Образовательная программа общеразвивающего курса "Полезные привычки" для дей 11-14 лет.
учебно-методический материал по теме

Программа общеразвивающего курса для детей 11-14 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_poleznye_privychki_-_osn._7-10let.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей

 «Центр дополнительного образования для детей»

                                                                     Утверждаю

                                                                     Директор                  Н.Ф.Алексеева

                                                                      __________  2009 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 «Полезные привычки»

Возрастной диапазон  7 - 10 лет

 Срок реализации  3 года

                                                                      Педагог доп. образования          

                                                                       Зубкова Е.И.

                                                                      - высшая  кв. категория

Южноуральск

2009 год

Информационная карта программы

«Полезные привычки»

  • ФИО педагога:       Зубкова Елена Ивановна

                             

  • Тип программы:     адаптированная

  • Образовательная область:    психология

  • Направленность деятельности:   социально-педагогическая

  • Способ освоения содержания образования:   репродуктивный, креативный,  эвристический

  • Уровень освоения образования:   общекультурный

  • Возрастной уровень реализации программы: начальное  образование  

 

  • Форма реализации программы:  индивидуально – групповая

  • Продолжительность реализации программы:  трехгодичная

Пояснительная записка

        Образовательная  программа  «Полезные привычки»  является  составной частью социально-педагогического образования   детей  в  учреждении   дополнительного образования.  Программа  «Полезные привычки»  это современная программа превентивного обучения, включающая элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной  и  является универсальной (первичной) профилактикой употребления психоактивных веществ детьми и подростками.

         Программа «Полезные привычки» разработана для младших школьников в рамках многолетнего проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма» Международной некоммерческой организацией Proiect HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. В 2000 году «Полезные привычки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

     Данная программа адаптирована для учреждений дополнительного

образования и является современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).

 В современной российской действительности все острее становится проблема массовой наркотизации населения, и, прежде всего, молодого поколения, стремительно нарастает угроза наркотизации населения, под которой понимается сознательный и направляемый процесс легализации распространения наркотиков среди различных групп населения.

 Наркотизм - социальное явление, оно не может быть "ликвидировано", пока есть его причины.

 Проблема подросткового курения настолько привычна, что кажется, будто это и вовсе не проблема – на фоне растущей детской преступности, наркомании, бездомности. Однако в подростковом курении следует искать причины того, что выплескивается в устрашающих нас крайних проявлениях. Ведь именно подростковое курение, будучи массовым, формирует у подростков предрасположенность к другим, более страшным зависимостям.

На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении ПАВ несовершеннолетними, является    особенно актуальным. 

        Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством


сокращения спроса. Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, и на предупреждение неблагоприятного воздействия, на него факторов социальной и природной сферы. Необходимость первичной профилактики признается сегодня и врачами, и педагогами, и общественностью.

 Профилактика - широкая пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня информированности об объективных последствиях приема наркотиков, организация и проведение профилактических мероприятий - актуальная деятельность общества, стремящегося обеспечить себе здоровое будущее.
          Концептуальной основой программы является положение о том, что в основе возникновения химической зависимости лежит био-психо-социальная модель развития человека. В связи с этим необходима организация комплексного системного профилактического воздействия на всю совокупность факторов риска, способствующих формированию химической зависимости, с учетом возрастных особенностей организма человека.

 При этом человеческий организм рассматривается как единое целое, состоящее из взаимозависимых компонентов: физического, эмоционального, социального, личностного, духовного.
         Отечественный и зарубежный опыт по первичной профилактике химической зависимости показывает необходимость использования специальных программ по первичной профилактике химической зависимости, направленных на всестороннее развитие личности.

Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность занятий  и  их  педагогическая  целесообразность.

В раздел программы включена проектная деятельность.  Проектная деятельность  дает возможность обучающемся  активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.

        Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

         •Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту,                        

          информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний  

          учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  • Учить детей эффективно общаться.

•Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.


Используемые понятия

Психоактивные вещества — это природные и синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека. Некоторые психоактивные вещества используются в медицине для лечения больных. В спорте психоактивные вещества ассоциируются с понятием «допинг». Табак и алкоголь, например, являются психоактивными веществами, которые широко распространены и открыто употребляются в обществе, хотя каждый знает о вреде табака для здоровья, а злоупотребление алкоголем рассматривается как социальное отклонение.

Алкоголь — любой напиток, содержащий токсическое вещество — этанол. В небольших количествах он действует на организм как стимулятор, в умеренных и больших количествах угнетает деятельность организма. Особенно опасно употребление алкоголя в сочетании с другими психоактивными веществами.

Табак — сушеные листья одноименного растения. Чаще всего вдыхается табачный дым, но в некоторых странах распространен также жевательный табак. Главное психоактивное вещество табака — никотин. Эффектом долговременного действия никотина на организм является поражение сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

Профилактика — система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека.

Превентивное, или профилактическое, обучение — сочетание овладения детьми знаниями с формированием здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья. Превентивное обучение предполагает формирование положительного образа Я ребенка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников и некоторых других навыков личностной и социальной компетентности.

Общение — процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности.

Принятие решений — последовательность действий, ведущих к достижению цели. Принятие решений — необходимый жизненный навык, регулирующий целенаправленное поведение. Усвоение детьми шагов рационального процесса принятия решений позволяет принимать ответственные решения о табаке и алкоголе, избегать опасных ситуаций.

Главные принципы программы «Полезные привычки»:

  • . Предупреждение приобщения к психоактивным веществам предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса, т. к. приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ связано с двумя явлениями. Первое - это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая генетические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на психоактивные вещества. Второе - это доступность психоактивныхвеществ в обществе. Доступность тесно связана с предложением
  • Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. Двумя неразрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной

  компетентности.

  • Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях:      

             - вероятность приобщения снижается, если обучающиеся

               критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии,    

               самоанализу;  

             - вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои  

                силы, признается уникальность каждого обучающегося;

            - вероятность приобщения снижается, если обучающиеся умеют  

              распознавать опасные ситуации, принимать рациональные    

              решения, находить альтернативные употреблению табака и алкоголя

               модели поведения;

              - вероятность приобщения в группе снижается, если дети обучены  

               распознаванию ситуаций группового давления и располагают                        

                навыками  сопротивления давлению.

  • Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Этому есть несколько причин. Во-первых, профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества. Во-вторых, приобщение к любым психоактивным веществам начинается с алкоголя и табака. Именно алкоголь и табак являются веществами-воротами приобщения. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления психоактивных веществ вообще.

Программа «Полезные привычки» разработаны для младших школьников (1 – 4 классы). Срок реализации программы 3 года. Содержание занятий в «Полезных привычках» развивается по спирали, и проводятся 1 раз в неделю (36 учебных недель) по 2 часа. 

          Набор детей в объединения свободный, без конкурса и тестирования.

Наполняемость группы:  допустимая  -  15 человек,  оптимальная  -  12 человек.

Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов как память, внимание, мышление, дети учатся управлять своим поведением. При этом идет переход от игровой деятельности к деятельности учебной, целенаправленной.

Программа    учитывает  уровень  подготовленности  ребенка,  его склонности,  способности,  особенности  характера  и  обеспечивает  индивидуальный   объем и  темп  усвоения учебного  материала,  а  в  целом  -  реализует   личностно – ориентированную  модель образования  и   технологию  развивающего  обучения,  которая  позволяет  обеспечить  оптимальные  условия  для  самореализации  личности  ребенка  в  этом  возрасте.

    Обучение по программе  строится на  общепедагогических  принципах: научности;  системности  и  последовательности;  доступности  и  актуальности для ребенка,  а  также    связи  учебного материала  с  его  жизнью.

      Одним  из  наиболее  широко  применяемых  в  преподавании  методов  является  беседа,  сочетающаяся  с  рассказом, объяснением  и  активным  использованием  средств  наглядности:  опытов,  плакатов, фотографий,

видеоматериалов.

       В  максимальной  степени  реализовать воспитательную  и  развивающую   направленность изучаемого  материала  позволяют использование методов обучения в группе, мозгового штурма, групповой дискуссии, ролевого моделирования и упражнений-энергизаторов.

Основной формой организации  учебной  работы  по  программе является занятие,  продолжительностью  45 минут.  На   занятии  педагог  помогает  детям  освоить соответствующую систему знаний  и   последовательно  способствует  формированию  необходимых  умений.  

    На  занятии,  как  правило,  используются  разнообразные  виды  деятельности обучающихся  и  педагога,  вследствие  чего  занятия  чаще всего  носят  комбинированный  характер.  

   

Форма организации занятий: индивидуально-групповая.

     Структура  занятий  включает  теоретическую  и  практическую  части.  Теоретическая  часть содержит   беседы  о  вреде употребления психоактивных веществ, о пользе здорового образа жизни. Каждая  тема  программы  предусматривает  большую практическую работу, выполнение которой позволит обучающимся лучше усвоить материал каждой темы.

На занятиях важно предоставить всем детям равные возможности, поскольку вопросы охраны здоровья одинаково важны для всех, независимо от способностей и академической успеваемости.

Программа «Полезные привычки» включает в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей. Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ со стороны родителей.

Обучение  по  программе  «Полезные привычки» направлено  на достижение следующих  ожидаемых результатов:

  • полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
  • обучающиеся смогут оценить свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствие;
  • обучающиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Эффективность  программы основывается  на  результатах  обучения,  которые  проявляются  в  ходе  контроля    качества  знаний,  умений  и навыков  обучающихся.

Оценка уровня усвоения обучающимися содержания программы осуществляется по трехуровневой системе:

- Репродуктивный (Р) - решение творческих задач по образцу;

- Эвристический, ассоциативный (Э)  – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;

- Креативный, продвинутый, творческий (К) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.

В программе имеются методики для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей обучающихся для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест)  учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении обучающимися знаний по данной программе, а также выявляет среди детей “группу риска”.

 Важнейшим  условием  реализации  программы  является  создание психологической атмосферы. Ее создают:

(1) следование правилам поведения, принципам и планам занятий;

(2) отсутствие оценочного отношения друг к другу;

(3) использование методов обучения в группе.

 Комплексное  учебно – методическое  обеспечение  программы  включает:

1. Информационное  обеспечение:  специальную литературу и видеоматериалы.

2. Рабочие тетради (альбомы).3. Контрольно – измерительные  материалы:  методики  контроля,  пре-тест, пост-тест.


Учебно – тематический план

1 года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Я – неповторимый человек

2

1

1

3

Культура моей страны и Я

2

1

1

4

Чувства

2

1

1

5

Характер

2

1

1

6

Настроение

4

1

3

7

Поступки

4

1

3

8

Привычки

4

1

3

9

Самооценка

2

1

1

10

Множество решений

4

1

3

11

Опасные и безопасные ситуации

4

1

3

12

Решение и здоровье

4

1

3

13

Как ты растешь. Как ты познаешь мир

4

1

3

14

Вкусы и увлечения

2

1

1

15

О чем говорят выразительные движения

4

1

3

16

Учусь понимать людей

4

1

3

17

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

4

1

3

18

Нужные и ненужные тебе лекарства

4

1

3

19

Правда о табаке и алкоголе

4

1

3

20

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор

4

1

3

21

Инсценировка  по сказке С.Михалкова «Как мужик трубку нашел»

4

1

3

22

Заключительное занятие.

 Пост - те

2

1

1


ИТОГО

72

22

50

                                             


Содержание

учебно-тематического плана

1 года обучения

Тема 1 (2 ч.)  Вводное занятие. Пре – тест.

Теория (1ч.)

Знакомство с содержанием курса.

Практика (1ч.)

Пре-тест - оценка эффективности обучения на начальном этапе.

Материалы для занятий

Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.

Тема 2 (2 ч.)  Я - неповторимый человек.

Цель: показать обучающимся уникальность каждого человека.

Задачи

• Дать  возможность сравнить признаки людей, находя сходство и различия;

• объяснить, что такое уникальность.

Теория (1ч.)

Положительное отношение к себе. Значимость в глазах других людей. Родительская любовь, внимание, забота. Положительного отношения к себе и другим.  

Практика (1ч.)

Рассматривание и сравнение мелких предметов по различным признакам. Нахождение отличий между предметами. Нахождение различий между людьми, подчеркивание индивидуальности и уникальности каждого человека. Вырезание из бумаги различных фигур (снежинки, животные и т.д.).

Выводы

• Каждый человек, каждый ученик неповторим.

• Благодаря своей неповторимости каждый ученик дополняет коллектив.

• Неповторимость каждого ученика ценна для коллектива.

Словарь

Неповторимость человека — это сочетание его способностей, внешности и  

черт характера.

Материалы для занятий

Доска и мел или большие листы бумаги и фломастеры, рабочие тетради

Тема 3 (2ч.)   Культура моей страны и Я.

Цель: показать обучающимся уникальность культуры, к которой они принадлежат, и древние корни здорового образа жизни.

Задачи

• Напомнить детям о богатстве родной культуры.

• Показать связь культуры семьи с культурой народа.

• Объяснить обучающимся, что следует критически относиться к употреблению табака, алкоголя - как к явлениям,  распространенным в настоящее время, но не имеющим древних корней.

Теория(1ч.)

Приобщение к культурным ценностям через семью. Национальные традиции общества.  Культурные традиции здорового образа жизни. Становление личности.

Практика (1ч.)

Обсуждение смысла любимых сказок, пословиц и поговорок. Рассматривание одежды, снаряжений, утвари сказочных героев. Обсуждение празднования событий, праздничных дат, семейных праздников у разных народов.

Выводы

• Культура России - одна из самых богатых и развитых культур мира. Нам повезло, что мы можем продолжать культурные традиции России.

• Одна из традиций, которую мы должны продолжать, - это традиция здорового образа жизни.

Словарь

Культура - это книги, картины, музыка, танцы, а также традиции, созданные людьми на протяжении столетии.

Материалы для занятий

Доска, мел, рабочие тетради, иллюстрации памятников природы и культуры.

Тема 4 (2 ч.)  Чувства.

Цель: дать детям представление о различных чувствах людей и возможности управления ими.

Задачи

• Привлечь внимание обучающихся к факту многообразия человеческих чувств.

• Объяснить, что неприятных чувств можно избежать.

Теория (1ч.)

Эмоции и чувства, их различия. Выражение эмоций и чувств.  

Практика (1ч.)

Проанализировать чувства сказочных героев. Изображение чувств и эмоций в разных ситуациях.  Разыгрывание  сценок, которые сопровождаются  разными чувствами (гордость, дружба, жалость, страх, скука). Упражнения на предупреждения и преодоления отрицательных чувств.

Выводы

• Каждый человек переживает разные чувства в разных ситуациях своей жизни.

• Каждый человек может научиться управлять своими чувствами.

• Неприятных чувств можно избежать, если думать о последствиях своих поступков.

Словарь

Чувства - это переживания, которые человек испытывает в разных ситуациях.

Материалы для занятий

Мел, доска, рабочие тетради, фотографии, иллюстрации, репродукции с изображением людей с различными чувствами.

Тема 5 (2ч.)   Характер.

Цель: Способствовать знаниям  детьми собственных качеств.

Задачи:

• Поговорить с детьми о внешности и чертах характера людей.         

• Дать детям возможность подумать о чертах своего характера.

Теория (1ч.)

Внешние и внутренние  качества человека, их различия. Черты характера. Самоанализ и самооценка.

Практика (1ч.)

Обсуждение характера сказочных персонажей.  Работа со списком качеств. Я – в прошлом.  Я – сейчас. Я – в будущем. Обсуждение рассказов «Как Саша стал спортом заниматься», «Как Маша научилась играть в шахматы».

Выводы

• У каждого человека есть внешние качества, которые все вместе составляют его внешность.

• У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют его характер.

• Черты характера можно изменить.

Словарь

Самоанализ - это когда ты разбираешь, оцениваешь свои переживания, поступки, внешность, черты характера.

Материалы для занятий

Доска, мел, рабочие тетради, фотографии разных лет.

Тема 6 (4ч.) Настроение.

Цель: Дать представление о том, что такое настроение и отчего оно зависит. Сформировать умение анализировать собственные чувства и чувства других людей.

Задачи:

•  Развить навыки оценки своего настроения; научить понимать причины плохого и хорошего настроения; показать элементарные приемы, помогающие снижать напряжение, регулировать настроение

• Научить детей анализировать свои чувства и развивать умение анализировать чувства других людей.

Теория (1ч.):

Настроение. Особенности настроения – причины его изменения, влияние на него тех или иных событий. Как исправить настроение. Влияние чувств на общее самочувствие и здоровье человека. Контроль  и сдерживание собственных чувств.

Практика (3ч.):

Определение настроения по внешним признакам. Анализ причин того или иного настроения. Составление карты настроения. Изображение чувств в различных ситуациях. Упражнения на предупреждения и преодоления отрицательных чувств.

Выводы:

•Каждый человек может научиться управлять своими чувствами и регулировать свое настроение.

• Неприятных чувств можно избежать, если думать о последствиях своих поступков.

• Продолжительные неприятные чувства способны ухудшать здоровье.

Словарь

Настроение – общее эмоциональное состояние. Окрашивающее в течение некоторого времени всё поведение и все переживания человека.

Чувства -  переживание человеком своего отношения к тому, что он познает и делает.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, цветные карандаши, изображение людей с различными чувствами, сказки.

Тема 7 (4ч.) Поступки.

Цель: Научить оценивать свои поступки.

Задачи:

• Сформировать понятие о хороших и плохих поступках.

•  Развивать умение прогнозировать последствия поступков.

Теория (1ч.):

«Что такое хорошо и что такое плохо» - хорошие  и плохие поступки.

Практика (3ч.):

Упражнение «Воздушные шарики». Обсуждение поступков литературных героев.

Выводы:

• Прежде чем совершить любой поступок – подумай о последствиях.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, цветные карандаши, отрывки из сказок.

Тема 8 (4ч.) Привычки.

Цель: Сформировать представление о привычках, их значении в жизни человека.

Задачи:

• Помочь осознать необходимость вырабатывать полезные привычки.

Теория(1ч.):

Полезные и вредные привычки. Сила воли.

Практика (3ч.):

Упражнение «Воздушные шарики». Обсуждение сказки «Маленький принц». Настольная игра «Твой день».

Выводы:        

• Чем больше у человека полезных привычек, тем интереснее, разнообразнее его жизнь.

• Необходимо прикладывать усилия, старания, чтобы выработать полезную привычку.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, цветные карандаши, отрывки из сказок.

Тема 9 (2ч.) Самооценка.

Цель: Поговорить о самооценке.

Задачи:

• Дать представление о самооценке.

• Предоставить возможность оценить себя.

Теория(1ч.):

Самооценка. Возможность оценивать себя и свои поступки.

Практика(1ч.):

Тестовые задания и игры  на выявление самооценки.

Выводы:

• Реалистичная самооценка - важное условие развития ученика.

• Есть множество способов изменить свои качества в нужную сторону.

Словарь:

Самооценка — это когда человек оценивает себя сам.

Заниженная самооценка — это когда человек принижает свои способности. Это делает его неуверенным и тревожным.

Завышенная самооценка — это когда человек превозносит свои способности, а успехи окружающих принижает.

Реалистичная самооценка - это когда человек видит себя таким, какой он есть на самом деле.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, большие листы белой бумаги, фломастеры.

Тема 10 (4 ч.)  Множество решений.

Цель: показать многообразие принимаемых людьми решений.

Задачи

• Показать связь поступков и решений.

• Объяснить шаги принятия решений.

Теория(1ч.)

Принятие решений. Анализ жизненных ситуаций. Последствия от принятых   решений.

Практика(3ч.) 

Рассматривание предметов и принятие решений об их использовании.

 (обратить внимание на то, что: предмет может быть один и тот же, а решения об его использовании разные; иногда решение принять нелегко;  быстро принимаемое решение не всегда лучшее). Решение проблемных ситуаций.

Выводы

• Поступки каждого человека и его отношения с людьми зависят от принимаемых им решений.

• Принимая решения, соблюдай следующие шаги: остановись, подумай, выбери.

• Принимая решение, важно думать о его последствиях.

Словарь

Решение - это то, что ты решила делать после обдумывания ситуации, из которой нужно найти выход.

Материалы для занятий

Доска, мел, картинки с сюжетами, изображающими положительные и отрицательные поступки персонажей. Мелкие предметы по количеству групп из четырех человек, например: газета, пластиковая бутылка, катушка ниток, шишка и др.

Тема 11 (4ч.) Опасные и безопасные ситуации.

Цель: обсудить опасные и безопасные ситуации.

Задачи

• Обсудить безопасные ситуации.

• Обсудить опасные ситуации.

Теория(1ч.)

Принятие рациональных решений в различных  ситуациях. Поступки, разрушающие здоровье.

Практика (3ч.)

Анализ различных опасных ситуаций и обсуждение принятых решений.

Выводы

• Существуют опасные для детей ситуации.

• Для того чтобы их избежать, следует выполнять «Шаги принятия решений».

Словарь

Опасность - это когда человеку кто-то или что-то угрожает.

Материалы для занятий

Доска, мел, рабочие тетради.

Тема 12 (4 ч.)  Решения и здоровье.

 Цель: способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности.

Задачи

• Показать  факторы, влияющие на здоровье.

• Дать  представление о признаках здорового человека.

• Объяснить, что значит ответственное поведение в отношении здоровья.

Теория(1ч.)

Здоровый выбор  - к здоровом у образу жизни. Ответственные поступки в отношении собственного здоровья.

Практика (3ч.)

Обсуждение темы «Что влияет на здоровье и красоту». Внешние признаки и причины здорового и больного человека. Воздействие на здоровье употребления алкоголя и курения. Поступки, которые делают человека жизнерадостным и здоровым (заполнить «цветок здоровья»).

Выводы

•  Здоровье зависит от многого,  а, прежде всего — от принимаемых тобой решений и твоих поступков.

• Чтобы расти и учиться, тебе надо заботиться о своем здоровье.

Словарь

Здоровье - это когда ты чувствуешь себя прекрасно, а не только когда ты не болеешь.

Материалы для занятий

Доска, мел, большой лист белой бумаги, фломастеры, рабочие тетради.

Тема 13 (4ч.) Как ты растешь. Как ты познаешь мир.

Цель: дать представление о нормальных условиях жизни для роста и развития. Сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), об особенностях познания окружающего мира с их помощью.

Задачи:

• Рассказать о различных изменениях, которые происходят в детском организме.

• Показать зависимость физического состояния человека от его поступков.

• Помочь осознать необходимость осторожного обращения с неизвестными веществами.

Теория(1ч.)

Факторы негативного влияния на здоровье. Приемы определения функционального состояния организма. Вкусовые и зрительные иллюзии. Соблюдение осторожности при обращении с незнакомыми веществами.

Практика (3ч.)

Измерение частоты пульса, дыхания в разных состояниях. Составление режима дня. Обсуждение опасности случайных проб незнакомых веществ на примере сказки В. Гауфа «Маленький Мук». Проведение опытов на определение вкуса, запаха, глазомера. Выполнение упражнений на концентрацию внимания, на развитие глазомера.

Выводы

• Курение опасно для любого человека, но для детей и подростков особенно, потому что их организм еще не сформирован и оно может плохо отразиться на его развитии.

• Любознательный человек, в отличие от любопытного, не делает того, что может навредить его здоровью.

Словарь

Иллюзия – неправильное, искаженное восприятие.

Ощущение – простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или предметов материального мира.

Материалы для занятий

Доска, мел, рабочие тетради, листы белой бумаги и фломастеры, таблицы для развития глазомера и тренировке глаз, конфета, сладкое яблоко, лук, соль, сахар, лимон, вода.

Тема 14 (2ч.) Вкусы и увлечения.

Цель: показать разнообразие вкусов и увлечений.

Задачи:

•Дать возможность рассказать о своих вкусах и увлечениях

• Перечислить здоровые увлечения.

Теория(1ч.)

Вкусы и увлечения. Альтернативы употреблению табака и алкоголя.

Практика (1ч.)

Рисование собственного герба «Мои вкусы и увлечения». Заполнение анкеты. Составление группового рассказа с использованием иллюстраций, например о любимой еде, игре, игрушке, виде спорта,  песне, книге, учебном предмете, животном, времени года. Обсуждение увлечений, способствующих укреплению здоровья.

Выводы

• У каждого человека разные вкусы и увлечения.

• Полезные увлечения укрепляют здоровье.

Словарь

Твои вкусы - это то, что тебе нравится, например: музыка, одежда, еда.

Твои увлечения - это то, чем ты любишь заниматься в свободное от учебы время

Материалы для занятий

Доска, мел, рабочие тетради, листы белой бумаги и фломастеры.

Тема 15 (4ч.) О чем говорят выразительные движения.

Цель: Познакомить детей с выразительными движениями как невербальными средствам общения.

Задачи:

• Привлечь внимание детей к выразительным движениям.

• Дать возможность потренироваться в невербальном общении.

Теория (1ч.):

Вербальное и невербальное общение.

Практика(3ч.):

Рассматривание разнообразных поз животных и что они означают. Разыгрывание сценок «Театр мимики и жеста». Работа в парах: задание - энергизатор  «Зеркало». Игра  «Телевизор - без звука».

Выводы:

• Выразительные движения говорят о чувствах, настроении человека и его отношении к собеседнику.

• Выразительные движения - важный способ общения.

Словарь

Общение - это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.

Общаться можно с помощью слов и без них.

Общение без слов - это когда люди что-то сообщают друг другу с помощью выразительных движений.

Выразительные движения — это позы, жесты, мимика.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, иллюстрации.

Тема 16 (4ч.) Учусь понимать людей.

Цель: Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов сообщения.

Задачи:

• Привлечь внимание к совпадению/несовпадению вербальных и невербальных компонентов сообщения.

• Показать важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания сообщения.

Теория(1ч.):

Совпадение/несовпадение вербальных и невербальных компонентов сообщения. Эффективное общение.

Практика(3ч.):

 Работа по карточкам. Разыгрывание сценок -  как разные интонации, сопровождающие сообщение, изменяют смысл сказанного. Придумать и нарисовать ситуации, иллюстрирующие несоответствие между словами и выразительными движениями.

 Выводы:

• Чтобы люди лучше понимали друг друга, их слова и выразительные движения не должны различаться по смыслу.

• Чтобы люди лучше понимали друг друга, общение должно быть искренним и правдивым.

Словарь:

Учиться понимать человека - это лимит не только прислушиваться к его словам, но и пытаться понять его чувства и настроение по выразительным движениям.

Материалы для занятия:

Мел, доска, рабочие тетради, большие листы бумаги и фломастеры.

Тема 17 (4ч.) Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

Цель:        показать, что у друзей можно многому научиться.

Задачи:

• Дать детям возможность узнать что-то новое о друзьях.

• Помочь найти друзей по интересам.

Теория(1ч.)

Самовыражение через увлечения, развивающие личность - важный защитный фактор против употребления табака и алкоголя.

Практика (3ч.)

Выставка интересных дел. Взять интервью у родителей об их увлечениях.  Оформление коллажа из принесенных рисунков. Обсуждение в группах, какие качества развивают следующие увлечения:  коллекционирование;  рукоделие; конструирование; выращивание цветов;  содержание домашних животных;  рисование; игра на музыкальных инструментах; танцы; пение.

Выводы

•Рядом с нами всегда есть интересные люди, у которых многому можно научиться.

• Постарайся быть рядом с теми, кто занимается интересными делами, полезными для здоровья.

Материалы для занятий

Доска, мел, рабочие тетради.

Тема 18 (4ч.)  Нужные и ненужные тебе лекарства.

Цель: познакомить детей с понятиями «лекарство» и «яд».

Задачи:

• Дать обучающимся представление о том, что лекарства могут оказаться полезными и вредными, в зависимости от ситуации.

• Объяснить, что дети не должны принимать лекарства самостоятельно.

 • Объяснить, что дети не должны брать лекарства у незнакомых людей.

Теория(1ч.)

Нужные и ненужные тебе лекарства.

Практика (3ч.)

Обсуждение различных ситуаций приема лекарственных препаратов. Решение проблемных ситуаций.  

Выводы

• В зависимости от ситуации, лекарства для тебя могут быть нужными или ненужными.

• Дети не должны принимать лекарства сами и пробовать незнакомые вещества. Дети не должны брать лекарства и другие похожие вещества у незнакомых людей.

Словарь

Лекарство — это средство для лечения болезни. Яд - это вещество, которое может убить человека.

Материалы для занятий

Цветные карандаши или фломастеры, мультфильм или диафильм «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Тема 19 (4ч.) Правда о табаке и алкоголе.

Цель: Рассказать о действии табака и  алкоголя на организм.

Задачи:

• Сообщить детям, что алкоголь затормаживает работу организма.

• Описать различные эффекты алкоголя.

• Познакомить детей с вредным влиянием курения на здоровье.

•Показать, что существует много безопасных и интересных способов проводить время.

Теория (1ч.):

Действие алкоголя на организм. Последствия курения и его влияние на организм.

Практика (3ч.):

Обсуждение  реклам табака и алкоголя. Работа в парах. Мифы и факты  об алкоголе. Рассмотреть и обсудить, какие последствия, кроме вреда для здоровья, имеет курение. Нарисовать картинки, на которых изображены любимые занятия, а затем показать их ребятам.

Выводы

• Алкоголь содержится в пиве, вине, шампанском и водке.

• Алкоголь вреден для детей. Они всегда должны говорить «нет», если им предлагают алкоголь.

• По-настоящему веселиться лучше без алкоголя.

• Курение табака вредно для здоровья.

•  Курение может привести к лишним тратам денег, конфликтам с некурящими людьми, пожарам.

• Курение и спорт несовместимы.

Словарь:

Алкоголь — это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском и водке.

Никотин - это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.

Смолы - это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.

Угарный газ - это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.

Привыкание — это такое состояние, когда, кажется, что бросить курить невозможно.

Материалы для занятий:

Доска и мел, рабочая тетрадь, цветные карандаши или фломастеры

Тема 20 (4ч.)   Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.

Цель: дать детям сведения о вреде пассивного курения.

Задачи:

• Объяснить, что пассивное курение вредно для здоровья.

• Научить детей делать здоровый выбор к ситуации пассивного курения.

Теория(1ч.)

Влияние пассивного курения на организм.

Практика (3ч.)

Просмотр и обсуждение фрагмента из мультфильма «Ну, погоди!» (фрагмент с Волком, который пытается «выкурить» Зайца из телефонной будки при помощи дыма от сигарет).  Опыт «Кукла-курильщица». Решение проблемных ситуаций.

Выводы

• Если кто-то при тебе курит, значит, он/а заставляет и тебя пассивно курить.

• Пассивное курение вредно для здоровья.

• Дети могут попросить взрослого не курить в их присутствии или отойти   от курильщика.

Словарь

Пассивное курение - это вдыхание некурящими дыма чужих сигарет и дыма, выдыхаемого курильщиками

Материалы для занятий

Цветные карандаши или фломастеры, мультфильм  «Ну, погоди!» (фрагмент, где Волк «выкуривает» Зайца из телефонной будки).

Тема 21 (4ч.) Инсценировка  по сказке С.Михалкова «Как мужик трубку нашел».

Цель: предупредить формирование у обучающихся вредной привычки – курить.

Действующие лица: Рассказчик, Медведь, Лиса, Волк, Дятел, Лесник.

Теория (1ч.) 

Знакомство с содержанием сказки. Характерные признаки персонажей.

Практика (3ч.)

Изготовление атрибутов. Распределение ролей. Презентация инсценировки.  

Тема 22 (2 ч.)  Заключительное занятие. Пост – тест.

Теория (1ч.) 

Обобщение полученных знаний.

Практика (1ч.)

Пост-тест – диагностика эффективности первого года обучения.

Материалы для занятий

Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.

Учебно – тематический план

2 год обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Вкусы и увлечения

2

1

1

3

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

2

1

1

4

Учусь оценивать себя сам

4

2

2

5

Опасные и безопасные ситуации

4

2

2

6

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

4

2

2

7

Что такое здоровый образ жизни

4

2

2

8

Вредные привычки и их последствия

4

2

2

9

Действие ПАВ на организм детей

4

2

2

10

Я и моя безопасность

6

2

4

11

Наши чувства и действия

6

2

4

12

Зачем человеку чувства стыда

4

2

2

13

Учимся честно говорить о проступке

6

2

4

14

Почему трудно признать свою вину

4

2

2

15

Детские жалобы

2

1

1

16

Учимся справляться с чувством протеста

6

2

4

17

Учимся справляться с чувством обиды

4

2

2

18

Психологическая игра «Волшебная скорая помощь»

2

1

1

19

Заключительное занятие. Пост - тест

2

1

1


ИТОГО

72

32

40

Содержание

учебно-тематического плана

2 года обучения

Тема 1 (2 ч.)  Вводное занятие. Пре – тест.

Теория (1ч.)

Знакомство с содержанием курса.

Практика (1ч.)

Пре-тест -  оценка эффективности обучения на начальном этапе.

Материалы для занятий

Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.

Тема 2 (2ч.)  Вкусы и увлечения.

Цель: Показать разнообразие вкусов и увлечений.

Задачи:

•Дать ребятам возможность рассказать о своих вкусах и увлечениях

• Перечислить здоровые увлечения.

Теория (1ч.)

Обсуждение  - Альтернативы употреблению табака и алкоголя

Практика (1ч.)

«Герб моих увлечений»

Выводы

• У каждого ученика разные вкусы и увлечения, они могут меняться.

• Полезные увлечения укрепляют здоровье.

Словарь

 Твои вкусы - это то, что тебе нравится, например: музыка, одежда, еда.

Твои увлечения - это то, чем ты любишь заниматься в свободное от учебы время.

Материалы для занятий

Доска, мел, рабочие тетради, листы белой бумаги и фломастеры.

Тема 3 (2ч.) Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

Цель: Показать, что друг у друга можно многому научиться.

Задачи:

• Дать детям возможность узнать что-то новое о друзьях.

• Помочь найти друзей по интересам.

Теория(1ч.)

Самовыражение через увлечения, развивающие личность - важный защитный фактор против употребления табака и алкоголя.

Практика (1ч.)

Рассматривание иллюстраций с различными видами занятий: их польза и вред. Обсуждение рассказа «Как Суворов стал великим полководцем».

Выводы

• Рядом с нами всегда есть интересные люди, у которых многому можно научиться.

• Постарайся быть рядом с теми, кто занимается интересными делами, полезными для здоровья.

Материалы для занятий

Доска, мел, большие листы белой бумаги, детские поделки.

Тема 4  (4ч.) Учусь оценивать себя сам. 

Цель: Поговорить о самооценке.

Задачи:

• Дать представление о самооценке.

• Предоставить возможность оценить себя.

Теория(2ч.):

Самооценка. Возможность оценивать себя и свои поступки.

Практика(2ч.):

Тестовые задания и игры  на выявление самооценки.

Выводы:

• Реалистичная самооценка - важное условие развития ученика.

• Есть множество способов изменить свои качества в нужную сторону.

Словарь:

Самооценка — это когда человек оценивает себя сам.

Заниженная самооценка — это когда человек принижает свои способности. Это делает его неуверенным и тревожным.

Завышенная самооценка — это когда человек превозносит свои способности, а успехи окружающих принижает.

Реалистичная самооценка - это когда человек видит себя таким, какой он есть на самом деле.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, большие листы белой бумаги, фломастеры.

Тема 5 (4ч.) Опасные и безопасные ситуации.        

Цель: Обсудить с детьми опасные и безопасные ситуации.

Задачи:

• Обсудить безопасные ситуации.

• Обсудить опасные ситуации.

Теория(2ч.):

Опасные и безопасные ситуации. Принятие рациональных решений.        

Практика(2ч.):

Обсуждение различных ситуаций и принятие решений (работа в группах). Перечислить людей, которые могут помочь в опасных ситуациях. Проанализировать опасные ситуации и найти «Шаги принятия решений». Объяснить смысл пословиц: «Опасение — половина спасения» и «Берегись бед, пока их нет».

Выводы:

• Существуют опасные для детей ситуации.

• Для того чтобы их избежать, следует выполнять «Шаги принятия решений».

Словарь:

Опасность - это когда человеку кто-то или что-то угрожает.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради.

Тема 6 (4ч.) Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

Цель: Способствовать рациональному принятию решений детьми.

Задачи:

• Поговорить о разных вариантах решения проблемных ситуаций и их последствиях.

• Обсудить опасные для здоровья ситуации.

• Обсудить опасные ситуации, связанные с табаком.

Теория(2ч.):

Принятие решений в  проблемных ситуаций и их последствия.

Практика(2ч.):

Обсуждение смысла пословиц. Задание «Закончи предложение». Работа в группах по карточкам «Что может произойти в данной ситуации».

Выводы:

• В опасных для здоровья ситуациях люди поступают по-разному.

• Принимая решение в опасной для здоровья ситуации, следует придерживаться «Шагов принятия решений».

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, несколько больших листов бумаги, фломастеры

Тема 7 (4ч.) Что такое здоровый образ жизни.

Цель: Дать общие понятие о здоровом образе жизни.

Задачи:

• Объяснить критерии здоровья, от чего они зависят.

• Поговорить о физическом здоровье и духовном.

• Воспитывать чувство личной ответственности за свое здоровье и здоровье общества.

Теория (2ч.):

Общие понятия о здоровье. Критерии здоровья, от чего они зависят. Здоровье физическое,  духовное. Режим дня и его значение. Раскрыть понятие «рациональное питание».

Практика(2ч.):

 Составление плана-графика на день с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Выводы

• Физическое здоровье зависит от духовного состояния человека.

• Каждый человек ответственен за свое здоровье.

Материалы ля занятий:

Рабочая тетрадь, цветные карандаши или фломастеры.

Тема8 (4ч.) Вредные привычки и их последствия.

Цель: Выявить влияние вредных привычек на будущее человека.

Задачи:

• Показать, как вредные привычки могут повлиять на будущее человека.

Теория (2ч.):

Общее понятие о вредных привычках. Влияние вредных привычек на будущее человека.

Практика (2ч.):

Обсуждение на тему «Как бы я хотел жить через 5-10 лет». Тренинговые упражнения  на мотивацию ЗОЖ.

Выводы

• Здоровый образ жизни – путь к успеху.

Материалы ля занятий:

Рабочая тетрадь, цветные карандаши или фломастеры.

Тема 9 (4ч.) Действие ПАВ на организм детей.

Цель: Дать понятия действие ПАВ на детский организм.

Задачи:

• Объяснить какие виды  ПАВ отрицательно влияют на детский организм.

Теория (2ч.):

Общее понятие ПАВ. Виды ПАВ. Влияние ПАВ на детский организм.

Практика (2ч.):

Тренинговые упражнения  на мотивацию ЗОЖ.

Выводы

• Хочешь быть взрослым – выбирай ЗОЖ.

Материалы ля занятий:

Рабочая тетрадь, цветные карандаши или фломастеры.

Тема 10 (6ч.) Я и моя безопасность.

Цель: Формирование убеждения в том, что соблюдение техники безопасности при обращении с предметами домашнего обихода снижает риск бытового травматизма; понимания, в каких случаях и как следует обращаться за экстренной медицинской помощью, и умения обращаться за ней.

Задачи:

 • Сформировать стремление снизить риск травматизма в домашней обстановке путем соблюдения правил безопасности.

• Сформировать убеждение, что своевременное обращение за экстренной помощью – надежная гарантия безопасности.

Теория (2ч.):

Актуализация знаний о наиболее частых опасностях и о службах экстренной помощи.

Практика (4ч.):

Обсуждение стихотворения. Работа в группах по карточкам « Как избежать ситуации». Исполнение этюда «Звоню в 03».  Ролевая игра «Аукцион идей».

Выводы

• При соблюдении определенных правил можно избежать опасностей.

Материалы для занятий:

Доска, мел, большой лист белой бумаги, фломастеры, рабочие тетради.

Карточки с изображением домашних происшествий в соответствии с темой занятия; «Стихотворение про службы спасения»; этюд «Звоню 03».

Тема 11 (6ч.) Наши чувства и действия

Цель: Определение ведущих механизмов  психологической защиты у детей. Обучение способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых историй.

Теория (2ч.):

Проблемная ситуация. Совместное обсуждение проблемной ситуации. Доверительная беседа на тему «Когда мне бывает плохо…»

Практика (4ч.):

Рисование на тему «Веселый клоун и веселая кукла»

Выводы

• Все люди используют разные способы, чтобы улучшить свое состояние, но все должны помнить, что при этом они не должны вредить другим.

Материалы для занятий:

Фломастеры, карандаши,  рабочие тетради.

 Стихотворение  В. Орлова «Я рисую море», Н. Матвеева «Девочка и пластилин»

Тема 12 (4ч.) Зачем человеку чувство стыда.

Цель: Обучение детей осознанию травмирующих факторов с целью понижению их значимости.

Задачи:

 • Сформировать стремление снизить риск травматизма в домашней обстановке путем соблюдения правил безопасности.

• Сформировать убеждение, что своевременное обращение за экстренной помощью – надежная гарантия безопасности.

Теория (2ч.):

Актуализация знаний о наиболее частых опасностях и о службах экстренной помощи.

Практика (2ч.):

Обсуждение стихотворения. Работа в группах по карточкам « Как избежать ситуации». Исполнение этюда «Звоню в 03».  Ролевая игра «Аукцион идей».

Выводы

• При соблюдении определенных правил можно избежать опасностей.

Материалы для занятий:

Доска, мел, большой лист белой бумаги, фломастеры, рабочие тетради.

Карточки с изображением домашних происшествий в соответствии с темой занятия; «Стихотворение про службы спасения»; этюд «Звоню 03».

Тема 13(6ч.) Учимся честно говорить о проступке.

Цель: Развитие волевой регуляции поведения, эмоциональной честности. Обучение релаксации.

Теория (2ч.):

Проблемная ситуация. Совместное обсуждение проблемной ситуации.  Беседа на тему «Как можно помочь себе честно признаться о проступке?» Знакомство с приемами самопомощи.

Практика (4ч.):

Работа в группах по карточкам.   Релаксационные упражнения. Рисуночный тест «Радость»

Выводы

• Признать свою вину  не всегда бывает легко.

• Тайное всегда становиться явным.

• Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Словарь:

Стыд – чувство, возникающее при оценке своих поступков, которые противоречат принятым нормам порядочности, самоуважения, достоинства.

Материалы для занятий:

Доска, мел, большой лист белой бумаги, краски, рабочие тетради.

Карточки с вопросами для обсуждения проблемной ситуации.

Рассказ А. Ульяновой «Кто разбил графин?».

Тема 14(6ч.) Почему трудно признать свою вину.

Цель: Осознание чувства страха, вины и действия, которые могут быть связаны с ними. Обучение способам снятия напряжения.

Теория (2ч.):

Проблемная ситуация. Совместное обсуждение проблемной ситуации.  Доверительная беседа на тему «Почему мы перекладываем вину на другого?»

Практика (4ч.):

Работа в группах по карточкам.   Рисуночный тест «Мое настроение». Ролевая игра «Цветной  дождь»

Выводы

• Признать свою вину  не всегда бывает легко.

• «Тайное всегда становиться явным».

• «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Материалы для занятий:

Доска, мел, большой лист белой бумаги, краски, рабочие тетради.

Карточки с вопросами для обсуждения проблемной ситуации.

Стихотворение А. Кушнер «Ваза».

Тема 15(2ч.) Детские жалобы.

Цель: Способствовать осознанию ребенком сути проблемы. Формирование стремления к самостоятельному решению затруднительных ситуаций. Корригирование механизмов подсознательной защиты за счет повышения самооценки.

Теория (1ч.):

Проблемная ситуация. Совместное обсуждение проблемной ситуации.  Доверительная беседа на тему «У меня плохое настроение»

Практика (1ч.):

Рисование на тему «Веселое и грустное настроение». Ролевая игра «Отыщи свою обувь»

Выводы

• Чем взрослее человек, тем он более становится самостоятельным, и ему нет необходимости обращать  на себя внимание, капризничать. Он сам может решать возникшие проблемы или обратиться за помощью.

• Частые жалобы могут вызвать у окружающих недоверие.

Материалы для занятий:

Краски, рабочие тетради.

Карточки с вопросами для обсуждения проблемной ситуации.

Тема 16(6ч.) Учимся справляться с чувством протеста.

Цель: Осознание протеста как механизма защиты. Корригирование подсознательной защиты за счет снижения значимости неудачных поступков и действий.

Теория (2ч.):

Проблемная ситуация. Совместное обсуждение проблемной ситуации.  Доверительная беседа на тему «Хорошо ли быть одному?»

Практика (4ч.):

Ролевая игра «Король»

Выводы

• Человек не может прожить в полном одиночестве, он может просто погибнуть.

• У каждого человека есть ситуации, когда ему хочется побыть одному, и он имеет на это право.

Материалы для занятий:

Карточки с вопросами для обсуждения проблемной ситуации.

Тема 17(6ч.) Учимся справляться с чувством обиды.

Цель: Осознание чувста обиды и действия, связанные с ним. Формирование адекватной оценки негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды. Познакомиться со способами управления негативных эмоций. Выражение негативных чувств в безопасной, символической форме.    

Теория (2ч.):

Проблемная ситуация. Совместное обсуждение проблемной ситуации.  Доверительная беседа на тему «Что такое обида?»

Практика (4ч.):

Трениговые упражнение. Упражнение «Воздушный шарик», «Небо».

 Рисование «обиды».

Выводы

• Если ты очень рассержен  на того, кто тебя обидел, напиши ему гневное письмо, а потом это письмо порви.

Материалы для занятий:

Карточки с вопросами для обсуждения проблемной ситуации. Краски, рабочие тетради.

Тема 18 (4ч.) Психологическая игра «Волшебная скорая помощь».

Цель: Обобщение полученных знаний о правилах личной гигиены и здорового образа жизни.

Задачи:

• Продолжить формирование навыков личной гигиены.

•  Формировать умение осуществлять саморегуляцию.

Теория (1ч.):

Правила личной гигиены и здорового образа жизни.

Практика (3ч.):

Разучивание упражнений «Змея», «Обойди спиной», «Близкие знакомые», «Вернись на место», «Вспомнить все». Закончить высказывания «Движения нужны людям, чтобы …», «Свежий воздух нужен, чтобы …». Психологическая игра «Волшебная скорая помощь».

Материалы для занятий:

Карта «Сказочной страны», изображения Белоснежки, Золушки, Ивана-царевича, фрагменты с песнями из мультипликационных и художественных фильмов «Белоснежка и семь гномов», «Золушка», «Огонь, вода и медные трубы».

Тема 19 (2ч.) Заключительное занятие. Пост-тест..

Теория (1ч.):

Обобщение полученных знаний.

Практика (1ч.)

Пост-тест – диагностика эффективности второго года обучения.

Материалы для занятий

Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.

Учебно – тематический план

3 год обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Мой характер

4

2

2

3

Учусь оценивать себя сам

4

1

3

4

Учусь взаимодействовать

4

1

3

5

Я становлюсь увереннее

4

1

3

6

Самоуважение

4

1

3

7

Привычки

6

2

4

8

Дружба

6

2

4

9

Учусь сопротивляться давлению

6

2

4

10

Учусь говорить «нет»

6

2

4

11

Курение

2

1

1

12

Алкоголь

2

1

1

13

Проектная деятельность

16

4

12

14

Инсценировка  по сказке

 «Муха – Цокотуха»

4

1

3

15

Заключительное занятие. Пост - тест

2

1

1

ИТОГО

72

23

49

Содержание

учебно-тематического плана

3 года обучения

Тема 1 (2 ч.)  Вводное занятие. Пре – тест.

Теория (1ч.)

Знакомство с содержанием курса.

Практика (1ч.)

Пре-тест -  оценка эффективности обучения на начальном этапе.

Материалы для занятий

Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.

Тема 2  (4ч.)  Мой характер.

Цель: Способствовать знаниям  детьми собственных качеств.

Задачи:        

• Дать детям возможность подумать о чертах своего характера.

Теория (2ч.):

Внешние и внутренние  качества человека, их различия. Черты характера. Самоанализ и самооценка.

Практика (2ч.):

Работа со списком качеств. Я – в прошлом.  Я – сейчас. Я – в будущем.

Выводы:

• У каждого человека есть внешние качества, которые все вместе составляют его внешность.

• У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют его характер.

• Черты характера можно изменить.

Словарь

Самоанализ - это когда ты разбираешь, оцениваешь свои переживания, поступки, внешность, черты характера.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, фотографии разных лет.

Подготовка к занятиям:

Попросить детей принести по 2-3 свои фотографии разных лет.

Тема 3 (4ч.)  Учусь оценивать себя сам.

Цель: Поговорить о самооценке.

Задачи:

• Предоставить возможность оценить себя.

Теория(1ч.):

Самооценка. Возможность оценивать себя и свои поступки.

Практика(3ч.):

Тестовые задания и игры  на выявление самооценки.

Выводы:

• Реалистичная самооценка - важное условие развития ученика.

• Есть множество способов изменить свои качества в нужную сторону.

Словарь:

Самооценка — это когда человек оценивает себя сам.

Заниженная самооценка — это когда человек принижает свои способности. Это делает его неуверенным и тревожным.

Завышенная самооценка — это когда человек превозносит свои способности, а успехи окружающих принижает.

Реалистичная самооценка - это когда человек видит себя таким, какой он есть на самом деле.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, большие листы белой бумаги, фломастеры.

Тема  4 (4 ч.)  Учусь взаимодействовать.

Цель: Способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии.

Задачи:

• Объяснить роль уважительных отношений во взаимодействии

Теория (1ч.):

Эффективное общение предполагает уважительное отношение людей друг к другу. Уважительные отношения формируются в процессе совместной деятельности. 

Практика (3ч.):

Обсуждение басни И.Л. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» и «Квартет». Выполнение коллективных заданий. Игровые упражнения на взаимодействие.

Выводы:

• Чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, нужно вести себя неагрессивно.

Словарь:

Взаимодействие — это когда человек делает что-то вместе с другими людьми, например: играет, учится, работает.

Агрессивное поведение — это когда один человек так выражает свое мнение, что другой чувствует себя глупо, пугается или злится.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, ножницы.

Тема  5(4 ч.) Я становлюсь увереннее.

Цель: Способствовать преодолению учениками неуверенности в себе.

Задачи:

• Поговорить о неуверенности в себе и ее причинах

• Перечислить способы преодоления неуверенности в поведении.

Теория (1ч.):

Преодоление неуверенности в себе способствует принятию решений и ответственности за свое поведение. Уверенность в себе помогает ставить цели и добиваться успеха. Уверенность в себе позволяет не поддаваться давлению окружающих.

Практика (3ч.):

Игровые ситуации, показывающие уверенное и неуверенное поведение. Объяснить смысл поговорок: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «На ошибках учатся».

Выводы:

• Люди бывают неуверенными в себе по разным причинам.

• Уверенность в себе следует развивать.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, большой лист белой бумаги, фломастеры.

Подготовка к занятиям:

Сценки, показывающие уверенное и неуверенное поведение ученика у доски, портреты Бетховена, Шекспира, Ренуара, плакат «Советы неуверенным».

Тема  6 (4ч.)  Самоуважение.

Цель: Способствовать самоуважению детей.

Задачи:

• Поговорить о качествах, достойных уважения;

• Перечислить качества, которые детям хотелось бы развить в себе.

Теория (1ч.):

Уважение означает положительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Самоуважение - признание собственных достоинств. Каждому человеку необходимо уважение окружающих и самоуважение для самореализации и успешного взаимодействия с людьми. Самоуважение - защитный фактор против приобщения к психоактивным веществам.

Практика (3ч.):

Обсуждение ситуаций, в которых люди или герои литературных произведений проявляют достойные уважения качества. «Мое дерево достижений», «Мои цели».

Выводы:

• Многих людей можно уважать за их знания и умения.

• Каждый человек может уважать себя сам.

• Целеустремленность достойна уважения.

Словарь:

Уважение - это хорошее отношение окружающих людей к человеку, который много знает и умеет.

Самоуважение - это уважение к самому себе.

Цель - это то, к чему стремится человек.

Материалы для занятий:

Доска мел, рабочие тетради, белый лист бумаги для плаката, фломастеры, картинки с сюжетами.

Подготовка к занятиям:

Рисунки с сюжетами, изображающими достойные уважения поступки. Плакат «Мое дерево достижений».

Тема  7 (6ч.)  Привычки.

Цель: Способствовать анализу своих привычек.

Задачи:

• Поговорить о привычках.

• Перечислить привычки, укрепляющие здоровье.

Теория(2ч.):

Употребление табака и алкоголя, еще не ставшее заболеванием, но уже регулярное, рассматривается некоторыми специалистами как вредная привычка (отклоняющееся поведение). Предупреждение возникновения вредных привычек у подростков является важным  защитным фактором.

Практика (4ч.):

Объяснить смысл поговорки «Привычка — вторая натура». Полезные и вредные привычки – работа в группах. Задания в рабочей тетради.

Выводы:

• Существуют разные привычки: вредные и полезные.

• Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать вредных привычек.

Словарь:

Привычка - ни то, что ты делаешь постоянно.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради.

Тема  8 (6 ч.)  Дружба.

Цель:  Поговорить о дружбе.

Задачи:

• Перечислить важные для дружбы качества.

• Описать проявления дружбы

• Показать связь дружбы и социального здоровья.

• Перечислить условия дружбы.

• Описать различные влияния дружбы.

• Поговорить о влиянии друзей друг на друга.

Теория (2ч.)

Дружба - важное явление возрастного развития. Наличие друзей означает, что ребенок социально и эмоционально здоров. Для совсем маленьких детей, если они растут среди взрослых вне детского коллектива, «другом» может стать любимая игрушка. Друзьями подростков являются, как правило, сверстники. Умение отличать дружбу от конформного подчинения давлению сверстников является защитным фактором употребления психоактивных веществ.

Практика (4ч.)

Обсудить в группах:

Что отличает дружных людей, что присуще их отношениям?

Что несвойственно дружеским отношениям?

Почему люди дружат?

Почему ценят дружбу?

Между кем отношения более дружеские: знакомыми, приятелями, друзьями?

В чем разница отношений этих людей?

Объяснить смысл поговорки «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Обсуждение в группах различных ситуаций проявления дружбы. Задания  из рабочей тетради. Вывести «формулы» о признаниях своих ошибок, несогласия с чьим-то мнением,  конструктивной критики. Привести примеры признания своих ошибок, несогласия с мнением друзей, конструктивной критики.

Выводы:

• Дружбу можно создавать, укреплять, разрушить.

• Дружба зависит от наших качеств и качеств наших друзей.

•Не надо поддаваться плохому влиянию друзей.

•Настоящая дружба - когда уважают права друга, а критикуют конструктивно.

Словарь:

Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу.

Конструктивная или созидающая критика - это когда разные качества человека обсуждают для того, чтобы похвалить за достоинства и предложить способы устранения недостатков.

Критиканство или разрушающая критика - это способность во всем находить только недостатки.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, кружки из бумаги красного, зеленого и желтого цвета для игры «Светофор».

Подготовка к занятиям:

Кружки по три для каждого для игры «Светофор».

Тема  9 (6ч.)  Учусь сопротивляться давлению.

Цель:  Обсудить давление и способы сопротивления давлению.

Задачи:

• Познакомить с видами давления.

• Обсудить способы сопротивления давлению.

Теория(2ч.):

Друзья детей оказывают большое влияние на их поступки. Чаше всего употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ начинается с давления дружеской компании, предлагающей попробовать. Поэтому обсуждение сопротивления давлению является необходимым условием превентивного обучения.

Практика (4ч.):

Обсуждение в группах ситуаций, в которых проявляется давление. Работа по карточкам. Перечислить способы давления. Ролевая игра.

Выводы:

• Давление на человека могут оказывать по-разному.

• Необходимо сопротивляться давлению.

•  Чтобы успешно сопротивляться давлению, надо самостоятельно решить, как поступать в каждом случае.

Словарь:

Давление - это когда тебя заставляют сделать что-то такое, чего ты не хочешь.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради, карточки со способами давления.

Подготовка к занятиям:

Карточки, реквизит к  ролевой игре.

Тема  10 (6ч.)  Учусь говорить «нет».

Цель: Научить отказываться в опасных ситуациях.

Задачи:

• Показать ситуации, в которых отказ - единственный способ ответственного поведения.

• Познакомить с формами отказа от табака и алкоголя.

Теория(2ч.):

Одной из причин, по которой подростки начинают курить или употреблять алкоголь, является неумение отказываться. Формирование навыка отказа незнакомым, друзьям, старшим является защитным фактором, предупреждающим употребление психоактивных веществ.

Практика(4ч.):

Сценки, демонстрирующие ситуации, когда необходимо отказаться. Работа по карточкам (в группах).

 Выводы:

• В ситуациях, опасных для здоровья, необходимо говорить «нем».

• Можно научиться вежливо, но твердо отказываться.

• Существует много эффективных способов отказаться.

Материалы для занятий:

Доска, мел, рабочие тетради.

Подготовка к занятиям:

Сценки, демонстрирующие ситуации, когда необходимо отказаться. Карточки с заданиями.

Тема  11 (4ч.)  Курение.

Цель: Показать вредное влияние табачного дыма на организм.

Задачи:

• Познакомить с вредным влиянием курения на здоровье.

•Показать, что существует много безопасных и интересных способов проводить время.

• Предоставить возможность описать последствия курения.

• Объяснить, где можно получить информацию о действии табака на организм.

Теория(2ч.):

Дети, растущие в обществе, где широко распространено курение, должны иметь информацию о табаке и никотине, чтобы сделать здоровый выбор: не курить.

Практика(2ч.):

Задания  в рабочей тетради. Чтение рассказа по ролям «Случай с Папироскиным» - обсуждение. Ролевая игра «Журналисты». Эксперимент, демонстрирующий действие курения на организм («Курящая кукла»).

Выводы:

• Курение табака вредно для здоровья.

•  Курение может привести к лишним тратам денег, конфликтам с некурящими людьми, пожарам.

• Курение и спорт несовместимы.

• Курение подрывает здоровье человека, осложняет его отношения с некурящими людьми.

Словарь:

Никотин - это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.

Смолы - это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.

Угарный газ - это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.

Привыкание — это такое состояние, когда кажется, что бросить курить невозможно.

Материалы для занятий:

Рабочая тетрадь, цветные карандаши или фломастеры, модель курения («курящая кукла», сигарета, спички).

Подготовка к занятиям:

Информацию о курении, модель курения («курящая кукла», сигарета, спички), рассказ  «Случай с Папироскиным» -  для чтения  по ролям.

Тема  12 (4ч.)  Алкоголь.

Цель: Повторить информацию об алкоголе и его рекламе. Познакомить  с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя в компании.

Задачи:

• Повторить основные факты об алкоголе.  

• Освежить представления о рекламе.

• Познакомить с мотивами употребления алкоголя в компании.

• Познакомить с последствиями употребления алкоголя в компании.

Теория(2ч.):

Знание фактической информации об алкоголе и понимание механизмов действия рекламы способствуют осознанному принятию решений детьми и ответственному поведению в сложных ситуациях. Знание причин употребления алкоголя в компании сверстников и его возможных последствий способствует ответственному поведению и здоровому выбору.

Практика(2ч.):

Задания  в рабочей тетради. Работа по карточкам.

Выводы:

• Не все, что говорят об алкоголе разные люди или реклама, правда.

• Реклама алкоголя умалчивает о его вреде для здоровья.

• Подростки употребляют алкоголь в компании потому, что хотят казаться не такими, какие они есть на самом деле.

•  Употребление алкоголя подростками в компании приводит к отрицательным последствиям.

Словарь:

Мотив - это то, что подталкивает человека к действию.

Материалы для занятий:

Доска и мел, рабочие тетради.

Подготовка к занятиям:

Факты об алкоголе.

Тема  13 (16 ч.) Проектная деятельность.

Теория (4ч.):

Творческий проект. Классификация проектов. Этапы проектной деятельности. Персональные или групповые проекты.

Практика (12ч.):  

Работа над творческим проектам. Составление плана будущего проекта. Подбор материала по выбранной тематике. Анализ и осмысление полученной информации.  Вставка текста и иллюстраций. Создание наглядности и интерактивности. Защита творческого проекта.

Материалы для занятий:

специализированная литература, ручки, тетради.

Тема  14 (6 ч.)  Инсценировка  по сказке «Муха – Цокотуха».

Цель:  предупредить формирование у обучающихся вредных привычек.

Теория (1ч.) Знакомство со сказкой. Распределение ролей.

Практика (5ч.) Подготовка реквизита. Разучивание текста. Репетиции. Постановка.

Тема 15  (2 ч.)  Заключительное занятие. Пост – тест.

Теория (1ч.) 

Обобщение полученных знаний.

Практика (1ч.)

Пост-тест – диагностика эффективности третьего года обучения.

Материалы для занятий

Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.

   


Литература:

  1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
  2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.
  3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
  4. Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
  5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
  7. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., 1986.
  8. Материалы для учителя. «Полезные привычки».
  9. Рабочая тетрадь «Полезные привычки»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...

Рабочая программа по реализации образовательной программы МАДОУ ДС №2 «Рябинка» в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования инструктора по физической для детей групп общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

Рабочая программа по реализации образовательной программы МАДОУ ДС №2 «Рябинка» в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования инструктора по физическойдля...