Творческий проект «Островок классики»: Детский альбом. П.И. Чайковский
материал по музыке по теме

Это первый этап большого проекта «Островок классической музыки», который знакомит детей с жизнью замечательных композиторов в яркой, театрализованной форме. Этот проект объединил не только музыкантов-исполнителей на различных инструментах, но и танцоров, художников, хоровиков.

Данный «учебный проект» нужно рассматривать как форму взаимодействия учащихся разновозрастных народных инструментальных коллективов с хореографическими коллективами, с обучающимися на художественно-эстетическом отделении. В этом проекте могут участвовать все обучающиеся ДШИ, работы хватит всем. В нем ярко демонстрируется использование форм урочной и внеурочной деятельности учащихся, включающих в себя как коллективное музицирование, так и выполнение самостоятельных творческих  работ. Идея этого проекта появилась из-за острой необходимости сделать звучание классической музыки наглядной, интересной, доступной неподготовленному слушателю и самое главное, чтобы активными участниками проекта стали дети. Нам хотелось увлечь этой идеей как можно больше обучающихся.

Некоторые произведения после разучивания становились «концертными» - исполнялись отдельными номерами в различных концертных программах мероприятий школы, учреждений города. Многие из них стали ярким украшением концертов и полюбились слушателями.

А вовлекая учащихся не только в творческий исполнительский, но и исследовательский процесс,  преподаватели смогут объединить коллектив в одну творческую команду, что является важным фактором долгого существования дружного творческого коллектива.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пикалевская детская школа искусств»

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ народного инструментального отделения

«Островок классики.

Детский альбом. П. И. Чайковский»

Руководители проекта:

Бойцова Елена Сергеевна

Скоблова Татьяна Петровна

Творческая группа:

учащиеся народного инструментального отделения

участники хореографического ансамбля « Карусель»

учащиеся художественного отделения

учащиеся хорового отделения

хор «Жемчужинка»

г. Пикалево

2009


Пояснительная записка

       В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

       Огромная роль в воспитании детей всегда отводилась музыке. Приобщая детей к музыкальному миру, мы способствуем воспитанию у них нравственно-этических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей. Решающую роль в развитии личности играет любая творческая деятельность, в т.ч. коллективное музицирование.

       В последние годы произошли изменения в практике образования, стали необходимы новые методы и формы обучения, которые призваны развивать исследовательские навыки учащихся, формировать активную позицию каждого ребенка в рамках сотрудничества и совместного коллективного творчества.

      Данный «учебный проект» нужно рассматривать как форму взаимодействия учащихся разновозрастных народных инструментальных коллективов с хореографическими коллективами, с обучающимися на художественно-эстетическом отделении. В этом проекте могут участвовать все обучающиеся   ДШИ, работы хватит всем. В нем ярко демонстрируется использование форм урочной и внеурочной деятельности учащихся, включающих в себя как коллективное музицирование, так и выполнение самостоятельных творческих  работ. Идея этого проекта появилась из-за острой необходимости сделать звучание классической музыки наглядной, интересной, доступной неподготовленному слушателю и самое главное, чтобы активными участниками проекта стали дети. Нам хотелось увлечь этой идеей как можно больше обучающихся.

      Некоторые произведения после разучивания становились «концертными» - исполнялись отдельными номерами в различных концертных программах мероприятий школы, учреждений города. Многие из них стали ярким украшением концертов и полюбились слушателями.

      А вовлекая учащихся не только в творческий исполнительский, но и исследовательский процесс,  преподаватели смогут объединить коллектив в одну творческую команду, что является важным фактором долгого существования дружного творческого коллектива.  

Методический паспорт проекта.

Название проекта: концертная программа   «Островок классики».

                                                             

Руководители проекта: 

                      преподаватель по классу баяна Бойцова Елена Сергеевна,

                      преподаватель по классу домры Скоблова Татьяна Петровна.

Учебный предмет:   Обучающиеся ДШИ.

Участники проекта: Обучающиеся  ДШИ, хореографический ансамбль «Карусель», художники ДШИ, преподаватели ДШИ.

Возраст участников:  8-50 лет.

Количество учеников: 58 человек

Тип проекта: творческий

Уровень творчества:  исполнительский

По содержанию:  межпредметный

Продолжительность работы над проектом: учебный год.

Заказчик проекта: МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» г. Пикалево      Бокситогорского района Ленинградской области

Актуальность проекта: В рамках уроков музыки в общеобразовательной школе, на уроках музыкальной литературы ДМШ учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством известных композиторов в очень узких рамках, упускаются самые интересные эпизоды жизни музыкантов. У преподавателей ДШИ благодаря проекту появляется уникальная возможность окунуться в атмосферу того времени, увидеть как одевались люди той эпохи, что пели, даже что танцевали и кушать.

Цель проекта - погрузить учащихся в атмосферу сотворчества в удивительную атмосферу того времени, когда творил тот или иной композитор

Задачи:

Образовательные:

 – познакомить учащихся с жизнью и творчеством композиторов-классиков.

- расширить музыкальный кругозор учащихся.

Воспитательные:

 – воспитывать коммуникативность, артистичность, творческое отношение к исполняемым произведениям. 

 - активизировать познавательную деятельность;  укреплять интерес к классической музыке.

Развивающие:

 – развивать исследовательские, творческие и исполнительские навыки;

 - активизировать способность учащихся работать индивидуально и в коллективе.

Ресурсное обеспечение проекта:

- нотные сборники; Интернет-ресурсы;

- аудио-, видеокассеты; CD-диски;

- технические средства: музыкальный центр, DVD-проигрыватель, ТВ, компьютер;

- рояль (пианино)

- народные музыкальные инструменты.

- костюмы, декарации.

Методическое сопровождение проекта:

- подборка стихов, загадок о музыке, о музыкальных инструментах; 

- рефераты, сообщения об особенностях музыки « Детского альбома» П. И. Чайковского;

- детские рисунки.

Планируемый результат:

- расширение представлений о жизни эпохи П. И. Чайковского;

- вовлечение учащихся в познавательную деятельность;

- объединение обучающихся разных отделений ДШИ в одно театрализованное действие.

Продукт проекта: подготовить театрализованное представление, которое будет исполнено как для родителей и учащихся школы , так и для других детских и взрослых аудиторий учреждений города.  

Этапы работы над проектом:

1. Погружение в проект.

2. Организация деятельности.

3. Осуществление деятельности.

4. Презентация результатов.

Работа над проектом.

1.Погружение в проект (подготовительный этап).

     

      Учащиеся инструментального отдела ДШИ выступают на различных концертных площадках, участвуют в концертных программах, конкурсах и т.д. Часто в их репертуар входят классические произведения. Но исполнять такую музыку детям бывает скучно, не интересно и не понятно. Поэтому появилась потребность создания такого проекта, в котором дети- действующие лица эпохи изучаемого композитора. А это значит, им нужно детально изучить как одевались люди того времени, как учились, что танцевали, как развлекались и даже, что кушали.   

      Обсудив проблему с учащимися, мы решили начать проект « Островок классики» с самой популярной музыки для детей - « Детского альбома» П. И. Чайковского. Многие произведения из этого альбома хорошо знакомы детям.

      Вместе с учащимся выбрали название проекта, обсудили задачи и некоторые предложения по достижению конечной цели, возможные варианты работы по  проекту, наметили этапы работы.  

2.Организация деятельности (поисково-исследовательский этап).

   

На данном этапе формируются проектные группы учащихся по двум направлениям:

       1. выбор музыкального материала для (подбор аудио-, видеоматериалов - произведений в интернете, на аудиокассетах, пластинках и др.) для дальнейшего прослушивания всем коллективом;

       2. подготовка сообщений о музыке и музыкальных традициях этого времени (реферат, краткое сообщение).

Право окончательного выбора «музыкального материала для разучивания» руководители проекта оставляют за собой.

     Каждая группа занималась сбором информации, обсуждала и анализировала её.

     Художники рисовали иллюстрации к пьесам из альбома, хореографы разучивали танцы того времени, учащиеся хорового и инструментального отделения разучивали выбранные руководителями проекта произведения.

     А также подбирали стихи и загадки о музыке, о музыкальных инструментах, создавали рисунки к изученному материалу, добывали научную информацию из различных источников – энциклопедия, словари, учебники, интернет-ресурс и др.

3.Осуществление деятельности (практический этап).

     

      После обсуждения найденного материала осуществляется самостоятельная работа учащихся по проектным заданиям (в группах и индивидуально) – подготовка сообщений по намеченным темам. Создаются новые группы, более мелкие по составу и смешанные по возрасту, т.к. нужно охватить период детства, юности и годы зрелого творчества композитора.

     Учащиеся выступают с разученными пьесами из «Детского альбома» на различных концертных площадках, чтобы обыграть, вжиться в исполняемые произведения.  

     На занятиях по специальности, уроках «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» проходит прослушивание и обсуждение исполняемых учащимися музыкальных произведений.

    На уроках по специальности происходит детальный разбор и разучивание исполняемого произведения из «Детского альбома».

     Учащиеся  создают рисунки к разучиваемым произведениям.

4. Презентация результатов (заключительный этап).

   Театрализованное представление «Островок классики» был подготовлен и стал достойным завершением проекта.

   Первыми слушателями представления стали учащиеся ДШИ и их родители, 23 марта - МАО «ТСЦОН» г.Пикалево,6 апреля - учащиеся средней школы№1.

 Стены зала, где проходил концерт, украсили рисунками обучающихся  художественного отделения ДШИ - это оживило восприятие исполняемых произведений.

  Перед зрителями был разыгран настоящий музыкальный костюмированный спектакль. Его главными участниками стали ученики ДШИ и их преподаватели.

Итоги проекта.

   

Совместное творчество ещё больше сплотило коллектив. В процессе подготовки проекта учащиеся взяли на себя роль «исследователей и лекторов», с удовольствием выступали не только перед своими сверстниками, а так же  стали наставниками для  младших учащихся ДШИ.

   Создание такого яркого театрализованного представления стало первым шагом в многоэтапном и важном для юных музыкантов проекте «Островок классики».

Перспектива развития проекта.

   

Данное театрализованное представление может быть представлено различным слоям населения города – воспитанникам детских садов, учащимся школ (младшие и средние классы), ветеранам войны и труда, посетителям социального центра и др.

  Этот проект рассчитан на много лет т.к. запланировано осветить жизнь многих композиторов и исполнить их самые популярные произведения.

20декабря 2013 года состоится премьера второго этапа проекта «Островок классики». Зрителей ждет увлекательное путешествие в сказочный мир творчества нашего земляка Николая Андреевича Римского-Корсакова.


Список используемой литературы.

1. Айзенштадт С.А. Искусство интерпретации из сб. «Детский альбом»

П.И. Чайковского. Классика XXI век. – М., 2003.

2. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М.,

1997.

3. Кандинский-Рыбников А., Месропова.                                                             О неопубликованной

П.И. Чайковским первой редакции «Детского альбома»: из сб. Научные труды

Московской годсурарственной консерватории им. П.И. Чайковского / Сост.

Л.В. Рощина. – М.: Россельхозакадемия. – 1997. – вып. 11.

4. Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского. – М.:

ООО «Престо». – 2003.

5. Полное собрание сочинений П.И. Чайковского. – М. – 1872. – вып. I.

6. Томпакова О. Книга о русской музыки для детей. – М.: Изд. «Музыка». – 1966.

7. Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и

переписка. – М., 1962.

8. Чхиквадзе З.И. Воспоминания. Московская Государственная консерватория.

Вопросы истории и теории. – 1991. – вып. 31.

                   


ПРОГРАММА театрализованного представления

 «Детский альбом. П. И, Чайковского».

Вступительное слово.

  1. Утреннее размышление.  Хор «Жемчужинка»
  2. Зимнее утро. Раннева З. Ю. (фортепиано)
  3. Игра в лошадки. Ряннель Слава (балалайка)
  4. Мама. Потемкина В. И. ( фортепиано)
  5. Марш деревянных солдатиков. Левченкова Саша ( домра)
  6. Болезнь куклы. Закордонская Даша (фортепиано)
  7. Новая кукла. Свистунова Вероника (фортепиано)
  8. Танец « Менуэт» Дашкевич Лилия и Миров Даниил
  9. Русский танец « Во саду ли, в огороде»
  10. « Вальс».ансамбль скрипачей
  11.  Старинная французская песенка. Ромашова Наталья (фортепиано)
  12.  Камаринская. Иванова Саша (домра)
  13.  Неаполитанская песенка. Никифорова Маша (домра)
  14.  Баба- яга. ОРНИ
  15.  Сладкая греза. ОРНИ
  16.  В церкви. Хор « Жемчужинка»

Заключительное слово.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостинная "Детский альбом" П.И. Чайковский

Сценарий мероприятия на котором дети знакомятся с циклом пьес П.И. Чайковского "Детский альбом"....

Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Сценарий предназначен для проведения  и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...

Творческий проект «Островок классики»: Детский альбом. П.И. Чайковский

Это первый этап большого проекта «Островок классической музыки», который знакомит детей с жизнью замечательных композиторов в яркой, театрализованной форме. Этот проект объединил не только музыкантов-...

Презентация проекта: "Приобщение детей среднего возраста к музыкальной культуре". Детский альбом П И.Чайковского.

Презентация проекта: "Приобщение детей среднего возраста к музыкальной культуре"....

«Детский альбом» П.И.Чайковского на логоритмических занятиях в детском саду (5-6 лет)

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова). Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя - это сов...

Презентация к проекту "Слушаем Детский альбом П.И. Чайковского"

Презентация к проекту "Слушаем Детский альбом П.И. Чайковского"...