АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. 9 КЛАСС. 1 ПОЛУГОДИЕ. КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА 8 ТИПА
рабочая программа (9 класс)
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по коррекционному курсу внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» для обучающихся 9-го класса, вариант 2
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
по коррекционному курсу
«Предметно-практические действия»»
(интеллектуальные нарушения,
вариант 2)
2025-2026 учебный год
для обучающихся 9 класса
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2.Содержание обучения
3.Календарно-тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по коррекционному курсу внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» для обучающихся 9-го класса, вариант 2, утверждена заседанием педагогического совета ОО.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», 9 класс (вариант 2), разработана на основе:
–Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной заседанием педагогического совета ОО;
–«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
–Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007);
– Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП.
Календарно-тематическое планирование составлено с учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Коррекционный курс направлен на закрепление интереса к окружающему предметному миру, к действиям с материалами в соответствии с их свойствами, и с предметами с учетом их функционального назначения. В ходе курса закрепляют общественно выработанные способы действий (орудийные) с предметами быта и досуга в целях эффективной социализации.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Цель: продолжить совершенствовать целенаправленные действия с предметами и материалами, учить применять в практической деятельности усвоенные умения.
Задачи обучения:
–знакомство с различными материалами и предметами;
–формирование приемов элементарной предметной деятельности;
–формирование навыков продуктивной деятельности.
Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.
Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к выполнению целенаправленных предметно-практических действий.
На изучение в 9 классе отведено 68 часов, 2 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса выражается через:
1) реализацию ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания;
2) познавательное и личностное развитие обучающихся на основе формирования базовых учебных умений;
3) обобщённых способов действия обеспечивающих высокую эффективность решения
жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Воспитательный потенциал коррекционного курса «Предметно-практические действия» реализуется через:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
- применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
- установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программно-методический материал включает два раздела: «Действия с материалами» и «Действия с предметами».
Действия с материалами – на протяжении всего периода обучения, обучающиеся учатся работать с такими материалами, как: пластилин, бумага, нитки, ткань, природный материал. Вся работа строится от простого к сложному.
Действия с предметами – обучающиеся учатся работать с шариками, кольцами, прищепками, строительными материалами, мозаикой. Работа также, как и при работе с материалами строится от простого к сложному.
В процессе обучения обучающиеся продолжают знакомиться с различными предметами и материалами и осваивать действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Второй этап обучения направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся коррекционного курса, овладение обучающимися некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Коррекционный курс «Предметно - практические действия» – это средство, помогающее учить детей, развивать их. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на занятии является
сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной, самостоятельной.
«Действия с материалами» Работа с бумагой.
Закрепление и повторение: различные виды, свойства и назначения бумаги (салфетки, бумажные полотенца, туалетная бумага, цветная, бумага для письма, для печати, для рисования и др.). Сравнение свойств: сминание, разрывание, скатывание шариков, вырезание ножницами. Закрепление умений и навыков работы с бумагой (сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии; сгибать квадратный лист бумаги с угла на угол по диагонали; разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонью и пальцами; разрывать бумагу по сгибу). Оригами. Аппликации. Закрепление навыков работы кисточкой и клеем, свойства клея. Закрепление умений пользоваться им, соблюдая последовательность и аккуратность в работе.
Картон. Ознакомление со свойствами картона. Сминание двумя руками, одной рукой. Разрывание картона.
Вырезание ножницами из картона. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Приёмы вырезания ножницами.
Сравнение бумаги и картона. Работа по шаблонам. Составление орнамента.
Составление и наклеивание аппликаций.
Лепка.
Использование при лепке всех приобретённых ранее навыков.
Лепка с применением инструментов для резания материала, обработки деталей поделки.
Уметь в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме, количестве, правильно ориентироваться в пространственной ориентировке. Лепка изделий по заданию.
Работа с сыпучими материалами (крупа).
Крупа. Её виды и назначение. Сортировка крупы (2-3 вида) (с использованием пальцев, щипчиков). Сравнение свойств (пересыпание, просеивание, больше-меньше и др.). Аппликации и поделки с использованием крупы.
Работа с водой. Игры с водой.
Работа с нитками и тканью.
Трикотажная ткань. Её свойства (растягивание, сминание, резание). Подбор ниток под цвет и толщину ткани. Простейшие поделки из трикотажа.
Плетение косичек из шпагата, завязывание узелков на концах, завязывание бантом, шнуровка. Игры с нитками (шнурочками).
«Действия с предметами».
Выполнение подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе». Постепенно убыстрять темп подражательных движений.
Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук.
Сортировка предметов по назначению (2-3 группы). Обобщающие понятия. Раскладывание предметов по местам.
Заправка и разбирание постели (встряхивание простыни, одеяла, взбивание подушки)
Губка. Свойства губки (впитывание, сжимание и др.). Назначение губки. Вытирание пыли со шкафов, подоконников, столов при помощи губки. Дидактические игры с использованием губки.
Мозаика. Вставление предметов в отверстия. Работа с мозаикой. Составление узоров из мозаики.
Работа с металлическим конструктором (по образцу): закрепление навыка закручивания гайки на винт; закрепление навыка соединения деталей, построение предметов.
Дидактические игры. Подвижные игры с предметами. Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов. Игры на формирование временных представлений, количественных представлений, пространственных представлений, обобщающих понятий.
«Играем в сказку». «Колобок», «Маша и медведь» (кукольный театр, действия с предметами и др.).
Сюжетно-ролевые игры. «Магазин», «Мы – пассажиры» и др.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» способствует формированию следующих учебных действий:
Требования стандарта | Планируемые результаты образовательной деятельности |
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. |
|
Формирование учебного поведения: | 1) Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:
2) умение выполнять инструкции педагога: |
3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша. | |
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. |
деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. |
В основном разделы программы по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» изучается ежегодно с 1 по 9 класс. Благодаря этому программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Количество часов по каждой теме может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Коррекционный курс осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к переходу от совместных действий к подражательным, а затем к самостоятельным.
Показателем усвоения обучающимися программы коррекционного курса является динамика овладения детьми различными действиями с материалами и предметами.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью.
Личностные результаты:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведения искусства;
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты освоения коррекционного курса «Предметно- практические действия»:
-умеет выполнять несложные задания по словесной инструкции;
-производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке под контролем и с помощью учителя;
-производить сборку и склеивание изделия с помощью учителя.
-с помощью учителя работает с новыми материалами – глиной, картоном;
-работает над изделием по предоставленному учителем плану;
-придерживается плана при выполнении работы под контролем учителя;
-сравнивает с образцом по наводящим вопросам учителя;
-вдевает нитку в иглу, завязывает узел – данные операции производит учитель, перед началом работы;
-находит с помощью учителя в наглядной ситуации предметы для её разрешения, использует с частичной помощью учителя.
-умеет выполнять несложные задания самостоятельно;
-производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке с незначительной помощью учителя;
-производит сборку и склеивание изделия с опорой на образец, на графическую схему, план, если требуется, обращается за помощью;
-освоил приёмы работы с новыми материалами – глиной, картоном;
-составляет план работы над изделием, с опорой на образец изделия;
-придерживается плана при выполнении работы;
-выполняет подробный анализ своего изделия по составленному плану, сравнивает с образцом;
-вдевает нитку в иглу, завязывает узел с частичной помощью учителя;
-находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для её разрешения, пользуется ими самостоятельно.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов:
- слушание учителя;
- слушание и анализ ответов обучающихся;
- просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
- выполнение заданий;
- наблюдение;
- работа с раздаточным материалом;
- самостоятельная работа, работа в парах;
- оценивание своих учебных достижений.
Календарно-тематическое планирование
по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»»
(интеллектуальные нарушения, вариант 2)
на І полугодие 2025-2026 учебного года
для обучающихся 9 класса
№ п/п | Содержание работы. Раздел. Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное диагностическое занятие | 1 |
2 | Установление контакта. Музыкальная разминка с массажным ежиком | 1 |
Действия с материалами | ||
3 | Работа с бумагой. Сминание газеты, цветной бумаги, туалетной бумаги, бумажного полотенца, салфеток (одной рукой, двумя руками, пальцами) | 1 |
4 | Работа с бумагой. Сминание газеты, цветной бумаги, туалетной бумаги, бумажного полотенца, салфеток (одной рукой, двумя руками, пальцами) | 1 |
5 | Работа с бумагой. Разрывание материала двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) | 1 |
6 | Работа с бумагой. Разрывание материала двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) | 1 |
7 | Работа с ватой. Разрывание материала двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, руку от себя) | 1 |
8 | Работа с ватой. Разрывание материала двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, руку от себя) | 1 |
Работа с крупой и водой | ||
9 | Работа с крупой. Закапывание и откапывание предметов в крупе | 1 |
10 | Работа с крупой. Закапывание и откапывание предметов в крупе | 1 |
11 | Работа с крупой. Пересыпание крупы разными предметами (ложка, стаканчик, совок) | 1 |
12 | Работа с крупой. Пересыпание крупы разными предметами (ложка, стаканчик, совок) | 1 |
13 | Работа с водой. Вытащить предметы из воды | 1 |
14 | Работа с водой. Вытащить предметы из воды | 1 |
15 | Работа с водой. Переливать воду из одной емкости в другую | 1 |
16 | Работа с водой. Переливать воду из одной емкости в другую | 1 |
Работа с нитками | ||
17 | Работа с нитками. Наматывание ниток на катушку, картон | 1 |
18 | Работа с нитками. Наматывание ниток на катушку, картон | 1 |
каникулы 01.11-09.11 | 1 | |
19 | Работа с нитками. Наматывание ниток на катушку, картон | 1 |
20 | Работа с нитками. Наматывание ниток на катушку, картон | 1 |
Работа с пластилином, соленым тестом | ||
21 | Работа с пластилином. Разминание и отщипывание пластилина (одной, двумя руками) | 1 |
22 | Работа с пластилином. Разминание и отщипывание пластилина (одной, двумя руками) | 1 |
23 | Работа с пластилином. Сплющивание и размазывание пластилина (одной, двумя руками) | 1 |
24 | Работа с пластилином. Сплющивание и размазывание пластилина (одной, двумя руками) | 1 |
25 | Работа с соленым тестом. Разминание, отщипывание материала (соленого теста) одной, двумя руками | 1 |
26 | Работа с соленым тестом. Раскатывание больших и маленьких шариков из теста | 1 |
Действия с предметами. Предметно - манипулятивные действия | ||
27 | Захватывание, удержание, отпускание предмета | 1 |
28 | Захватывание, удержание, отпускание предмета | 1 |
29 | Перекладывание предметов из одной емкости в другую | 1 |
30 | Перекладывание предметов из одной емкости в другую | 1 |
31 | Складывание предметов в емкость | 1 |
32 | Складывание предметов в емкость | 1 |
Всего: 32 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 6 класс в коррекционной школе VIII вида
Пояснительная запискаКалендарно-тематическое планированиеНРК...

рабочая программа по математике 7 класс в коррекционной школе VIII вида
пояснительная запискакалендарно-тематическое планирование...

рабочая программа по математике 5 класс в коррекционной школе VIII вида
Пояснительная запискаПеречень компонентов учебно-методического комплексаЦОРыДемонстрационное оборудованиеОсновные требования к знаниям и умениям учащихсяКалендарно-тематическое планированиеНРК...
Рабочая программа по географии 7 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по географии 8 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида
Календарно-тематическое планирование...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. 5 КЛАСС. 1 ПОЛУГОДИЕ. КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА 8 ТИПА
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа по коррекционному курсу внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» для обучающихся 5-го класса, вариант 2...
