Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Школа музееведения".
рабочая программа на тему

Никиенко Александра Аркадьевна

     

            Программа "Школа музееведения" предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы.

           Любой школьник, пройдя курс данной программы (она расчитана на три года), получает достаточно хорошие и основательные знания по музееведению. Ребята смогут составить акт приёма музейного предмета, его описать и промарикировать. Они понимают и имеют определённые знания и понятия - что значит работать с фондами. Они могут грамотно составить отзыв о любом мероприятии. Они умею составлять экскурсии, сценарии других мероприятий и конечно, их проводить.

           Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся «Школа музееведения» создаёт условия для развития нравственной, творческой Личности средствами музейной педагогики. Она расширяет образовательное пространство для школьников, так как предлагает интегрированные занятия одновременно:

          • музей – история – краеведение;          • музей – история – литература;

          • музей – история –  география;             • музей – история – искусство.

      Данная программа предлагает учащимся через изучение истории родного края лучше узнать и понять историю страны.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_muzeevedeniya.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Общеобразовательное Учреждение

 «Средняя  общеобразовательная  школа  №  84»

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ № 84»

___________ Л. Н. Коппалова

«_____»___________2009 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

предметно-практической деятельности учащихся школы

«Школа музееведения»

Возраст учащихся:  9 – 17 лет

Срок  реализации:  три года

                                                                       Педагог дополнительного образования

                                                                       высшей квалификационной категории,

                                                                        Александра Аркадьевна Никиенко,

                                                                          руководитель музея «Истоки»

                                 

Северск – 2009

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.                

В. А. Сухомлинский            

Самые лучшие годы в жизни любого человека – школьные годы чудесные.  Школа, прежде всего, даёт среднее образование. Но школа не только учит, она призвана воспитывать своих учеников.

Воспитание подрастающего поколения – одна из ключевых целей современной идеологии общества.

Цель воспитательной системы школы – обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся, то есть создание условий для разностороннего (духовного и физического) развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.

Педагоги школы должны помочь каждому учащемуся раскрывать и реализовывать свои потенциальные возможности, а для этого создавать условия

для широкого спектра деятельности, чтобы каждый ребёнок мог найти себе дело по душе и внести свой собственный вклад в коллективное жизнетворчество класса и школы.

Каждый учащийся – это сложная, своеобразная и интересная личность. Даже самый «трудный» ребёнок хочет быть хорошим, только его необходимо грамотно направить и чуть-чуть ему помочь.

Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся «Школа музееведения» предназначена для дополнительного образования воспитанников  основной школы.

                      Почему педагог решил реализовывать указанную программу? 

Деятельность школьного историко-краеведческого музея «Истоки», работающего под девизом: «Изучаем прошлое, чтобы познать настоящее и заглянуть в будущее», играет определённо положительную роль в школьном творческом процессе воспитания, так как патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач нашего общества, ведь детство и юность – самая благодатная пора для восприятия священного чувства любви к Родине. Именно с познания Родины начинается гражданско-патриотическое воспитание детей.  А деятельность музея направлена, прежде всего, на воспитание гражданина и патриота.

Преимущество школьного музея состоит в том, что инициаторами, организаторами, ведущими и участниками всех музейных мероприятий, являются сами школьники, причём различного возраста.

Музей «Истоки»  является активным живым организмом, где идёт целенаправленная пропаганда накопленного материала.

Целью работы музея является формирование ОБЩЕЙ Культуры Личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.

Своей деятельностью музей «Истоки» создаёт условия: 

  • для развития чувств патриотизма и социальной ответственности у учащихся;
  • для формирования собственной активной гражданской позиции и своего отношения к действительности;
  • для освоения практических навыков поисковой, исследовательской работы;
  • для воспитания у учащихся музейной культуры.

Любой школьник, являясь участником разноплановых музейных мероприятий: музейных уроков, экскурсий и лекций, устных журналов, тематических игр и программ,  воспринимает накопленный исторический опыт,  т. е., получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому нашей страны, усваивает этические ценности.

Музейная педагогика способствует развитию познавательных интересов учащихся, пополняет их знания, прививает навыки исторического мышления, формирует коммуникативные навыки и даёт возможность ребятам успешно реализовываться.

 У школьников формируются такие черты, как:

  • целеустремлённость;
  • любознательность – стремление всё знать и всему учиться;
  • образованность;
  • самопризнание – наступает эмоциональная уравновешенность, появляется  желание самореализоваться;
  • радость – любое дело и процесс труда могут стать её источником, когда преодоление препятствий оценивается как победа и приносит удовлетворение;
  • интеллигентность;
  • творческая направленность;
  • человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь.

Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся «Школа музееведения» создаёт условия для развития нравственной, творческой Личности средствами музейной педагогики. Она расширяет образовательное пространство для школьников, так как предлагает интегрированные занятия одновременно:

          • музей – история – краеведение;          • музей – история – литература;

          • музей – история –  география;             • музей – история – искусство.

Данная программа предлагает учащимся через изучение истории родного края лучше узнать и понять историю страны.

В ней сделан акцент на углубленное знакомство с деятельностью выдающихся людей, которые  делом и жизнью служили своему Отечеству, что способствует расширению кругозора школьников, оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образцы для подражания. Прикосновение к подвигу соотечественников вызывает у ребят чувство уважения и благодарности людям старшего поколения, чувство гордости за боевое прошлое нашей Родины. Учащиеся, изучившие историю, традиции своего народа, становятся духовно богаче. Они непременно будут чувствовать свою принадлежность к родной земле, которая их взрастила и вскормила.

Патриотическое воспитание через музейную педагогику имеет преимущество – оно очень ненавязчиво, а также создаёт у школьников осознание своей сопричастности не только к семье, но и общностям более высоких порядков. Это чувство сопричастности – основа истинного патриотизма.

Музейная педагогика обладает широкими возможностями для формирования гражданско-патриотической позиции у воспитанников, посещающих музей или работающих в его Активе.

Цель и задачи программы

Цель программы:

Формирование интереса у учащихся к деятельности музея – формирование гражданско-патриотической позиции: организация осознанной, социально-полезной деятельности по изучению и пропаганде знаний по истории города, края, страны; приобретение умений и навыков  ребятами  музейной культуры – реализация индивидуальных  способностей  (организаторских, лекторских, оформительских,  творческих, коммуникативных  и  других).

Задачи программы: 

1. Общее знакомство с деятельностью музея.

2. Знакомство с музейной терминологией.

3. Более подробное знакомство с видами музейной деятельности:

• фондовая деятельность – учёт и описание экспонатов, их правильная маркировка и упаковка; составление актов приёма на экспонаты, поступившие в музей на постоянное и временное хранение;

• поисковая деятельность – умение грамотно вести диалог и брать интервью; грамотно составлять вопросники; грамотно  проводить определённую поисковую работу;

• экскурсионно-лекторская деятельность – знакомство и освоение ораторского искусства; подбор материала для экскурсий и грамотное её составление; самостоятельное проведение экскурсионно-лекторской работы;

• оформительская (выставочная) деятельность – умение составить план или эскиз временной выставки; умение грамотно оформить временную выставку (стендовую, или витринную);

• творческая деятельность – умение вырезать паспорту; умение грамотно составить и набрать этикетку; умение написать отзыв о  прослушанной экскурсии или лекции; умение написать отзыв о посещённой выставки; понять и иметь представление о том, как правильно и грамотно написать реферат, доклад, работать над исследованием или проектом.

4. Стимулирование интереса и положительной мотивации у школьников на проявление личной активности в разносторонней деятельности музея.

5. Формирование у учащихся самостоятельного мышления, навыков самостоятельной работы, совершенствование культуры речи.

6. Развитие умения решать творческие задачи (участие в семинарах, конкурсах, научных конференциях, исследованиях, проектах).

7. Приобретение навыков контактного общения со слушателями.

8. Формирование чувства гордости за свою страну через разные формы работы.

Методы и формы познавательной деятельности учащихся

Изучение краеведческого и исторического материала, знакомство с видами музейной деятельности, приобретение приёмов и навыков музейной работы предполагает широкое использование активных методов как коллективной, так и самостоятельной индивидуальной работы, в том числе с разнообразными источниками.

Основные методы деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный метод:

• теория – объяснение, устное изложение материала;

• практика – образец, наглядность и приобретение навыков (выполнить определённое задание самостоятельно, закрепить, повторить увиденное, пройденное);

  • метод демонстрации:

• для устных занятий (пополнений знаний) – использование схем, карт, фильмов, слайдовой презентации;

• для практических занятий – использование актов приёма, описания экспоната, составление этикетки, отзывов о мероприятиях;

  • частично-поисковый метод:

• теория, для устных занятий – самостоятельная работа с дополнительной литературой;

• практика – самостоятельное составление вопросника, интервью;

  • метод упражнения:

• теория – ответы на вопросы по пройденным темам;

• практика – выполнение заданий по пройденным темам (описание экспоната, составление акта, изготовление паспорту, составление отзыва, проведение экскурсии).

Основные формы работы:

◘ коллективные занятия: анкетирование, тренинги, КТД (коллективно-творческое дело), лекции, экскурсии, практикумы, ролевые игры,  викторины,  конкурсы;                            

◘ индивидуальные занятия  с педагогом: обсуждение конкретной темы, репетиции;        

◘ самостоятельные занятия: работа с книгой и источниками; составление отзыва, плана, конспекта, выступления, экскурсии; работа над проектом, исследованием.

Ожидаемые  результаты:

После посещённых всех занятий, предусмотренных данной программой, учащиеся должны

                          ЗНАТЬ:

▪ общие сведения о музее, его видах  деятельности;

▪ музейную терминологию;

▪ основы музейного дела: грамотно составить акт, план, отзыв, экскурсию, эскиз выставки, этикетку к экспонату, описать предмет и т. д.;

▪ Дни Воинской Славы России;

▪ государственные символы России;

▪ основные факты из истории города, имена выдающихся деятелей России.

                                                                                        УМЕТЬ:

▪ составить акт приёма музейного предмета, сделать маркировку, описать его, изготовить паспорту;

▪ составить план экскурсии и грамотно провести её, написать отзыв об экскурсии;

▪ составить ТЭП (тематико-экспозиционный план выставки), монтировать и демонтировать выставку;

▪ сформулировать вопросы для интервью, грамотно вести беседу с собеседником, грамотно и верно записать его воспоминания;

▪ анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;

▪ создать компьютерную презентацию по сценарию для музейного мероприятия;

▪ работать в группе, участвовать в КТД, проявлять творческие и организаторские способности;

▪ уметь понимать деятельность людей, живших в разное время и трудившихся во имя Отечества; исторический опыт других эпох, поколений, наций.

                                                                          ОВЛАДЕТЬ:

▪ приёмами работы с книгой и первоисточниками;

▪ навыками практической музейной деятельности: навыками составления актов, этикетки, описания экспонатов и др.;

▪ методикой ведения экскурсии.

Конечный результат претворения в жизнь этой программы:

                

ВЫВО

ВЫВОД:

1. Навыки и умения, приобретённые  на занятиях и мероприятиях музея,  школьники  успешно могут реализовывать  и находить им практическое применение в разных жизненных сферах.

2. Приобретённые знания при работе с литературой, подготовкой экскурсий и т. д., несомненно,  учащихся культурно обогащают.

3. Через приобщение к музейным выставкам, у ребят формируются эстетические взгляды.

4. Пробуя себя и свои возможности в разнообразной деятельности, учащиеся обязательно приобретают позитивный опыт.

5. Работа в коллективе и общение с людьми разного возраста развивает коммуникативную культуру.

6. Являясь непосредственными участниками разноплановых музейных мероприятий: индивидуальных бесед с людьми подвига, уроков, встреч с людьми разных поколений, ребята становятся патриотами, они учатся любить свою Россию.

7. Музейная деятельность вносит в жизнь ребят разнообразие, интерес, даёт возможность им почувствовать себя нужными.              

8. Приобретённые в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию они ни избрали.

9. Реализация  данной программы  может способствовать повышению  качественного  уровня    плодотворной работы школьного историко-краеведческого музея «Истоки».

Содержание и структура программы

Программа «Школа музееведения» предполагает курсовое обучение для учащихся от 9 лет (3-ий класс) до  17 лет (10 – 11-ый классы), желающих получить дополнительное образование и заинтересовавшихся деятельностью школьного музея и проходит поэтапно: первый, второй и третий годы обучения.

В группе каждого года могут обучаться учащиеся одного возраста, одного класса. Но группа каждого года обучения может быть и  разновозрастной.

Каждый год обучения рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предусматривает:

  • учебно-познавательный курс;
  • ролевые и деловые игры;
  • лекции, экскурсии, практикумы;
  • конкурсно-игровые программы;
  • практические занятия (отработка умений и навыков, оформление выставок);
  •  научно-исследовательская работа;
  • творческие выступления;
  • выполнение домашнего задания.

Условия реализации программы  

Методическое  обеспечение:

  • Наличие материалов для проведения  коллективных (групповых) и индивидуальных занятий.
  • Наличие разработок  ролевых игр, творческих конкурсов.
  • Наличие материалов для проведения бесед, лекций, экскурсий, музейных уроков и других мероприятий музея.
  • Сценарии конкурсных мероприятий.
  • Наглядные материалы, наличие подготовленных выставок  для мероприятий.
  • Задания музея классам по конкретным направлениям.
  • Слайд-материалы по предлагаемым темам.
  • Наличие материалов для творческой деятельности (цветная бумага, скотч, клей, ножницы и т. д.).
  • Призовой фонд.

Ресурсное обеспечение:

  • Музей – для проведения выставочной и экскурсионно-лекторской работы.
  • Телевизор и видеомагнитофон.
  • Слайд-проектор, видеопроектор, экран.
  • Музыкальный центр,  аудио и видео записи, СD-DVD диски.
  • Фотоаппарат.
  • Диктофон.

Помощники и союзники:

  • Преподаватели, администрация школы.
  • Музеи общеобразовательных учреждений Северска.
  • Музей Северска.
  • ИВЦ СХК.

Механизм реализации программы

Год обучения

(возраст)

Колич-во

часов

Организационно-содержательные формы

работы


1.


1-ый год обучения


34

• учебно-познавательный курс;

• ролевые игры и конкурсы;

• выполнение творческих заданий;

• посещение экскурсий в разных музеях;

• отработка умений и навыков по составлению ответов на вопросы викторины, тестов;

• познание азов практической музейной деятельности (описание экспоната, изготовление паспорту, составление этикетки);

• практическая работа по написанию отзывов


2.


2-ой год обучения


34

• учебно-познавательный курс;

• конкурсно-игровые и познавательные программы;

• выполнение творческих заданий;

• отработка умений и навыков по основным  направлениям музейной работы;

• самостоятельная работа с литературой;

• составление сообщения и выступление;

• познание азов ораторского искусства


3.


3-ий год обучения


34

• учебно-познавательный и учебно-практический курс (работа с книгами учёта, с музейными предметами; составление актов приёма; описание экспонатов);

• проведение экскурсионной работы;

• отработка умений и навыков по оформлению  и монтажу выставок;

• работа с литературой и людьми;

• отработка умений и навыков по интервьюированию, правильной записи воспоминаний;

• практическое овладение навыками ведения поисковой работы в игровой форме.

Тематический план и содержание занятий

с учащимися первого года обучения

Цель: формирование и развитие интереса к деятельности музея.

Задачи:

  • общее знакомство с деятельностью музея;
  • формирование любви к Отечеству;
  • формирование любознательности учащихся – стремления знать больше и развиваться;
  • стимулирование интереса и положительной мотивации на проявление групповой и личностной активности в познавательной и конкурсной деятельности.



Тема занятия и содержание

Количество часов

теория

практика

1.

Введение в программу

  1. О пользе дополнит-ого образования (тесты, викторины, анкетирование).
  1. Беседа: «Музеи, их значимость и вклад в культурное образование граждан». (Понятие о музее, виды музеев, их социальные функции).

2





1


1



(наглядное сопровождение)

2.

«Здравствуй, музей!»

1. Школьный музей, его признаки, функции, цели и задачи. Положение о школьном музее. Принципы организации и работы школьного музея.

2. Знакомство с музеем (обзорная экскурсия по школьному музею «Истоки»).

3. Музейная терминология (знакомство с основными музейными понятиями).

3



1






1






1



(наглядное сопровождение)

3.

«Стать музейщиком хочу!»

1.. Музея арсенал – музейный предмет, музейный экспонат

2. Обязанность музейщика – составить акт приёма, описать музейный предмет (познаём азы этого мастерства).

3. Активная деятельность музея – создание выставок и экспозиций, их виды.

4. Правильный этикетаж и этикетка –  искусство оформления.

5. Заповеди музейщиков (коллективное составление, обсуждении).

6. «Учимся вместе!» – (вырезаем паспорту). 

6


1





1


(наглядное сопровождение)

1



(наглядное сопровождение)


            1


1


1

4.

Деловая игра «Я – музейщик!»

• Игра-соревнование – решение теста: «Что я знаю о музеях?»;

• Решение кроссворда: «Музейные термины»;

• Творческое выполнение задания: «Опиши меня!», «Составь на меня этикетку!»

1

5.

«Экскурсия – расширение кругозора»

1. Экскурсия – основная форма культурно-массовой работы музея. Разнообразие экскурсий.

2. Экскурсии по городу Северску.

3. Посещение общественных музеев города и музеев образовательных учреждений.   

4. «Я стал знать чуточку больше!» – обмен мнениями между ребятами после посещённых экскурсий.                                                      

8


1







1





2

4

6.

«Почётна роль экскурсовода!»

1. Талант экскурсовода.

2. Хороший отзыв благодарных слушателей – награда экскурсовода. (Учимся выражать свои эмоции, грамотно их излагать как устно, так и на бумаге). 

3. Экскурсия по экспозиции школьного музея «Истоки».

4. «Говорим экскурсоводу спасибо!» –  пишем отзывы о проведённой экскурсии, зачитываем, слушаем, обмениваемся.

4


1



1





1


1

7.

«Вечные символы России!»

(уроки – познавательные игры и конкурсы)

1. На радость нам, на страх врагам (Русский лес).

2. Хороша кашка, да мала чашка (Русская кухня).

3. Музей под названием «Русские чудеса!» (Русские ремёсла).

4. Баня моет, баня правит, и здоровье нам прибавит.

5. Русский конь – всем коням конь.

6. Русское оружие – оружие победы.

7. Кремлёвские чудеса.

7












1

1

1



1


1


1


1


8.

Урок творчества 

«Это интересно!»

1

9.

Конкурсная программа

«Я б в музейщики пошёл…»

1

10.

Обобщающая игра

«Запомнилось, понравилось, научился,

стал уметь…»

1

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны

знать:

• общие сведения о музее и его деятельности;

• музейную терминологию;

• разделы экспозиции школьного музея «Истоки», иметь чёткое представление о  деятельности музея «Истоки»;

• правила поведения во время экскурсии и других общественных местах;

• иметь представление о символах России;

уметь:

• составить акт приёма музейного предмета, описать его; составить этикетку, изготовить паспорту;

• написать отзыв об экскурсии.

Тематический план и содержание занятий

с учащимися второго года обучения

Цель: углубление интереса к деятельности музея и предоставление возможности учащимся проявить себя в качестве  одного из его сотрудников; формирование познавательного интереса к краеведческой деятельности – к изучению истории своего города, края.

Задачи:

  • обучение навыкам поисково-исследовательской деятельности;
  • знакомство с историческим прошлым, сегодняшним днём и культурой родного города;
  • стимулирование самостоятельного поиска интересных фактов из истории города;
  • предоставление возможности проявить свои знания в конкурсно-игровой деятельности;
  • закрепление положительной мотивации на проявление личной активности в музейной деятельности.



Тема занятия и содержание

Количество часов

теория

практика

1.

«Здравствуй, музей!»

1. Конкурсно-игровая программа «Музейная мозаика».

2. Поиск и сбор музейных предметов – миссия ответственная.

4


1


1


1


1

2.

«Город, в котором мы живём!»

1. «Дорог сердцу край родной!» (Викторина о Северске, содержание понятий «краеведение», «край», «малая родина»).

2. Экскурсии, посвящённые Северску:

  • «Жизнь северских деревень»,
  • «Северск начинается с Чекиста»,
  • «Они не вернулись из боя» (об       иглаковцах, не вернувшихся с войны),
  • «Город юности, вознёсшийся над Томью»,
  • «Герб Северска» (Понятия «герб», «гербовой щит», «геральдика»)
  • Мемориальные доски и памятники города,
  • Улицы города (Мини-сочинение «Улица моего детства»).

3. Выполнение индивидуальных творческих заданий по истории города (составление ребусов, шарад, кроссворда, на указанную тему, составление карты).

4. Историко-познавательная игра «Северский брейн-ринг», посвящённая истории малой родины.

12
























1


1





1

1

1


1


1


1


1


2





1

3.

Фонды школьного музея «Истоки»

1. Основной фонд: вещественные, письменные источники (знакомство с книгой основного фонда).

2. Вспомогательный фонд музея, его состав (знакомство с книгой вспомогательного фонда). Библиотека музея.

3. Учёт фондов. Описание экспонатов в книгах основного и вспомогательного фондов. Маркировка экспонатов, их хранение.

4. Подарок музею. (Описываем принесённый и подаренный музею предмет).

5


1



1




1









1




1

4.

«Быть гражданином своей страны – высокая честь!»

1. Устный журнал «Листаем страницы истории» (Русский народ и его истоки)


2. «Государственные символы России»:

  • История российского флага,
  • История российского гимна,
  • История российского герба.

3. Творческий час (читаем стихи о России, о символах России)

4. Тематическая игра «Святыни российской державы», посвящённая государственной символике.

6



1



1

1

1













1


1

5.

«Экскурсия должна быть интересной, а экскурсовод – талантлив!»

1. Искусство и техника ведения экскурсии.

(Основные требования к её ведению. Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по основным вопросам темы. Показ и анализ определённых экспонатов. Рассказ экскурсовода. Заключительная беседа).

2. Имидж экскурсовода.

(Этикет. Умение вести беседу, диалог. Внешний вид экскурсовода, мимика, жесты).

3. Культура речи экскурсовода.

(Чтение прозы, стихов. Анализ моей своей речи и речи товарищей).

4. Ораторское искусство экскурсовода.

5. Работа над составлением экскурсии.

6



1










1






1

1
















1




1

6.

Обобщающая игра

«Запомнилось, понравилось, научился,

стал уметь…»

1

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны

знать:

• общие сведения о малой родине – нашем городе Северске;

• источники информации о городе;

• памятники города и имена архитекторов, сформировавших облик  Северска;

• государственные символы страны;

• основные этапы работы при подготовке экскурсии и имидж экскурсовода;

уметь:

• описывать экспонаты в книгах учёта и их маркировать;

• ориентироваться в городе;

• работать с познавательной литературой и отвечать на вопросы викторины;

• уметь применять полученные знания в конкурсных программах;

• провести занятие по краеведческой тематике с младшими школьниками.

Тематический план и содержание занятий

с учащимися третьего года обучения

Цель: участие в деятельности музея в качестве одного из сотрудников; приобретение тех знаний и навыков, которые должны подготовить учащихся к исследовательской деятельности.

Задачи:

  • создание условий для всестороннего развития личности и обеспечения процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся;
  • развитие эстетического вкуса;
  • формирование аналитических умений через составление выступлений, различных отзывов; записи воспоминаний,
  • формирование уважения к людям старшего поколения;
  • организация активной, осознанной, социально-полезной деятельности по изучению и пропаганде знаний по истории города, края, страны;
  • формирование развития желания  у учащихся вносить свой вклад в общее дело и развитие творческой деятельности через КТД,



Тема занятия и содержание

Количество часов

теория

практика

1.

«Здравствуй, музей!»

1. Тематическая игра, посвящённая музейной деятельности «Умники и умницы».

2. Дни Воинской Славы России музейщик должен знать!

3. Творческая лаборатория – индивидуальная работа (наброски интересных, но познавательных моментов к знаменательным датам).


4





1


1





2

2.

«Экспозиционно-выставочная деятельность музея»

1. Экспозиция постоянная и временные выставки.

2. Выставки – результат фантазии и  творчества детей. Приём экспонатов на временное хранение.

3. Творческая лаборатория «Оформить выставку со вкусом!» (индивидуальная работа – защита проектов «Моя выставка!»)

4. КТД – работа над созданием выставки «Мир моих увлечений».

8



1


1








3




3

3.

«Пополнение фондов музея –

главная задача»

1. Организация поиска музейных предметов. Изучение спроса и интереса учащихся школы (Анкетирование).

2. Составление заданий для учащихся школы, для учителей, жителей микрорайона.

3




1



1



1


4.

«История экспонатов, представленных в экспозиции»

1.Экспонаты, подаренные музею ветеранами Великой Отечественной войны.

2. Фотоэкспонаты.

3. Экспонаты, собранные учащимися во время поисковой работы.

3



1


1


1

5.

«Воспоминания людей – важный для музея источник информации»

1. Правильный диалог – стержень беседы. Составление вопросника, анкеты. Умение расположить к себе собеседника.

2. Правильная запись воспоминаний. Проверка, корректировка.

3. Встреча с почётным гостем. Запись воспоминаний.

4. Час творчества – составляем информацию по прослушанным воспоминаниям.

5



1




1



1






1


             1

6.

«Библиография»

1. Справочно-библиографический аппарат. Составление библиографич-х пособий. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсий, музейных уроков.

2. Краткая летопись основных событий. Изучение отдельных событий, их описание (факты, цифры, выдержки из документов и воспоминаний, цитаты, стихи).

2


1





1

7.

«О тех, кто прославил Россию!»

1. На всей Земле ищу России имена.

2. Пример жизненной стойкости.

3. Пресс-конференция «Участники знаменательных событий». (Учащиеся готовят самостоятельно сообщения).

4. Обсуждение, анализ понравившихся сообщений, и выступавших ораторов.


5


1

1



     

1




2

8.

«Итоги работы

Школы музееведения»

1. Конкурс экскурсоводов

2. Отзыв о работе Школы музееведения

3. Тематический вечер «Звёздный час».

4



2

1

1

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны

знать:

• Дни Воинской Славы России;

• имена и славные деяния людей, служивших во имя  Отечества;

• основные правила оформления выставок и  поиска музейных предметов;

• правила построения грамотного диалога с людьми, воспоминания которых необходимо записать;

• какие музейные предметы являются экспонатами основного фонда, а какие экспонатами вспомогательного фонда;

уметь:

• придумывать интересные творческие моменты для музейных мероприятий, глубоких и серьёзных по содержанию;

• находить музейные предметы;

• описывать экспонаты в книгах основного и вспомогательного фондов;

• грамотно оформить выставку с правильно оформленным этикетажем;

• вести диалог с человеком любой профессии и грамотно записать его воспоминания;

• составить сообщение по заданной теме;

• написать реферат;

• высказывать и отстаивать свою точку зрения по разным вопросам;

• выступать: говорить, проводить экскурсию, принимать участие в театрализованных музейных уроках;

• писать положительный отзыв о любом мероприятии, о посещённой выставке.

Список литературы

Для педагогов:

1. Агапова И. А., М. А. Давыдова Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

2. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. Москва. 1996.

3. Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. М., 2003

4. Касимова  Т. А.,  Яковлев  Д. Е.  Патриотическое  воспитание  школьников.  Методическое  пособие. Москва.  Айрес-пресс. 2005.

5. Кулагина Г. А. Сто игр по истории. Москва. 1983.

6. Кузнецова  Н. А.,  Яковлев  Д. Е.  Управление  методической  работой  в  учреждениях  дополнительного  образования  детей.  М.,  2003.  

7. Минскин, Е. М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1982.  

8. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы: сборник нормативно-правовых и методических материалов. /Автор-сост. Орлова В. А. Новосибирск. Изд-во  НИПКиПРО, 2004.

9. Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. /Отв. Ред. Э. И. Черняк /Томск.2002

10. Пахомов В. П. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». Самара, 2005

11. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Москва. 2003.

12. Разноцветный мир детства (учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений). – М., 1999.

13. Романовский В. К. Символы Российской государственности. Герб. Флаг. Гимн: Пособие для учителя. М: Русское слово, 2002.

14. Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика России». М.: ВАКО, 2004.

15. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999.

16. Школьное краеведение: опыт и проблемы./Отв. Ред. Л. И. Василевская. /Омск.1999.

17. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования. Москва 2001.

Для детей:

 1. Агапова И. А., М. А. Давыдова Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

2. Артамонов В. А., Соболева Н. А. Символы России: Очерки государственной символики России. М., 1993.

3. Беловинский Л. В. С русским воином через века. М.: Просвещение.

4. История России. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 2, 3. М.: Аванта, 1997.

5. История России в лицах и датах. Словарь-справочник. СПб, 1995

6. История Северска. ТГУ 1999 г.

7. Калейдоскоп игр, развлечений для детей. Воронеж, 2005.

8. Климычев Б. Томские тайны. Томск.1999

9. Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А. Тайны прошлого. Новосибирск. 1999.

10. Книги серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»).

11. Майданюк Э. Прогулка по старому Томску. Томск. 1992.

12. Неизвестный Северск. ТГУ 1996 г.

13. Северск. История и современность. ТГУ 1994 г.

14. Труды музея г. Северска. Выпуск I. Музей и город. Ред. Е.А. Васильева

15. Черемошкина Л. В. Память. Ярославль: Академия развития, 2002.

Документы:

  1.  О  деятельности  музеев образовательных  учреждений / Министерство  образования  РФ,  2003.
  2.  Основные  требования,  которым  должен  отвечать  музей,  претендующий  на  звание  «Школьный  музей» / Туристско-краеведческий  отдел  ОГОУДОД  «ОЦДОД»,  2006.
  3. Положение  о  музее  образовательного  учреждения ЗАТО  Северск / Координационный  Совет  по  руководству  музеями  ОУ,  ЗАТО  Северск,  2001.

Основные потенциалы

личности

Эстетический потенциал

• развитость чувства прекрасного,

• потребность заботи-ться о сохранении исторического и культурного наследия

Познавательный потенциал:

• развитость мышления,

• познавательная активность,

• сформированность навыков исследовательской деятельности.

Нравственный потенциал

Сформированность нравственных качеств:

• патриотизм,

• трудолюбие,

• честность,

• справедливость,

• ответственность.

уважение к старшим людям.

Коммуникативный потенциал

• Знание правил общения и хорошего тона,

• Умение передавать свои знания широкой аудитории через экскурс-ную, лектор-скую, театрал-ную деятельность.

.

Творческий потенциал

• Развитие творческих способностей;

• Развитие чувств вкуса к оформлению выставок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности школьников «Мультимедийные технологии»

В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать...

Дополнительная образовательная программа "Туристско-краеведческая деятельность старших дошкольников"

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования туристской направленности, воспитателей и физинструкторов детских садов.Для детей подготовительных к школе групп детского сада в возра...

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности

Дополнительная  образовательная программа по внеурочной деятельности «ИНФОЗНАЙКИ» Для 5-6 классов (11-13лет)...

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «Волшебная петелька» для детей 10 -14 лет на 1 год обучения

      Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности учащихся направленных на формирование нравственных ор...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность)    По курсу  «Учимся писать сжатое изложение».8 класс...