Методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов, направленные на развитие творческой активности детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

Гуреева Наталья Юрьевна

В данном материале представлены  методические рекомендации , направленные на развитие творческой активности и самостоятельности  детей в организованных формах хореографической деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов, направленные на развитие творческой активности детей дошкольного возраста.  

               Педагогический процесс  обеспечивается рядом методов и приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

    В процессе обучения используются различные методы, направленные на развитие творческих способностей детей, формирование активности и самостоятельности.

               Выразительный показ движений, танцевальных композиций задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.  Это необходимо ещё и потому, что в исполнении педагога движение предстаёт в законченном варианте. Дети сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы,  необходимо  выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный отклик на музыку.

Упражнения, построенные на сочетании движений рук, корпуса, головы, простейшие комбинации, позволяют развивать у детей умение танцевать всем телом. Параллельно с этим идет ознакомление детей с танцевальными движениями. Благодаря использованию на занятии воображаемых ситуаций, связанных с определенными образами и позволяющих обыграть движение, решаются многие задачи обучения: у детей развивается осмысленность движений, выразительность и музыкальность исполнения. Выразительность исполнения зависит также от умения использовать соответствующую мимику. При объяснении детям, как передать то или иное настроение, следует обращать их внимание на выражение глаз или лица в целом: «посмотреть ласково», «сердито»,»приветливое лицо».

Дальнейшее обучение танцевальному движению осуществляется с помощью    метода его усложнения и варьирования.  Надо показать детям, как это движение преобразуется, усложняется в результате добавления к нему тех или иных элементов, как меняется его общий смысл (от упр. с элементами «носочек», «каблучок» к проучиванию «ковырялочки» )

               Развитие творческой активности невозможно без развития   мышления и речи.  Методический показ не может обойтись без словесных пояснений, т.е. без  использования словесного метода. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.

               Словесные объяснения надо давать   кратко (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точно, образно и конкретно. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность учеников, но можно и убить их веру в себя.

               Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значение, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение. Словесный метод помогает осуществить анализ выполнения движений, замечать оригинальность исполнителей, оценивать качество и эмоциональность исполнения  в целом.  Образный рассказ побуждает детей представлять какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Необходимо побуждать детей не только повторять показанные педагогом движения, но и самостоятельно придумывать новые их варианты и сочетания.

               Для этого можно  предложить детям игры-превращения, этюды. Сначала дети слушают, музыкальное произведение и определяют про кого рассказывает музыка, называют персонаж, его возможные действия и движения. Затем они пробуют воплотить в пластике то, что услышали в музыке. Педагог может использовать образные рассказы или  их можно составить вместе с детьми.  Одни этюды исполняются на музыку, передающую характер того или иного персонажа. В них дети должны представить себя в определенном образе и найти для его воплощения соответствующую выразительную пластику, используя изобразительные приемы . В других этюдах дети должны представить и показать, как «звери пляшут». Задача заключается в том, чтобы исполнить танцевальные движения в характере того или иного персонажа. При этом на каждый образ подбирается плясовая народная  мелодия соответствующего характера. Здесь надо побуждать детей не только к образному перевоплощению, но и к поиску дополнительных выразительных средств, «придумыванию» новых. Групповое исполнение детьми этюда в «сотворчестве» (со сверстниками или педагогом ) чередуется с индивидуальными попытками, которые предлагаются особо выразительным исполнителям или тем, кто придумал интересное новое движение. При этом следует побуждать детей обращать внимание на зависимость выразительности от способов выполнения движений, замечать оригинальность исполнителей, оценивать качество и эмоциональность исполнения в целом.

Педагог должен отмечать удачные, даже самые маленькие, находки детей, а также деликатно корректировать ошибки.

               Отработанные в предварительных образных упражнениях движения и этюды помогают научить ребёнка исполнять танцевальные композиции, согласовывая их содержание с характером музыкального сопровождения под фонограмму со словами песен, также они вносят дополнительную эмоциональность в исполнение детьми танцев: массовых, парно-массовых, образно-игровых.

Личность представляет собой совокупность общественных отношений, и поэтому успехи, замеченные и поощряемые другими, вызывают удовлетворение своей деятельностью. Метод поощрения используется как средство, которое побуждает к действию, дает толчок к мысли, чувству.

               Необходимо отмечать удачные, даже самые маленькие, находки детей, а также деликатно корректировать ошибки. Педагогу   надо отказаться от сравнения отстающего ребёнка с другими детьми. Не противопоставлять их друг другу, сравнивать ребёнка с самим собой, т.е. его новые достижения сравнивать с прежним уровнем. Это ориентирует ребёнка на выполнение творческих целей, даёт ощущение роста своих умений и возможностей. Всем своим поведением (тоном речи, взглядом) нужно дать почувствовать каждому ребёнку заинтересованное к нему отношение. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других — сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.

               Так как игра - основной вид деятельности дошкольника, то игровая деятельность приобретает в обучении особое значение. Игровой метод является важным как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки во время занятий. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.

               При обучении детей движениям   используются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному  уточнению представлений о характере движений, например: («Нужно прыгать, как зайчик»; «Побежим легко и тихо, как мышки»).

               Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников, в ненавязчивой форме научить танцевальным движениям даже самых маленьких. Важнейшим направлением в развитии воображения дошкольника является обогащение любой игры включением в нее творческих элементов. Например, занятие-игра «Весёлый автобус» ,музыкально-творческая игра «Ай да я».

              Танцу присущи образность и сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно - ролевой игрой, которая    является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей и первых проявлений творческой активности.

               В танце становление творческих способностей у детей происходит очень продуктивно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

               Импровизацию в хореографии можно назвать «танцем в настоящем». Искусство импровизации составляет один из основных элементов современной театральной педагогики, в основе которой лежит воображение детей.

               Многие психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы. Сущность воображения заключается в том, что его физиологические основы позволяют     воображению   проявляется,    прежде   всего  там, где задачи содержат

некоторую    неопределенность,   то   есть   не   имеют   заданного   решения,   что  и

 предполагает импровизацию.

               Импровизация в работе с детским хореографическим коллективом  используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.        На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. (музыкально-творческая игра «Ай да я»,игровая ситуация «В волшебном лесу» ).

               Побуждая детей к импровизации, можно использовать разные методы. Один из них - выступление педагога перед детьми. Это рождает у детей ответное желание танцевать самим. Другой метод- «сотворчество» педагога с детьми в совместном танце (совместная пляска).  Показателями творчества может быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально - пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и импровизации новой выразительной пластики.

               Вначале приходится   сталкиваться с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр-превращений  можно помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и  внешнюю свободу и уверенность. Игры – превращения также можно использовать  перед началом занятий.

               Приобретая опыт исполнения танца, ребенок овладевает не только двигательными навыками и умениями, но также творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей позволяет осмыслить содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.

              Ни один из детских возрастов не требует разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный. Именно он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это -сотрудничество со сверстниками, с взрослыми,  которое создает предпосылки для активного участия детей дошкольного возраста в работе хореографического коллектива.    

               Конечно, не все дети в течение занятия одинаково  активны и эмоциональны, но надо постоянно   добиваться того, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь не столь важно, какой  метод используется. Какой бы метод  не выбран, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия  счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.          

              Таким образом,  комплексное использование перечисленных методов и приёмов, направленных на развитие творческой активности детей -   составная часть и непременное условие творческой деятельности хореографического коллектива.

Активность личности развивается лишь в том случае, если она сама будет участвовать в решении тех или иных творческих задач. Это качество не формируется лишь теоретическим усвоением  правильных  сведений о том, как делать. Важно, чтобы ребёнок самостоятельно применял полученные знания и был  бы в состоянии осуществить задуманное.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

  Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеа...

: «Совершенствование и развитие двигательной активности детей дошкольного возраста»

Актуальность:      Актуальность  состоит в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздо...

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....

Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста...

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста

Моя цель - воспитание чувства патриотизма, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности. Формирование устойчивого интереса к русской культуре. Приобщение детей и родителей к здоровому...

План по самообразованию музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д

Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....