План-конспект открытого занятия по изобразительному искусству."Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись"
план-конспект занятия по теме

Лихота Ирина Анатольевна

Открытое занятие "Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись" было подготовлено для участия в муниципальном этапе конкурса педагогических достижений "Учитель года - 2012" в номинации "Сердце отдаю детям". Цель занятия - создать ассоциативную живописную композицию "Волшебный цветок настроения" после прослушивания музыкального произведения, используя выразительные свойства цвета. Арт-терапевтическая игра "Котелок настроения", используемая в начале занятия позволяет снять напряжённость, сблизиться с незнакомыми детьми, повысить уровень эмоциональности и ввести в тему занятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

открытого занятия по изобразительному искусству.

Педагог дополнительного образования Лихота И.А.

«Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись.»

Цель занятия - создание ассоциативной композиции на тему «Волшебный цветок настроения» с использованием выразительных свойств цвета.

Задачи, решаемые на занятии:

  • Знакомимся с понятием ассоциативная композиция
  • Продолжаем осваивать технику и приёмы работы гуашевыми красками
  • Решаем композиционные задачи в предложенной теме
  • Развиваем художественный вкус, воспитываем способность воспринимать музыку и выражать свои эмоции и чувства средствами живописи.

Форма работы: занятие-практикум

Тип занятия: формирование новых знаний, умений и навыков

Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий

Категория обучающихся: учащиеся 8-10лет

Оборудование и материалы:

  • для учителя: Слайд-шоу «Цветы и настроение», проектор, музыкальный центр, компакт-диск с муз. произведением П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
  • для учащегося: бумага А3, гуашь,  кисти №6, №2, палитра, емкость для воды, тряпочка (ветошь).

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Знакомство.

Арт-терапевтическа игра «Котелок настроения» (Цель игры: сближение с незнакомыми детьми, повышение уровня эмоциональности, снятие напряжённости, ввод в тему занятия)

У меня есть замечательный рецепт хорошего настроения, но его надо варить вместе. Поможете? Разбирайте мешочки, будем добавлять всё по рецепту:

«Сегодня мы будем варить настроенье:

Положим немножечко птичьего пения.

100 грамм баловства,

200 грамм доброй шутки

И будем всё это варить 3 минутки.

Затем мы добавим в волшебную тару:

Небес синеву, тёплых лучиков пару.

Положим ещё свои лучшие сны,

Капели такой долгожданной весны,

И солнечных зайчиков пару добавим,

А грусть и печаль мы в сторонке оставим.

О красках и музыке не позабыть…

Теперь помешаем и будем варить.

Готово. Заглянем. А там не варенье,

Сварилось для нас в котелке настроение!»

Разбирайте смайлики, их можно приклеить на одежду. А почему именно они стали символом хорошего настроения?

Ответы детей: улыбка, смех, цвет

Педагог: с чем вы связываете жёлтый цвет, о чём он вам напоминает?

Ответы детей: одуванчики, солнце, тепло, радость…

Педагог: Получается, что цвет может выражать наше настроение…

2. Постановка темы и цели занятия:

И сегодня Тема нашего занятия  «Волшебный цветок настроения»

Цель - создание ассоциативной композиции на тему «Волшебный цветок настроения» с использованием выразительных свойств цвета, после прослушивания музыкального произведения.

 

3. Знакомство с новым материалом:

- Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например, что вы себе представляете, когда произносят слово космос 

Ответы детей:  звезды, черное небо и т.д.

весна

Ответы детей: солнце, лужи, птицы, цветы…

Педагог:- хорошо, вот видите, сколько различных ассоциаций вызывают одни и те же слова. И мы с вами уже выяснили, что цвета тоже вызывают ассоциации и могут выражать наши чувства и эмоции, то есть настроение.

Педагог: - как, вы ребята, думаете, можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки?

Ответы детей:….

Педагог: В процессе рисования художник выражает свое отношение к тому, что изображает. Главное выразительное средство живописи – цвет. Художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникают соответствующие музыкально-художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину. Давайте и мы попробуем это сделать.

4.Показ слайд-шоу «Волшебный цветок»

5. Прослушивание музыкального отрывка.

 Давайте мы с вами закроем глаза и послушаем фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского  и представим себе картину, которую «рисует» музыка.
(звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов».

 -А какие ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки?

- Какие картины рисует музыка?

- Что вы себе представили?

- как вы видите ее по цвету?

Ответы детей:

Актуализация прошлого опыта.

Мы будем работать гуашью, чем эта краска отличается от акварели?

Ответы детей:

А гуашь … (любит пастозное плотное письмо, чтоб бумага не просвечивала сквозь слой краски).

Молодцы! Все помните. Приступим к работе.

6. Практическая работа.

Создание ассоциативной живописной композиции на тему «Волшебный цветок настроения».(дети работают сразу кистью и красками, чтобы избежать излишнего внимания мелким деталям в рисунке)

7. Рефлексия.

похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть скажет себе: «не буду огорчаться, в следующий раз обязательно успею».

8. Анализ работ, подведение итогов.

- очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения, свой чудесный цветок, своё настроение, и вы сумели его передать в цвете.

Молодцы! Всем спасибо!

Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект внеклассного мероприятия по предмету изобразительное искусство 6 класс

План-конспект мероприятия по изобразительному искусству содержит в себе дополнительные материалы (сообщения для учащихся), и иллюстрации, которые помогут выполнить задания как учащимся так и учителю....

Открытое занятие по изобразительному искусству "Стилизация животных"

Конспект, разработка открытого занятия по изобразительному искусству .Тема:"Стилизация животных, насекомых"....

Конспект занятия по изобразительному искусству «Как говорит искусство. Цвет, ритм, композиция»

Конспект занятия по изобразительному искусству Педагога дополнительного образования ЦДТ «Царицыно»Верстовой Иванны Михайловны...

Открытый урок по изобразительному искусству:" Китайская живопись в технике У-син"

Живопись У-син — это техника саморазвития, построенная на основе сочетания приемов китайской живописи гохуа, системы 5-и элементов У-син и других понятий даосской...

Открытое занятие по изобразительному искусству "Одуванчики"

Рисование одуванчиков при помощи нетрадиционной технике рисования "набрызг"....

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству   "Линия и ее выразительные возможности" (с использованием документ-камеры)...

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...