РИТМИКА
методическая разработка по теме

Капранова Наталья Николаевна

Программа по ритмике в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ritmike.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                                                        Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражают

                                                                        окружающую нас действительность – природу, мир

                                                                        человеческих чувств, историю, будущее человечества.

                                                                                                                                  В. Сухомлинский.

        Проблема взаимосвязи музыки и движения была и остается в центре исследований специалистов разных областей знаний – музыкантов, педагогов, психологов, балетмейстеров и т.д.

        Приобщение ребенка к движению под музыку восходит к глубокой древности: движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье, физическое и духовное.

        В античной традиции музыка почти не практиковалась как автономное искусство, а музыкальное развитие человека было сопряжено с необходимостью его приобщения ко всем «мусическим искусствам» - к танцу, поэзии и музыке (термин мусике употреблялся для обозначения общей культуры человека).

        Идеи античных философов о синтезе музыки и движения легли в основу системы музыкально-ритмического воспитания детей швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жака Далькроза, чья заслуга заключается в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкальных и общих способностей (музыкального слуха, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, памяти, внимания, творческого воображения и т.д.)

        В разработке системы ритмики для детей у нас в стране приняли участие педагоги В. Н. Шацкая, Н. Г. Александрова, М. Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, С. Д. Руднева, А. Н. Зимина и др. В настоящее время педагоги-музыканты продолжают создавать программы музыкально-ритмического развития детей (А. И. Буренина, Л. А. Кустова и др.)

        В различное время и у разных авторов, исследующих синтез музыки и искусства отражался в различной формулировке. У Э. Ж. Далькроза эта взаимосвязь отражалась в понятии «ритмическая гимнастика». У нас в стране использавались термины – «ритмические движения», «музыкально-ритмическое воспитание», «движение под музыку» (что отражалось в программах по дошкольному воспитанию). Позже стали использовать понятия «музыкальное движение» (С. Д. Руднева), «музыкально-ритмические движения» (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, М.Л. Палавандашвили и др.), «ритмическая пластика» (А.И. Буренина). Их объединяет подход к соотношению музыки и движения – во всех понятиях ядром выступает музыка, дающая импульс к движению и единая точка зрения на взаимосвязь музыки и движения: движения должны органично сочетаться с музыкой, адекватно отражать ее эмоционально-образное содержание, что обеспечивает полноценное музыкальное и общее развитие ребенка.

        В мировой практике музыкального образования для характеристики музыкально-исполнительской деятельности, связанной с передачей особенностей музыки в движении, пользуются термином «ритмика».

        Ритмика – исполнительный вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Вполне возможно и целесообразно использовать это определение в теории и практике музыкального образования.

        Предложенная программа поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов.

        Отличительной особенностью является не только развитие детей, но и совершенствование профессионализма педагога при взаимодействии с детьми, принципа сотворчества при анализе внутренних процессов, являющихся регулирующей основой движений под музыку.

        Программа нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания. Практический материал можно варьировать с учетом условий ее использования, что делает данную программу педагогически целесообразной.

        Планируя работу по ритмике, необходимо тщательно отбирать репертуар, способствующий формированию музыкального вкуса, расширяющий кругозор, пополняющий «музыкальный багаж» ребенка высокохудожественными произведениями, обогащающими словарный запас, и предлагающий обширные знания по музыке.

        Педагогам, проводящим с детьми дополнительные занятия по ритмике, необходимо учитывать их желание и физические возможности. Занятия должны приносить детям радость, побуждать к общению с музыкой, развивать творческие способности.

        Заниматься детям следует в форме, которая должна отвечать эстетическим требованиям и не стеснять их движения: футболки или купальники (для девочек), спортивные шорты или брюки, чешки или балетные тапочки, белые носки.

        Занятия можно проводить и в первую, и во вторую дня. Педагог по ритмике продумывает форму своей одежды таким образом, чтобы дети могли наблюдать его эталонную пластику. Планируя занятия, необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей, их специфику восприятия музыки.

        Основное условие в планировании и проведении занятий по ритмике – это учитывать содержание базисной программы воспитания детей в дошкольных учреждениях.

        Цель программы – сформировать активное восприятие музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.

        Задачи программы:

  1. Развивать основы музыкальной культуры.
  2. Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально -

          эстетического сознания через воспитание способности чувствовать,

          эстетически переживать музыку в движениях.

  1. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности.
  2. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, музыкально-ритмические чувства).
  3. Учить определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая, тихая музыка и т. д.)
  4. Учить изменять движения и направления движения в соответствии с формой музыкального произведения.
  5.  Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.
  6. Развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию, этюды.

        Эти задачи можно успешно решить, если на занятиях будет звучать

высокохудожественная музыка (классическая, русская и зарубежная различных эпох и стилей, фольклор, джазовая и современная музыка).

       

        Структура программы

        Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным группам детей. Содержание программы учитывает особенности восприятия музыки детьми и анатомо-физиологические данные возрастного периода.

             

        І раздел

        Основная задача в работе с детьми четвертого года жизни (младшая группа): совершенствовать процесс восприятия музыки через обучение основным движениям и танцевальным элементам. К концу учебного года дети должны двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, ощущая радость от движения под музыку.

        Направления в работе

        Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, желание двигаться в соответствии с ее характером.

        Формирование пространственных ориентировок, умения двигаться по одному, парами, врассыпную, друг за другом.

        Исполнение основных движений под музыку, изменение их в зависимости от смены музыкальных образов, темпа, регистровой окраски (ходьба, бег, прямой галоп, топающий шаг).

        Формирование и развитие чувства ритма в различных видах деятельности (с использованием различных предметов).

        Освоение несложных танцевальных элементов по одному (по показу и самостоятельно) и в парах («пружинки», «прыжки», «носочек», «пяточка», «притопы», «топотушки», движение руками).

          Продолжительность занятия  в младшей группе – 20-25 минут.

     Ι часть (5-7 мин).

    1. Музыкальные игры (желательно, чтобы они были связаны с сюжетом).

    2. Упражнения для рук (образные, имитационные).

        ΙΙ  часть   (8-10 мин).

    1. Разучивание танцевальных элементов.

    2. Комплексы ритмической гимнастики (со второго квартала). Работа над ритмом.

           ΙΙΙ часть(5 мин).

      Танцевальные композиции (по одному и в парах).

        ІІ раздел  

        Основная задача в работе с детьми пятого года жизни (средняя группа):

        Научить детей ощущать себя, свои движения в слиянии с музыкой, «петь музыку телом» (Ж.Э.Далькроз).

        Направления в работе

        Совершенствование музыкального восприятия. Учить вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаться, напевая про себя, следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли (устремление к тонике).

        Дальнейшее развитие в различных видах деятельности чувства ритма (с использованием различных предметов).

        Совершенствование качества исполняемых основных движений: культура движения, пластика, музыкальность (ходьба, бег, подскоки, высокий шаг, топающий шаг, прямой галоп).

        Обучение танцевальным движениям: простым, сложным (сложнопараллельным и сложнопоследовательным).

        Совершенствование пространственных ориентировок.  

        Продолжительность занятия  в средней группе – 25-30 минут.

      Ι часть  (5-7 мин).

      1. Музыкальные и музыкально-ритмические игры на развитие пространственного мышления и воображения.

      2.  Упражнения для рук (образные и имитационные).

      ΙΙ  часть (10-15 мин).

  1. Комплекс ритмической гимнастики.
  2.  Работа над ритмом.

      ΙΙΙ часть(10 мин).

     Танцевальные композиции (парные и хороводные).

        ІІІ раздел

        Основная задача в работе с детьми шестого года жизни (старшая группа): подвести детей к творчеству; умению выражать свои чувства, вызванные музыкой, самостоятельными композиционными решениями в ианцах и играх, включая и основные, и образные, и имитационные движения.

        Направления в работе

       Формирование восприятия детьми музыкального искусства через осознание его драматургии, подводить детей к тонкому чувствованию музыки, ее стиль.

       Выполнение детьми творческих заданий, использование знакомых танцевальных элементов в различных сочетаниях, создание новых танцевальных «па».

       Совершенствовать развитие чувства ритма в различных видах деятельности (с использованием различных предметов).

       Совершенствование навыков основных движений, выполняемых на музыку различных музыкальных размеров: 2/4,3/4, 4/4, 3/8, 6/8, 12/8 (разные виды ходьбы, бега, подскоков, топающего шага, мягкой пружинной ходьбы).

       Самостоятельное решение задач пространственного ориентирования в танцах, играх, упражнениях (колонны, шеренги, диагональ, концентрические круги, пары, тройки, цепочки, хороводы).

         Продолжительность занятия  в старшей группе – 30-35 минут.

      Ι часть (5 мин).

      1. Упражнения, игры на совершенствование навыков основных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков), задания на пространственные ориентировки.

      ΙΙ  часть   (10 мин).

      1.Комплекс ритмической гимнастики (с предметами и без предметов).

      2. Работа над ритмом.

      ΙΙΙ часть(10 мин).

      Танцевальные композиции (в парах, тройках, хороводах).

        ІV часть (7-10 мин).

  1. Упражнения для рук.
  2. Музыкальные, музыкально-ритмические игры.

        ІV раздел

       Основная задача в работе с детьми седьмого года жизни (подготовительная к школе группа): привить детям любовь и желание к познанию музыкальной драматургии, сформировать у них необходимые навыки в ритмопластике для наиболее полной передачи в движениях содержания музыкального произведения.

        Направления в работе

        Формирование музыкальной культуры, развитие эмоциональной заинтересованности в восприятии музыкальной культуры, музыкального мышления, воображения, вкуса.

        Совершенствовать развитие чувства ритма в различных видах деятельности (с использованием различных предметов).

       Исполнение детьми музыкальных композиций в различных стилях: народно-характерный, классический, бальный, современный, стилизованно-народный. Точно подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для исполнения танцев в соответствии с эпохой создания музыкального произведения.

        На основе сформированных движений (все виды ходьбы, бега, подскоков, высокий бег, боковой галоп) выполнять различные творческие задания по созданию музыкальных этюдов (образных и имитационных).

        Развитие пространственного мышления и пространственного воображения в творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций.

         Продолжительность занятия  в подготовительной к школе группе – 35-40 минут.

      Ι часть  (10 мин).

      1. Творческие задания на решение задач пространственного ориентирования, выполняемых на основных движениях.

      2 Упражнения для рук с элементами творческих заданий.

      ΙΙ  часть  (10 мин).

  1. Комплекс ритмической гимнастики (с предметами и без предметов).
  2. Работа над ритмом.

       ΙΙΙ часть(8-10 мин).

      1. Музыкальные этюды, музыкально-ритмические игры (с использованием музыкальных инструментов и музыкальных игрушек).

      ІV часть (10 мин).

      1.Танцевальные композиции (в парах, тройках, шеренгах, хороводах, свободном построении).

       Планирование занятий по программе (при двухразовых занятиях в неделю)

         

    РАЗДЕЛЫ    ПРОГРАММЫ

                 Год обучения (возрастная группа)

1 (младшая)

2 (средняя)

3 (старшая)

4 (подготов.)

1.

Музыкальные игры

                             по плану занятий

2.

Основные упражнения

       14

       12

      12

        14

3.

Танцевальные элементы

                             по плану занятий

4.

Ритмическая гимнастика

        46

         48

        46

         44

5.

Работа над ритмом

                             по плану занятий

6.

Танцевальные композиции

          8

         8

       10

         10

ВСЕГО ЧАСОВ

         68

        68

       68

         68

 

        Весь репертуар представлен в темах:

       Тема 1    

       Характер музыки, средства музыкальной выразительности

       Репертуар решает задачу целостного восприятия музыки в тесной взаимосвязи ее характера с жанровой принадлежностью. Дети учатся: воспринимать динамические оттенки, ритм как организующее начало в музыке, ощущать роль темпа и его изменений, выражающих различные оттенки настроения, характера музыкального произведения.

         Тема 2

         Работа над ритмом

         Включает в себя упражнения, игры, развивающие чувство ритма. Детям предлагаются логоритмические распевки, пальчиковая гимнастика, проговаривание и прохлопывание ритма с помощью рук, ног, различных предметов(музыкальных инструментов, игрушек, спортивного инвентаря).Используются ритмические картинки, картинки, изображающие окружающий мир и предметы окружающего мира.

        Тема 3

        Музыкальная форма

        Раскрывается и анализируется структура музыкальных произведений (фраза, предложение, период, вступление, заключение). Предлагаются следующие музыкальные формы: одно-, двух-, трехчастная вариационная форма, канон. Дети учатся: изменять в движении композицию танцев и упражнений, направление и сами движения в соответствии со сменой частей, фразировок, слышать и реагировать на основные элементы музыкальной речи, помнить, что реприза в музыке означает и репризу в движении.

        Тема 4

        Комплексы ритмической гимнастики

        Упражнения, движения позволяют передать не только характер произведения со всеми средствами музыкальной выразительности, но и форму, а самое главное, музыкальный образ.

 

        Тема 5

        Танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами

        Движение с предметами позволяет подчеркнуть то или иное музыкальное произведение, характер музыки, ее настроение. Цветы, ленты, шары - легкость, изящность вальса; прыгалки, мячи - веселая полька; погремушка – четкий акцент веселого подвижного танца.

 

         Тема  6

         Историко-бытовой танец, парные композиции, элементы бального, народного и современного танца

          Танец – древний вид искусства, существовавший изначально без музыки, танцующие отбивали ритм ногами и руками. Позже одевались особые деревянные сандалии. На примере истории развития народной музыки и народного танца прослеживается его переход в салон и его видоизменения, ведь композиторы во все времена опирались в своем творчестве на истоки народной музыки.

        Тема 7

        Игровое танцевальное творчество. Инсценирование песен. Постановка ритмопластических спектаклей.

        Перед использованием данной темы дети должны приобрести необходимые знания, умения и навыки. Позволяет проанализировать, достаточно ли было уделено внимания качеству выполнения движений, умеют ли дети различать музыку разных эпох, народную или классическую.

        Примерный репертуар для младшей группы

        1-е полугодие:

     «Разноцветная игра», «Колобок», «Самолеты», «Льдинки и Дед Мороз», «Воробушки».

        2-е полугодие:

     «Белочка», «Пони», «Ладошки», «Танец с цветами», «Веселые матрешки», «Мяу-мышки», «Танец с цветами».

     

        Примерный репертуар для средней группы  

        1-е полугодие:

     «Веселая пастушка», «Две лягушки», «Раз-ладошка», «Едем в автобусе», «Все вокруг стараются», «Все мы делим пополам».

        2-е полугодие:

      «Стирка», «Кнопочка», «Матрешки», «Веселые путешественники», «Хлопайте в ладоши», «Упражнение с цветами».

        Примерный репертуар для старшей группы

        1-е полугодие:

     «Кошки-мышки», «Полька», «Разминка», «Репка», «Танец с зонтиками», «Пугало», «Полька».

        2-е полугодие:

     «Едем к бабушке в деревню», «Кадриль», «Упражнение с обручами», «Танец снежинок и вьюги».

        Примерный репертуар для подготовительной к школе группы

        1-е полугодие:

     «Голубая вода», Марш «33 коровы», «Пингвины», «Танец с лентами», Цирковые лошадки», «Мышки»

        2-е полугодие:

     «Сара-Барабу», «Топни, ножка», «Экзерсис», «Вальс», «Рок-н-ролл», «А может быть ворона», «Веселуха», «Домисолька».

        Использованная литература

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике». - 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
  2.  Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.
  3.  Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. Вып.1,2,3,4,5. — СПб. «Музыкальная палитра», 2005.
  4.  Со-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика детей. Учебно-методическое пособие для дошкольных и школьных учреждений. – СПб., 2000.
  5. Макшанцева  Е.Д.  Детские забавы: Книга для воспитателя и муз. руководителя детского сада. - М. «Просвещение», 1991.
  6.  Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  7. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. (Воспитание и доп. образование детей)
  8.  Вихарева Г. Ф. Веселинка. Методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.
  9.   А.Е. Чибрикова - Луговская. Ритмика. Ходьба – упражнения – игры - танцы.  Методическое пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада и начальной школы. – М. Издательский дом «Дрофа», 1998.
  10.   Доломанова Н.Н. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
  11.   Зайцева О. Маленьким артистам, танцорам, вокалистам – Ярославль, Академия развития, 2005.
  12.   Зарецкая Н.В. Танцы в детском саду – М., Айрис-пресс, 2006.
  13.   Картушина М. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет – М., ТЦ Сфера, 2008.
  14.    Картушина М. Логоритмика для малышей М., ТЦ Сфера, 2004.
  15.    Картушина М. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет – М., ТЦ Сфера, 2006.
  16.    Картушина М. Логоритмические занятия в детском саду (5-6 лет) – М., ТЦ Сфера, 2003.
  17.    Картушина М., Конспекты логоритмических занятий для детей 6-7 лет – М., ТЦ Сфера, 2006.
  18.   С. Д. Руднева, Э. М. Фиш. Музыкальное движение. 2-е издание, переработанное и дополненное, Спб, Издательский центр «Гуманитарная академия», 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "Танцевальная ритмика"

Парциальная программа "Танцевальная ритмика" рассчитана для детей и подростков 6-17 лет. Срок реализации - 3 месяца.   Пояснительная записка Известно, что эффективность образования детей во м...

Здоровье сберегающие технологии по ритмике и хореографии

В этом конспекте рассказывается о сохранении здоровья детей от 4 до 7 лет методами ритмики и хореографии....

Программа по ритмике и бальному танцу

Программа по ритмике и бальному танцу для начальной школы....

Конспект урока по ритмике в 4кл.

методичекая разработка урока-обобщения по ритмике с использованием современных педагогических технологий  (игропластика,игроритмика,психогимнастика и т.д.) ....

Календарно - тематическое планирование программы «Ритмика » для учащихся 1 классов

Данная программ не требует хореографической подготовки.  По такой программе могут работать даже мужчины. Программа «Ритмика» делится на  разделы: 1.    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМ...

Коррекционный урок по ритмике в 4 классе школе 8 вида по теме: Ритмико-гимнастические упражнения под музыку с передачей игрового образа

Музыкально-ритмическая деятельность детей в процессе выполнения специальных упражнений под музыку с передачей игрового образа...

Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»

Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...