АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. 5 КЛАСС. 1 ПОЛУГОДИЕ. КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА 8 ТИПА
рабочая программа (5 класс)
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по коррекционному курсу внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» для обучающихся 5-го класса, вариант 2
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
по коррекционному курсу
«Предметно-практические действия»»
(интеллектуальные нарушения,
вариант 2)
2025-2026 учебный год
для обучающихся 5 класса
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2.Содержание обучения
3.Календарно-тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по коррекционному курсу внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» для обучающихся 5-го класса, вариант 2, утверждена заседанием педагогического совета ОО.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», 5 класс (вариант 2), разработана на основе:
–Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной заседанием педагогического совета ОО;
–«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
–Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007);
– Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета – используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.), корректировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Календарно-тематическое планирование составлено с учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия.
Цель обучения: осуществлять коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.
Задачи курса:
- развитие зрительных, слуховых, осязательных, тактильных восприятий;
- координация работы анализаторов;
- развитие пространственных ориентировок;
- развитие наглядного мышления;
- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира; -совершенствование мелкой моторики, зрительно двигательной координации, координаций движения обеих рук;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности, формирование основ самооценки;
- формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Общая характеристика учебного предмета. У детей с умеренными и выраженными интеллектуальными нарушениями выявлены многочисленные недостатки в формировании их умственной деятельности. У них затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей и отношений между отдельными действиями и звеньями умственной задачи. Они не могут организовать свою деятельность и не используют образец. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и узнавание, группировка и выбор адекватного способа действия, перенос умственного приема. Они не умеют пользоваться в практической деятельности даже элементарными знаниями, имеющимися у них.
Формирование основных навыков и приемов умственной деятельности таких детей в младшем школьном возрасте возможно именно на самом элементарном, сенсорном уровне. Темп развития ребенка чрезвычайно замедлен. Без специального обучения с самого обучения с самого младшего возраста это развитие протекает с глубокими качественными отклонениями. Все это приводит к тому, что к началу школьного возраста уровень умственного развития низок. Поэтому коррекция этих детей должна осуществляться в большей мере в тех видах деятельности, которые характерны для детей дошкольного возраста.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности разнообразно. Нарушения моторики, зрительно-моторной координации непосредственно отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений.
Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные игры. Сенсорное развитие учащихся осуществляется в предметно–манипулятивной деятельности и дидактических играх.
Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Задачи и направления рабочей программы:
–формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
–развитие собственной активности ребенка;
–формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
–формирование и развитие целенаправленных действий;
–развитие планирования и контроля деятельности;
–развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Коррекционные задачи:
–развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
–развитие зрительного восприятия;
–развитие зрительного и слухового внимания;
–развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
–развитие пространственных представлений;
–развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Требования к уровню подготовки обучающихся
У обучающихся должны быть сформированы:
- представления о предметно-практических действиях с предметами и материала;
- знания об особенностях и функциях различных предметов;
- знания о свойствах материалов;
- представления о различных формах предметов;
- знания названий предметов и материалов, а также о действиях, связанных с этими предметами и материалами;
- умения распознавать предметы и материалы по цветам;
- умения соотносить предметы по величине.
Планируемые предметные результаты:
- овладевать новыми разученными действиями и выполнять их по слову взрослого;
- самостоятельно выполнять разученные действия с предметами и материалами;
- использовать предметы-заместители;
- переносить полученный опыт на аналогические ситуации;
- выполнять целенаправленные действия с предметами и материалами.
Учебно-методическое обеспечение:
- учебные столы;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра); - вставления (стаканчики одинаковой величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий;
- пазлы (из 3-х, 6, 8 частей (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями различных событий и др.
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к занятиям;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Базовые учебные действия
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
–входить и выходить из учебного помещения со звонком;
–ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
–адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
–принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
–передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Календарно-тематическое планирование
по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»»
(интеллектуальные нарушения, вариант 2)
на І полугодие 2025-2026 учебного года для обучающихся 5 класса
№ п/п | Содержание работы. Раздел. Тема | Кол-во часов |
1 | Представление о пальчиковых играх и упражнениях | 1 |
2 | Представление о пальчиковых играх и упражнениях | 1 |
3 | Различение предметов по цвету, форме, величине | 1 |
4 | Различение предметов по цвету, форме, величине | 1 |
5 | Упражнения с массажными шариками | 1 |
6 | Упражнения с массажными шариками | 1 |
7 | Дидактическая игра «Лото» | 1 |
8 | Дидактическая игра «Лото» | 1 |
9 | Дидактическая игра «Разложи в ряд» | 1 |
10 | Дидактическая игра «Разложи в ряд» | 1 |
11 | Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу | 1 |
12 | Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу | 1 |
13 | Складывание разрезных картинок из 2-4 частей. Фрукты | 1 |
14 | Складывание разрезных картинок из 2-4 частей. Фрукты | 1 |
15 | Складывание разрезных картинок из 2-8частей | 1 |
16 | Складывание разрезных картинок из 2-8частей | 1 |
17 | Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец | 1 |
18 | Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец | 1 |
19 | Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух-трех цветов | 1 |
20 | Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух-трех цветов | 1 |
21 | Лепка фруктов | 1 |
22 | Лепка фруктов | 1 |
23 | Лепка овощей | 1 |
24 | Лепка овощей | 1 |
25 | Аппликация «Зима» | 1 |
26 | Аппликация «Зима» | 1 |
27 | Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка) | 1 |
28 | Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка) | 1 |
29 | Дидактическая игра «Что лишнее» | 1 |
30 | Рисование новогодней елки | 1 |
31 | Рисование новогодней елки | 1 |
32 | Повторение и обобщение изученного | 1 |
Всего: 32 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 6 класс в коррекционной школе VIII вида
Пояснительная запискаКалендарно-тематическое планированиеНРК...

рабочая программа по математике 7 класс в коррекционной школе VIII вида
пояснительная запискакалендарно-тематическое планирование...

рабочая программа по математике 5 класс в коррекционной школе VIII вида
Пояснительная запискаПеречень компонентов учебно-методического комплексаЦОРыДемонстрационное оборудованиеОсновные требования к знаниям и умениям учащихсяКалендарно-тематическое планированиеНРК...
Рабочая программа по географии 7 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по географии 8 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида
Календарно-тематическое планирование...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. 9 КЛАСС. 1 ПОЛУГОДИЕ. КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА 8 ТИПА
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по коррекционному курсу внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» для обучающихся 9-го класса, вариант 2...

