урок "Детский альбом П.И.Чайковского"
презентация к уроку по музыке

Сурнина Татьяна Анатольевна

Урок содержит полный конспект и презентацию со звуковыми  фрагментами из произведений П.И.Чайковского из "Детского альбома". Урок можно использовать в начальной и средней школе, а так же  как музыкальную викторину во внеклассной работе (например в конце 2 четверти перед новогодними праздниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_uroka.doc841.5 КБ
Office presentation icon chaykovskiy.ppt2.51 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки  

(можно использовать)

1 четверть 3 класс ( по программе Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой): раздел «День полный событий»; тема уроков: «Выразительность и изобразительность в музыке»

2 четверть 2 класс ( по программе Д.Б.Кабалевского): «О чём говорит музыка»

Конспект урока музыки  во 2  классе

2 четверть ( по программе Д.Б.Кабалевского)

Учитель Сурнина Татьяна Анатольевна

Тема четверти: «О чём говорит музыка»

Тема урока:  «Детский альбом» П.И.Чайковского и взаимосвязь выразительности и изобразительности   в музыкальном произведении

(или Выразительность и изобразительность музыки в пьесах из «Детского альбома» П.И.Чайковского)

(или Взаимопроникновение выразительности и изобразительности  в музыкальном произведении)

Тип урока: Обобщение темы

Цель урока: закрепить у учащихся представление о целостности восприятия музыкального произведения (в том числе, взаимосвязи изобразительности и выразительности), о связи музыки с  повседневной жизнью и внутренним миром человека.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с творчеством П.И.Чайковского на  примере пьес из «Детского альбома»;
  2. Познакомить с творчеством современного композитора

Д. Воскресенского на примере песни «Ночь расскажет нам сказку»;

  1. Закрепить понятия: музыка изображает, музыка выражает, композитор, марш, песня, танец (вальс, полька), ритм, темп, лад, мелодия, движение музыки, характер музыки;
  2. обучение игры на ДМИ;
  3. учить использовать различные технические средства, ресурсы для самостоятельного знакомства с музыкальными произведениями и творчеством композиторов.

Развивающие:

  1. активизировать эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
  2. развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной грамоты;
  3. повышать уровень музыкальной грамотности учащихся;
  4. учить слушать, слышать и понимать изобразительные и выразительные качества музыки,   её многогранность;
  5. развивать умение размышлять о музыке;
  6. учиться передавать художественный и музыкальный образ песни;
  7. формирование и развитие творческих способностей;  
  8. расширение ассоциативного поля школьников;
  9. развитие интереса к импровизации;
  10. развивать способность самостоятельно мыслить, действовать, обучаться;
  11. развивать эвристическое мышление

Воспитательные:

  1. формировать музыкальную культуру как часть всей духовной культуры человека;
  2. раскрывать связь музыки с жизнью человека;
  3. воспитывать музыкальный, эстетический вкус;
  4. воспитывать интерес и любовь к музыке;
  5. активизировать чувства сопереживания;
  6. раскрывать внутренний мир детей;
  7. приобщение к золотому фонду классической и современной музыки;
  8. воспитывать

Методы:

  1. словесный (беседа)
  2. наглядный
  3. слуховой
  4. практический
  5. эмоционального воздействия
  6.  побуждения к сопереживанию
  7. перспективы и ретроспективы
  8. сопоставления и сравнения
  9. игровой
  10.  наблюдения за музыкой
  11. исследования музыкального образа
  12. поисковый
  13. тождества и контраста
  14. проблемно-поисковый
  15. обобщения

Музыкальный материал:

  1. Пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Сладкая грёза», «Вальс», «Полька»)
  2.  Песня для разучивания «Ночь расскажет нам сказку»

                                                                                    Д. Воскресенского;

Оборудование:

1.Медиа проектор

2.Компьютер

3. Презентация

4.Фортепиано

5. Карточки с названием  музыкального материала и домашним заданием (остаются после урока детям для  выполнения домашнего задания)

6. ДМИ (треугольник)

7. Нотные сборники:

«Детский альбом» П.И.Чайковский  и «Сонные песенки» Д. Вознесенский

Домашнее задание№1

  • на карточках с названием музыкальных произведений  изобразить (нарисовать, вклеить) свое представление музыкального образа  в  пьесах П.И.Чайковского и песне Д.Вознесенского
  • выразить свой эмоциональный отклик  от услышанных музыкальных произведений на уроке (в виде цвета, мимики, слова)

Пример карточки (выполненное домашнее задание):

Музыкальное произведение

Музыкальный образ

Эмоциональный отклик



« Сладкая грёза»

Домашнее задание № 2

  • используя интернет – ресурс, совместно с родителями познакомиться с творчеством П.И.Чайковского и послушать пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского

http://musicmp3.spb.ru/album/detskii_aljbom_soch_39_yakov_flier.html

   

(ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ, ТО МОЖНО СРАЗУ НА УРОКЕ ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ ПЕРЕХОД ПО ССЫЛКЕ И ДВИЖЕНИЕ ПО САЙТУ)

Ход урока:

  1. Здравствуйте, ребята.  Покажите пожалуйста своей мимикой  какое у вас сейчас настроение ………..(показывают)
  2. Спасибо. Я вижу, что настроения у всех разные: кто-то грустный, кто-то радостный, кто-то спокоен, кто-то встревожен, кто-то злится. Но я надеюсь, что к концу урока ваше настроение измениться в лучшую сторону, потому что у меня для вас есть несколько сюрпризов!
  3. Но ведь я не показала вам какое у меня настроение! А давайте я вам его исполню, а вы угадаете! И так:

Сейчас у меня вот такое настроение: (звучит мажор)  Да, радостное. В музыке это настроение называется,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,..(мажор) Повторите за мной: «Вот звучит мажор» (гамма вверх)

А вчера у меня было вот такое настроение: (звучит минор). Да, грустное.  В музыке это настроение называется,,,,,,,,,,,,,,,, (минор)  Повторите за мной: «Вот звучит  минор» (гамма вниз)

Ну что ж, молодцы. Всё угадали и вспомнили два основных настроения в музыке, два лада – мажор и минор.  А теперь, обещанный сюрприз.

  1. Слайд №1 .  Совсем скоро Новый год! Вы уже ждёте подарков?  В этих коробочках для вас тоже спрятаны подарки. Как вы думаете, что это может быть? ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
  2. Да, замечательные идеи. Но мой подарок другой. И это
  3. Слайд №2,,,,,,,,,,,,  классическая музыка! Именно она может быть одновременно подарком для каждого из вас и сразу для всех. И музыка, написанная русским композитором 19 века,,,,,,,,,(слайд №3),,,,,,,.Кто знает его имя? (буквы медленно выходят)  
  4. Да, это П.И.Чайковский. какие произведения этого композитора вы знаете?

(если нет ответов, то  …..Вот сегодня и начнём знакомится)

  1. П.И.Чайковский написал цикл пьес для фортепиано и  объединил его в сборник под названием «Детский альбом» (слайд №4).  А вот так он выглядит в нотном сборнике. (показать)
  2. Почему «Детский альбом»? Как вы думаете, кому подарил композитор эти пьесы?
  3.  Да, детям. Написав эти пьесы для своего племянника, композитор подарил их тем саамы всем детям.
  4. Сколько пьес в этом альбоме?  …………  И каждая имеет название.

Мы с вами  познакомимся пока что только с некоторыми из них. Названия этих пьес выделены, синим цветом. Я уже говорила, что пьесы написаны для фортепиано, но их так же можно исполнять и на других музыкальных инструментах. Как раз такое исполнение вы и услышите.

12.А теперь у меня к вам вопрос. Вы любите играть? Во что? Я знаю детей, которые любят играть в машинки и при этом делают так…….(«тртртртрт») и рулить.( попробуйте и вы)

А ещё вот так ( «бр» губами) и рулить. ( попробуйте и вы)

А ещё играют в самолётики и делают так («ЖЖЖЖЖЖЖЖ») и руками расправить крылья. ( попробуйте и вы). А вот мой папа играл в детстве в лошадки. Как можно изобразить звуком бег лошадки?  (удар языка по нёбу). Молодцы. А как вы думаете может ли музыка изобразить игру в лошадки?   …………………………..

И вы правы.  СЛАЙД № 8

  1. И так. Познакомимся с пьесой «Игра в лошадки».  (слушание)
    А может я что-то перепутала и это колыбельная?  Лошадка стоит? (нет) Что происходит в музыке (движение, острый ритм, быстрый темп) (ответы детей о характере музыки). А какое настроение у наездника, у этого мальчика?

А теперь  вы тоже можете   ещё ярче изобразить эту игру в лошадки, слушая пьесу и прищёлкивая языком. (ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ)

  1. А кто же из мальчиков не любит играть в солдатиков?! (Слайд №9) СЛУШАНИЕ

Что делают солдатики? Бегут? Стреляют? Скачут на конях? (нет) А что? А почему вы так решили? Правильно-  маршируют.  Как композитор это изобразил это в музыке? (чёткость ритма, счёт на 4). А как вы думаете выражено ли в этой пьесе настроение мальчика или даже солдатиков? Какой характер  музыки?(Да, гордость, бодрость)

Мы тоже сейчас с вами сможем промаршировать. Поставьте указательный и средний  пальчики обеих рук на стол и промаршируйте пальчиками так же ритмично и бодро как звучит музыка в этой пьесе.

 

  1. девочки конечно мало кто играют в солдатики. Они всё больше любят танцевать. Какие вы знаете танцы?  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,. А до скольки мы считаем в вальсе? (3). А давайте потанцуем вальс руками. Как вы это сделаете? (учитель считает и тоже показывает руками)

Попробуем сразу так же потанцевать по музыку в пьесе «Вальс» СЛАЙД №10. Что вы представили под эту музыку?  А какое настроение в музыке? Какие чувства она выражает? (радость, нежность, игривость)

  1. А вот и полька!  Как танцуют польку7 Кружатся как в вальсе? Да, подскоками. А считают до скольки? (до 2)

Попробуем потанцевать? Прошу вас встать и повторить за мной (подскоки на месте и прямые хлопки).

А теперь под музыку! СЛАЙД №11 (слушают и танцуют). Молодцы. А если я скажу, что это была полька бегемотов. Вы согласитесь со мной? (разговор о характере музыки). Какие чувства, эмоции у вас вызывает эта пьеса?

  1. А бывает у вас, что вы не хотите играть, а просто хотите отдохнуть и помечтать?

И  об этом есть пьеса есть у Чайковского -  «Сладкая грёза». Грёза – это мечтание. Представьте, вечер, у вас был очень хороший и полный событий день и вот пора ложиться спать.  И перед сном конечно хочется помечтать. Особенно о том, что же вам подарят на Новый год.

Послушайте, о чём мечтает эта девочка. СЛАЙД №12.

Какая по характеру музыка? ( спокойная, нежная, светлая). А характер мелодии в этой пьесе отличается чем-то от предыдущих пьес (пропеть фрагменты мелодий)? А здесь вот какая (проиграть и спеть с детьми) (протяжная, напевная, как в колыбельной).

17. А давайте мы этой девочке споём колыбельную, которую написал наш современный композитор Дмитрий Воскресенский.  И тогда она заснёт крепким и спокойным сном и ей приснятся добрые сны. (исполнение песни, которая уже разучивалась на предыдущих уроках) (если необходимо  - немного поработать над  характером). А теперь, кто-нибудь из вас пусть изобразит на треугольнике и металлофоне как на ночном небе зажигаются звёзды и звук в нашей песне становится ещё светлей и теплей. (игра на ДМИ и пение)

  1. А теперь я раздам вам вот такие карточки. На них вы видите названия пьес, с которыми сегодня познакомились и два пустых окошка. Для чего они  - я скажу позже.
  2. А сейчас ещё один сюрприз: мы проведём музыкальную викторину, чтобы узнать какие подарки вы сегодня получили.
  3. СЛАЙД №17.  Внимание. Фрагмент, из какой пьесы сейчас прозвучит. После прослушивания – поднимите нужную карточку. (МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА)

Молодцы. Вы прекрасно справились с викториной.

20. А теперь домашнее задание. (выдать вторую карточку с заданием)

СЛАЙД №21 И №22.

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК.  

 

ГОУ СОШ №6 Василеостровского района СПб

2011 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостинная "Детский альбом" П.И. Чайковский

Сценарий мероприятия на котором дети знакомятся с циклом пьес П.И. Чайковского "Детский альбом"....

Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Сценарий предназначен для проведения  и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...

Презентация с иллюстрациями к "Детскому альбому" П.И. Чайковского.

Данная презентация содержит иллюситарции к пьесам из "Детского альбома" Чайковского. Этот материал будет полезен для внеклассных занятий по музыке. Он помогает учащимся лучше представить музыкальные о...

Творческий проект «Островок классики»: Детский альбом. П.И. Чайковский

Это первый этап большого проекта «Островок классической музыки», который знакомит детей с жизнью замечательных композиторов в яркой, театрализованной форме. Этот проект объединил не только музыкантов-...

Творческий проект «Островок классики»: Детский альбом. П.И. Чайковский

Это первый этап большого проекта «Островок классической музыки», который знакомит детей с жизнью замечательных композиторов в яркой, театрализованной форме. Этот проект объединил не только музыкантов-...