Урок культуры на тему: „Детский альбом П. И. Чайковского”
план-конспект урока (5 класс) по теме

                                        Детский альбом

                                       П. И. Чайковский.

Цель: Ознакомление с творчеством П. И. Чайковский.

Задачи: 1. Дать представление о творчестве П. И. Чайковский через слушанье музыкального цикла детский альбом.

2. Развивать интерес к русской музыкальной культуре.

3. Воспитывать эстетическое восприятие.

Прививать эстетический вкус.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_albom.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья –

 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9

Урок культуры на тему:

„Детский альбом П. И. Чайковского”

Составитель

Спуль Зоя Григорьевна

г. Мыски

2012 г.

                                        Детский альбом

                                       П. И. Чайковский.

Цель: Ознакомление с творчеством П. И. Чайковский.

Задачи: 1. Дать представление о творчестве П. И. Чайковский через слушанье музыкального цикла детский альбом.

2. Развивать интерес к русской музыкальной культуре.

3. Воспитывать эстетическое восприятие.

Прививать эстетический вкус.

Ведущая: Ребята мы часто слышим звуки музыки по телевидению, радио и в повседневной жизни. Музыка поднимает нам настроение, навевает грусть, или заставляет мечтать. Без музыки мы не представляем себе жизнь.

А вы знаете, кто пишет музыку? (              ) - верно, композиторы. Они пишут музыку для взрослых и для детей. Каких композиторов вы знаете? ( ответы для детей).

Хорошо ребята. Эти композиторы - современные. Они живут в наше время, вместе с нами.

Но есть композиторы, которые  жили много лет назад, про их музыку знают, не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому эту музыку называют классической.

Ребята сегодня мы познакомимся с великим русским композитором Петром Ильичем Чайковским. Родился он в России на Урале. В семье, где было много детей, а Петя был самым младшим. Он был очень добрым и воспитанным мальчиком. С ним было очень весело – он придумывал забавные истории, игры. В семье было очень много музыки: его мама играла на рояле, пела, пел и играл на флейте отец. Петя старался что-то играть на рояле. Музыка без конца звучала у него в голове, он выстукивал ритм песен на подоконниках, на столах. Все поняли, что Петя без музыки не может, и к нему пригласили учителя. Вот таким был маленький Петя.

Через несколько лет Петра Ильича Чайковского узнавал весь мир. Он сочинил очень много произведений. Его музыка звучит во всех уголках нашей земли.

У Петра Ильича Чайковского было много родственников и среди них были дети, которых он очень любил. Однажды он прислал им детский альбом. В нем были музыкальные пьесы, которые он специально посвятил играм, веселым вечером. Прослушав их, ребята вспомнили забавные истории. Вот одна из них.

 ,, Жили были 25 оловянных солдатиков. Все они родились от старой матери – оловянной ложки и были они родными братьями красавцами писаннымиˮ. -так начинается сказка ,, О стойком оловянном солдатикеˮ. Но у них таких солдатиков нет – у них есть только деревянные - но и они очень красивые, смелые, они тоже пойдут в огонь ради куклы. А сейчас послушаем ,, Марш деревянных солдатиковˮ. Как вы думаете что можно под эту музыку сделать? Сейчас мы тоже будем солдатиками. Барабанщики нам поиграют, а мы по маршируем. И вот уставшие войны отправились на покой.

Петр Ильич Чайковский очень много путешествовал. Он побывал во многих странах мира, особенно ему понравилась Италия, приветливая и солнечная. В Италии он сочинил ,, Итальянскую красивую песенкуˮ.

Какая это мелодия?

(веселая или грустная).

Так же дети запомнили рассказ о том, как во Франции Петр Ильич встретил на улице мальчика. Он пел песни и ждал, когда ему подадут монетку. Собралось много слушателей, но внезапно хлынул дождь, и все люди разбежались по домам. Быстрые ручейки побежали по лицу мальчика, и было непонятно, плачет он, или струйки дождя текут по его лицу.

Слушание ,,Старинная французская песенкаˮ.

Ребята как вы думаете, какая это мелодия?

Вспомним еще одну историю.  Однажды ребята играли в чехарду.  Вдруг раздался отчаянный вопль.  У куклы Маши свернулась на бок голова и ни за что не хотела возвращаться на место. Голову крутили все по очереди, однако все было напрасно. И всем стало ясно, что кукла заболела. Ее необходимо напоить чаем с малиной, завязать горло теплым шарфом, а главное не шуметь и ходить на цыпочках.

Слушание пьесы ,,Болезнь куклыˮ.

Ребята, какая это музыка?

Но лечение не помогло.  Упрямая голова куклы скатилась с подушки на пол. И кукла умерла. Тогда Петр Ильич написал похоронный марш.

Слушанье ,,Похороны куклыˮ.

Ребята, какая это музыка?

Прослушав эту пьесу поэт Виктор Лунин сочинил стихи. Снег на земле и на сердце снег. Кукла родная, прощай на век. Больше дружочек любимый мой. Мне не играть с тобой. Лучшею куклою ты была. Как же тебя я не сберегла? Как же такое случилось с тобой? Куда и зачем от меня ты ушла? Снег на земле и на сердце снег Маша, родная прощай на век. Больше, дружочек любимый мой. Мне не играть с табой.

А на следующее утром девочкам принесли большую коробку и все поняли, что в ней - новая кукла.

Слушанье пьесы ,,Новая куклаˮ.

Ребята, какая это музыка?

У многих композиторов написан вальс.  И у Петра Ильича Чайковского тоже есть вальс.

Ребята, скажите, а вы знаете, что такое вальс?

Вальс - это красивый танец, под его мелодию пары кружатся, музыка легкая, веселая и всем хочется танцевать. А сейчас Алена Андреевна и Михаил Филиппович покажем, как надо правильно танцевать этот танец.

Танец вальс.

Ребята, какая это мелодия?

У Петра Ильича Чайковского есть произведение ,,Сладкая грезаˮ.

Ребята, а вы знаете, что такое ,,Грезаˮ? Греза - это мечта. Сейчас послушаем эту пьесу, и каждый помечтает о своем.

Слушаем ,,Сладкая грезаˮ.

Вот художник Вера Павлова, слушая эту музыку, нарисовала вот такую картину. Показ. Она представила себе сказочный дворец, волшебное озеро, пару влюбленных катающихся по озеру в лодке, русалочку и белоснежных лебедей.

Ребята, с какой музыкой мы сегодня познакомились? Давайте вместе прочитаем ,,классическаяˮ. Почему ее называют классической?

Так она называется, потому что написана выдающимся композитором и передается из поколенья в поколенье и не забывается.  Много еще есть произведений в детском альбоме Петра Ильича Чайковского. На следующих часах культуры мы мы будем продолжать знакомится с его творчеством.

Самоанализ часа культуры ,, Детский альбом П. И. Чайковскогоˮ.

Основной целью проведенного мероприятия ставила перед собой ,, Ознакомление с творчеством П. И. Чайковскогоˮ.

Исходя из цели, были представлены следующие задачи:

Дайте представление о творчестве П. И. Чайковского через слушанье музыкального цикла ,, Детский альбомˮ.

Развивать интерес к русской музыкальной культуре.

Воспитывать эстетическое восприятие.

Прививать эстетический вкус.

В конспект часа культуры включены: портрет П. И. Чайковского, детский альбом с произведениями П. И. Чайковского, стихотворение , истории создания произведений, иллюстрация к произведению, сборник сочинений на аудиокассете.

При подготовке и проведении часа культуры, много были использованы словесные, практические, наглядные методы, игровые приемы, а так же метод нравственного воспитания, формирование у воспитанников общественного поведения и личностных отношений. Так же метод психологического воздействия-подбадривания, поощрение ( для детей малообщительных, стеснительных, неуверенных в себе).

С целью успешного провидения донного задания были привлечены все воспитанники, а так же взрослые.

Дети активно принимали участие в данном занятии, учились выразительно читать, заучивали истории, стихотворения, отрабатывали ритм игры на барабане, активное участие принимали в определении характера музыки, с интересом слушали музыкальные произведения.

Считаю цель мероприятия достигнутой,  т. к. удалось реализовать задачи, увлечь, заинтересовать воспитанников.

Занятие прошло увлекательно, интересно, вызвало у ребят положительные, доброжелательные эмоции.

Это занятие показало, что и наши воспитанники проявляют интерес к классической музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостинная "Детский альбом" П.И. Чайковский

Сценарий мероприятия на котором дети знакомятся с циклом пьес П.И. Чайковского "Детский альбом"....

Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Сценарий предназначен для проведения  и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...

урок "Детский альбом П.И.Чайковского"

Урок содержит полный конспект и презентацию со звуковыми  фрагментами из произведений П.И.Чайковского из "Детского альбома". Урок можно использовать в начальной и средней школе, а ...

Урок-гостиная "Детский альбом" П.И.Чайковский

Обобщающий урок изучения  музыки "Детского альбома" .Литературно-музыкальная композиция. Выступление юных музыкантов....

Презентация проекта: "Приобщение детей среднего возраста к музыкальной культуре". Детский альбом П И.Чайковского.

Презентация проекта: "Приобщение детей среднего возраста к музыкальной культуре"....

«Детский альбом» П.И.Чайковского на логоритмических занятиях в детском саду (5-6 лет)

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова). Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя - это сов...


 

Комментарии

представлен сценарий воспитательного мероприятия -знакомство с творчеством Чайковского П.И.