план-конспект мастер-класса сценическая речь
методическая разработка по теме

Свиридова Марина Борисовна

 

Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Однако, стоит отметить, что театр ориентирован прежде всего на вербальное творчество. Поэтому важнейшим его элементом является слово. Сохранение языка в его чистоте т красоте является одной из важнейших задач деятелей сцены.

Однако, было бы огромным заблуждением считать, что занятия сценической речью нужны только деятелям сцены. Уважаемые коллеги, красивой, четкой и правильной речью должен обладать каждый, кто так или иначе занимается воспитанием и образованием детей. Это та визитная карточка педагога, по которой вас дети встретят и протестируют. Поэтому очень важно знать, как нужно работать над своей речью и, безусловно, над речью ваших воспитанников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

По сценической речи для педагогов и методистов системы дополнительного образования, руководителей детских театральных коллективов.

Цель: познакомить  с  системой занятий по сценической речи.

План:

  1. Актуализация темы. Вводное слово о сценической речи и необходимости занятий по этой теме с воспитанниками и педсоставом.
  2. Система работы над сценической речью. Практические занятия по каждому разделу темы.

Ход занятия

  1. Актуализация темы.

Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Однако, стоит отметить, что театр ориентирован прежде всего на вербальное творчество. Поэтому важнейшим его элементом является слово. Сохранение языка в его чистоте т красоте является одной из важнейших задач деятелей сцены.

Однако, было бы огромным заблуждением считать, что занятия сценической речью нужны только деятелям сцены. Уважаемые коллеги, красивой, четкой и правильной речью должен обладать каждый, кто так или иначе занимается воспитанием и образованием детей. Это та визитная карточка педагога, по которой вас дети встретят и протестируют. Поэтому очень важно знать, как нужно работать над своей речью и, безусловно, над речью ваших воспитанников.

  1. Система работы над сценической речью.

Работая над сценической речью, мы должны знать основные разделы, по которым проводятся занятия. Итак:

А) Артикуляционная гимнастика. (тренируем мышцы языка, губ, щек)

  1. Подготовительное упражнение «Назойливый комар» (разогрев мышц лица перед комплексом упражнений). Движением щек, носа, лба согнать с лица комара, ничем другим помогать нельзя. Как можно больше гримасничать.
  2. Сделать рот в форме «О».
  3. Провести кончиком языка по губам.
  4. Вытянуть язык трубочкой.
  5. Растянуть губы по зубам (десны не показывать).
  6. Высунуть язык лопатой и сделать щелчок 3 раза.
  7. Кончиком языка достать кончик носа.
  8. Движение челюстью влево, вправо и по кругу.
  9. «Часики». Губами показать 3, 6, 9, 12.
  10. Поочередно собирать губы в пятачок и растягивать их в улыбке.
  11. Львенок и варенье. Облизать (понарошку) руки, «смыть» варенье.

Б) дыхательная гимнастика.

  1. Выдох на звук пф-пф.
  2. Короткий вдох, на выдох считать громко: 1, 2, 3, потом до 5, 7, 9 и т. д.
  3. Вдох, на выдохе сказать а-а-а-ах, на весь выдох.
  4. Понюхать цветок, сказать о-о-о-ох, легко выдыхая воздух.
  5. Вдох через нос, выдох через рот – 10 раз.
  6. «Задувание свечи». Спокойный вдох, задержать дыхание на счет 1, 2, затем медленный равномерный выдох, как будто задуваем свечу.
  7. «Поймай комара», руки разводят в стороны, вдох, затем медленно сводят (не спугнуть комара), звук з-з-з-з – хлопок.
  8. Спокойное дыхание «На берегу моря».
  9. Упражнение «Семья Криворотых». В далеком дремучем лесу жила семья леших. И все они были криворотые. Старший дышал так, что воздух выходил справа, средний дышал так, что воздух выходил слева, еще один леший дышал, выдыхая воздух наверх, другой выдыхал воздух вниз, и только самый младший дышал так, что воздух выходил через вытянутые трубочкой губы. Однажды к ним в лапы попала свеча. Долго они любовались пламенем свечи. А вечером решили ее затушить. И стали на нее дуть, как умели. Задул ее, конечно, самый младший леший.

В) На дикцию.

  1. Проговаривание сложных сочетаний.

Джунь – дзунь

Джань – дзань

Джонь – дзонь

Четырджо, четырджу, четырджа, четырдже, четырджи.

Джунгли, дзунгли, джонгли, дзонгли, джангли. Дзангли, дженгли, дзенгли.

Чурлу – цурлу, чорло – цорло, чарла – царла, чирла – цирла.

Скороговорки. Ехал Грека.., во дворе трава.., шла Саша по шоссе.., Клара у Карла..

Г) Логика речи, интонация (средства логической выразительности, логические паузы, логические ударения, логическая мелодия)

Монотонная речь не способна привлечь внимание аудитории

Логическое ударение – выделение наиболее важного слова.

«Что болит?» – спросил доктор.

«Что, болит?» - спросил Вовка с сочувствием.

Интонация – сочетание логических пауз, ударений и мелодии (она придает тексту характерную окраску – лирическую, агрессивную, веселую, таинственную).

«Конкурс фраз»

Ну, заяц, погоди! (как солдат в строю)

Красный свет – дороги нет. (испуганно)

От перемены мест слагаемых сумма не меняется. (как директор школы)

Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год! (спросонья, позевывая)

«Жи-ши» пиши через «и». (как солдат в строю)

Сколько в слове гласных букв, столько и слогов (спросонья. Зевая)

Первый раз в первый класс (как маленький ребенок)

Новогодние игрушки, свечи и хлопушки (удивленно)

В лесу родилась елочка. В лесу она росла. (таинственно. Как секрет)

Говорят, под Новый год все всегда сбывается (испуганно)

Ребята, давайте жить дружно! (с угрозой)

Весело, весело встретим Новый год (грустно, жалобно)

Спокойствие, только спокойствие. (испугать, устрашить)

Мама мыла раму (печально)

Шестью восемь – сорок восемь (таинственно, как секрет)

Это я, почтальон Печкин (таинственно. Как секрет)

Камчатка – это полуостров (хвастливо)

У воспитанной собаки нету повода для драки (радостно)

Д) Красивая, правильная речь зависит не только от того, как правильно вы произносите звуки, расставляете паузы, ударения, но и от того, как складно вы говорите. Поэтому актеру просто необходимо научиться сочинять текст речи, рассказ, доводя это умение до профессионализма. И в итоге, научиться красиво говорить экспромтом, без подготовки. Такое умение достигается тяжелым трудом. А помогает в этом ряд упражнений, самое интересное из которых мы сегодня рассмотрим. «Рассказ по кругу» (дается первая фраза, отталкиваясь от нее, нужно сочинить рассказ; каждый вносит в будущий рассказ одно предложение за один круг).

Как-то однажды я спешила на вокзал. Время поджимало, и я почти бегом неслась по перрону с двумя сумками в руках. Впереди совершенно неожиданно возникло препятствие в виде колонны. Со всего размаху я в него вписалась….

Е) Умение изобразить любой звук,  звукоподражать.

Создать шумовое оформление.

У зубного врача первый пациент. От страха у него сводит зубы. Врач включает бормашинку. Пациент вскрикивает. Врач увеличивает обороты. Тогда пациент выворачивается и убегает. Врач падает.

Создать шумовое оформление.

Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Лишь завывает ветер. Вдруг закукарекал петух. Ему в ответ закудахтали куры. Тут же залаяли собаки. Послышался скрип калитки и топот ног.

Создать шумовое оформление.

Полустанок. Путевой осмотрщик, отдуваясь и причмокивая, пьет чай. Мирно тикают ходики, Вдали слышится гудок паравоза. Тяжело вздыхая, осмотрщик встает, роняя стул. Гудок паравоза все громче и громче. Мирно проносится скорый поезд.

Создать шумовое оформление.

Опушка леса. В тишине раздается свист косы. Неожиданно из-под ног косаря выпорхнула с диким карканьем ворона. Косарь со злостью сплевывает, выхватывает из-за пазухи пистолет и стреляет. Пасущаяся рядом корова удивленно мычит.

Создать шумовое оформление.

Вечер. За кулисами цирка слышится нечеловеческий хохот клоуна. Испуганные тигры рычат. Слон наступил на ногу смотрителю. Тот вопит от боли. Слышен звук сирены скорой помощи.

Ж) Упражнения для отработки навыков разговора.

Импровизированный ответ на вопрос: «Зачем ты съел мою котлету»

Представить диалог медведя с ежом, которого он проглотил.

Представить диалог обезьяны с ее хвостом.

Представить диалог крокодила с больным зубом.

Импровизированный ответ на вопрос: «Что новенького в школе?»

Импровизированный ответ на вопрос мамы к детям: «Где вы были?»

Озвучка действий других команд.

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"

   Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...

План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе

Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...

План-конспект урока "Научный стиль речи"

План-конспект урока "Научный стиль речи" может быть использован при изучении темы по дисциплине "Русский язык" на 1 курсах всех специальностей....

План-конспект занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Моя Родина»

Расширение знания детей об истории малой Родины. Воспитание любви и гордости за вой край, город. Упражнение детей в работе с кассами. Развитие связанной речи, умение высказывать свои мысли....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Логопедическая мозаикаБродилки«Проказы Бабы Яги»        Подготовили учителя – логопедыКравченко Ю.В.Шарова Н.В....