Рабочая программа "Предметно-практические действия", 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Горячковская Эсмира Сафтаровна

Рабочая программа "Предметно-практические действия", 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetno-prakticheskie_deystviya_6klass_-_kopiya.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Нормативно-правовая база составления рабочей программы.

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.3648-20» Санитарно-эпидемилогические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28);
  • Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы»;
  • Положение о рабочих программах ГАОУ школы-интернат №9;
  • Учебный план ГАОУ школы-интернат№9;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью ГАОУ школы-интернат№9.

Освоение предметных действий является основой развития продуктивной деятельности человека. Образование обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями  направлено на формирование у них жизненных компетенций, в основе которых лежат предметно-практические действия. У детей процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У обучающихся отмечается разный уровень сформированности предметно-практических действий. В процессе выполнения обучающимися действий с различными предметами наблюдаются не только собственно предметные действия, когда предметы используются по назначению, но и неспецифические предметные манипуляции, не учитывающие физические свойства предметов, а также специфические предметные манипуляции, носящие более осознанный характер взаимодействия с предметами и направленные на достижение определенной цели.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Основные задачи реализации содержания коррекционного курса «Предметно-практические действия»:

- освоение простых действий с предметами и материалами;

 - умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;

 - овладение навыками самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Содержание обучения

Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия» предусматривает обучение базовым действиям, которые лежат в основе более сложных действий, необходимых для решения повседневных жизненных задач. Овладение обучающимися с  произвольными целенаправленными действиями  с различными предметами и материалами требует специальной педагогической помощи. Важная роль в формировании предметно-практических действий отводится специалисту (учителю, воспитателю, учителю-дефектологу и др.), который организует процесс совместной деятельности, демонстрирует образец выполнения действий, учит соотносящим и орудийным действиям, ориентирует на получение предметного результата своих действий в виде достижения необходимой цели.

Работа по формированию предметно-практических действий планируется и осуществляется следующим образом. В начале учебного года проводится углубленное психолого-педагогическое обследование, в ходе которого выявляют актуальное развитие ребенка, его потенциал в овладении предметными действиями на учебный год. По результатам диагностического обследования специалисты определяют содержание работы по формированию предметно-практических действий: выбирают из программного материала коррекционного курса «Предметно-практические действия» те действия, овладение которыми доступно обучающемуся в ближайшие месяцы. Основным механизмом включения учащихся в деятельность на занятии является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной. Занятия  «Предметно-практические действия» создают базу в виде общего и речевого развития учащихся и готовят их к усвоению материала по другим учебным предметам. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем закрепляются и вводятся в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

Занятия «Предметно-практические действия» способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу), развитию общетрудовых умений (ориентироваться в задании, планировать ход работы и контролировать ее выполнение).

В процессе обучения, обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. На занятиях у детей формируются житейские понятия, способы действий, представления и знания, минимально необходимые для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развиваются предметные действия, происходит коррекция   наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.  

Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия» представлено следующими разделами: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

Содержание коррекционно-развивающего курса

«Предметно-практические действия»

Действия с материалами

Действия с предметами

1

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)

1

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)

2

 Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)

2

Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)

3

Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)

3

Вынимание предметов из емкости

4

Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой)

4

Складывание предметов в емкость

5

Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)

5

Перекладывание предметов из одной емкости в другую

6

Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка)

6

Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др., конструирование)

7

Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.)

7

Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить)

При организации обучения следует обращать внимание на следующие аспекты. Насыщенность образовательной среды должна соответствовать особенностям эмоционально-волевого развития обучающегося. Учебные материалы подбирают в соответствии с особенностями его моторного развития. Каждое занятие начинают с установления эмоционального контакта с обучающимся. Отсутствие опыта взаимодействия с учителем, нежелание ребенка включаться в предлагаемую деятельность, отсутствие интереса к ней могут повлиять на успешность совместной деятельности. У каждого ребенка свой темп восприятия происходящего, который следует учитывать в процессе взаимодействия. Необходимо создавать условия для поддержания собственной активности обучающегося, стремления к самостоятельному выполнению действий. Структурирование деятельности, подбор форм общения в совместной деятельности, предотвращение истощаемости, предоставление возможности выбора, а также положительная оценка даже небольших успехов обучающегося будут способствовать продуктивности процесса обучения предметно-практическим действиям.

Описание места коррекционного курса «Предметно-практические действия» в учебном плане: 

Класс

Количество учебных часов

в неделю

Количество учебных

недель в году

Количество учебных

часов в году

6

3

34

102

Связь учебного предмета «Предметно-практические действия» с базовыми учебными действиями Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении коррекционного курса «Предметно-практические действия», однако в наибольшей мере коррекционный курс «Предметно-практические действия» способствует формированию следующих учебных действий:

Требования стандарта

Планируемые результаты образовательной деятельности

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

- ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание: - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущейся игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с утрированной мимикой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране монитора; 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимать жестовую инструкцию; - понимать инструкцию по инструкционным картам; - понимать инструкцию по пиктограммам; - выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретных учеников на данном этапе обучения); 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д

. - ориентируется на режим дня, расписание уроков с помощью педагога; - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Планируемые результаты

№ п/п

Тема раздела

Форма

Ожидаемый результат

1.

Действия        с

-Умеет рассматривать различные по качеству

материалами

материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д. -Умеет фиксировать взгляд на объекте

-Умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон

-Сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры

-Скатывает из бумаги шарики

-Рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы -Режет бумагу по прямым линиям

-Режет бумагу по закругленным линиям

-Наклеивает материалы на картон

-Раскладывает по коробкам разный материал -Разминает пластилин двумя руками, расплющивает, разрывает пластилин, соединяет пластилин, отщипывает, раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями, размазывает пластилин по основе

-Может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) поверхности, складывать, скатывать ткань

-Узнает материалы на ощупь, по звуку

-Сортирует природный материал

Действия с предметами

-Играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д.;

-Складывает в банку предметы, достает из банки ложкой (пальцами)

-Играет с учителем в элементарные сюжетные игры -Складывает фигуры из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции

-Собирает разрезные картинки из 5-6 частей

-Строит из кубиков

-Называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и вспомогательные цвета

-Может чередовать предметы двух размеров (форм, цветов)

-Выбирает предмет по величине

-Подбирает предметы по форме (круг, квадрат, треугольник, овал)

-Собирает пирамидку без учета величины колец -Ориентируется в пространстве на плоскости (вверху, внизу, середина, право, лево)

-Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам

-Выкладываете узоры из деталей мозаики; по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений

-Строит простые предметы из конструктора

Результативность обучения по предмету «Предметно-практические действия» оценивается индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегосяВ течение учебного года ребенок учится выполнять определенные действия с предметами и материалами. В ходе проведения текущих аттестаций по итогам полугодий осуществляется оценка сформированности действий качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения СИПР, взаимодействие следующих компонентов: - что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода; - что из полученных знаний и умений он применяет на практике; - насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. действия»:

Оценка предметных результатов.  Оценивание, предметных результатов обучения осуществляется с применением бальной системы оценивания:

  0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;  1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

  2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

 4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

 5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации

Оценка личностных результатов:

 0-баллов – нет фиксируемой динамики;

 1-балл – минимальная динамика;

  2-балла – удовлетворительная динамика;

 3-балла – значительная динамика.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6  КЛАСС

раздел

Тема

Часы

Виды деятельности

Отрабатываемые понятия

Упражнения

Ожидаемый результат

Дата

1.

Обследование учащегося

3

Диагностические пробы к коррекционному курсу «Предметно-практические действия.

2. Действия с материалами - 44 ч

1.Разрывание.

10

Разрывание материала

(бумаги, ваты, природного материала) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую от себя).

разрывается легко,

с трудом

  1. Аппликация «Дерево с листочками».
  2. Аппликация «Овощи».

Умение выполнять разрывание различных материалов.

2.Размазывание.

10

Размазываниематериала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).

сверху вниз слева направо

по кругу

1.Рисование пальчиковыми красками «Рыбка», «Дерево».

Умение выполнять размазывание материала разными способами.

3.Разминание.

10

Разминание материала

(тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой).

Тесто

пластилин

глина

Лепка из теста, глины, пластилина «Колобок», «Колбаска», «Колечко»

Умение выполнять разминание материала разными способами.

4.Пересыпание.

8

Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.).

Крупа

песок

земля

  1. Пересыпем песок в другой ящик.
  2. Пересыпь камешки в баночку.

Умение пересыпать материалы двумя руками, с использованием инструмента.

5. Переливание.

6

Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)).

вода

  1. Набери воды в стакан.
  2. Перелей воду из банки в стаканчик.

Умение переливать жидкость двумя руками или с использованием емкости.

3. Действия с предметами- 52ч

1. Отталкивание и притягивание предмета.

3

Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.) Притягивание предмета к себе(игрушка на колесиках, ящик и др.).

толкни

притяни

  1. Провези машину за веревочку.
  2. Покатай куклу в коляске.

Умение отталкивать предмет от себя и притягивать к себе.

2. Вращение предмета.

6

Вращение предмета

(завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами, гайками и др.).

Закрути

 открути

1.Открой/закрой банку (бутылку).

2.Закрути/открути гайку.

Умение закручивать и откручивать предметы с помощью вращения.

3. Нажатие на предмет и сжатие предмета.

4

Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем).

нажми

  1. Игра с юлой
  2. Нажми на кнопки.

Умение нажимать на предмет.

4.Нанизывание предметов.

8

Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

нанижи

  1. Изготовление бус.
  2. Собирание

пирамидок

Умение нанизывать предметы с отверстием на стержень (нить).

5. Складывание предметов в емкость и выкладывание из нее.

6

Вынимание предметов из емкости. Складывание

предметов в емкость.

вынь

сложи

  1. Вынь кубики из коробки, сложи в коробку.
  2. Сложи стаканчики один в другой.

Умение вынимать и складывать предметы.

6.Складывание разрезных картинок и изображений

7

Складывание части

предмета в целое

Найди

сложи

Сложи части в целое изображение.

Умение складывать разрезные картинки из 4-5 частей по лексическим темам.

7.Складывание

объемных фигур.

Выполнение

построек из

геометрических

объемных фигур

9

Складывание фигур друг

на друга

Найди

Положи

построй

Постройка

башни из 3—

5 кубов

Одинаковых и разных по

размеру, цвету;

постройка

двухэтажного и

выше дома с

крышей из

кубов и

призмы, воротами, гаражом; постройка с

дорожек, заборов из различного  по форме

по

материала; постройка поезда, автомобиля.

Умение строить

несложные

конструкции по

показу, по

образцу.

8.Складывание фигур из плоских предметов.

9

Складывание фигур из палочек на плоскости

Положи

 наложи

Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по        образцу,

картинке, вербальной инструкции: дом, машина, молоток, ворота и др.

Умение строить несложные конструкции по показу, по образцу

4

Итоговое обследование учащегося.

3

Диагностические пробы к коррекционному курсу «Предметно-практические действия.

Выявление достижений учащегося по результатам занятий.

Индивидуальные достижения учащегося по сенсорному развитию

Итого

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса

Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе  Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...