Главные вкладки

    План-конспект занятия на тему:
    Конспект занятия "Природа зимой".

    Чувашова Галина Павловна

    Занятие "Природа зимой" знакомит обучающихся с изменениями в живой и неживой природе зимой, со старинными названиями зимних месяцев, с пословицами и поговорками.  В занятие включены загадки, тест, викторина, кроссворд.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie-priroda_zimoy.doc218.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования детей

    «Исилькульская станция юных натуралистов»

    Тема занятия

     «Природа зимой»

    (Возраст детей 7 – 10 лет)

                                                                             Разработала:                                                                                                                                                                        

                                                                  Чувашова Галина Павловна, педагог

                                                                   дополнительного образования,

                                                                   руководитель объединения

                                                                   «Юные садоводы»

                                                                   МБУ ДОД «Исилькульская станция

                                                                    юных натуралистов»

    Исилькуль 2012 год

    Тема. Природа зимой.

    Тип занятия. Комбинированный.

    Цель занятия: углубить знания о сезонных явлениях природы зимой.

     Задачи занятия:

    - познакомить со старинными названиями зимних месяцев;

    – систематизировать и обогащать знания детей о связях между объектами живой и неживой природы;
    – расширять знания учащихся о живой природе, ее представителях, особенностях их жизнедеятельности;
    – развивать внимание, память, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, через работу со схемой;
    – формировать коммуникативные компетенции, через работу в группе;
    – воспитывать бережное отношение к природе.

    В ходе занятия обучающиеся:

    Актуализируют:

    – представления о характерных изменениях в неживой природе в зимнее время года;
    – знания и представления о живой и неживой природе;
    – представления об объектах живой природы: растениях, животных, человеке;
    – умения классифицировать объекты растительного и животного мира;
    – представления о зимовке птиц, зверей, насекомых, рыб.

    Приобретают:

    – знания, расширяющие кругозор в области живой природы в зимнее время года, особенностях приспособлений разных групп животных и растений зимой;
    – умения устанавливать причинно-следственные связи в неживой и живой природе;
    – представления о представителях живой природы Омской области (своей местности).

    Закрепляют:

    – навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
    – умения работать с различными источниками информации (текстовой, слуховой, наглядной);
    – умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы; наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры; аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
    – качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, сострадание к зимующим животным, забота о родной природе.

    Оборудование: картинки с изображением неживой природы, птиц, животных; инструктивные карточки, тест  «В гости к зиме»,  кроссворд «Лесные жители», картина «Живая природа зимой», кормушки, корм для птиц;

    Формы организации работы обучающихся:

    • Просмотр видеофрагментов, знакомящих детей с явлениями природы;
    • использование ИКТ;
    • отгадывание загадок и викторины;
    • работа с кроссвордом  «Лесные животные».

    Работа групповая и  индивидуальная.

    Алгоритм занятия.

    І. Подготовительный блок.

    1. Организационный момент.

    Приветствие, определение отсутствующих. Подготовка рабочего места и проверка готовности обучающихся к занятию.

     2. Мотивация. Целеполагание.

    Вступительное слово педагога (тема занятия, задачи, последовательность выполнения заданий). Мотивирование детей на изучение новой темы.

    ІІ. Вступительная беседа.

    - Скажите, какое сейчас время года?

     (Ответы детей: зима)

    - Сколько календарных месяцев продолжается зима?

    (Ответы детей: три)

    - Отгадайте загадку: 

           Дни кого-всех дней короче,

          Всех ночей длиннее ночи

          На поля и на луга

          До весны легли снега.

          Только месяц наш пройдет,

          Мы встречаем Новый год.  (Декабрь)

    • - По каким признакам вы догадались?
    • - Какое название дал народ зимним месяцам?

    Декабрь – студень.

    • - Почему он получил такое название?
    • В этом месяце начиналась зима. Приходила стужа, становилось студёно. От слов стужа, стынуть, застывать – древнее название месяца «студень».
    • - Какими словами признаками можно еще охарактеризовать этот месяц?
    • Декабрь – студёный, переменчивый, зимний.
    • - Что значит «переменчивый»?
    • - Какие поговорки о декабре вы знаете?
    • В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
    • Декабрь - стужайло, на всю зиму землю студит.
    • Декабрь год кончает, зиму начинает.
    • В декабре зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты.
    • Декабрь глаз снегами тешит да ухо морозом рвёт.
    • - Как вы понимаете значение этих пословиц?
    • - Какие стихи вы можете рассказать нам о декабре?
    • - Молодцы, слушайте следующую  загадку .

          Щиплет уши, щиплет нос,
        Лезет в валенки мороз.
        Брызнешь воду – упадет
        Не вода уже, а лёд.
        Даже птице не летится,
       От мороза стынет птица.
       Повернуло солнце к лету.
       Что, скажи, за месяц это? (Январь)

    -  Какое название получил месяц январь?

    Январь – сечень.

    • - Объясните, почему он получил такое название?
    • В древние времена на Руси январь называли «сечень». Это может быть потому, что он рассекает (делит) зиму на две половинки. Январь так же называли «просинец», этот месяц считали месяцем просьб и заклинаний на весь год.
    • - Какими словами признаками можно сказать о январе?
    • Январь – холодный, суровый, волшебный.
    • - Почему волшебный?

    - Какие пословицы вы знаете о январе?

    • В январе и горшок на печи замерзает.
    • Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.

    - Объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы?

    • В январе холода над землёй повисли.
    • Месяц январь – зимы государь.
    • Январь ломонос: береги свой нос.
    • Январь – году начало зиме середина.
    • - Молодцы, слушайте следующую  загадку .

       Снег мешками валит с неба,

       С дом стоят сугробы снега.

       То бураны и метели

       На деревню налетели.

       По ночам мороз силён,

       Днём капели слышен звон.

       День прибавился заметно.

       Ну, так что за месяц это?  (Февраль)

    •  - Какое название он получил в народе?

    Февраль – Межень

      - Кто объяснит это необычное название? Почему так говорят о феврале? (Межа - между зимой и весной).

    •  - Какие ещё название имеет февраль? – Бокогрей. (Потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнышко), ветродуй, лютень (из-за частых продувающих насквозь метелей и вьюг)
    • - Какие слова прилагательные мы подберём для февраля?

    Февраль – снежный, лютый, ветреный, вьюжный.

    • - Какие поговорки вы знаете о феврале?
    • Февраль силён метелью, а март капелью.
    • Мороз и метели под февраль налетели.
    • В феврале два друга – мороз да вьюга.
    • Февраль зиму ломает, воду подпускает, три часа прибавляет.
    • Февраль – месяц лютый, спрашивает: «Как обуты»?
    • Февраль и медведю в берлоге бок нагревает.

    - А сейчас проведем конкурс на лучшего знатока поговорок о зиме. Учащимся раздаются, разрезанные на части, пословицы. Их необходимо собрать, прочесть и объяснить, что обозначает пословица. (Приложение 1)

     ІІІ. Введение в тему.

    - Итак, мы с вами познакомились с зимними месяцами (декабрь, январь, февраль). А тему нашего занятия и о чём сегодня мы будем говорить, вы узнаете из загадок:

                                                                             Посмотри, мой милый друг,

                                                                             Что находится вокруг?

                                                                             Небо светло – голубое,

                                                                             Солнце светит золотое.

                                                                             Ветер листьями играет,

                                                                             Тучка в небе проплывает.

                                                                             Поле, речка и трава,

                                                                             Горы, воздух и листва,

                                   

                                                                             Птицы, звери и леса,

                                                                             Гром, туманы и роса.

                                                                             Человек и время года –

                                                                             Это всё вокруг … (Природа)

    Снег на полях,

    Лёд на реках,

    Вьюга гуляет,

    Когда это бывает? (Зимой)

    - Правильно, тема нашего занятия «Природа зимой»

    ІV. Изучение новой темы.- Да, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы, отгадаем загадки и кроссворд, проведём мини-викторину. За каждый правильный ответ – жетон. И в конце нашего занятия определим лучшего знатока природы. Желаю всем успеха.

    - Посмотрите в окно, что вы там видите? (Деревья, небо, облака, снег). Всё это, что такое?

    (Ответы детей: природа).

    - Правильно, всё это природа!

     Не относится к природе лишь то, что сделано руками человека. Вся природа делится на живую и неживую. Приведите примеры живой и неживой природы.

    (Ответы детей: воздух, солнце, мороз, туман, вода – неживая; животные, растения, человек – живая природа).

    - Правильно.

    1. Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 2)

    - Подчеркните одной чертой то, что относится к живой природе, двумя – то, что относится к неживой природе, волнистой – то, что создано руками человека.

    Поменяйтесь работами и проверьте друг у друга, правильно ли вы подчеркнули слова.

    - Назовите приметы зимы, и какие изменения происходят в  неживой природе зимой?

    (Ответы детей: холодно, почва и водоемы замерзли, идет снег)

    - Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем: туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу, метель.

    2.  Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 3).

     -  Какие  явления   природы  характерны для зимы?

    - Прошу вас выбрать те  явления , которые характерны для зимы.  

     Поменяйтесь работами и проверьте друг у друга, правильно ли вы выбрали явления, характерные для зимы.

    3. Загадки о зимних явлениях в природе. (Приложение 4).

     - А, теперь при помощи загадок мы закрепим знания о неживой природе.

    (За каждый правильный ответ – жетон)

    V. Живая природа зимой.

    1. А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных.  И готовятся ли они к зиме?

    - Как зимуют деревья?

    (Ответы детей: лиственные сбросили листву, хвойные стоят зелёные).

    - На первый взгляд, кажется, что нет. Может быть, им это не нужно? Им морозы не страшны? Это не так, и в холодные малоснежные зимы погибает много деревьев, особенно молодых. Поэтому деревья, как и животные, тоже готовятся к зиме:

    • сбрасывают листья и тем самым экономят свою энергию и питание;
    • сброшенные листья «оставляют» на земле, чтобы предохранить свои корни от замерзания;
    • перестают расти, погружаются в глубокий сон;
    •  как у зверей вырастает подшерсток, так и на каждом дереве вырастает панцирь, который защищает дерево от мороза. Панцирь — это пробка, которая находится в коре. Дело в том, что пробка не пропускает воду и холодный воздух. Чем старше дерево, тем толще на нём пробковый слой. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые. Но самая лучшая защита для деревьев — это пушистый снег.

    - Как зимуют кустарники и травы? 

    (Ответы детей: кустарники сбрасывают листву, трава желтеет).

    - Правильно. Но есть травянистые растения: земляника, озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают?

    (Ответы детей: снег защищает от морозов).

    - Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы. Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

       Зима период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного.  В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек.

    - А можно ли у наших растений  наблюдать рост?

    (Ответы детей: нет).

    - Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав.

     2. Как зимуют птицы? Послушайте стихотворение:

    Улетели птичьи стаи,

    Лес в сугробах до ветвей.

    Вот тогда мы и дождались,

    Наших северных гостей.

                                       Кто там ловко и упорно,

                                              Лазит острым клювом вниз?

                                            Это поползень проворный

                                    Перед стайкою синиц.

    У опушки в старых ёлках,

    От зари и до зари.

    Разговор ведут чечётки,

    Громко вторят снегири.

                                           Пестрый дятел крикнет громко,

                           Разогнав лесную тишь,

                               А на вырубках, на липах,

                            Отзовется бойкий чиж.

    Я б могла еще так много

    Про лесных сказать певцов,

    Как средь стужи и морозов

    Вывел клёст своих птенцов.

                       Как с утра и до заката

                             На репьях гостят щеглы,

                       И торопятся куда – то

                       Ярко - красные щуры.

    - Какие еще птицы зимуют у нас? 

    (Ответы детей: сороки, вороны, воробьи).

    - Какие птицы прилетают зимовать с севера?

     (Ответы детей: снегири, свиристели).

    -  Наступили холода. Зима - самое трудное для птиц время года. Оно приносит им много лишений и невзгод: холод, бураны, метели, но самое страшное не холод: у птиц к зиме вырастает подпушек под перышками. Самое страшное - голод. Труднее всего пернатым приходится в середине зимы. Снега много, а рябина и калина голые - ни ягодки.

    - Зимующие птицы (синицы, вороны, дятлы, галки, сороки) и птицы-гости (снегири, свиристели, клесты) собираются в стаи, слетаются поближе к жилью человека. В лесу и в поле пропитания они не добудут, поэтому стараются быть ближе к людям. Знают, что человек не оставит их в беде, накормит. Чтобы согреться, птицам надо летать, а полет требует много сил. Поэтому и есть надо много.  Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел питается личинками насекомых, добывая их из – под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений. Для снегирей и свиристелей лучшее лакомство - ягоды рябины.

    - Как мы можем помочь птицам перенести трудное время? 

    (Ответы детей: сделать кормушки).

    - Да, необходимо каждому сделать кормушку и повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сало – для синиц.

    Послушайте стихотворение:

     «Помогите птицам»

    Стоит зима, метет пурга,

    Сибирская, холодная.

    Под снегом скрыты все корма,

    Все зёрнышки съедобные.

    - Как вы понимаете пословицу: «Подкорми птиц зимой – они отплатят тебе летом»?

    (Ответы детей: летом птицы уничтожают вредных насекомых)

    3. Викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?» (Приложение 5)

    4. А как звери готовятся к зиме и зимуют?

    (Ответы детей: некоторые животные зимой спят, другие заготавливают корм).

    Послушайте стихотворение:

                   Под берёзой на пригорке

                   Старый ёж устроил норку

                   А под листьями лежат

                   Двое маленьких ежат.

                                                                           Под корягой в буреломе

                                                                           Спит медведь как – будто в доме

                                                                           Положил он лапу в рот

                                                                           И как маленький сосёт.

                   Белка спряталась в дупло

                   В нём и сухо и тепло.

                   Запасла грибов и ягод

                  Столь, что не съесть и за год.

                                                                           У косого нет берлоги

                                                                            Не нужна ему нора

                                                                            От врагов спасают ноги

                                                                            От бескормицы – кора.

     5. Индивидуальная работа по карточкам «Выбери животных» (Приложение 6)

    - Выбери животных, которых можно встретить зимой.

    Поменяйтесь работами и проверьте друг у друга, правильно ли вы выбрали животных, которых можно встретить зимой. 

    6. Рассказ детей о зимовке животных.

      - Отгадайте загадки:

                                       - Хожу в пушистой шубе,

                                         Живу в густом лесу

                                         В дупле на старом дубе

                                         Орешки я грызу. (Белка)

    Дети рассказывают о белке.

    - Хорошо зимой тому, у кого кладовая полна запасов. К зиме белка меняет свой рыженький наряд на тёплую серую шубку. Сколько дупел готовит она? (8-9) Если в нескольких дуплах запасы погибают, белочка находит запасные дупла, чтобы перезимовать.

    - А зачем ей нужен хвост? Он служит ей парашютом, когда она прыгает с дерева на дерево. При помощи хвоста белка предсказывает погоду. Если она замкнула дупло хвостом, и сидит в дупле, значит, будет холодно. Белки не впадают в зимнюю спячку, но в сильные морозы прячутся в дупле.

    •   Хозяин лесной

           Просыпается весной,

          А зимой под вьюжный вой

          Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    Дети рассказывают о медведе.

    - Медведь долгую зиму проводит в берлоге. В это время он ничего не ест, а живёт за счёт накопленного летом и осенью жира, обычно говорят, что медведь зимой лапу сосёт. Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит …старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы, горячим языком. Медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу, а на самом дел он согревает её губами и языком.

    •  Посмотрите-ка какая

          Вся горит как золотая

          Ходит в шубке дорогой,

          Хвост пушистый и большой. (Лиса)

    Дети рассказывают о лисе.

    - Зимой лиса, как и осенью, ярко- рыжая, меняет свою шубку на более теплую и пушистую. У лисы – зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье – это помогает ей искать добычу и спасаться от волков и собак.  По запаху она отыскивает себе корм, находит под снегом мышей, выслеживает их по следам. Мы привыкли, что лиса всегда хитрая, красивая, умная, ловкая, но мало кто знает, что лиса очень не чистоплотная. Около её норы всегда, какой - то хлам, беспорядок, неприятный запах. И если случается, что она поселяется рядом с чистюлей барсуком, то он, не выдержав лисьих беспорядков, бросает свою нору и уходит жить в другое место.

    •  На овчарку он похож

          Что ни зуб, то острый нож

          Он бежит, оскалив пасть

          На овцу готов напасть. (Волк)

     Дети рассказывают о волке.

    - Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных. У волка нет постоянного жилища, поэтому его часто называют бездомник.

    •       Зимой беленький

              Летом серенький

                                        Никого не обижает

                                        А всех сам боится. (Заяц)

    Дети рассказывают о зайце.

    - Зимой заяц легко передвигается, хотя в лесу снег глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалится в снег. Зимой заяц меняет шубку, чтобы его не было видно на снегу. Питается корой молодых деревьев. Лежку заяц устраивает или на открытом месте, или в лесу под поваленным деревом, пнём, кустиком. В любом из этих мест он роет нору в снегу и забирается в неё.

    • Он неотёсан ,зол и груб.
      Из всех деревьев любит дуб.
      Ведь он в лесу, среди зверей,
      Большой любитель желудей. (
      Кабан)

     Дети рассказывают о кабане.

    - Для кабана зима самое трудное время года. Особенно, когда выпадет много снега, ему трудно выкапывать из – под снега жёлуди. Кабаны отыскивают и поедают мелких животных, особенно грызунов, ветки, кору деревьев, кустарников. Да и холодно ему, поэтому кабаны забираются в стога снега.

    •   Сердитый недотрога

           Живёт в глуши лесной,

           Иголок очень много,

           А нитки ни одной. (Ёж)

    Дети рассказывают о еже.

    - А вот некоторых животных встретить зимой в лесу нельзя. Ёж  зимой впадает в спячку. Поэтому особых припасов на зиму он не делает, заботится только о тёплом домике для себя: ёж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой. Он осенью старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

    •      Трав копытами касаясь,

                                        Ходит по лесу красавец.

                                        Ходит смело и легко,

                                        Рога раскинув широко. (Лось)

     - Лоси при сильных морозах сбиваются в плотные кучи, и исходящее от них тепло окутывает стадо густым облаком согретого воздуха. Питаются корой деревьев, мхом.

    •    Роет норы он умело

                                      Знает, любит это дело.

                                      Потому кроту и друг,

                                      А зовут его …   (Барсук)

    Дети рассказывают о барсуке.

    - Барсук очень осторожный зверь. Охотится ночью, поэтому его увидеть не просто. Ближе к осени он начинает нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид он неуклюжий, но ловко ловит грызунов, лягушек, ящериц,

    Выкапывает червей. Очень много уничтожает личинок майских жуков. К холодам жира накапливает столько, что можно и спать ложиться на всю зиму!

    •     Вот построил он плотину,

                                       Надо веточек и тину –

                                       Строит всё без топора,

                                        Будет домик у…    (Бобра)

    Дети рассказывают о бобре.

    - Бобёр очень интересный зверь. Только он умеет строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найдёт осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделывает: отделяет ветки, перегрызает на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляет по воде к хатке и складывает в большие кучи. Так он запасает себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а он сидит в своей хатке и с удовольствием грызет кору и молодые ветки деревьев.

    - Молодцы ребята, вы очень много рассказали о зимовке животных.

    7. Индивидуальная работа по карточкам «Рассели животных» (Приложение 7).

    8. Кроссворд «Лесные животные» (Приложение 8).

    - Итак, как же животные готовятся к зиме:

            морозы               тёплый мех

    Зима        нет корма        впадают в спячку; делают запасы; ищут                                                     корм в  природе; перебираются ближе

                                                                        к жилью человека.                    

            снег                                  смена окраски.

    VІ. Практическая работа.

    1. Развешивание кормушек.
    2. Подкормка птиц.
    3. Раскраска картинок и организация выставки «Зимующие птицы и звери»

    VІІ. Контрольный этап

         

         1. Тест «В гости к зиме» (Приложение 9).

         2. Что нового вы узнали сегодня на занятии?

         3. Какие явления в неживой природе происходят зимой?

         4. Как зимуют различные животные, птицы, растения?

         5. Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?

    VІІI. Итог занятия.

          Анализ и оценка успешности достижения цели. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия.

    IX. Рефлексия

    Продолжите предложения, выбрав начало словами:    

                -   «Я узнал …»

      -  «Я удивился …»

      -  «Я хочу узнать..»

    IX. Домашнее задание

    1.  Изготовь кормушку для птиц, повесь её на дерево или за окно, чтобы наблюдать за птицами.

    2. Найди изображения птиц, зимующих в нашей местности. Нарисуй их. Сочини про них рассказ.

    Приложение 1

    Пословицы о зиме

    • В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
    • Декабрь год кончает, зиму начинает.
    • В декабре зима стелет белые холсты, а мороз наводит  мосты.
    • Месяц январь – зимы государь.
    • Январь ломонос: береги свой нос.
    • Январь – году начало зиме середина.
    • В январе и горшок на печи замерзает.
    • Февраль силён метелью, а март капелью.
    • Мороз и метели под февраль налетели.
    • В феврале два друга – мороз да вьюга.
    • В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

    Приложение 2

    Инструктивная карточка 1

    Подчеркните одной чертой то, что относится к живой природе, двумя – то, что относится к неживой природе, волнистой – то, что создано руками человека.

    Солнце, собака, дерево, гора, здание, рыба, книга, одуванчик, платье, человек, автобус.

    Инструктивная карточка 2

    Подчеркните одной чертой то, что относится к живой природе, двумя – то, что относится к неживой природе, волнистой – то, что создано руками человека.

    Кошка, месяц, сосна, снег, земля, гриб, велосипед, мороз, ромашка, стол, заяц.

    Приложение 3

    Инструктивная карточка 3

     Выберите  те  явления , которые характерны для зимы.

    Снегопад, дождь, туман, снег, ледоход, метель, половодье, иней, изморозь, сугробы, роса, гроза, гололедица, наст, молния, пурга.

    Приложение 4

    Загадки о зимних явлениях в природе

    Пришла девочка Беляна,                                              

    Побелела вся поляна. (Снег)

    Всю зиму пролежит,

    Весной в речку убежит. (Снег)

                                                                                  Бежит по снегу,

                                                                                  А следа нету. (Позёмка)

                                                                                  С неба — звездой,

                                                                В ладошку — водой.    

                                                                                           (Снежинка)

    Не колючий,

    Светло-синий

    По кустам развешан... (иней)

                                                                                  Лечу, кручу,

                                                                                  На весь мир ворчу. (Метель)

                                                                                  Кругом нашего села,

                                                                                  Бежит лошадка весела. (Вьюга)

    Старик у ворот

    Всё тепло уволок. (Мороз)

                                                                                  Гуляю в поле,

                                                                                  Летаю на воле,

                                                                                  Кручу, верчу,

                                                               Знать никого не хочу.

    (Вьюга,   метель)

    Невидимкою зимою

    Он является ко мне,

    И рисует, как художник,

    Он узоры на стекле. (Мороз)

                                                                                Вился, вился, белый рой,

                                                                      Сел на землю — стал горой.

                                                                                                      (Снег, снегопад)

                                                        Бежит по снегу, а следов не видно.  

     (Позёмка)

    Прозрачен, как стекло,

    А не вставишь в окно. (Лёд)

                                                                               Седой дедушка у ворот

                                                                               Всем глаза заволок.   (Туман)                                                                        

    Кто зимой в трубе гудит? (Ветер)

                                                                               Без рук рисует,

                                                                               Без зубов кусает.

                                                                               Не огонь, а жжётся. (Мороз)

    Прошла девушка Беляна,

    Побелела вся поляна. (Вьюга)

                                                                               Всё кругом белым-бело,
                                                                              Чисто поле замело.
                                                                              Это Зимушке постель
                                                                              Стелет бабушка
    (Метель)

    Красный нос, в руках метелка.
    Проживает рядом с ёлкой.
    К холодам давно привык
    Наш весёлый
    .....(Снеговик!)

    Приложение 5

    Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

    1. Любимая пища синиц в зимнее время? (Сало).
    2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень).
    3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха).
    4. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (Голод).
    5. Какие птицы перекочёвывают на зиму к жилью человека? (Воробьи, сороки, вороны).
    6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Щегол).
    7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой, городской).
    8. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечётка).
    9. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель).
    10. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клёст).
    11. Какие птицы живут у нас только зимой?( Свиристель, снегирь).
    12.  Как называются птицы, которые живут с нами постоянно? (Оседлые).
    13.  Самая маленькая птичка нашей страны? (Королёк).
    14.  Какую птицу в народе называют воровкой? (Сорока).
    15.  Какие птицы зимуют под снегом? (Куропатки).
    16.  Птица, которая прилетает к нам с первым снегом?  (Снегирь).
    17.  Каких птиц можно увидеть зимой на рябине? (Свиристели).
    18.  Какая птица зимой питается личинками насекомых? (Дятел).

    Приложение 6

    Инструктивная карточка 4

    Выбери животных, которых можно встретить зимой.

    Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, синица, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.  

    Приложение 7

                                 Индивидуальная работа по карточкам  5

    Рассели животных

    Белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, еж, барсук, бобр, хомяк, мышь, сурок.

    Спят

    Делают запасы

    Меняют свою шубку

    Ищут корм в природе

    - Зимой спят: медведь, барсук, сурок, ёж.

    - Делают запасы: бобёр (ветки), белка (грибы, орехи, ягоды), мыши.

    - Меняют свою шубку: белка (рыжую на серую), заяц (серую на белую).

    - Ищут корм в природе: лось, лиса, волк, кабан, заяц.

    Приложение 8

    Кроссворд "Лесные животные"

     

     

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

    3

    2

     

    3

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     



    По горизонтали:

    1. Вот так рыжая плутовка!

        След свой заметает ловко! (Лиса)

     

    2. Этой птице по ночам не спится.

        К утру домой воротится большеглазая охотница. (Сова)

     

    3. Большой, коричневый, лохматый.

        Неуклюжий, косолапый. (Медведь)

     

    4. Любитель жёлуди искать

        И спину о корягу почесать. (Кабан)

     

    По вертикали:

    1. Он длинноногий и рогатый

        И говорят о нём: сохатый. (Лось)

    2. Фыркает четвероножек,

        Маленький, колючий ... (Ёжик)

    3. По лесу серый хищник ходит.

        На зайцев ужас он наводит. (Волк)

     

    4. Трусишка этот летом - серый.

        Ну а зима придёт - он белый. (Заяц)

    Приложение 9

    Тест: «В гости к зиме»

    1. Выбери примету, не относящуюся к зиме:

    а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля;

    б) многие звери впали в зимнюю спячку;

    в) часто кружат метели;

    г) в воздухе кружат насекомые;

    д) солнце светит, но не греет.

       

         

          2. Угадай, кто не впадает в зимнюю спячку. Объясни,

          почему?

              а) медведь;

              б) ёж;

              в) белочка.

       

       

          3. Укажи зимующую птицу:

              а) ласточка;

              б) журавль;

              в) воробей;

              г) скворец.

         

         

          4. Какие животные меняют окраску к зиме? Подчеркни:

              а) медведь;

              б) белка;

              в) лиса;

              г) заяц;

              д) синица.

       

       

          5. Какие изменения происходят в неживой  природе с  

          приходом зимы? Напиши.

               _________________________________________________

               _________________________________________________

               _________________________________________________

         

          6. Закончи предложения об изменениях в неживой                      

          природе зимой.

              Самое заметное изменение в неживой природе – это

               _________________________________________________

              Часто идет сухой, колючий или мокрый_____________

              Метут сильные______________________ Вода в реках,

              прудах и озерах_____________________________ Почва

              _____________________.

              (Слова: сильно промёрзла, трескучие морозы, метели,

              замёрзла, снег.)

         

         7. Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ о

          зимних изменениях в живой природе.

              Все лиственные деревья в зимнем лесу стоят___________

              Только___________ и ____________хвастаются зелёным

               нарядом. Травянистые растения зимуют_______________

              Не слышно в лесу птичьего щебета. Только далеко-далеко

              разносится стук ______________________В зимнем лесу

              можно увидеть, прыгающую по деревьям пушистую

              красавицу__________________ Люди помогают зверям и

              птицам перенести зимний голод. Они   _________________

              _____________________________________________________

              _____________________________________________________

     

    Список литературы

    1. Козлова Т.Л. 1000 загадок. - Ярославль: Академия Холдинг,2004.
    2. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы.- Москва: Детская литература, 1975.
    3. Сладков Н.И.  Птицы.- Москва: Детская литература, 1984.
    4. Интернет источники: www.mammy-pappy.ru 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

    Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

    конспект занятия "Зимой в лесу нет тайн"

    Данный урок «Зимой в лесу нет тайн» - структурный элемент дополнительной образовательной программы эколого-биологической направленности «Экомир», разработанной для обучающихся 8-12 лет....

    Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Зима. Зимующие птицы".

    Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы". Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе ...

    Конспект урока « Зима и лето в нашей северной стране»

    Конспект открытого урока в 8 классе.      Цели урока:Предметные:1.Продолжать формировать  культуру чтения, включающей в себя умение адекватно понимать прочитанное, сортировать...

    конспект занятия "Зима"

    конспект занятия по развитию связной речи...

    Конспект урока "Зима в музыке А.Вивальди"

    Представлена разработка одного из уроков музыки и пения, проведенного в 6 классе....

    конспект по зиме

    материал используется в работе с детьми с овз...