«Детский альбом» П.И.Чайковского на логоритмических занятиях в детском саду (5-6 лет)
план-конспект по теме

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова). Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя - это совместная разработка и проведение логоритмических занятий.  О логоритмике много написано, но именно мы на наших занятиях используем классическую музыку наравне с русской народной, таким образом, способствуем развитию у детей любви к родине, природе, животным, классическому искусству, народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детский альбом» П.И.Чайковского

на логоритмических занятиях в детском саду (5-6 лет)

В дошкольных группах в течение двух-трех лет проходят курс коррекционного обучения и воспитания дети с нарушениями речи, такими, как: общее недоразвитие речи (ОНР) разного уровня, дизартрия, алалия. Дефекты речи дошкольников сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций (повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение ориентации в пространстве и общей, мелкой моторики, дефицит внимания и памяти и др.).

В результате совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя мы разработали и апробировали формы взаимодействия:

- Обсуждение результатов диагностики в рамках педагогического консилиума.

- Перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта.

- Фронтальная работа по коррекции просодической стороны речи у детей.

- Совместная разработка и проведение логоритмических занятий.

- Использование арттерапии на музыкальных занятиях.

- Использование музыкального материала в аудиозаписях на логопедических занятиях.

- Адаптирование логопедом речевого материала, используемого на утренниках.

- Взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы.

Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя - это совместная разработка и проведение логоритмических занятий.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой в речевой группе.

О логоритмике много написано, но именно мы на наших занятиях используем классическую музыку наравне с русской народной, таким образом, способствуем развитию у детей любви к родине, природе, животным, классическому искусству, народному творчеству. Мы используем произведения Чайковского П.И., Прокофьева С.С., Глинки М.И., Римского-Корсакова Н.А., Моцарта, Вивальди, Сен Санса, Кабалевского Д.Б., Бетховена.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Задачи:

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- формирование правильного дыхания;

- развитие способности ориентироваться в пространстве;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие фонематического слуха, просодических компонентов;

- формирование навыка релаксации;

- развитие и коррекция музыкально-ритмических движений;

- приобщение детей к классической музыке.

Условия проведения:

- занятия проводятся 1 раз в неделю после познавательного и логопедического;

-  продолжительность – 20-30 минут;

- логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы, изучаемые в группе;

-  речевой материал не выучивается;

-  все упражнения выполняются по подражанию;

-  на занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности.

-  использование на занятии классических музыкальных произведений.

Структура занятия.

I. Музыкально-ритмические движения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), дыхательные упражнения.

II. Игры на развитие фонематического слуха, артикуляционной, мелкой моторики, мимики.

III. Оркестр, пение, игры, танец.

IV. Слушание – релаксация.

Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры, развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.

Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Артикуляционная гимнастика: способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы.

Упражнения для развития мелкой моторики. Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!

Игры на развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.

Игры: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение.

Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.

Опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы с музыкальным руководителем позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.

Предлагаем вам одно из разработанных нами занятий.

Путешествие куклы Кати.

Дети входят в зал под музыку П.И. Чайковского «Новая кукла» из цикла «Детский альбом»

Логопед.        Мы приходим в детский сад,

                Там игрушки стоят:

                Паровоз, пароход

                Дожидаются ребят.

Ребята, а какие игрушки любите вы?

Дети отвечают.

У меня есть кукла Катя –

                Золотых волос волна.

                Повяжу я кукле бантик –

                Улыбнётся мне она.

                Я в ответ ей улыбнусь

                И, как Катя, причешусь.     В. Степанов

Кукла Катя никогда не была в весеннем лесу, она захотела посмотреть на весенний лес и первой разбудить мишку от зимней спячки.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Жаворонок» из цикла «Детский альбом». К детям прилетает жаворонок (детская игрушка).

Логопед. Жаворонок поможет кукле Кате добраться до лесу и найти берлогу мишки. Пойдёмте ребята.

Двигательное упражнение «В лес» под музыку русской народной песни «Ах вы сени, мои сени»

Мы в лесок пойдём,                Дети, взявшись за руки, идут за логопедом по 

Мы цветы найдём.                залу.

Люли, люли, пойдём

Люли, люли, найдём.

По дорожкам идём,                Идут «змейкой» за логопедом.

По извилистым.

Люли, люли, идём

По извилистым.

Мы цветок сорвём,                Наклоняются и показывают, как будто рвут

Мы лазоревый сорвём.                цветы.

Люли, люли, сорвём,

Люли, люли, сорвём.

Мы веночек сплетём,                Показывают руками как плетут.

Мы веночек сплетём,

Люли, люли, сплетём,

Люли, люли, сплетём.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Жаворонок» из цикла «Детский альбом».

Логопед. Привёл жаворонок куклу Катю в лес, а там видимо-невидимо распустившихся весенних цветов.

Танец с цветами.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».

Логопед. Всему удивляется в лесу кукла Катя: и краскам, и цветам, и голосам птиц.

Чистоговорка «Птицы»

Ва-ва-ва – в лесу трава.

Ли-ли-ли – цветы расцвели.

Ели-ели-ели – птицы прилетели.

Ни-ни-ни – весну приветствуют они.

Логопед. Ребята, а какие птицы прилетели к нам весной из тёплых стран?

Дети называют, логопед выставляет птиц на картинках (грач, скворец, утка, лебедь, ласточка, кукушка, гусь, жаворонок). Назвать перелётных птиц, правильно выделяя голосом ударный слог, с одновременным выполнением движений рук: на безударный слог сделать хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Жаворонок» из цикла «Детский альбом».

Логопед. Жаворонок дальше повёл куклу Катю. Вдруг навстречу им выпрыгивает заяц, он уже поменял свою белую шубку на серую.

Среди детей выбирается ребёнок, на которого надевается маска зайца, ребёнок становится в середину круга.

Упражнение с движением «Зайка» под русскую народную песню «Как пошли наши подружки».

По тропинке кувырком                Дети поднимают вверх на левой и правой руке

Скачет зайка босиком.                прямые указательный и средний пальцы,

                                         поддерживая большим пальцем остальные.

Поворачивают «зайцев» влево и вправо.

«Заинька, не беги –                   Грозят указательным пальцем.

Вот тебе сапоги,                        Показывают на обувь.

Вот тебе поясок,                        Показывают на свой пояс.

Не спеши во лесок,                Грозят пальцем.

Иди к нам в хоровод                Манят ручками.

Веселить народ!

          Н. Френкель

Дети хлопают, один ребёнок-«зайчик» произвольно пляшет под музыку.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Жаворонок» из цикла «Детский альбом».

Логопед. Повёл дальше жаворонок куклу Катю и вывел к речке, а там, на берегу, бобры уже вовсю строят свои хатки. Зубы у бобров острые, чтобы они могли разгрызть дерево.

Логопедическая гимнастика.

1. «Бобры показали свои острые зубы». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнимается, а нижняя опускается. Губы удерживаются в таком положении 5-10 с.

2. «Вытянули длинный язык». Открыть широко рот, тонкий язык вытянуть вперёд как можно дальше. 8-10 раз.

3. «Понюхали воздух». Губы плотно сжали, сделали 4 коротких вдоха носом, один выдох. 5-6 пар вдохов-выдохов.

4. «Стряхнули опилки с языка». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад.

5. «Попили водичку». Вытянули губки и втянули воздух в себя, выдох через нос. 5-6 раз.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Жаворонок» из цикла «Детский альбом».

Логопед. Снова жаворонок полетел вперёд, а за ним кукла Катя. Вышли они на полянку и увидели медвежонка, обрадовались они друг другу и стали танцевать.

Танец под песню «Мишка с куклой», композитор М. Кочурбина, слова Н. Найдёновой.

Уход детей из зала под музыку.

Список используемой литературы

  1. Картушина М.Ю. Конспект логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.
  3. П.И. Чайковский. «Детский альбом» - М.: «Музыка», 1989.
  4. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.А., Комиссарова Л.Н. Музыка в детском саду. Старшая группа – М.: «Музыка», 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в детском саду

Занятие авторское, данное на РМО....

Технологическая карта занятия в детском саду

Привожу пример технологической карты занятия с детьми в детском саду. Данная технологическая карта заполняется в соответствии с конспектом занятия, может использоваться для присутствующих на открытом ...

Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Сценарий предназначен для проведения  и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...

Статья "КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА".

Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики...

Презентация "Коррекционные игры на музыкальных занятиях в детском саду компенсирующего вида".

Основные звенья коррекционного воспитания:•развитие и коррекция основных видов движений, серий движений, музыкально-ритмических движений;•развитие и коррекция психических функций и компонентов деятель...

Статья «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий на логопедических занятиях в детском саду»

В данной работе изложен практический опыт использования здоровьесберегающих технологий....

Открытое занятие по слушанию музыки в старшей группе "Детский альбом" Чайковский

Конспект открытого занятия по слушанию музыки "Детский альбом" П.И. Чайковского...