ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «БАТИК» (для учащихся 11-13 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ №96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.
рабочая программа (5 класс) по теме

Зубанова Светлана Викторовна

Программа «Батик» предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, вкуса и овладение основами творческой прикладной деятельности.  Данная программа позволяет воспитанникам, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои задатки в данном его виде – художественная роспись ткани. Художественная деятельность формирует в ребенке мировоззрение, отношение к искусству, умение видеть и создавать прекрасное, способствует развитию фантазии, творческих способностей, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое до конца.  Занятия в  кружке «Батик» служат пробуждению и развитию интереса и любовь к декоративно-прикладному искусству. Призвана совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, творческое  воображение и мышление, знакомить с произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность- это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства. Работа в кружке включает руководство практической работой детей,   проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников, проведение бесед об изобразительном искусстве.

 На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.   Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются  демонстрацией пособий,  иллюстрированного материала, образцов выполненных готовых изделий. Основное время на занятиях отводится практической  работе,  которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Особое внимание необходимо уделять приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и произведений современности. Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.  С этой целью педагог знакомит детей с историей развития ремесла, творческими работами известных мастеров. На примере этих работ и работ педагога учащиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои композиции. В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное,  отражают собственное видение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_batik.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

«БАТИК»

(для учащихся 11-13 лет)

УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ №96 г КРАСНОДАРА

Зубановой Светланы Викторовны.

Краснодар 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Батик» предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, вкуса и овладение основами творческой прикладной деятельности.  Данная программа позволяет воспитанникам, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои задатки в данном его виде – художественная роспись ткани. Художественная деятельность формирует в ребенке мировоззрение, отношение к искусству, умение видеть и создавать прекрасное, способствует развитию фантазии, творческих способностей, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое до конца.  Занятия в  кружке «Батик» служат пробуждению и развитию интереса и любовь к декоративно-прикладному искусству. Призвана совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, творческое  воображение и мышление, знакомить с произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность- это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства. Работа в кружке включает руководство практической работой детей,   проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников, проведение бесед об изобразительном искусстве.

 На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.   Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются  демонстрацией пособий,  иллюстрированного материала, образцов выполненных готовых изделий. Основное время на занятиях отводится практической  работе,  которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Особое внимание необходимо уделять приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и произведений современности. Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.  С этой целью педагог знакомит детей с историей развития ремесла, творческими работами известных мастеров. На примере этих работ и работ педагога учащиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои композиции. В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное,  отражают собственное видение.

         

Цель программы: развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через   декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы:

1)  приобщать детей  к непреходящим общечеловеческим ценностям народной культуры и декоративно-прикладного искусства;

2)  знакомить учащихся с красотой и богатством декоративно-прикладного искусства  через самостоятельное творчество;

3)  развивать навыки  художественной  росписи по ткани на основе повтора, вариации,  импровизации.

Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся учатся соединять знания и умения техники выполнения декоративно-прикладных изделий с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают не только красивые, но и полезные изделия. Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в воспитании активной, нравственной, творческой личности, изучающей духовное наследие предыдущих поколений России и малой родины-Кубани.

Программа «Батик» предназначена для учащихся  11-13 лет и рассчитана на 1 год.

Занятия проходят 1 раз (38час.) в неделю, включая каникулы.

Формы занятий.

 Занятия рассчитаны на численность группы 8-12 человек и предполагают фронтальную работу, индивидуальную, коллективную и групповую.

    Принципы работы программы «Батик» основаны на: творчестве и свободе выбора ученика, индивидуального личностного - ориентированного подхода к нему, преемственности и развития творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.  С этой целью педагог знакомит детей с  работами народных мастеров, с шедеврами известных мастеров по росписи ткани.  На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.   Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются  демонстрацией пособий,  иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической  работе,  которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация наглядных пособий, поделок, иллюстраций.);
  2. репродуктивные (работа по образцам);
  3. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
  4. творческие (творческие задания, рисунки по воображению);
  5. исследовательские (исследование свойств тканей, красок, а так же  возможностей других материалов).

В соответствии с каждой темой разработана система понятий и художественно-творческих заданий на основе ознакомления с декоративно-прикладным искусством как важным  средством  формирования художественно-творческой активности у детей. В программе соблюдается  принцип преемственности – от простого к сложному.   Обучение учащихся должно ориентироваться на выполнение необходимых изделий для украшения интерьера, быта, одежды. Все практические работы учащихся могут быть  учебными и творческими. Трудоёмкие изделия рекомендуется выполнять коллективно.

Ожидаемые результаты  освоения программы:

Знания:

  • об истории росписи по ткани и  о батике;
  • основы композиции: принципы декоративного оформления;
  • виды,  свойства материалов, применяемых в росписи по ткани: инструменты, оборудование и приспособления;
  • основы композиции: составление композиции росписи ткани для разных видов изделий;
  • технологический процесс изготовления и декорирования разных изделий (открытка, платочек, шарф, панно, игрушка);
  • орнаментальные мотивы и их элементы, простые типовые композиции;
  • характер, особенности и приемы выполнения разных техник росписи по ткани;

Умения:

  • различать  разные виды декоративно-прикладного искусства;
  • делать зарисовки с образцов изделий;
  • владеть инструментом и технологией художественной росписи по ткани;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике батик;
  • разрабатывать эскизы композиции для выполнения изделия; различать по характерным особенностям изделия разных видов декоративно-прикладного искусства;
  • делать зарисовки с образцов изделий;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов, рисовать кистью элементы растительного орнамента (ягоды, яблоки, цветы);
  • разрабатывать самостоятельно декоративные  композиции и выполнять их в материале;
  • освоить различные технологические приёмы.

Навыки:

  • формирование творческих навыков;
  • навык целенаправленного формирования образа ;
  • формирование навыка общения с высоким искусством;
  • навык осмысления собственных эмоций.

Учебно-тематический план

Тема

Общее кол-во часов

Теорети-ческие

Практи-ческие

      Вводное занятие

1

1

-

1

История росписи по ткани

1

1

-

2

Техника росписи. Орнамент, композиция и цвет в росписи.

5

2

3

3

Оснащение и материалы, применяемые в росписи.

5

1

4

4

Основы композиции.

6

1

5

5

Основы цветоведения.

6

1

5

6

Основные виды техники росписи.

4

1

3

7

Основные виды росписи по тканям.

8

1

7

8

Выставка работ учащихся, подведение итогов.

2

-

-

Итого:

38

9

29

Содержание программы кружка «Батик».

  1. Вводное занятие.
    Обзор программы «Батик» и тематической литературы. Правила техники безопасности, основы гигиены и санитарии.
  2. История росписи по ткани.
    История орнамента.
    Что такое батик. Техника росписи.
    Три основных метода росписи тканей. Узелковый батик. Горячий батик. Холодный батик.
  3. Оснащение и материалы, применяемые в росписи.
    Шёлк. Его виды. Подрамники. Кисти, краски для росписи по шёлку. Контурный состав. Средства для нанесения контуров. Восковые и парафиновые свечи. Жидкий воск.
  4. Этюды.
  5. Этюды.
  6. Этюды.
  7. Этюды.
  8. Основы композиции.
    Пропорции и  масштаб.
  9. Основы композиции.
    Ритмы: ряды, линии и полосы, разброс и сосредоточение.
  10. Основы композиции.
    Равновесие.
  11. Основы композиции.
    Акценты.
  12. Основы композиции.
    Нюансы.
  13. Основы цветоведения.
    Свойства и природа цвета.
  14. Основы цветоведения.
    Влияние цвета на человека. Цвет по Люшеру.
  15. Основы цветоведения.
    Три основных и составных цвета.
  16. Основы цветоведения.
    Тёплые и холодные цветовые гаммы. Интенсификация цвета, контраст.
  17. Основы цветоведения.
    Придание тусклых оттенков, нюансы.
  18. Основы цветоведения.
    Смешивание с основными красками. Комбинирование с чёрным цветом.
  19. Работа с контурным составом.
  20. Скрытые контуры.
  21. Лессировка.
  22. Техника послойного наложения.
  23. Основные виды росписи по тканям.
    Узелковая техника.
  24. Основные виды росписи по тканям.
    Узелковая техника.
  25. Основные виды росписи по тканям.
    Свободная акварельная живопись.
  26. Основные виды росписи по тканям.
    Свободная акварельная живопись.
  27. Основные виды росписи по тканям.
    Роспись с использованием кристалликов соли.
  28. Основные виды росписи по тканям.
    Роспись с использованием кристалликов соли.
  29. Основные виды росписи по тканям.
    Техника росписи по сырому.
  30. Основные виды росписи по тканям.
    Техника росписи по сырому.
  31. Основные виды росписи по тканям.
    Техника росписи по сухому.
  32. Основные виды росписи по тканям.
    Техника росписи по сухому.
  33. Выполнение работ с использованием смешанных техник.
  34. Выполнение работ с использованием смешанных техник.
  35. Выполнение работ с использованием смешанных техник.
  36. Выполнение работ с использованием смешанных техник.
  37. Выставка.
    Подведение итогов.
  38. Выставка.
    Подведение итогов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей.- М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Давыдов С. Батик. Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005.
  3. Кожохина С. К. Батик. Всё о картинах на ткани.- Ярс.: АКАДЕМИЯ    РАЗВИТИЯ, 2007.
  4. Масалова Е. В. Батик в интерьере.- Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2005.
  5. Моргадес К. Роспись по шелку. – М.: АРТ - РОДНИК, 2008.
  6. Перелешина И. А. Батик. От основ к импровизации. – СПб.: ПАРИТЕТ, 2008.
  7. Синеглазова О.М. Батик. – М.: Издательский Дом МСП, 2006.
  8. Терешина Г.В. Батик своими руками. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ» (для учащихся 11-16 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.

Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству «Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соотве...

Информация о деятельности учителя биологии МБОУ гимназии № 44 города Краснодара Воленко Елены Николаевны.

Результаты профессиональных  достижений  за три последних учебных года....

Программа учебного курса «Основы декоративно – прикладного искусства» 5 класс

Программа учебного курса рассчитана на создание условия для формирования художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с народным искусств...

План самообразования на 2015-2019 учебные годы учителя-логопеда МБОУ ППМС "ЦДиК" НМР РТ Сайфуллиной Светланы Степановны

План самообразования направлен на повышение эффективности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «ГТО в школе» для учащихся 2-х классов, (учитель Романов А.А)

laquo;Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО"  является основой нормативных требований к физической подготовке учащейся, определяющей уровень физической готовности молодежи к труду и обороне...