Образовательная программа факультативного курса "Постановка танца"
рабочая программа по теме
Образовательная программа факультативного курса разработана для ансамбля народно-сценического танца "Надежда".
Возрастной диапазон 7-10 лет, 11-14 лет . Срок реализации 8 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «ДЮЦ»
Утверждаю
Директор Андреева О. М.
__________ 2012г.
Образовательная программа
факультативного курса
«Постановка танца»
Возрастной диапазон: 7-10 лет; 11-14 лет
Срок реализации: 8 лет
Автор
Липкина Л.В.
педагог доп. образования
- выс. кв. категория
Южноуральск
2013 г.
Информационная карта
образовательной программы факультативного курса
«Постановка танца»
Педагог дополнительного образования: Липкина Лилия Владимировна
Тип программы: адаптированная
Образовательная область: искусство
Направленность деятельности: художественно-эстетическая
Способ освоения содержания: репродуктивный, эвристический, креативный
Уровень освоения содержания: углубленный
Уровень реализации программы: среднее основное образование
Форма реализации программы: групповая
Продолжительность реализации программы: восьмилетняя
Пояснительная записка
Образовательная программа факультативного курса «Постановка танца» является составной частью художественно-эстетического образования детей в «Центре дополнительного образования для детей» и дополнением к программе основного курса «Хореография». Программа предусматривает широкое раскрытие способностей и возможностей обучающихся, прочное усвоение теоретических и практических знаний в области хореографии, а также трудовому и эстетическому воспитанию подростков, расширению их кругозора.
Актуальность представленной программы заключается в том, что она направлена на самореализацию личности обучающихся в процессе освоения хореографических номеров и их представления зрителю.
Расширение и углубление знаний, совершенствование навыков, приобретенных на уроках, свидетельствует о преемственности и согласованности программы «Постановка танца» с программой «Хореография», а так же с программами общеобразовательной школы (предметы, связанные с изучением культуры, искусства, физкультуры).
Цель программы:
Создание условий для формирования творческой личности и её творческую самореализацию средствами танца.
Задачи:
Цель достигается через решение следующих задач:
- познавательная: расширить объем историко-культурных и эстетических знаний в области хореографического искусства;
- мотивационная: создать комфортную обстановку и ситуацию успеха для каждого ребенка, повысить его самооценку через участие в концертах, конкурсах, клубных, школьных и городских мероприятиях;
- воспитательная: воспитать качества личности, востребованной в современном обществе: трудолюбие, коммуникабельность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до логического завершения, уважение к себе и окружающим людям;
- обучающая: сформировать специальные знания и умения по данному курсу программы «Постановка танца»;
- эстетическая: воспитать общую культуру и развить эстетический вкус учащихся.
Предлагаемая программа носит комплексный характер. Программа составлена на восемь лет обучения.
Программа «Постановка танца» составлена с учетом психологических и физиологических особенностей обучающихся. Педагог вправе вносить необходимые коррективы в программе с учетом психофизических особенностей детей.
Группы по составу разновозрастные с 7 до 11 лет и 12 до 16 лет, количество человек в группе от 10 до 12.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
Основная форма проведения занятий – групповая, вводятся творческие инсценировки танцев.
Подведение итогов, результаты определяются на открытых занятиях и концертах, которые проходят в конце первого и второго полугодий.
Знания учащихся оцениваются тремя уровнями: минимальный, общий, продвинутый и по следующим критериям: техника исполнения, музыкальность, содержание, исполнительское и актерское мастерство.
Программа рассчитана на пять лет обучения:
1 год обучения - 36 часа (1 час в неделю)
2 год обучения - 36 часа (1 час в неделю)
3 год обучения - 36 часа (1 час в неделю)
4 год обучения - 36 часа (1 час в неделю)
5 год обучения - 36 часа (1 час в неделю)
6 год обучения - 36 часа (1 час в неделю)
7 год обучения - 36 часа (1 час в неделю)
при продолжительности учебного года - 36 недель.
Время занятия – 45 минут с 15 - минутным перерывом.
В процессе изучения программы «Постановка танца» обучающиеся знакомятся с основными ключевыми понятиями курса: хореография, танец, рисунок танца, актерское мастерство.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный - способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков;
репродуктивный - учащиеся сами воспроизводят известный им по опыту материал. Этот метод позволяет педагогу осуществить контроль за тем, как учащиеся усваивают знания, овладевают умениями и навыками. С помощью разнообразных заданий педагог предлагает воспроизвести разученные ранее танцевальные движения, показать умения и навыки. Этот метод применяется в вариантах: воспроизведение танцевального материала в наглядно-образной форме; в форме устного изложения; в форме исполнения танцевальной композиции целиком или фрагмента;
проблемный - заключается в том, что педагог выдвигает перед учащимися познавательную проблему, которая решается совместно;
частично-поисковый, исследовательский - педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить самостоятельно. Эти методы взаимосвязаны. Они более эффективны и способствуют глубокому усвоению танцевального материала.
Приемы обучения:
Показ.
Практика преподавания выделяет три условия танцевального показа:
1. Предварительный показ танцевальной композиции, отдельных ее элементов, упражнений и т.д.
2. Показ танцевального материала. Выделение из совокупности многих танцевальных элементов какого-либо определенного элемента и сосредоточение внимания на его восприятии.
3. Анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируются отдельные части движения, композиции и потом соединяются.
Особое место занимает художественный анализ музыкально-хореографического произведения, разбор выразительных и образных средств и интерпретаций с оценкой.
Изложение.
Применяются различные формы изложения: информация, рассказ, лекция, беседа и т.д. С помощью этого приема педагог сообщает знания об истории, современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах, лучших парах, ансамблях и т.д.
Комментирование.
Это словесное сопровождение педагогом сведений об особенностях танцевального движения и музыкального произведения.
Инструктирование.
Это словесные рекомендации, которые педагог дает учащемуся, как нужно исполнять элементы или композицию в целом. Может касаться правил поведения при общении в танце.
Корректирование.
В процессе исполнения танцевальных движений педагог корректирует действия учащихся.
Основой обучения программы «Постановка танца» является использование педагогических технологий: личностно-ориентированная педагогика, педагогика сотрудничества, технология развивающего дифференцированного обучения. Научность и доступность, преемственность и связь обучения с жизнью – основные принципы обучения.
Обучающиеся по прохождению программы
должны знать
Концертные номера, включенные в программу. А так же учащиеся могут ставить собственные хореографические номера, танцевальные композиции, таким образом, реализуя и развивая свой творческий потэнциал.
Учебно-тематический план
первого года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
Дважды два четыре | 14 | 1 | 13 | |
Моряки | 15 | 1 | 14 | |
Концертная деятельность | 5 | 5 | ||
Итого | 36 | 4 | 32 |
Содержание программы
первого года обучения
Вводное занятие:
Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.
Дважды два четыре:
Теория 1 час: Идея и содержание танца. Ключевые моменты. Актерская игра.
Практика 13 часов: Основные движения танца. Рисунок танца. Игровые моменты. Актерская игра.
Моряки:
Теория 1 час: Идея и содержание танца. Техника исполнения трюковых движений. Актерская игра.
Практика 14 часов: Основные движения танца. Рисунок танца. Трюковые движения. Актерская игра.
Концертная деятельность:
Практика 5 часов.
Учебно-тематический план
второго года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
Повторение | 4 | 4 | ||
Веселая прогулка | 12 | 1 | 11 | |
Ягодка малинка | 12 | 1 | 11 | |
Концертная деятельность | 6 | 6 | ||
Итого | 36 | 4 | 32 |
Содержание программы
второго года обучения
Вводное занятие:
Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.
Повторение:
Практика 4 часа: Дважды два четыре. Моряки.
Веселая прогулка:
Теория 1 час: Идея и содержание танца. Игровые моменты. Техника исполнения.
Практика 11 часов: Движения номера. Рисунок танца. Исполнительское мастерство.
Ягодка малинка:
Теория 1 час: Идея и содержание танца. Ключевые моменты. Актерская игра. Техника исполнения трюков.
Практика 11 часов: Основные движения танца. Рисунок танца. Трюковые движения. Игровые моменты. Актерская игра.
Концертная деятельность:
Теория 6 часов.
Учебно-тематический план
третьего года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
Повторение | 4 | 4 | ||
Тарантелла | 10 | 1 | 9 | |
Хоровод | 10 | 1 | 9 | |
Ягодка-малинка | 4 | 4 | ||
Концертная деятельность | 6 | 6 | ||
Итого | 36 | 4 | 35 |
Содержание программы
третьего года обучения
Вводное занятие:
Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.
Повторение:
Практика 4 часа: Веселая прогулка.
Ягодка малинка:
Практика 4 часа: Основные движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра.
Тарантелла:
Теория 1 часа: Идея и содержание танца. Техника исполнения. Актерская игра.
Практика 9 часов: Основные движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра.
Хоровод:
Теория 1 часа: Идея и содержание танца. История возникновения хоровода. Техника исполнения.
Практика 9 часа: Хороводный шаг. Основные движения . Рисунок танца. Исполнительское мастерство.
Концертная деятельность:
Теория 6 часов.
Учебно-тематический план
четвертого года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
Повторение | 6 | 6 | ||
Кадриль | 10 | 1 | 9 | |
Тарантелла | 10 | 1 | 9 | |
Концертная деятельность | 8 | 8 | ||
Итого | 36 | 6 | 33 |
Содержание программы
четвертого года обучения
Вводное занятие:
Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.
Повторение:
Практика 6 часа: Хоровод.
Кадриль:
Теория 1 часа: Идея и содержание танца. Техника исполнения трюков. Актерская игра.
Практика 9 часов: Движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра. Трюки.
Тарантелла:
Теория 1 часа: История возникновения танца, национальные особенности. Идея и содержание номера. Актерская игра. Техника исполнения движений с тамбурином.
Практика 9 часа: Движения танца. Рисунок танца. Актерская игра. Работа с тамбурином.
Концертная деятельность:
Теория 8 часов.
Учебно-тематический план
пятого года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
Повторение | 6 | 6 | ||
Кадриль | 10 | 1 | 9 | |
Тарантелла | 10 | 1 | 9 | |
Концертная деятельность | 8 | 8 | ||
Итого | 36 | 6 | 33 |
Содержание программы
пятого года обучения
Вводное занятие:
Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.
Повторение:
Практика 6 часа: Хоровод.
Кадриль:
Теория 1 часа: Идея и содержание танца. Техника исполнения трюков. Актерская игра.
Практика 9 часов: Движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра. Трюки.
Тарантелла:
Теория 1 часа: История возникновения танца, национальные особенности. Идея и содержание номера. Актерская игра. Техника исполнения движений с тамбурином.
Практика 9 часа: Движения танца. Рисунок танца. Актерская игра. Работа с тамбурином.
Концертная деятельность:
Теория 8 часов.
Учебно-тематический план
шестого года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
Повторение | 6 | 6 | ||
Казачий пляс | 10 | 1 | 9 | |
Ивушка | 10 | 1 | 9 | |
Концертная деятельность | 8 | 8 | ||
Итого | 36 | 6 | 33 |
Содержание программы
шестого года обучения
Вводное занятие:
Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.
Повторение:
Практика 6 часа: Кадриль.
Казачий пляс:
Теория 1 часа: Идея и содержание танца. Техника исполнения трюков. Актерская игра.
Практика 9 часов: Движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра. Трюки.
Ивушка:
Теория 1 часа: История возникновения танца, национальные особенности. Идея и содержание номера. Актерская игра.
Практика 9 часа: Движения танца. Рисунок танца. Актерская игра.
Концертная деятельность:
Теория 8 часов.
Учебно-тематический план
седьмого года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
Повторение | 4 | 4 | ||
Восточный танец «Египетские мотивы» | 10 | 1 | 9 | |
Солдатская плясовая | 10 | 1 | 9 | |
Концертная деятельность | 10 | 10 | ||
Итого | 36 | 4 | 32 |
Содержание программы
седьмого года обучения
Вводное занятие:
Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.
Повторение:
Практика 4 часа: Кадриль, хоровод.
Солдатская плясовая:
Теория 1 час: Идея и содержание танца. Техника исполнения трюков. Актерская игра.
Практика 9 часов: Движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра. Трюки.
Восточный танец «Египетские мотивы»:
Теория 1 час: История возникновения танца, национальные особенности. Идея и содержание номера. Актерская игра.
Практика 9 часа: Движения танца. Рисунок танца.
Концертная деятельность:
Теория 10 часов.
Учебно-тематический план
восьмого года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
Повторение | 4 | 4 | ||
Цыганский танец | 10 | 1 | 9 | |
Плясовая «ой, зимушка» | 10 | 1 | 9 | |
Концертная деятельность | 10 | 10 | ||
Итого | 36 | 4 | 32 |
Содержание программы
восьмого года обучения
Вводное занятие:
Теория 2 час: Техника безопасности. Знакомство с репертуаром.
Повторение:
Практика 4 часа: Солдатская плясовая, восточный танец.
Плясовая «Ой, зимушка-зима»:
Теория 1 час: Национальные особенности исполнения. Идея и содержание танца. Техника исполнения трюков. Актерская игра.
Практика 9 часов: Движения номера. Рисунок танца. Техника исполнения. Актерская игра. Трюки.
Цыганский танец:
Теория 1 час: История возникновения танца, национальные особенности. Идея и содержание номера. Актерская игра.
Практика 9 часа: Движения танца. Рисунок танца.
Концертная деятельность:
Теория 10 часов.
Литература
- Голейзовский К. Образы русской хореографии. М., 1964.
- Гребенщиков С. Сценические танцы. Москва, 1974.
- Гребенщиков С. Русские танцы. Москва, 1978.
- Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.
- Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.
- Стуколкина Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. М., 1972.
- Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.
- Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1975.
- Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Математическое проектирование и моделирование»
Метод проектов в педагогике декларируется сейчас как одна из наиболее перспективных и эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций одновременно, а также приви...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/17/picture-267288-1371470236.jpg)
Образовательная программа факультативного курса
Факультативный курс «Нарушение прав человека на расовой, религиозной и этнической почве» призван дополнить и расширить знания учащихся о событиях, происшедших в мире в XX веке.В данном курсе наиболее ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-476403-1581589902.jpg)
Авторская образовательная программа факультативного курса "Эстрадные жанры, как одно из воплощений актерской психотехники"
Актерское мастерство-понятие столь обширное, что ограничивать образовательную программу по актерскому мастерству, только основами классического драматического театра. Существует множество жанров сосед...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-476403-1581589902.jpg)
Авторская образовательная программа факультативного курса "Эстрадные жанры, как одно из воплощений актерской психотехники"
Актерское мастерство-понятие столь обширное, что ограничивать образовательную программу по актерскому мастерству, только основами классического драматического театра. Существует множество жанров сосед...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/17/picture-688603-1445078268.jpg)
Образовательная программа факультативного курса «ГИД-ПЕРЕВОДЧИК»
Факультативный курс,рассчитанный на 2 года обучения,направлен на профессиональное самоопределение учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/17/picture-766800-1458239881.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир детского танца на динамической паузе»
Направленность: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся: 7-8 лет (для 1-х классов). Срок реализации 1 год. Количество часов в год – 72 часа. Количество занятий в неделю &nda...
План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»
Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...