Прагмалингвистическая классификация слоганов социальной рекламы
статья на тему

Хабибулина Алёна Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pragmalingvisticheskaya_klassifikatsiya_sloganov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОГАНОВ

СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

А.А. Хабибулина, студентка 1 курса Волжского гуманитарного института

Научный руководитель – д.ф.н. И.Ф. Янушкевич

   Рекламой называется информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [История рекламы, www].

   В основном, реклама используется в сфере торговли или коммерции, однако к  настоящему времени всё большее распространение получает cоциальная реклама – вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. Предназначение социальной рекламы – гуманизация общества и формирование нравственных ценностей, а также изменение поведенческой модели общества [История социальной…, www].

   Социальная реклама характеризуется смешанной семиотикой, содержащей вербальный и невербальный компоненты. Вербальный компонент представлен слоганами, являющимися речевыми актами разных классов [Searle, 1975]. Самым частотным классом являются директивы (80%), имеющие целью побудить адресата делать/не делать что-либо. К ним относят: просьбы (Мама, не делай аборт), запреты (Видишь: подросток покупает пиво, скажи – НЕТ! Это не просьба это закон), советы (Пристегните самого дорогого – пристегнитесь сами), инструкции (НАШЕ общее Завтра зависит от того, как ТЫ поведешь себя Сегодня!), призывы (Будьте бдительны, водители. Почти все из вас – родители). На втором месте по распространенности находятся репрезентативы (20%), имеющие целью отразить положение дел в мире и предполагающие наличие у говорящего соответствующего мнения. К ним относят: осуждение (Дворы и игровые площадки - для детей, а не для ваших железных коней), прогнозирование (Кто не рискует - тот не пьет шампанское. Кто пьет за рулем - рискует потерять все). Далее следуют комиссивы (10%), которые используются говорящим с целью связать себя обязательством делать/не делать что-либо; к ним относят: обещание (Чистый город? Легко! Мы любим вас! Выбирайте нас!), клятвы (Великие цели – великие свершения!), гарантирование (Заплати налоги и живи спокойно!). В слабой степени представлен класс экспрессивов (5%), имеющий своей целью выразить определенное психологическое состояние говорящего (чувство благодарности, сожаления, радости и т.п.), похвалы/комплимента (Налоговая полиция РФ: Спасибо всем, кто не стал нашим клиентом). Имеющийся у нас материал не выявил класс деклараций (0%), который отличается от остальных четырех по параметру связи с внеязыковыми институтами и вытекающей из этого факта спецификой соответствия между высказыванием и действительностью. Примерами деклараций являются назначение на пост, объявление войны или перемирия, отлучение от церкви и другие нехарактерные для социальной рекламы речевые акты.

   Таким образом, российская социальная реклама в основном побуждает, запрещает, инструктирует, призывает, именно поэтому она в большей степени представлена классом директивов. С их помощью социальная реклама способна доводить до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах.

Литература

1. История рекламы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, свободный. – Загл. с экрана.

2. История социальной рекламы [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.socreklama.ru, свободный. – Загл. с экрана.

3. Searle J. The Taxonomy of Speech Acts. – Cambrige University Press, 1975. – 208 p.

  1. Добробабенко Н.С., Гольман И.А.  Практика рекламы. – Новосибирск, 1991. – 142 c.
  2. Кибрик А.А.  Анализ дискурса в когнетивной перспективе:  дис. … д. фило. Наук. – М., 2003.  – 90 с.
  3. Киреев С.И. Дискурс и концептосфера социальной рекламы: дис. … канд. филол. наук. – Волгоград,  2008, 128 с.
  4. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: МУБиУ, 1997. -  304 с.
  5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс,  2005. – 656 с.
  6. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. М., «Евразийский регион», 1998. -  397с.
  7. Назайкин А.К. Рубричная реклама: учебник. – М.: РИП-Холдинг, 2010. – 230 с.
  8. Николайшвили Г.А. Социальная реклама. – М.: АспектПресс, 2008. – 191с.
  9. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. Язык рекламных текстов. -  М.: Высш. школа, 1991. -  127 с.
  10. Словарь иностранных слов // Отв. ред. А.Г. Спиркин, И.А. Анчурин, Р.С. Карпинская [и др.] – М.,1997. – 426 с.
  11. Тюрина С.Ю. О понятиях рекламный дискурс и рекламный текст: вестник . – изд. 1-е. - Иваново: Изд-во Иван. ун-та, 2009. – 120 с.
  12. Ученова В.В. Философия рекламы. -  М.: Гелла-принт, 2003. - 208 с.
  13. Язык рынка: учебник / под ред. Райзберга  Б.А — М.: ИНФРА-М, 1991. – 720 с.

  1. Searle J. The Taxonomy of Speech Acts. – Cambrige University Press, 1975. – 208 p.

  1. База рекламных слоганов: сайт копирайтеров. – 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sloganbase.ru  (дата обращения 13.05.2011)
  2. Слоганы, девизы, лозунги // Персональный сайт Игоря Борисова. – 2003 [Электронный ресурс].  URL: http://voxfree.narod.ru/slogan.html  (дата обращения: 24.05.2011).
  3. Захарова М. Социальная реклама в России: информационно-аналитический портал «Социальная реклама». – 2009. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.socreklama.ru  (дата обращения: 25. 05.2011).
  4.  История рекламы [Электронный ресурс] -  http://ru.wikipedia.org, свободный. – Загл. с экрана.
  5. Общие ресурсы по подбору рекламных слоганов: сайт Анима Екатеринбург. – 2007 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eso-online.ru  (дата обращения: 15. 04. 2011).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

ТЕМА «ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ» Цели: Образовательные: познакомить с понятием о социальной рекламе, видами социальной рекламы, научить составлять слоганы для соц...

проект социальной рекламы профилактической напрвленности

Презентация, проект социальной рекламы "Что такое плохо?"...

Классный час "Агентство социальной рекламы"

Социальная реклама имеет давнюю историю. Но есть ли она в городе и какую значимую роль она несет? Необходима большая предварительная работа. Ребята проанилизировали состояние соцрекламы в нашем городе...

материал к уроку английского по теме "социальная реклама"

В рамках  раздела СМИ (учебник Кузовлев,  9 класс) мы говорили о роли рекламы в целом и  затронули тему "социальная реклама" (PUBLIC SERVICE ANNOUNCEMENT - PSA)  После пр...

Творческая работа на конкурс социальной рекламы "Мир выбора"

Работа по обществознанию в стихотворной форме...

Приёмы языковой игры на материале слоганов американской рекламы

Приёмы языковой игры на материале слоганов американской рекламы...