Образовательно путешествие по залам Кунсткамеры
учебно-методический материал по теме

Кудряшова Ирина Юрьевна

Предлагаю Вашему вниманию  разработанные мною маршрутные листы для проведения образовательных путешествий  в музейном пространстве нашего города. (приложение1,2). Образовательное путешествие – освоение города в интерактивном режиме,  в отличие от хорошо знакомой экскурсии, предполагает не «иллюстрацию» определенной темы, а самостоятельную поисковую деятельность учащихся в городском пространстве в поисках ответов на волнующие их вопросы. Школьники не пассивно осматривают достопримечательности, а активно исследуют их, самостоятельно добывая информацию. Они не пассивно слушают экскурсовода, а сами становятся соавторами этого образовательного  путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья14.81 КБ
Microsoft Office document icon маршрутный лист1967.5 КБ
Microsoft Office document icon маршрутный лист2942.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кудряшова Ирина Юрьевна,

 педагог дополнительного образования, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ школы №338 Невского района Санкт-Петербурга

Образовательное путешествие в системе основного и дополнительного краеведческого образования.

Краеведение -  это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Общепризнано, что социокультурная среда города активно влияет на каждого своего жителя через внешний облик города, традиции, характер отношений и общения.

Ребенок, странник, путешественник по определению. Все дороги ведут неизвестно куда, культура окружающих взрослых для него – неизвестное наречие. Любое образовательное усилие ребенка, усилие по саморазвитию – шаги путешественника по неизвестной территории. Встреча с природой, культурой ,человеком, который может перевернуть твою жизнь.

          Образовательное путешествие – это детская образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания ребенком окружающего мира.  Образовательное путешествие – освоение города в интерактивном режиме,  в отличие от хорошо знакомой экскурсии, предполагает не «иллюстрацию» определенной темы, а самостоятельную поисковую деятельность учащихся в городском пространстве в поисках ответов на волнующие их вопросы. Школьники не пассивно осматривают достопримечательности, а активно исследуют их, самостоятельно добывая информацию. Они не пассивно слушают экскурсовода, а сами становятся соавторами этого образовательного  путешествия. Сам дух движения, перемещения в пространстве у ребенка так силен, что все его существо включается в деятельность, приходит в движение, и с ним начинают происходить « чудеса».        

 Цель  образовательного путешествия: показать мир  на контрасте прошлых веков и настоящего времени, классики и современности, привычного и необычного.   Рассмотреть культуру  в самых различных  ракурсах: через призму поступков, чувств, законов, обычаев, событий, представлений о мире.

           Образовательные эффекты: образовательное путешествие способствует самоопределению и взрослению ребенка, развивает ответственность и самостоятельность, учит ориентироваться в пространстве, анализировать свое восприятие увиденного и услышанного, вырабатывать субъектное отношение к себе и к городу, овладение различными способами познания окружающего мира.

Учащиеся во время образовательного путешествия активизируются, начинают видеть и замечать, учатся ставить вопросы к вечно меняющемуся окружающему миру и искать ответы на эти вопросы в книгах, Интернете, в общении с людьми.

Обретенные навыки в ходе таких образовательных  путешествий не заменят ни учебники, ни уроки, ни экскурсии. Школьники приобретают уверенность в собственных силах, осознание права иметь свой взгляд на мир, личные ощущения и переживания истории.  Формируется образовательная мобильность, как не только возможность перемещаться по миру, но и как умение учиться в разных культурных средах, по разным источникам.

           Большинство детей хотят и любят путешествовать, но не у всех есть финансовая возможность поехать на  подчас дорогостоящую  экскурсию. Образовательное путешествие  экономично и доступно почти каждому ребенку т.к. деньги нужны только на дорогу в общественном транспорте и водной билет в музей.

Система  образовательных путешествий  направлена на взаимодействие школы и родителей с целью становления новых практик жизнедеятельности в системе отношений «школа - ребенок- семья – школа» и оформления норм организации совместной жизнедеятельности.

Лицо России для нас – это лицо ребенка.  Ведь если мы посадим дерево, построим дом, но не  воспитаем  сына,  то  для  кого этот дом и дерево? Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать.

    Поэтому    цель краеведческого образования  –  вырастить  здорового самостоятельного, ответственного, критически мыслящего, свободного  и  счастливого  гражданина своей страны. 

Предлагаю Вашему вниманию  разработанные мною маршрутные листы для проведения образовательных путешествий  в музейном пространстве нашего города. (приложение1,2)



Предварительный просмотр:

Работая в Кунсткамере

  • Рассмотри здание, предположи, что в нем могло располагаться, помимо музейной коллекции;
  • Воспользовавшись компьютером на экспозиции музея, сравните коллекцию Петровской  Кунсткамеры с коллекциями подобных музеев в Европе;
  • Исследуйте экспонаты Петровской Кунсткамеры, определите, что в них необычного, «странного» на взгляд современного человека;
  • Совершая  « путешествие» в одну из стран мира, исследуя коллекции музея, ответьте на вопросы:

- как и когда была собрана эта коллекция;

-как попала она в музей;

- какие уникальные экспонаты содержит коллекция? Что удалось узнать об их истории?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обрати внимание на……

  • На лестничной площадке  также установлены два высоких деревянных столба, рассмотри их внимательно. Что интересного ты можешь о них рассказать?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Путешествие по музею заканчивается с экспозиции, посвященной?

_________________________________________________

Подумай, вспомни, отгадай

  1. Какие  музеи располагаются в здании Кунсткамеры?
  2. Кто таки  люди « Страны утренней свежести»?
  3. Что такое дхоти и сари?
  4. Что едят жители острова Ява?
  5. Что такое « крис» Опиши или нарисуй его.
  6. Что такое « Фальшивые лица»?
  7. На какую хитрость шли индианки племени пуэбло, чтобы выглядеть очень красивыми?
  8. Какие  интересные виды денег есть у народов Новой Гвинеи , Меланезии, Микронезии?
  9. Как малонезийцы готовят пищу?
  10. Что такое «тапа»?
  11. Где, по данным современной науки, находится « колыбель человечества»?
  12. Что такое « колебасы» и как их изготавливают?

 

***Что такое анотомический театр и где он находился в Петербурге в начале 18века?

Почему анотомические препараты, собранные в коллекции,оформлены так странно – с использованием кружев, браслетов, колечек и пр.

Соедини изображение с залом

                                                                  



Предварительный просмотр:

Работая в Кунсткамере

  • Рассмотри здание, предположи, что в нем могло располагаться, помимо музейной коллекции;
  • Воспользовавшись компьютером на экспозиции музея, сравните коллекцию Петровской  Кунсткамеры с коллекциями подобных музеев в Европе;
  • Исследуйте экспонаты Петровской Кунсткамеры, определите, что в них необычного, «странного» на взгляд современного человека;
  • Совершая  « путешествие» в одну из стран мира, исследуя коллекции музея, ответьте на вопросы:

- как а когда была собрана эта коллекция;

-как попала она в музей;

- какие уникальные экспонаты содержит коллекция? Что удалось узнать об их истории?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обрати внимание на……

  • По обеим сторонам лестницы , ведущей в залы музея, стоят устрашающи фигуры мифических существ. Злой демон высотой 5 метров. Опиши его тело, морду, что он держит в руках. Как ты думаешь для чего и где могли  использовать подобную фигуру?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Путешествие по музею начинается с экспозиции, посвященной ________________?

Подумай, вспомни, отгадай

  1. Представь, что ты китайский повар, изучив экспозицию Китая составь меню из деликатесов китайской кухни.
  2. Как пояс монгола мог спасти его в трудных  ситуациях?
  3. Какое оригинальное оружие есть у охотник-даяка? Кто из литературных героев использовал подобное?
  4. Что такое « тотем» и « чуринга»?
  5. Как название «папуас» связано с прической жителя Новой Гвинеи?
  6. Почему у японской невесты за поясом был кинжал?
  7. Какой способ защиты от солнца придумали эскимосы?
  8. Из какого материала тлинкиты делали шлем для воинов?
  9. Почему вигвамы были одновременно и своеобразными летописями?
  10. ***Что такое анотомический театр и где он находился в Петербурге в начале 18века?
  11. Почему анотомические препараты, собранные в коллекции,оформлены так странно – с использованием кружев, браслетов, колечек и пр.

                                           

Соедини изображение с залом на схеме

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Образовательное путешествие как образовательное средство

Образовательное путешествие - одна из самых трудоемких форм работы. При этом одна из самых интересных....

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

Информационная карта инновационного педагогического опыта "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку"

Информационная карта представляет краткое описание инновационного опыта применения технологии образовательного путешествия на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования в рамк...

Методическая разработка для учителя "Образовательное путешествие" "Путешествие по "Лесному"

Методическая разработка к серии уроков - путешествий для изучения архитектуры района...

Открытый урок английского языка в 9 классе по теме "Путешествие в Австралию" с элементами технологии образовательного путешествия.

Тема занятия: A trip to Australia.Базовый учебник: Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс: Английский в фокусе. 9 класс.- М.: «Просвещение», 2017.Цели:-развивающие: содействие установл...

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани» по предмету технология для обучающихся 5-ых классов, в том числе и детей с ОВЗ.

Методическая разработка образовательного путешествия «Путешествие в мир ткани».Пояснительная записка.Одна из задач современной школы - вовлечение обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ в а...