АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. 5 КЛАСС. 1 ПОЛУГОДИЕ. КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА 8 ТИПА
рабочая программа (5 класс)

Макогон Инна Валериевна

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по коррекционному курсу внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» для обучающихся 5-го класса, вариант 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppd_5_klass_2025-2026.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа  

по коррекционному курсу

«Предметно-практические действия»»

(интеллектуальные нарушения,

вариант 2)

2025-2026 учебный год

для обучающихся 5 класса

                                                       

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

2.Содержание обучения

3.Календарно-тематическое планирование

                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по коррекционному курсу внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» для обучающихся 5-го класса, вариант 2, утверждена заседанием педагогического совета ОО.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»,                    5 класс (вариант 2), разработана на основе:

–Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной заседанием педагогического совета ОО;

–«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

–Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007);

 Учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета – используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.), корректировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия.

           Цель обучения: осуществлять коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.

          Задачи курса: 

- развитие зрительных, слуховых, осязательных, тактильных восприятий;

- координация работы анализаторов;

- развитие пространственных ориентировок;

- развитие наглядного мышления;

- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира; -совершенствование мелкой моторики, зрительно двигательной координации, координаций движения обеих рук;

- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности, формирование основ самооценки;

- формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

           Общая характеристика учебного предмета. У детей с умеренными и выраженными интеллектуальными нарушениями выявлены многочисленные недостатки в формировании их умственной деятельности. У них затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей и отношений между отдельными действиями и звеньями умственной задачи. Они не могут организовать свою деятельность и не используют образец. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и узнавание, группировка и выбор адекватного способа действия, перенос умственного приема. Они не умеют пользоваться в практической деятельности даже элементарными знаниями, имеющимися у них.

            Формирование основных навыков и приемов умственной деятельности таких детей в младшем школьном возрасте возможно именно на самом элементарном, сенсорном уровне. Темп развития ребенка чрезвычайно замедлен. Без специального обучения с самого обучения с самого младшего возраста это развитие протекает с глубокими качественными отклонениями. Все это приводит к тому, что к началу школьного возраста уровень умственного развития низок. Поэтому коррекция этих детей должна осуществляться в большей мере в тех видах деятельности, которые характерны для детей дошкольного возраста.

            Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности разнообразно. Нарушения моторики, зрительно-моторной координации непосредственно отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений.

           Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные игры. Сенсорное развитие учащихся осуществляется в предметно–манипулятивной деятельности и дидактических играх.

Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Задачи и направления рабочей программы:

–формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

–развитие собственной активности ребенка;

–формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

–формирование и развитие целенаправленных действий;

–развитие планирования и контроля деятельности;

–развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Коррекционные задачи:

–развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

–развитие зрительного восприятия;

–развитие зрительного и слухового внимания;

–развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

–развитие пространственных представлений;

–развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Требования к уровню подготовки обучающихся

У обучающихся должны быть сформированы:

- представления о предметно-практических действиях с предметами и материала;

- знания об особенностях и функциях различных предметов;

- знания о свойствах материалов;

- представления о различных формах предметов;

- знания названий предметов и материалов, а также о действиях, связанных с этими предметами и материалами;

- умения распознавать предметы и материалы по цветам;

- умения соотносить предметы по величине.

Планируемые предметные результаты:

- овладевать новыми разученными действиями и выполнять их по слову взрослого;

- самостоятельно выполнять разученные действия с предметами и материалами;

- использовать предметы-заместители;

- переносить полученный опыт на аналогические ситуации;

- выполнять целенаправленные действия с предметами и материалами.

Учебно-методическое обеспечение:

- учебные столы;

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

- звучащие предметы для встряхивания;

- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра); - вставления (стаканчики одинаковой величины);

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий;

- пазлы (из 3-х, 6, 8 частей (до 10);

- мозаики;

- пиктограммы с изображениями различных событий и др.

Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

- предметов различной формы, величины, цвета;

- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

- специально подобранные предметы;

- презентации к занятиям;

- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).

Базовые учебные действия

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

–входить и выходить из учебного помещения со звонком;

–ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

–адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

–принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

–передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Календарно-тематическое планирование

по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»»

(интеллектуальные нарушения, вариант 2)

на І полугодие 2025-2026 учебного года для обучающихся 5 класса

№ п/п

Содержание работы. Раздел. Тема

Кол-во часов

1

Представление о пальчиковых играх и упражнениях

1

2

Представление о пальчиковых играх и упражнениях

1

3

Различение предметов по цвету, форме, величине

1

4

Различение предметов по цвету, форме, величине

1

5

Упражнения с массажными шариками

1

6

Упражнения с массажными шариками

1

7

Дидактическая игра «Лото»

1

8

Дидактическая игра «Лото»

1

9

Дидактическая игра «Разложи в ряд»

1

10

Дидактическая игра «Разложи в ряд»

1

11

Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу

1

12

Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу

1

13

Складывание разрезных картинок из 2-4 частей. Фрукты

1

14

Складывание разрезных картинок из 2-4 частей. Фрукты

1

15

Складывание разрезных картинок из 2-8частей

1

16

Складывание разрезных картинок из 2-8частей

1

17

Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец

1

18

Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец

1

19

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух-трех

цветов

1

20

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух-трех

цветов

1

21

Лепка фруктов

1

22

Лепка фруктов

1

23

Лепка овощей

1

24

Лепка овощей

1

25

Аппликация «Зима»

1

26

Аппликация «Зима»

1

27

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

1

28

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

1

29

Дидактическая игра «Что лишнее»

1

30

Рисование новогодней елки

1

31

Рисование  новогодней елки

1

32

Повторение и обобщение изученного

1

Всего: 32 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 6 класс в коррекционной школе VIII вида

Пояснительная запискаКалендарно-тематическое планированиеНРК...

рабочая программа по математике 7 класс в коррекционной школе VIII вида

пояснительная запискакалендарно-тематическое планирование...

рабочая программа по математике 5 класс в коррекционной школе VIII вида

Пояснительная запискаПеречень компонентов учебно-методического комплексаЦОРыДемонстрационное оборудованиеОсновные требования к знаниям и умениям учащихсяКалендарно-тематическое планированиеНРК...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность)    По курсу  «Учимся писать сжатое изложение».8 класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. 9 КЛАСС. 1 ПОЛУГОДИЕ. КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА 8 ТИПА

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по коррекционному курсу внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» для обучающихся 9-го класса, вариант 2...