Образовательная программа факультативного курса "Постановка танца"
рабочая программа по теме

Липкина Лилия Владимировна

Образовательная программа факультативного курса разработана для ансамбля народно-сценического танца "Надежда".

Возрастной диапазон 7-10 лет, 11-14 лет . Срок реализации 8 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «ДЮЦ»

                                                                     Утверждаю

                                                                     Директор          Андреева О. М.

                                                                      __________  2012г.

 Образовательная программа

факультативного курса

 «Постановка танца»

                                   

Возрастной диапазон: 7-10 лет; 11-14 лет

 Срок реализации:  8 лет

                                                                      Автор

                                                                      Липкина Л.В.

                                                                      педагог доп. образования

                                                                      - выс. кв. категория

Южноуральск

2013 г.

Информационная карта

      образовательной программы факультативного курса

                 «Постановка танца»

    Педагог дополнительного образования:    Липкина Лилия Владимировна

   Тип программы:   адаптированная

   Образовательная область:  искусство

   Направленность деятельности:  художественно-эстетическая

   Способ освоения содержания:  репродуктивный, эвристический, креативный

   Уровень освоения содержания: углубленный

       

   Уровень реализации программы:  среднее основное образование

   Форма реализации программы:   групповая

   Продолжительность реализации программы:  восьмилетняя

Пояснительная записка

      Образовательная программа факультативного курса «Постановка танца» является составной частью художественно-эстетического  образования детей в «Центре дополнительного образования для детей» и дополнением к программе основного курса «Хореография». Программа предусматривает широкое раскрытие способностей и возможностей обучающихся,  прочное  усвоение теоретических и практических знаний в области хореографии, а также трудовому и эстетическому воспитанию подростков, расширению  их кругозора.

          Актуальность представленной программы заключается в том, что она направлена на самореализацию  личности  обучающихся в  процессе освоения хореографических номеров и их представления зрителю.

          Расширение  и  углубление знаний, совершенствование навыков,  приобретенных  на  уроках,   свидетельствует о преемственности и согласованности программы «Постановка танца» с программой  «Хореография», а так же с программами общеобразовательной школы (предметы, связанные с изучением культуры, искусства, физкультуры).

        Цель программы:

Создание условий для формирования творческой личности и её творческую  самореализацию средствами танца.

         Задачи:

Цель достигается через решение следующих задач:

- познавательная: расширить объем историко-культурных и эстетических знаний  в  области  хореографического искусства;    

- мотивационная: создать комфортную обстановку  и  ситуацию  успеха  для  каждого  ребенка, повысить  его  самооценку  через участие в концертах, конкурсах, клубных, школьных и городских мероприятиях;

- воспитательная: воспитать  качества  личности,  востребованной  в  современном обществе: трудолюбие, коммуникабельность, самостоятельность, умение  доводить  начатое  дело до  логического  завершения,  уважение  к  себе  и   окружающим  людям;

- обучающая: сформировать специальные знания и умения по данному курсу программы «Постановка танца»;

- эстетическая:  воспитать общую культуру  и развить эстетический вкус учащихся.

Предлагаемая программа носит комплексный характер. Программа составлена на восемь лет обучения.

          Программа «Постановка танца» составлена с учетом психологических и физиологических особенностей обучающихся. Педагог вправе  вносить необходимые коррективы  в программе  с  учетом  психофизических  особенностей  детей.

         Группы по составу разновозрастные с 7 до 11 лет и 12 до 16 лет, количество  человек в  группе от 10 до 12.

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

Основная форма проведения занятий – групповая, вводятся творческие инсценировки танцев.

Подведение итогов, результаты определяются на открытых занятиях и концертах, которые проходят в конце первого и второго полугодий.

Знания учащихся оцениваются тремя уровнями: минимальный, общий, продвинутый и по следующим критериям: техника исполнения, музыкальность, содержание, исполнительское и актерское мастерство.

           Программа   рассчитана на  пять  лет  обучения:

                        1  год  обучения  -  36 часа  (1 час в неделю)

                        2  год  обучения  -  36 часа  (1 час в неделю)

                        3  год  обучения  -  36 часа  (1 час в неделю)

                        4  год  обучения  -  36 часа  (1 час в неделю)

                        5  год  обучения  -  36 часа  (1 час в неделю)

                        6  год  обучения  -  36 часа  (1 час в неделю)

                        7  год  обучения  -  36 часа  (1 час в неделю)

       при продолжительности учебного года   -  36 недель.  

       Время занятия – 45 минут с 15 - минутным перерывом.

В процессе изучения программы «Постановка танца» обучающиеся знакомятся с основными ключевыми понятиями курса: хореография, танец, рисунок танца, актерское мастерство.

      Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный - способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков;

репродуктивный -  учащиеся сами воспроизводят известный им по опыту материал. Этот метод позволяет педагогу   осуществить контроль за тем, как учащиеся усваивают знания, овладевают умениями и навыками. С помощью разнообразных заданий педагог  предлагает воспроизвести разученные ранее танцевальные движения, показать умения и навыки. Этот метод применяется в вариантах: воспроизведение танцевального материала в наглядно-образной форме;  в форме устного изложения; в форме исполнения танцевальной композиции целиком или фрагмента;

проблемный -  заключается в том, что педагог выдвигает    перед учащимися познавательную проблему, которая решается совместно;

частично-поисковый, исследовательский - педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить самостоятельно. Эти методы взаимосвязаны. Они более  эффективны и способствуют  глубокому усвоению танцевального материала.

   

 Приемы обучения:

Показ. 

     Практика преподавания выделяет три условия танцевального показа:

1. Предварительный показ танцевальной композиции, отдельных ее элементов, упражнений и т.д.

2. Показ танцевального материала. Выделение из совокупности  многих танцевальных элементов какого-либо определенного элемента и сосредоточение внимания на его восприятии.

3. Анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируются отдельные части движения, композиции и потом соединяются.

Особое место занимает художественный анализ музыкально-хореографического произведения, разбор выразительных и образных средств и интерпретаций с оценкой.

Изложение.

      Применяются различные формы изложения: информация, рассказ, лекция, беседа и т.д. С помощью этого приема педагог сообщает знания об истории, современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах, лучших парах, ансамблях и т.д.

Комментирование.

      Это словесное сопровождение педагогом сведений об особенностях танцевального движения и музыкального произведения.

Инструктирование.

      Это словесные рекомендации, которые педагог дает учащемуся, как нужно исполнять элементы или композицию в целом. Может касаться правил поведения при общении в танце.

Корректирование.

      В процессе исполнения танцевальных движений педагог корректирует действия учащихся.

        Основой обучения программы «Постановка танца» является использование педагогических технологий: личностно-ориентированная педагогика, педагогика сотрудничества, технология развивающего дифференцированного обучения. Научность и доступность, преемственность и связь обучения с жизнью – основные принципы обучения.

Обучающиеся по прохождению программы

должны знать

         Концертные номера, включенные в программу. А так же учащиеся могут ставить собственные хореографические номера, танцевальные композиции, таким образом, реализуя и развивая свой творческий потэнциал.

Учебно-тематический план

первого года обучения

Тема

Общее кол-во часов

теория

практика

Вводное занятие

2

2



Дважды два четыре

14

1

13


Моряки

15

1

14


Концертная деятельность

5

5


Итого

36

4

32

Содержание программы

первого года обучения

Вводное занятие:

Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.

Дважды два четыре:

Теория 1 час: Идея и содержание танца. Ключевые моменты. Актерская игра.

 

Практика 13 часов:  Основные движения танца. Рисунок танца. Игровые моменты. Актерская игра.

Моряки:

Теория 1 час: Идея и содержание танца. Техника исполнения трюковых движений. Актерская игра.

Практика 14 часов: Основные движения танца. Рисунок танца. Трюковые движения. Актерская игра.

Концертная деятельность:

Практика 5 часов.

Учебно-тематический план

второго года обучения

Тема

Общее кол-во часов

теория

практика

Вводное занятие

2

2



Повторение

4

4


Веселая прогулка

12

1

11


Ягодка малинка

12

1

11


Концертная деятельность

6

6


Итого

36

4

32

Содержание программы

второго года обучения

Вводное занятие:

Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.

Повторение:

Практика 4 часа: Дважды два четыре. Моряки.

Веселая прогулка:

Теория 1 час:  Идея и содержание танца. Игровые моменты. Техника исполнения.

 

Практика 11 часов:  Движения номера. Рисунок танца. Исполнительское мастерство.

Ягодка малинка:

Теория 1 час: Идея и содержание танца. Ключевые моменты. Актерская игра. Техника исполнения трюков.

 

Практика 11 часов:  Основные движения танца. Рисунок танца. Трюковые движения. Игровые моменты. Актерская игра.

Концертная деятельность:

Теория 6 часов.

Учебно-тематический план

третьего года обучения

Тема

Общее кол-во часов

теория

практика

Вводное занятие

2

2



Повторение

4

4


Тарантелла

10

1

9


Хоровод

10

1

9


Ягодка-малинка

4

4


Концертная деятельность

6

6


Итого

36

4

35

Содержание программы

третьего года обучения

Вводное занятие:

Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.

Повторение:

Практика 4 часа: Веселая прогулка.

 

Ягодка малинка:

Практика 4 часа: Основные движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра.

Тарантелла:

Теория 1 часа:  Идея и содержание танца. Техника исполнения. Актерская игра.  

 

Практика 9 часов: Основные движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра.

Хоровод:

Теория 1 часа:  Идея и содержание танца. История возникновения хоровода. Техника исполнения.

Практика 9 часа:  Хороводный шаг. Основные движения . Рисунок танца. Исполнительское мастерство.

Концертная деятельность:

Теория 6 часов. 

Учебно-тематический план

четвертого года обучения

Тема

Общее кол-во часов

теория

практика

Вводное занятие

2

2



Повторение

6

6


Кадриль

10

1

9


Тарантелла

10

1

9


Концертная деятельность

8

8


Итого

36

6

33

Содержание программы

четвертого года обучения

Вводное занятие:

Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.

Повторение:

Практика 6 часа: Хоровод.

Кадриль:

Теория 1 часа:  Идея и содержание танца. Техника исполнения трюков. Актерская игра.

 

Практика 9 часов: Движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра. Трюки.

Тарантелла:

Теория 1 часа: История возникновения танца, национальные особенности. Идея и содержание номера. Актерская игра. Техника исполнения движений с тамбурином.

 

Практика 9 часа:  Движения танца. Рисунок танца. Актерская игра. Работа с тамбурином.

Концертная деятельность:

Теория 8 часов. 

                                                     

Учебно-тематический план

пятого года обучения

Тема

Общее кол-во часов

теория

практика

Вводное занятие

2

2



Повторение

6

6


Кадриль

10

1

9


Тарантелла

10

1

9


Концертная деятельность

8

8


Итого

36

6

33

Содержание программы

пятого года обучения

Вводное занятие:

Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.

Повторение:

Практика 6 часа: Хоровод.

Кадриль:

Теория 1 часа:  Идея и содержание танца. Техника исполнения трюков. Актерская игра.

 

Практика 9 часов: Движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра. Трюки.

Тарантелла:

Теория 1 часа: История возникновения танца, национальные особенности. Идея и содержание номера. Актерская игра. Техника исполнения движений с тамбурином.

 

Практика 9 часа:  Движения танца. Рисунок танца. Актерская игра. Работа с тамбурином.

Концертная деятельность:

Теория 8 часов. 

                                                     

Учебно-тематический план

шестого года обучения

Тема

Общее кол-во часов

теория

практика

Вводное занятие

2

2



Повторение

6

6


Казачий пляс

10

1

9


Ивушка

10

1

9


Концертная деятельность

8

8


Итого

36

6

33

Содержание программы

шестого года обучения

Вводное занятие:

Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.

Повторение:

Практика 6 часа: Кадриль.

Казачий пляс:

Теория 1 часа:  Идея и содержание танца. Техника исполнения трюков. Актерская игра.

 

Практика 9 часов: Движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра. Трюки.

Ивушка:

Теория 1 часа: История возникновения танца, национальные особенности. Идея и содержание номера. Актерская игра.

Практика 9 часа:  Движения танца. Рисунок танца. Актерская игра.

Концертная деятельность:

Теория 8 часов. 

                                                     

Учебно-тематический план

седьмого года обучения

Тема

Общее кол-во часов

теория

практика

Вводное занятие

2

2



Повторение

4

4


Восточный танец «Египетские мотивы»

10

1

9


Солдатская плясовая

10

1

9


Концертная деятельность

10

10


Итого

36

4

32

Содержание программы

седьмого  года обучения

Вводное занятие:

Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.

Повторение:

Практика 4 часа: Кадриль, хоровод.

Солдатская плясовая:

Теория 1 час: Идея и содержание танца. Техника исполнения трюков. Актерская игра.

 

Практика 9 часов: Движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра. Трюки.

Восточный танец «Египетские мотивы»:

Теория 1 час: История возникновения танца, национальные особенности. Идея и содержание номера. Актерская игра.

 

Практика 9 часа:  Движения танца. Рисунок танца.

Концертная деятельность:

Теория 10 часов. 

                                                     

Учебно-тематический план

восьмого года обучения

Тема

Общее кол-во часов

теория

практика

Вводное занятие

2

2



Повторение

4

4


Цыганский танец

10

1

9


Плясовая «ой, зимушка»

10

1

9


Концертная деятельность

10

10


Итого

36

4

32

Содержание программы

восьмого  года обучения

Вводное занятие:

Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.

Повторение:

Практика 4 часа: Солдатская плясовая, восточный танец.

Плясовая «Ой, зимушка-зима»:

Теория 1 час: Национальные особенности исполнения.  Идея и содержание танца. Техника исполнения трюков. Актерская игра.

 

Практика 9 часов: Движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра. Трюки.

Цыганский танец:

Теория 1 час: История возникновения танца, национальные особенности. Идея и содержание номера. Актерская игра.

 

Практика 9 часа:  Движения танца. Рисунок танца.

Концертная деятельность:

Теория 10 часов. 

                                                     

Литература

  1. Голейзовский К. Образы русской хореографии. М., 1964.
  2. Гребенщиков С. Сценические танцы. Москва, 1974.
  3. Гребенщиков С. Русские танцы. Москва, 1978.
  4. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.
  5. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.
  6. Стуколкина Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. М., 1972.
  7. Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.
  8. Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1975.
  9. Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Математическое проектирование и моделирование»

Метод проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а также приви...

Образовательная программа факультативного курса

Факультативный курс «Нарушение прав человека на расовой, религиозной и этнической почве» призван дополнить и расширить знания учащихся о событиях, происшедших в мире в XX веке.В данном курсе наиболее ...

Авторская образовательная программа факультативного курса "Эстрадные жанры, как одно из воплощений актерской психотехники"

Актерское мастерство-понятие столь обширное, что ограничивать образовательную программу по актерскому мастерству, только основами классического драматического театра. Существует множество жанров сосед...

Авторская образовательная программа факультативного курса "Эстрадные жанры, как одно из воплощений актерской психотехники"

Актерское мастерство-понятие столь обширное, что ограничивать образовательную программу по актерскому мастерству, только основами классического драматического театра. Существует множество жанров сосед...

Образовательная программа факультативного курса «ГИД-ПЕРЕВОДЧИК»

Факультативный курс,рассчитанный на 2 года обучения,направлен на профессиональное самоопределение учащихся....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир детского танца на динамической паузе»

Направленность: художественно-эстетическая.  Возраст обучающихся: 7-8 лет (для 1-х классов). Срок реализации 1 год.  Количество часов в год – 72 часа. Количество занятий в неделю &nda...

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»

Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...