АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Ерофеева Татьяна Викторовна

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность)    По курсу  «Учимся писать сжатое изложение».8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppd_8_kl._uchimsya_pisat_szhatoe_izlozhenie.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

   «СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР  

_______ /Соболеева М.С./

«___» __________ 2019 г.

                                             «УТВЕРЖДАЮ»

Директор _____________/Бадмаев В.М./

«____» _______________ 2019 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(Предметно-практическая деятельность)

                                  По курсу         «Учимся писать сжатое изложение»

                                     Класс                 8

                                     Количество часов по программе          68 ч.

                                     Срок реализации программы       2019-2020 учебный год

                                     Учитель                         Ерофеева Татьяна Викторовна

г. Улан-Удэ

Пояснительная записка

Изложение является традиционным видом работы по развитию связной речи учащихся.

Связная речь занимает особое место в курсе русского языка: это не автономно существующий раздел курса, а как бы второе направление обучения языку со своим специфическим предметом обучения, со своей понятийной основой, со своими речевыми и коммуникативными умениями. В процессе работы по развитию связной речи решается собственно коммуникативная задача курса русского языка - учащиеся овладевают знаниями и умениями, которые способствуют активизации их речевой деятельности, как устной, так и письменной.

Изложение как вид работы по развитию связной речи представляют собой речемыслительный процесс: восприятие первичного текста и его воспроизведение

Изложение как вид письменного упражнения в развитии связной речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста используется для обучения логике и композиции создаваемого текста по образцу; для обогащения словаря; для обучения типам речи - повествованию, описанию и рассуждению; стилям речи - художественному, публицистическому, научному; для обучения жанрам речи - басне, рассказу и др.; для использования в создаваемом по образцу тексте изучаемых языковых средств.

Нужно особо отметить, что по новой версии ГИА, первая часть- это сжатое изложение. А ведь этот вид работы с текстом обусловлен практическими умениями, которые формируются у учеников основной школы: в процессе обучения на любом этапе им приходится воспринимать на слух и перерабатывать большое количество информации по разным предметам. Да и вне сферы обучения часто необходимо разобраться в услышанном или прочитанном, будь то радиопередача, журнальная статья или книга. Одним словом, в наш информационный век умение воспринимать или обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни.

 Данная программа составлена для 3 учащихся с различными зрительными заболеваниями: Баторовой А. (IV вид, ОНР III ур.), Гонгорова А. (IV вид, ОНР III ур.), Филипповой А. и (IV вид). Учебное содержание программы насыщено коррекционно-воспитательными моментами, что имеет большое значение для реабилитации личности. Для слабовидящих создаются благоприятные условия для зрительной работы в классе, применяются соответствующие слабому зрению детей тетради, наглядный дидактический материал, оптические и технические средства помощи.

        Учитель в своей работе руководствуется следующими предпосылками: 1-учет зрительного заболевания, 2-учет особенностей психического развития, 3-изучение и учёт типологических индивидуальных различий, 4-учет уровня обученности.  Ввиду состояния здоровья обучающихся, психофизических особенностей детей, с целью усиления практической направленности обучения, проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

-совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

-развитие артикуляционной моторики.

-коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция - развитие внимания;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

-развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

-развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

-развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;

-коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

-формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;

- формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;

-коррекция - развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Цель курса – способствовать сохранению знаний, умений и навыков учащихся по развитию речи, вооружить учащихся новыми знаниями по написанию сжатого изложения, что является условием их успешной учебной, научной и общественной деятельности. Особое внимание следует уделять самостоятельно творческо-поисковой деятельности (подготовка докладов, рефератов, создание проекта). В связи с этим необходимо научить правильно пользоваться авторитетными справочниками и словарями, прошедшими проверку в практике редактирования.

Образовательная цель курса – формирование умений и навыков кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Практическая цель курса – приобретение учениками навыков написания сжатого изложения, развитие устной и письменной речи учащихся.

Воспитательная цель курса -  воспитание у учащихся любви к русскому языку, уважения к слову, расширение лингвистического кругозора, развитие языковой интуиции. Изучение курса должно способствовать формированию потребности в самообразовании и таких личностных качеств, как внимание и настойчивость, организованность и целеустремленность, аналитический склад ума.

Цели данного курса реализуются с помощью следующих задач:

- систематизировать и обобщить знания по русскому языку, познакомить с базовыми понятиями теории и практики сжатия текста;

- дать представление о типах текстов, в которых реализуются соответствующие стили;

-  научить распознавать ошибки, обусловленные правильным употреблением слов с различной стилистической окраской, слов с ограниченной сферой употребления и языковых средств выразительности речи;

- научить редактировать тексты разных типов и стилей речи;

- научить кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте явления или события.

Данные задачи:

1)        дают четкую установку на вид работы;

2)        требуют  от  учащихся   самостоятельности   в   отборе  языковых  средств   в  соответствии с целями речевого оформления:

3) позволяют включить усвоенные знания в сферу речевого общения (обоснование целесообразности выбора автором тех или иных языковых средств, редактирование текста; перестройка частей текста, трансформирование текста ситуативного характера и др.).

Курс базируется на  современных знаниях в области функциональной и практической стилистики, теории текста, культуры речи.

Основные формы организации занятий – лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.

Курс «Учимся писать сжатое изложение»  рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), из них  26 часов – лекции,  42  часа -  практические занятия.

Образовательные  результаты.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;
  • определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;
  • излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;
  • логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;
  • передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);
  • выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально-экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации.
  • кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, вычленяя наиболее важный материал.

Календарно-тематическое планирование

Тематика лекций и  

практических занятий

Дата

Корректировка

1-3

Текст: тема, основная мысль, признаки текста.  

4-5

Озаглавливание частей и целого текста.

6-7

Виды связи предложений в тексте: цепная связь.

8-9

Виды связи предложений в тексте: параллельная связь.

10-11

Средства связи между предложениями в тексте.  

12-13

Лексико-грамматические средства связности

14, 15, 16

Стилевая принадлежность текста.

17-18

Анализ языковых средств текстов разных стилей речи.

19-20

Определенные закономерности и типологические модели построения текстов описании, повествований, рассуждений.

21-22

Определенные закономерности и типологические модели построения текстов описании, повествований, рассуждений.

23-24

Композиционные схемы текстов разных типов речи.

25-26

Тема текста. Проблема текста. Идея.  

27-28

 Авторская позиция. Аргумент. Экспрессивная лексика.

29-30

Художественные средства выразительности речи.

31-32

Художественные средства выразительности речи.

33-34

Главная информация в тексте.  

35-36

Авторский замысел.

37-38

Микротемы текста. Абзацное членение текста.

39-40

Микротемы текста. Абзацное членение текста.

41-42

Приемы сжатия текста

43-44

Упрощение

45-46

Исключение

47-48

Обобщение

49-50

Составление композиционной схемы текста.  Составление плана на основе учета типологической схемы.

51-52

Составление композиционной схемы текста.  Составление плана на основе учета типологической схемы.

53-54

Отбор языковых и выразительных средств в тексте.

55-56

Отбор языковых и выразительных средств в тексте.

57-58

Редакторская правка.

59-60

Редактирование текстов.

61,62,63,64

Написание обучающих сжатых изложений.

65,66,67,68

Анализ изложений

Литература для учителя:

1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. – М, «Дрофа», 2000.
2.
Брисков А.И. Русская словесность. – М., "Просвещение", 1996.
3.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9 – 11 кл. – М., «Дрофа», 2002.
4.
Никишаева В.П. Опыты лингвостилистического анализа текста.
5.
Николина Н.А. Образное слово И. Бунина – РЯШ 90 № 4 с. 51.
6.
Педчак Е.П. Русский язык Ростов-на-Дону "Феникс" 2003 г. раздел Стилистика.
7.
 Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного изложения.– М., 2004.
8.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. Дрофа 1996.

Литература для учащихся:

1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка – М, 1998.
2.
Аристова Т.С., Ковшова М.С. Словарь образных выражений русского языка – М., 1995.
3.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1998.
4.
Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2003.
5.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
6.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.
7.
Куманяева А.Е. Изложение на экзамене. – М., 2005.
8.
Никитина Е.Н. Русская речь 5–9 кл. – М. "Дрофа" 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Как писать сжатое изложение" (7 класс)

Данная презентация содержит практический материал к уроку по теме "Сжатое изложение".Содержит теоретические сведения по теме и практический материал. Если класс плохо подготовлен, редко пишет подобные...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего о...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Предметно-практическая деятельность"

Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (2 вариант обучения)....

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности, напрвление: социальное...

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности.

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности....