Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"
статья (9 класс) по теме

Чистякова Людмила Александровна

Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии.

При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, однако собственные профессиональные возможности учитываются недостаточно.

К моменту первого выбора подросток должен иметь представление не только о разнообразии мира профессий, но и о том, что они бывают физическими и умственными, исполнительскими и организаторскими, монотонными и постоянно меняющимися, индивидуальными или командными. Он должен знать, что есть типы профессий по направленности деятельности: Человек - Человек, Человек - Техника, Человек – Художественный Образ, Человек – Природа, Человек - Знаковая Сила. Представлять, какие профессии требуют высшего образования, ориентироваться в современном рынке труда. Подросток должен быть настроен на то, что ему скоро придется работать, что профессию выбирают на долгие годы (если не на всю жизнь) и поэтому данный выбор должен быть осознанным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей , в профориентационной работе с детьми

Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии.

При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, однако собственные профессиональные возможности учитываются недостаточно.

К моменту первого выбора подросток должен иметь представление не только о разнообразии мира профессий, но и о том, что они бывают физическими и умственными, исполнительскими и организаторскими, монотонными и постоянно меняющимися, индивидуальными или командными. Он должен знать, что есть типы профессий по направленности деятельности: Человек - Человек, Человек - Техника, Человек – Художественный Образ, Человек – Природа, Человек - Знаковая Сила. Представлять, какие профессии требуют высшего образования, ориентироваться в современном рынке труда. Подросток должен быть настроен на то, что ему скоро придется работать, что профессию выбирают на долгие годы (если не на всю жизнь) и поэтому данный выбор должен быть осознанным.  

Когда мы начинали работать с 9-классниками, оказалось что они не готовы сделать выбор, так как не знают практически ничего о профессиях на рынке труда.  Какие профессии наиболее востребованы, в каких нуждается наш город. Мы считаем, что работа с 9-классниками должна заключаться в помощи определения их «Хочу-Могу» и корректировки с «Надо».

 Учавствуя в городской программе по профориентации  « Школы и предприятия – шаг навстречу» мы провели в школах для учащихся 8 — 10 классов:

  • 12 открытых уроков   встречи с представителями промышленных предприятий;
  •  10 экскурсий на промышленные предприятия города:  

 ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод», ООО «Скания – Питер»,           ОАО «Адмиралтейские верфи», ГОЗ «Обуховский завод»,ОАО «Силовые машины» «Электросила», ОАО «Экспериментальный завод», ОАО «Печатный двор» им.

А.М. Горького, ОАО СПМБМ «Малахит», ЗАО «Кондитерская фабрика им.

Н.К. Крупской.

  •  Конкурс творческих работ «Мои впечатления от промышленности Санкт-Петербурга» -

 23 девятиклассника ГБОУ СОШ района стали победителями районного конкурса , 7 учащихся — городского.

 Выдержки из конкурсных работ учащихся «Мои впечатления от промышленности Санкт-Петербурга», говорят о необходимости экскурсионных выходах на промышленные предприятия города.

«…Вопреки многим стереотипам, которые сложились у молодежи сегодня, люди рабочих специальностей очень востребованы в Санкт-Петербурге, а молодых инженеров уже на последних курсах институтов приглашают на работу. Зарплата работников заводов выше среднегородской…»

«…Я задумалась, правильно ли я выбираю профессию. Чем сидеть в душном офисе, лучше работать в самом важном секторе экономики – промышленности, приносить пользу своей стране и жить достойно…»

«...Я посмотрела другими глазами на промышленность Санкт-Петербурга. Вместо прежних ассоциаций с чем то серым и сложным, промышленность теперь ассоциируется у меня с чем то светлым, перспективным, инновационным…»

 Андронова Александра 10А ГОУ СОШ № 122

«…Недавно мы ездили на экскурсию на завод «SCANIA-Питер» в Шушары. Эта была очень познавательная экскурсия. Она разрушила мои стереотипы о том, что такое завод и какие у него руководители. Раньше я себе представлял завод огромным зданием, внутри которого все в грязи, в пыли, его работников уставшими от жизни людьми, а их начальников бездушными тиранами, которым наплевать на своих сотрудников...»

«..Но больше всего меня поразил директор этого завода Йохан Бальк. Он очень весёлый, добрый и, что является самым важным для руководителя, открытый человек! Для него находятся на первом месте не доходы, а люди, которыми он руководит. Йохану важно, чтобы его подчиненные работали, а не спали, чтобы они были единой командой, чтобы приходили на помощь друг другу в трудную минуту…»

Ручкан Александр Дмитриевич

Гимназия №166 Центрального района, 10 «А»

Провели социологический опрос - среди учащихся 8 — 9 классов школ района , всего - 434 чел. Социологическое исследование было направлено на изучение интереса учащихся к рабочим профессиям и профессионального ориентирования будущих выпускников.

Источники информации о рынке труда:

Чем руководствуются при выборе своей профессии?

При выборе профессии девушки и юноши 8 - 9 классов на I - место поставили критерий — приносить обществу пользу, на II – возможность быстрого карьерного роста, на III – хороший, дружный коллектив.  Ребят в этом возрасте волнуют  взаимоотношения в классе, со своими сверстниками, на сколько хорошо их понимают родители, педагоги и поэтому им важно в каком коллективе они будут работать , но и совершенно осознано они ставят на первое место полезность своего труда в обществе.

 Традиционно считается, что профорориентационной работой надо заниматься с 9-классниками: перед ними впервые становится жизненно важный выбор – Выбор профессии. Классные часы, проводимые на данную тему, представители с НПО и СПО  приглашаются в 9 - 11 классы. Но мы, имея многолетний опыт работы, давно пришли к выводу, что это уже поздно.

Одного учебного года слишком мало, чтобы «загрузить» в них всю базу знаний по вопросу профориентации. Большинство 9-классников, осознав, что они не готовы сделать выбор, принимают решение пойти в 10 класс, чтобы выгадать себе еще время на размышления. Поэтому чем раньше начинать, тем больше можно реально помочь построить индивидуальный профессиональный маршрут каждого подростка.

 Учитывая данные проведенных опросов, анкетирований мы пришли к выводу, что  оптимальным будет эффект в нашей работе, если  начинать профориентационные мероприятия со 2 класса.

Особо хочу остановиться на целевом компоненте в процессе профориентации подростков. Мы считаем, что три основные этапа профориентации обучающихся в системе дополнительного образования: подготовительный, формирующий и заключительный  дадут возможность подготовить подростков к правильному решению при выборе будущей профессии.

Цель подготовительно этапа (II-IV класс): формирование у обучающихся основ выбора профессии, положительных мотивов трудовой деятельности, первоначального интереса к профессиям. Приучить детей  к мысли, что все работают и им тоже это предстоит в будущем. Научить работать в команде, дать как можно более широкое представление о вариантах профессиональной деятельности.

Для учащихся 2 - 4 классов знакомство с профессиями мы проводим через игровые формы.

Игра «Все профессии важны», проведена в виде «игры по станциям»:

  • «Актерская» - ребятам было предложено повторить скороговорки; прочитать стихотворение с выражением разных эмоций (радость и печаль); изобразить жестами  профессии — художник, певец, танцовщик. Ребята познакомились с профессиями актера драматического театра и режиссера и какими качествами они должны обладать.
  • «Дизайнерская» -  Презентация профессий портного и модельера. Ребята должны придумать и изготовить из цветной бумаги  наряд для куклы.  
  • «Дорожная» - Презентация профессий водитель автотранспорта, инспектор ГИБДД.  Ребятам было предложено перечислить виды транспорта;  назвать слова, связанные с профессией водитель; ответить, что означают цифры и сокращения — ГАИ, МЧС, 01, 02, 03, 04, ДТП.
  • «Компьютерное бюро» -  Презентация профессии оператора ПК.

Ребята выполняли задания в  «Paint e», создавали визитку своей школы;

  • «Педагогическая» - Презентация профессии учитель и психолог.

Задания выполняются командами. Из приведенных в таблице качеств человека выбрать те, которыми должен обладать учитель и психолог и обосновать выбор.

Игра «Радуга профессий» проведена в 4— 5 классах по станциям:

  • «Театр кукол» - ребятам было предложено представить , что они актеры кукольного театра и показать небольшую сценку любимой сказки. Им рассказали о специальностях профессии актера, гримера.
  • «Модный дом» - ребята выполняли задание на тему интерьера своего дома, выступали в роли дизайнера одежды,  театрального костюма, машин. Ребят познакомили с профессией   дизайнера одежды, интерьера дома.
  • «Рекламное агенство» – ребята придумывали рекламную афишу товарам. Они познакомились с профессиями менеджера по продажам, продавца, рекламного агента.
  • «Компьютерное бюро» - выполняли задания  в «Word e». Познакомились с профессиями офис-менеджера, секретаря, оператора call-центров.
  • «Лавка художника» - выполняли пейзажную работу. Познакомились  с профессией  художника, реставратора, оформителя.

Для 6 - классов мы провели конкурс «В мире профессий».  Классы были  разделены на две команды мальчиков и девочек.

                Для мальчиков предложены задания:

  •  Узнать по биографии знаменитого «Успешного человека». Ребята узнали, что успешным может быть любой человек  и с физическими недостатками, и из малообеспеченной, многодетной  семьи.
  • Отгадать кроссворд из малоизвестных профессий. Ребят познакомили с редкими профессиями, которые становятся популярными на сегодняшний день: Web-дизайнер,  промоутер, копирайтер, имиджмекер, модератор, пастижер, аниматор.
  •  На определенную букву назвать как можно больше профессий.
  •  Создать рекламную афишу магазина и защитить ее.

Для девочек:

  • Создать дизайн новой  школьной  формы. Знакомство с профессией модельера, дизайнера одежды.
  •  Узнать по биографии знаменитого «Успешного человека».
  •  На определенную букву назвать как можно больше «вкусных» и «сладких» профессий.
  • Создать рекламную афишу магазина и защитить ее. Знакомство с профессиями рекламного агента, промоутера, торгового представителя.

Проанализировав проведенный конкурс мы сделали вывод, что ребята, путают понятия, что такое профессия, специальность, должность, квалификация. Поэтому необходимо проводить такие мероприятия регулярно, останавливаясь более подробно на каждой из профессий, с учетом классификатора должностей.

Цель формирующего этапа (VI – VIII класс): формирование у подростков профессиональной направленности на определенную профессию или группу профессий по профилю детских коллективов, в которых в настоящее время испытывает экономика Санкт-Петербурга.

Цель работы с 7 – 8 классами – дать четкие представления о направлении трудовой деятельности.  Нами  была выбрана другая форма  профориентационной работы: фестиваль «Город мастеров». Данная форма профориентационной работы позволяет каждому подростку попробывать  выполнить несложные задания, сформировать  навыки самостоятельной работы.

В этом учебном  году мы работаем по новой  разработанной нами  образовательной программе «В поисках своего призвания» для 7 — 8 классов, где даем более углубленные знания о видах, классах и типах профессий.  Знакомим с типами личности и их диагностикой.  Учим строить личный профессиональный план.  

По итогам тестирования по методу  Е.А. Климова мы пришли к выводу, что   эффективнее для девушек и юношей проводить профессиональные пробы по интересам. Так мы провели Мастер-класс «Человек — Художественный образ» для девушек 8-9 классов, в котором участвовали студентки ГБОУ НПО «Локон». Девушки на практических занятиях познакомились со способами плетения косичек, с искусством  нанесения дневного и вечернего макияжа. Познакомились с профессиями парикмахера, визажиста. стилиста.

Целью заключительного этапа целевого компонента  (IX-XI класс) является формирование у обучающихся профессионального самосознания, т.е. соотнести свои профессиональные предпочтения с возможностями и потребностью Санкт-Петербурга в кадрах.

Цель работы с 9 – 10 классами – помочь разобраться со своими  «Хочу-Могу», познакомить с ситуаций на рынке труда и разнообразием учебных заведений в городе.

 Для 9 -10 классов мы провели  Круглый стол «Что значит быть успешным человеком?». Во время круглого стола учащиеся создали формулу успеха. Познакомились с биографиями успешных людей. На вопрос:-  «Убедили ли мы Вас, что успешным человеком может быть каждый?», 85% учащихся ответили «ДА». Круглый стол — наиболее активная форма работы, с  предварительным анкетированием , с созданием «ситуации успеха» для каждого подростка.

Нашими методистами разработана еще одна образовательная программа в рамках одного из основных направлений развития Петербургской школы — 2020 «Профессия и карьера», ориентированная на учащихся 9-х классов.  Новизна данной программы заключается в том, что она сориентирована на конкретную экономическую ситуацию, сложившуюся в стране и в Санкт-Петербурге.

На сегодняшний день мы разработали разнообразные формы  профориентационной работы, с учетом возрастных особенностей,   работоспособности детей.  Планируем оптимально использовать интерактивную доску, через работу медиатеки, мультимедийное оборудование. Активно использовать  опыт психологической службы, сайты по профориентации, опыт других зкпериментальных площадок города по профориентационной работе с подростками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии.

Соотношение форм и методов обучения хореографии с особенностями детей определенного возраста. Принципы работы педагога по хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста....

Учет возрастных особенностей учащихся в работе классного руководителя

Методические рекомендации по использованию таблицыТаблица компактно содержит сведения, необходимые для планирования работы классного руководителя с учащимися. Представленные методические рекомендации ...

Возрастные особенности организации профориентационной работы на разных ступенях обучения

Проект раскрывает особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками разных классов...

"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".

Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...

Формы и методы профориентационной работы с детьми с ОВЗ

В памятке представлены основные формы, методы работы по профориентации с детьми с ОВЗ, представлена тематика заятий, игр и др....

Учет возрастных особенностей учащихся при использовании методов и приемов стимулирования мотивации учебной деятельности на уроках

Материал для проведения педагогического совета по вопросам стимулирования мотивации обучения...