Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по информатике и икт на тему

Арефина Наталья Ильинична

Дополнительная  образовательная программа по внеурочной деятельности «ИНФОЗНАЙКИ» Для 5-6 классов (11-13лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_infoznayki.docx64.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Антоновка

Завитинского района

Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО

МБОУ СОШ  с. Антоновка

от  ___________ года

Протокол №1

Руководитель ШМО

______А.А. Фадеев

Согласована

Заместителем директора по УВР МБОУ СОШ

с. Антоновка

___________года

________В.В. Остапенко

Утверждена  

Приказом МБОУ СОШ

с. Антоновка

от  ___________года

Директор школы

________Э.С.Антонюк

Дополнительная  образовательная программа

по внеурочной деятельности «ИНФОЗНАЙКИ»

Для 5-6 классов (11-13лет)

Срок реализации 2017-2019

Составитель программы:

Арефина Наталья Ильинична

Учитель информатики и ИКТ

с. Антоновка

2017 год

Оглавление

Пояснительная записка        3

Календарно-тематическое планирование 5 класс        7

Календарно-тематическое планирование 6 класс        8

Содержание курса        9

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса        10

Список используемой литературы        13

Пояснительная записка

Дополнительная  образовательная программа  «Инфознайки» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Программа внеурочной деятельности составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта;
  2. Авторской программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
  3. Образовательной программы школы;

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа рассчитана на 68 ч в год (5 класс 1 час в неделю, 6 класс 1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями. Они проникают в нашу жизнь с разных сторон.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных.

Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно базисному учебному плану, ФГОС изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 7 – 11 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5 -6 классах в рамках курса по выбору. Поэтому, данная рабочая программа внеурочной деятельности «Информатик» предназначена для учащихся 5-6 классов. Программа состоит из 3-х разделов.

  • Знакомство и работа в графическом редакторе Paint
  • Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD
  • Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point

Цели и задачи курса (внеурочная деятельность ФГОС)

Цели:

  • формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его для оформления результатов своей деятельности и решения практических задач;     
  • подготовка учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;
  • раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки информации разной структуры с помощью офисных программ.

Задачи:

  • формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
  • формирование знаний об основных принципах работы компьютера;
  • формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
  • формирование умений моделирования и применения компьютера в разных предметных областях;
  • формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
  • формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.

Программа разработана с учётом особенностей второй ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей учащихся.

Изучение информационных технологий в 5-6 классах является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Содержание программы направлено на воспитание интереса познания нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на занятиях.

Принципы программы:

В работе над программой используются следующие педагогические принципы:

  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному);
  • принцип комплексного развития (взаимосвязь разделов программы);
  • доступность и наглядность;
  • связь теории с практикой;
  • принцип учета индивидуальности каждого ребенка (педагог учитывает психологические особенности детей при обучении);
  • сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности;
  • принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
  • принцип положительной перспективы при оценке (критиковать, подчеркивая крупицы интересного, давая почву для развития);
  • принцип личностной оценки каждого ребенка без сравнения с другими детьми, помогающий детям почувствовать свою значимость для группы.

Формы и методы работы:

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные.

Формы проведения занятий:

  • игра;
  • исследование;
  • творческий практикум;
  • соревнование;
  • презентация проекта.

Методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Особенности проведения занятий:

  1. Теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;
  2. Для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применять рефлексивные интерактивные упражнения;
  3. Практические задания составлять так, чтобы время на их выполнение не превышало 20 минут;
  4. Работу по созданию глобальных творческих проектов следует начинать с разъяснения алгоритма разработки проектов, адаптированного под возраст школьников.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

I

Компьютерная графика         

(Практические задания составлять 20 минут на каждом занятии)

11

1

Техника безопасности в кабинете информатики и ИКТ. Введение в компьютерную графику

1

2

Интерфейс графического редактора Paint

1

3

Знакомство с инструментами графического редактора

1

4

Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей.

1

5

Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Открытка для мамы».

1

6

Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Моя родина - Россия».

1

7

Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Кубик».

1

8

Инструмент «Масштаб».  Создание рисунка из пикселей «Акула».

1

9

Инструмент «Текст». Создание рисунка «Новогодняя елочка».

1

10

Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины».

1

11

Индивидуальный проект

1

II

Знакомство и работа с текстовым

процессором WORD.

 (Практические задания составлять 20 минут на

каждом занятии)

16

12

  1. Меню, панели инструментов Правила набора текста. Работа в клавиатурном тренажере.

1

13

  1. Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

1

14

  1. Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.

1

15

  1. Оформление текста: выделение текста цветом

1

16

  1. Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.

1

17

  1. Нумерация и маркеры

1

18

  1. Изменение формата нумерации и маркировки

1

19

  1. Вставка специальных символов, даты и времени

1

20

  1. Работа с колонками: оформление газетных колонок

1

21

  1. Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста

1

22

  1. Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек

1

23

  1. Форматирование таблиц: добавление границ и заливки

1

24

  1. Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков

1

25

  1. Используем элементы рисования: объект WordArt

1

26

  1. Создание рисунков с помощью панели рисования

1

27

  1. Индивидуальный проект

1

III

Работа с мультимедийной информацией

 в редакторе презентаций

Microsoft Office PowerPoint

(Практические задания составлять 20 минут на

каждом занятии)

7

28

  1. Интерфейс Microsoft Office PowerPoint.  Планирование презентации. Создание презентации. Разметка и оформление слайда

1

29

  1. Настройка анимации

1

30

  1. Настройка анимации. Проект «Часы»

1

31

  1. Использование гиперссылки в показе слайдов

1

32

  1. Использование звука в презентации

1

33

  1. Использование видео в презентации

1

34

  1. Демонстрация и защита индивидуального проекта

1

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

I

Компьютерная графика

(Практические задания составлять 20 минут на

каждом занятии)

11

1

Техника безопасности в кабинете ИКТ. Введение в компьютерную графику

1

2

Знакомство с графическими редакторами Paint и Gimp.

1

3

Знакомство с инструментами графического редактора Paint и Gimp.

1

4

Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей.

1

5

Создание анимации в Gimp.

1

6

Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Мы-будущее России».

1

7

Создание изображений в Gimp. Работа со слоями.

1

8

Инструмент «Масштаб».  Создание рисунка из пикселей «Дельфин».

1

9

Инструмент «Текст». Создание рисунка «Новогодняя открытка».

1

10

Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка винограда».

1

11

Индивидуальный проект

1

II

Знакомство и работа с текстовым

 процессором WORD.

(Практические задания составлять 20 минут на

каждом занятии)

16

12

Меню, панели инструментов Правила набора текста. Работа в клавиатурном тренажере.

1

13

Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов.

1

14

Редактирование текста.

1

15

Форматирование текста.

1

16

Работа с таблицами.

1

17

Сложные таблицы.

1

18

Создаём векторные изображения.

1

19

Редактор формул.

1

20

Газетные колонки, поиск и замена слов.

1

21

Творческая работа-создание документа.

1

22-23

Используем элементы рисования: объект WordArt. Оформление -визитки

2

24-25

Создание рисунков с помощью панели рисования. «Поздравительная открытка».

2

26-27

Индивидуальный проект

2

III

Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint

(Практические задания составлять 20 минут на

каждом занятии)

7

28

  1. Интерфейс Microsoft Office PowerPoint.  Планирование презентации. Создание презентации. Разметка и оформление слайда

1

29

Настройка анимации

1

30

Настройка анимации. Подбор материала и создание проекта.

1

31

Использование гиперссылки в показе слайдов. Создание индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия»

1

32

Использование звука и видео в презентации. Создание индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия»

1

33

Использование в презентации. Создание индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия»

1

34

Демонстрация и защита индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия» в форме мультимедйной интерактивной презентации.

1

Содержание курса

Наименование раздела

Всего часов

Перечень формируемых универсальных учебных действий

Знакомство и работа в графическом редакторе Paint и Gimp.

22

Изучение создания растрового рисунка в редакторе Paint, форматирования и редактирования объектов растровой графики, масштабирования объектов растровой графики.

Назначение графического редактора GIMP. Основные элементы рабочего окна программы GIMP. Знакомство с основными панелями GIMP. Форматирование и редактирование изображений.

Основные функции графического редактора Paint, GIMP: создание и редактирование рисунков.

Копирование и вставка изображений в буфер обмена. Создание изображения на основе буфера обмена. Изменения размеров холста. Работа со слоями. Повторение коррекции тона, освещенности и насыщенности. Инструменты кисть и градиент.

Назначение инструмента Ластик.

Понятие слоев. Создание, перемещение, удаление слоев. Режим слоя, прозрачность слоя. Инструменты для работы со слоями: перемещения, масштабирование, поворот, искривление, перспектива, зеркало. Цветовые модели RGB и CMY.

Понятие анимации. Работа со слоями — создание кадров анимации. Сохранение анимированных изображений, оптимизация анимированных изображений.

Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD

32

Назначение текстового процессора WORD. Окно текстового процессора WORD. Символ, слово, строка, абзац, фрагмент

Обработка текстовой информации.  Редактирование текста. Работа с фрагментами текста.

Текстовый документ, форматирование текстового документа, выравнивание, шрифт, начертание.

Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы.

Графический редактор, графический примитив

Ввод математических формул и вычисление по ним.

Знакомство с издательской системой “MS Publisher. Индивидуальные проекты.

Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point

14

Знакомство с Power Point 2007. Алгоритм создания слайдов.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Эффекты анимации. Технология настройки анимации.

Создание презентации. Защита  индивидуальных проектов.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Ресурсное обеспечение программы

УМК для учителя:

  1. Учебники по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  2. Методические пособия к учебникам по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
    4. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы.
  3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Практикум / Л.А. Залогова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г. – 245  с.
  4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Учебное пособие / Л.А. Залогова. – 2-е изд. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г. – 212  с.

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Наушники
  • Сканер
  • Клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Текстовый редактор, графический редактор.
  • Программа разработки презентаций.
  • CD: «Мир информатики» 1-2-й год обучения. Кирилл и Мефодий.
  • CD: «Мир информатики» 3-4-й год обучения. Кирилл и Мефодий.

Интернет-ресурсы

  1. www.festival.-1september.ru - Материалы сайта «Фестиваль открытых уроков»
  2. www.pedsovet.org - Материалы сайта «Педсовет»
  3. www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики.
  4. http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.
  5. http://www.kinder.ru/default.htm – Интернет для детей. Каталог детских рисунков.
  6. http://www.solnet.ee – детский портал «Солнышко».
  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Планируемые результаты обучения

В сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

В сфере коммуникативной деятельности:

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств  связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

В сфере трудовой деятельности:

  • рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
  • создание и редактирование рисунков, чертежей, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.

В сфере эстетической деятельности:

  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
  • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).

В сфере охраны здоровья:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Список используемой литературы

  1. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.  
  5. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.  
  6. Поурочные разработки по информатике:5 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.
  7.  Поурочные разработки по информатике:6 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.
  8. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...