что поворачивается вслед за ним до тех пор, пока не поседеет. (Одуванчик)

6. Самых нежных девушек японцы называют окику-сан, приравнивая их к сиянию солнца и нежность этих цветов. (Хризантем)

7. В Белоруссии в честь этого цветка назван один из месяцев (Вереск)

8. «Капля»

Тема вторая – «Грибное царство»

 1. «Паук»

  2. Как называется наука о грибах?  (Микология)

  3. «Паук»

  4. Этот гриб когда-то использовали как сухой тру для зажигания. (Трутовик)

  5. Этот гриб в годы войны уже в первые два  месяца использования помог вернуть здоровье 1227 больным, да и сейчас помогает побеждать микробов – возбудителей воспаления легких, дифтерии и т.д.  (Пеницилл)

  6. Несмотря на «веселое» название и красивую форму, запах у этого гриба отвратительный (У веселки)

  7. В 1847 году  Ирландию постиг страшный голод из-за болезни картофеля. Какой гриб вызвал эту болезнь?  (Фитофтора)

  8. Как называется вещество, находящееся в оболочке грибной клетки и сходное с хитином ракообразных? (Фунгин)

Тема третья «В мире птиц»

 1.«Жемчужина»

 2. «Паук»

 3. Отыскать родину этих розовых птиц удалось исследователю Севера С.Бутурлину. (Розовых чаек)

 4. Эти самые быстрокрылые птицы способны перелетать пустыню Сахару без посадки за 10-12 часов. (Стрижи)

 5. Утверждают, что эта хищная птица способна увидеть  добычу на расстоянии, превышающем километр. (Сокол-сапсан)

 6. Этот водяной воробей – настоящий водолаз: охотясь за рыбой, он способен  нырять даже в ледяную воду. (Оляпка)

 7. Эта птица выводит птенцов поздней осенью и зимой и выкармливает их семенами хвойных деревьев. (Клест)

 8. Говорят, эти птицы спасли Рим (Гуси)

Тема четвертая – «Зеленая аптека»

  1. Эти цветы не только «предсказывают судьбу», но и весьма полезны при мытье волос. (Ромашка)

 2. «Жемчужина»

 3. Из листьев этого растения, теплых с одной стороны и холодных с другой, готовят отвар от кашля. (Мать-и-мачеха)

 4. «Паук»

 5. Этот весенний цветок – нежный и благоуханный, но ядовитый. Однако лечебные препараты из него применяются при заболеваниях сердца.  (Ландыш)

 6. Все знают, что листья этого растения надо прикладывать к ранам.  (Подорожник)

 7. Отвары из цветков этого жгучего растения пьют при головных болях и используют для полоскания волос. (Крапива)

 8. Это растение используют для лечения кожных заболеваний, о чем, собственно, можно догадаться уже по его названию. (Чистотел)           

Тема пятая – «По следам Робинзона»

1. В полярных странах это болотное растение называли «теплой травой» и клали в обувь» (Осока)

2. «Капля воды»

3. «Паук»

4. Из лепестков этого растения получают ароматное масло, делают духи и варенье. (Розы)

5. Из листьев этого растения готовят так называемый капорский чай. Слово «чай» входит и в его название.  (Иван-чай, или кипрей)

6.Роберт Стивенсон в своей  балладе утверждает, что из меда, полученного из цветков этого растения, готовили прекрасный напиток. (Вереска)

7. Японцы очень почитают это растение, что не мешает им, однако, готовить салат из лепестков его цветов. (Хризантемы)

8. В повести Бренбери из этого растения делали вино. У нас оно очень широко распространено, но далеко не все знают, что из корней его можно приготовить кофейный напиток, а из цветов сварить варенье. (Одуванчик)

9. «Капля воды»

                                             

Тема шестая – «Чудеса природы»

1. Этот цветок бывает в диаметре до 1 метра, а пахнет… гнилым мясом. (Раффлезия Арнольди)

2. «Паук»

3. Листья у этой самой крупной кувшинки достигают 2 метров. (Виктория регия)

4. Никому не удалось увидеть, как цветет растение, но наши предки считали, что оно расцветает в июле цветами, «яркими, как пламень» (Папоротник)

5. В Испании это растение сначала разводили как декоративное, поскольку его ярко-оранжевые плоды считались ядовитыми. Первыми их попробовали итальянцы и назвали «золотым яблоком» (Помидор)

6. Возраст этих самых  древних растений около трех миллиардов лет. (Сине-зеленые водоросли)

7. За сутки это растение может вырасти на метр (Бамбук)

8. «Жемчужина»

9. «Капля воды»

3.  Игра «Путешествие по станциям.  Знатоки  природы»                                              

Цели и задачи:

  • закрепление знаний о природных комплексах леса, активизация творческого мышления и эрудиции;
  • привитие навыков бережного отношения к родной Земле, формирование умения по ее защите;
  • воспитание экологической ответственности, экологической культуры и мышления;
  • утверждение ценности взаимопонимания в коллективе.

Условия  конкурса

      В ходе проведения конкурса ребята проходят  11 станций. На каждой станции, за правильный ответ, участники получают  ключевое слово, из которых в дальнейшее формируется фраза.

      Цель: быстрее  других игроков дойти до финиша, ориентируясь по карте и пройдя все указанные на карте – схеме станции.  (Приложение 1)

      Конкурс проводится в виде письменного тестирования, ответов на вопросы, загадок, выполнения домашнего задания, трудового десанта.

      Конкурсанты должны показать свои знания и умения по следующим вопросам:

      1. Общие понятия о лесе.

      2. Виды пожаров и меры борьбы с ними.

      3.Основные лекарственные и хвойные породы (биологическая характеристика любого предложенного вида древесно - кустарниковой растительности).

       4. Лекарственные растения леса.

       5. Выполнить предложенное задание на станциях:

        1 станция – « Лесная находка». Конкурсанты заранее находят забавные коряги, корни, готовят лесные поделки и дарят их «Лесовичку».  

    Требования к конкурсным работам:

  Конкурсные работы оцениваются по следующим критериям:

  • оригинальность, качество  исполнения работы;
  • соответствие названия работы теме конкурса;
  • эстетичность оформления конкурсной работы;
  • этикетка 4х10 см. (ф.и.  ребенка, школа, класс, возраст,  Ф.И.О. руководителя.

    Конкурсная работа должна сопровождаться небольшим текстовым  комментарием или  четверостишьем.

       2 станция – «Букварь природы». Игрокам раздаются карточки с загадками о растениях. Необходимо выбрать правильный ответ. Время на выполнения задания 3 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

      3 станция – «Вспоминай-ка». Вопросы в форме тестирования по ранее указанным темам. За каждый правильный ответ 1 балл. Время на выполнения 3 минуты.

      4 станция – «Отыщи растение». Участникам  конкурса предлагаются тексты, в которых защифрованы названия лесных растений.  Необходимо  найти их и подчеркнуть. Время на обдумывание 3 минуты.

      5 станция – «Тропа испытаний». Вопросы в форме тестирования. Время на выполнения 3 минуты.

      6 станция – «Меткий глаз». Определить высоту дерева, кустарника при помощи равнобедренного прямоугольного треугольника, рулетки и вешки. Дать им название. Рассказать, как определять высоту дерева.

      7 станция – «Золушка». Конкурсантам выдаются пакеты с различными плодами и семенами древесно – кустарниковой растительности. За 3 минуты разложить плоды, семена по видовому составу, дать им название.

      8 станция – «Лесные великаны». Участникам конкурса предстоит рассказать какие породы деревьев, кустарников растут на данной станции, Дать им названия, описать их плоды и семена.

      9 станция – «Зеленая аптека леса» (Домашнее задание) оформить в форме реферата, формат А-4, рисунок или фото лекарственных растений леса, древесно – кустарниковых, травянистых (не более 2-х, 1 лист на каждое растение), где указать название, семейство, биологическая характеристика, применение в лечебной практике, время сбора. Легенды, мифы, обычаи.

         Критерии оценки:

  • оригинальность замысла и исполнения;
  • эстетичное оформление
  • данные о ребенке (ф.и., школа, класс, возраст)

      10 станция – «Экологическая». Ребятам предлагаются рисунки экологических знаков, дать оригинальный ответ. Что означает тот или иной экологический знак.

       11 станция – «А ну-ка, убирай – ка!». Конкурсанты  собирают мусор  в лесном  массиве  (С собой иметь перчатки, пакеты для мусора).

       12. станция – «Праздничный салют».

      Награждение участников конкурса.

                                           1  Станция   «Вспоминай  – ка»

1. Что такое лес?

а) Это сложное растительное сообщество;

б) «зеленая фабрика»

в) «зеленое золото»

г) источник ценных «невесомых полезностей»

2. Дендрология  - это наука изучающая:

а) вирусы;

б) древесные растения -  деревья, их свойства и географическое размещение, кустарники;

в) взаимоотношение  организмов между собой и окружающей средой:

3) Лесные пожары подразделяются на:

а) низовые;         б) верховые;                в) подземные

4) Какой вид лесного пожара имеет наибольшую скорость:

 а) низовой; б) верховой;     в) подземный

5) Глубина заделки семян зависит:

а) от полива;  б) размера семени;  в) от породы дерева

2  Станция  «Отыщи   растение»

            Участникам конкурса предлагаются тексты, в которых зашифрованы  названия растений, произрастающих в лесу.   Найдите их.

1. На берегу океана калан дышит холодным северным воздухом   (Ландыш)        

2. Передвинул Рома шкаф на середину комнаты       (Ромашка)                              

3. Селедку иваси консервируют в больших количествах         (Ива)

4. Крупные рыбы – лещ и навага.      (Лещина)                                                            

5. Ветер ломал и наклонял ветви деревьев низко к земле.  (Малина)                          

6. Боцман Борис оснастил судно всем необходимым оборудованием.  (Сосна)      

7. Ваня очень боялся пчел и ос, и начал отмахиваться от них панамой.(Осина)  

8. Дед у болота нашел кустик черники.  (Дуб)                                                            

9. Квас и лекарство, и напиток одновременно. (Василек)                                                  

10.Говорят «как и с лица» воду не пить, так и в зеркало можно не смотреться.                                                                                                                                      

   (Кислица)

3 Станция  «Лесная находка»

           Конкурсанты заранее находят забавные коряги, корни, готовят лесные поделки и дарят их Лесовику.

4 Станция   «Букварь природы»

Игрокам раздаются карточки с загадками о растениях, необходимо за 3 минуты выбрать правильный ответ, который оценивается 1 балл.

1.  В сенокос – горька,

     А в мороз _ сладка,

     Что  за ягода?                   А) калина; б) клюква в) рябина

2.  Много тонких стебельков.

     Каждый этот стебелек

     Держит алый огонек.

      Разгибаем стебельки –

     Собираем  огоньки.                А) черника, б) земляника; в) малина

3.   Стоит Алена:

      Платок зеленый,

       Тонкий стан

       Белый сарафан.                     А) береза;  б)  ива; в) осина

4. Разбежались на опушке

     В белых платьицах подружки.     А) катальпа; б) береза; в) осина

5. Весной зеленела,

    Летом загорела,

     Осенью надела

     Красные кораллы .                а) калина; б) рябина; в) малина.

6. Латинское название этого дерева происходит от слова «народ».

          А) липы; б) тополя; в) вязы

7. Это дерево издавно ценили за пышное цветение, аромат, неприхотливость, устойчивость к загазованности:

            А) липа;  б) дуб; в) ясень

5 Станция   «Золушка»

Конкурсантам выдаются пакеты с различными плодами и семенами древесно – кустарниковой растительности. За 3 минуты разложить  плоды и семена по видовому составу, дать название.

6 Станция  «Меткий  глаз»

Измерить высоту дерева при помощи равнобедренного прямоугольного треугольника, рулетки и вешки. Рассказать, как правильно определять высоту дерева.   Дать название дереву.  (Приложение № 2)

7 Станция  «Лесные  великаны»

 Ребятам, предстоит рассказать, какие породы деревьев и кустарников  растут на данной станции. Дать им название. Рассказать, как ориентироваться в лесу. Описать плоды и семена данного растения. Дать родовое название.  Используется в медицине, как…

8 Станция «Зелёная аптека леса»

   Рассказать  о лечебных свойствах лекарственного растения. Дать родовое, латинское название растения, его семейство. Рассказать о научных данных, связанных с происхождением и применением в лечебной практике. Время сбора. Легенды, мифы, обычаи лекарственного растения

9 Станция  «Экологическая»

   Участникам конкурса предлагаются рисунки экологических знаков. Ребята должны ответить, что означает тот или иной экологический знак.

10. Станция  «А ну - ка, убирай - ка!»

        Конкурсантам предлагается убрать мусор в лесном массиве.

11 Станция  «Праздничный  салют»

    Участники конкурса становятся парами. По сигналу, зажав шары лбами и не пользуясь руками, надо добиться, чтобы шар лопнул. Оценивается время.

12. Станция  «Тропа испытаний»

1. Какой самый нижний ярус леса?

 А) мхи;             Б)  лишайники;             В)   грибы

2. Какой следующий ярус леса?

 А) трава;         Б) цветы;                   В) кустарники

3.  Назовите следующий ярус леса?

А) Травы;       Б)  лишайники;       В) кустарники

4.  Последний ярус леса…

А) цветы;     Б) мхи;            В) деревья

5.  Хлороз – это:

 А) отмирание клеток листа;

Б) изменение окраски листа;

В) объедание листа насекомыми

4. Конкурс  «Это интересно знать»

Российский  союз охраны птиц объявляет каждый год годом определенной птицы.

1. Какая     птица является птицей 2007 года?   Зимородок, удод, синица

2. 2008    – Снегирь, ласточка, дятел

3. 2009   -  Лебедь, поползень, журавль

4. 2010   -   Чибис, скворец, грач

5. 2011   -   Белая трясогузка, стриж, щегол

6. 2012  -     год Варакушки,  чайки, соловей

                              Вопросы «Экологический  календарь»

 

1.В некоторых индейских племенах издавна существовала  традиция в день рождения ребенка сажать дерево. Из  этого и родился праздник, который впервые отмечался в 1874 году в штате  Небраско, когда  за одну акцию люди  высадили двенадцать миллионов деревьев. Назовите этот праздник.  

Ответ: ДЕНЬ ЛЕСА 

2.В календарном цикле у небольшого народа – водь – в конце мая до сих пор отмечается «День отдыха земли». В христианских обрядах – это второй день Троицы и называется он  Духов день. Сегодня во всем мире отмечается этот день, который приходится на вторую половину апреля, когда в северном полушарии земля пробуждается от сна. Назовите этот день.  

Ответ: ДЕНЬ ЗЕМЛИ    

3. Среди череды современных праздников он отмечается во второй половине марта, когда все пробуждается от долгого зимнего сна. Назовите этот праздник.  

Ответ: ДЕНЬ ВОДЫ  (Всемирный день водных ресурсов)

Начиная с 1923 года  школьники нашей страны  традиционно проводят

4.Начиная с 1923 года  школьники нашей страны  традиционно проводят  этот праздник 1 апреля. Назовите этот праздник.  День птиц

                     

                   «Занимательное краеведение»

1. Это оригинальный памятник архитектуры конца XX века. С пуском в эксплуатацию в 1875 году железной дороги Ростов – Владикавказ почта доставлялась на станцию Минеральные Воды, а оттуда почтовые экипажи развозили её по городам-курортам. Тогда и были сооружены почтовые станции, из которых чудом сохранилась только одна в Железноводске, сейчас это филиал здешнего краеведческого музея. Как она называется?

Ответ: «СТАНЦИЯ ПОЧТОВЫХ ДИЛИЖАНСОВ»

2. Проведение в 1894 году этого буквально вдохнуло новую жизнь в КМВ. Образуется станция Каррас, строятся добротные каменные дома, которые конкурируют с частным старым жильем  и гостиницами. Возводится усадьба И.Д. Иноземцева, сыгравшего в строительстве этого также огромную роль.  О чем идет речь?

Ответ: СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

3. Этот праздник ежегодно собирает всех министров культуры России, субъектов Российской Федерации, выдающихся поэтов, писателей. Праздник длится несколько дней и начинается у последнего приюта известного поэта – домика над камышовой крышей на территории Государственного музея-заповедника с последующим посещением места дуэли и памятника известного поэта. Завершается это вечером в краевом театре оперетты. О каком празднике идет  речь?

Ответ: ЛЕРМОНТОВСКИЙ ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ

4.   Какой город КМВ назван в честь римского воина, казненного в

       тридцатилетнем возрасте за исповедание христианской веры?

       А) Пятигорск;

       Б) Георгиевск;

       В) Ессентуки.

«Всё обо  всём»

1. Назовите   российского императора, который  издал в 1803 году рескрипт о признании государственного значения Кавказским Минеральным Водам и необходимости их устройства.

               А)  Николай  П;

               Б)  Александр 1;

               В)  Александр П.

  2. В  миропонимании этносов складывалась ассоциация между понятиями Земля, Родина и Природа. Так, у  восточных славян  особо почитался бог жизни и природы, повелитель ее стихий.  От его имени и пошли слова – природа, родина, народ, родители, урожай, родник.  Назовите бога.   

  Род

3.   Есть на КМВ сейсмическая станция, где прослушивают «пульс земли». На чувствительные приборы там записываются землетрясения, происходящие во всех уголках земного шара. В каком  городе она находится

  Город Пятигорск

4.  Говорят, что с  их  помощью можно определить химическую природу отравляющих веществ. Если им давать незначительные дозы токсических веществ  - стрихнина, атропина, яда змеи и др., они создают видоизмененный рисунок, специфический для каждого исследуемого вещества. О ком идет речь.  

Паук, паутина

 

  Категория  «Экологический  календарь»

Вопрос 1

В некоторых индейских племенах издавна существовала традиция в день рождения ребенка сажать дерево. Из  этого и родился праздник, который впервые отмечался в 1874 году в штате  Небраско, когда  за одну акцию люди  высадили двенадцать миллионов деревьев. Назовите этот праздник.  

Ответ: День леса

Вопрос 2

               В календарном цикле у небольшого народа – водь – в конце мая до сих пор отмечается «День отдыха земли». В христианских обрядах – это второй день Троицы и называется он  Духов день. Сегодня во всем мире отмечается этот день, который приходится на вторую половину апреля, когда в северном полушарии земля пробуждается от сна. Назовите этот день.  

Ответ: День Земли

Вопрос 3

Среди череды современных праздников он отмечается во второй половине марта, когда все пробуждается от долгого зимнего сна. Назовите этот праздник.  

Ответ: День воды

Категория «Млекопитающие»

Вопрос 1

Укус этого млекопитающего страшнее укуса других, более крупных и сильных зверей, т.к.  длинные и тонкие резцы в момент укуса слегка отклоняются в стороны и наносят не только глубокую, но и болезненную рваную рану. Назовите это млекопитающее.

Ответ: Хомяк

Вопрос 2

Охотники заметили странную поведенческую черту  куницы. Она затаскивает  остатки пищи на деревья, прячет под колоду  или  зарывает в снег, тем самым пытается обезопасить от посягательств  другого хищника. Состав кормов этих двух хищников сходен. Назовите другого млекопитающего.

Ответ: Лисица

                                                     Вопрос 3

Назовите животное,  которое в известной песне косит лиловым глазом.

Ответ: Рыжий конь             

                 Категория  «Птицы»             

        Вопрос 1

                 Назовите птицу,  у которой клюв  заменяет молоток, клещи и отвертку. Птица, ловко работая клювом, может отвинчивать винты и гайки, разрывать стальную проволоку, пробивать толстые доски и даже листы железа.  

Ответ: Попугай  Какаду

              Вопрос 2

Назовите птицу, которая ударом ноги может убить человека, а клювом бьет с такой же силой, как лошадь копытом?    

Ответ: Африканский страус

Вопрос 3

Каких двух птиц можно встретить только на Северном   Кавказе?

Ответ: Кавказский теререв  и кавказский улар

 

Литература:

  1. Бианка В.  Лесная газета. М., 1986
  2. Воронцов А.И. Лесная энтомология. М., 1982
  3. Гниловской В. Занимательное краеведение, Ставрополь, 1974
  4. Грехова Л.И. В союзе с природой, Ставрополь, 1999
  5. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М., 1971
  6. Илюшина И.И. Школьное лесничество. М., 1986
  7. Кривобоков Н. Кавказские минеральные воды, М. 1994
  8. Ливенцев В.П. Практикум по лесоводству.  М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рогулькина Наталья Дмитриевна, преподаватель ИЗО, Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ» г.Москва, 2011 год Разработка открытого урока «Детский портрет»

Рогулькина Наталья Дмитриевна,преподаватель  ИЗО,Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»г.Москва, 2011 годРазработка открытого урока«Детский портрет»Характеристики урока: от...

урок "Детский альбом П.И.Чайковского"

Урок содержит полный конспект и презентацию со звуковыми  фрагментами из произведений П.И.Чайковского из "Детского альбома". Урок можно использовать в начальной и средней школе, а ...

Открытый урок детского вокального ансамбля

Вокально- хоровые упражнения, разучевание произведений , домашнее задание...

Организация детского досуга в семье

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой семьи....

Конспект урока "Детский телефон доверия"

Данный конспект урока разработан специально для классного часа посвященного "Детскому телефону доверия"...

открытый урок "Детский музыкальный театр"

Цель урока "Детский музыкальный театр"-1.заинтересовать учащихся жанром оперы...

Урок Время досуга

План-конспект урока в 7 классе по ФГОС....