Конспект занятия "Техника вязки узлов"
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Майсак Галина Николаевна

Конспект занятия "Техника вязки узлов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_po_turizmu_tema_uzly-1.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

открытого занятия по теме

«Техника вязки узлов»

Конспект

 занятия по разделу «Техника вязки узлов».

Тема занятия: знакомство с техникой вязки узлов: прямой, проводник, восьмерка.

Цели:

Образовательная      

  • познакомить с техникой вязки узлов: прямой, проводник, восьмерка.
  • отработать единую последовательность приемов вязки узлов.

Развивающая  

  • совершенствовать координацию движений, гибкости пальцев, быстроту, точность, правильность выполнения действий;
  • способствовать развитию сенсомоторики – согласованности в работе рук и глаз.

Воспитывающая      

  • воспитывать ответственность;
  • формировать нравственную позицию.

Тип занятия: вводное занятие.

Формы:   индивидуальная, фронтальная.

Методы: беседа, демонстрации наглядного материала.

Оборудование:  

а) личное: вспомогательная веревка— 1 х 4.5 м, репшнур  3 мм  — 10 х  0,5 м

б) групповое: репшнур — 1 х  4,5 м., основная веревка — 1 х  20 м. 8.

Форма одежды  - спортивный костюм.

Общие методические указания:

а) занимающиеся (кружковцы) встают полукругом на время демонстрации и разучивания приемов вязки узлов;

б)  во время демонстрации приемов репшнуры лежат перед обучающимися;

в) при обучении применяется следующий порядок:

  1. назвать узел и его назначение;
  2. продемонстрировать приемы вязки узла по элементам;
  3. предоставить время на разучивание приемов;
  4. проверить рисунок узла у каждого обучающегося;
  5. при наличии ошибок предложить одному из кружковцев продемонстрировать прием с объяснением действий; продолжать демонстрацию и объяснение приема разными обучающимися до полного его усвоения;
  6. при отсутствии ошибок проконтролировать прочность усвоения приема путем его повторения до появления четкости в рисунке узла и в последовательности вязки;
  7. предложить обучающимся, освоившим прием, п к вязке узла за спиной или с закрытыми глазами в качестве закрепления материала;

г) требовать выполнения приема способом, рекомендованным на занятии.

План – конспект.

Часть урока

Содержание

Время

Организационно-методические указания

Назначение прямого узла:

  • связывание веревок одинакового диаметра Особенности прямого узла:
  1. при большой нагрузке сильно затягивается;
  2. требует применения контрольных узлов

10 мин.

Р. Ш п. 1. а

М. Сообщение

Вязка узла:

  1. отмерить концы; правый конец наложить на левый;
  2. правый обернуть вокруг левого один раз; правый снова наложить на левый; обернуть правый вокруг левого один раз;
  3. взявшись за концы (по два с каждой стороны), затянуть узел; завязать контрольные узлы

Р. Шп. 1. а, б

М. Шп. 1. в, г

Продемонстрировать развязывание неправильно завязанного узла.

Предупредить:

3. а) правый конец — тот, который в начале приема был в правой руке, левый — в левой;

б) короткие концы должны быть по одну сторону узла

Назначение узла «проводника»:

  1. завязывание незатягивающейся петли на веревке;
  2. привязывание веревки к предметам типа "неразъемное кольцо"

10 мин

Р. Шп.1.а

М. Сообщение

Вязка «проводника» петлей:

  1. отмерить нужной длины конец;
  2. сложить веревку петлей;
  3. завязать узел на петле;
  4. подогнать длину петли;
  5. затянуть узел;
  6. завязать контрольный узел

Р. Шп.а.б

М. Ша.1.в,г

3. «Проводник», завязанный посредине веревки, в контрольных узлах не нуждается

Вязка «проводника» концом:

  1. отмерить нужной длины конец;
  2. завязать простой узел и расправить его;
  3. сложить петлей короткий конец;
  4. пропустить короткий конец через узел, повторяя рисунок простого узла;
  5. расправить и затянуть узел;
  6. завязать контрольный узел

Р. Шп.1.а,б

М. Шп 1.в.г



3. Узел вязать на предмете типа «неразъемное кольцо»

Назначение узла «восьмерки»:

  1. завязывание незатягивающейся петли на веревке;

Особенности «восьмерки»:

  1. при большой нагрузке затягивается меньше «проводника»;
  2. привязывание веревки к предметам типа «неразъемное кольцо»;

применения контрольного узла не требует

10 мин.

Р. Шп 1.а

М. Сообщение

Вязка «восьмерки» петлей:

  1. отмерить нужной длины конец;
  2. сложить веревку петлей;
  3. завязать на петле узел, подобный простому, но сделать дополнительно полоборота;

подогнать длину петли; расправить и затянуть узел

Р. Шп.1.а,б

М. III п.1.в, г

Вязка «восьмерки» концом: 

  1. отмерить нужной длины конец;
  2. завязать на конце «восьмерку»;
  3. расправить узел; сложить петлей короткий конец;
  4. пропустить конец через узел, повторяя рисунок узла;

расправить и затянуть узел.

Р, Шп 1.а.б

М. Шп 1.в.г


3. Узел вязать на предмете типа «неразъемное кольцо»

Подведение итога занятия.

5 мин.

ЧЕТВЕРТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Продолжительность — 35 мин.

1

2

3

4

1.

Назначение узла «булинь»:

привязывание веревки к предметам;

Особенности узла «булинь»: при большой нагрузке сильно затягивается; требует применения контрольного узла; вяжется со стороны нагруженного конца

15 мин.

Р. Шп 1.а

М. Сообщение

2.

Вязка узла «булинь»:

  1. отмерить нужной длины конец;
  2. сделать первую петлю левой рукой, протянуть в нее вторую петлю от длинного конца веревки, который будет нагружаться;
  3. протянуть короткий конец во вторую петлю правой рукой;
  4. протянуть вторую петлю назад через первую, нагружая длинный конец веревки («вывернуть» петлю); расправить и затянуть узел

Р. Шп 1.а.б

М. Шп 1.в.г


3. Проконтролировать протягивание конца веревки через двойную петлю

Предупредить, что в связке длинный конец веревки нагружен

3.

Разбор раздела

10 мин

М. П.02.004

Перерыв

10 мин

ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ

Продолжительность — 25 мин.

1

2

3

4

1

Назначение «брамшкотового» узла:

связывание веревок разного диаметра;

Особенность «брамшкотового» узла — требует применения контрольного узла

15 мин

Р. Шп 1.а

 М. Сообщение

2

Вязка «брамшкотового» узла: 

  1. на толстой веревке отмерить нужной длины конец; сложить толстую веревку петлей и взять ее в левую руку;
  2. правой рукой пропустить тонкую веревку в петлю толстой сверху вниз и вытянуть конец нужной длины;
  3. прихватить тонкую веревку левой рукой, так чтобы она лежала на толстой, провисая небольшой петлей;
  4. обернуть веревку вокруг петли толстой, пропуская ее между петлей тонкой и толстой веревки два раза; расправить и затянуть узел;

сделать контрольные узлы

Р. Шп 1.а.б

М. Шп 1.в.г

3. Обратить особое внимание на то, чтобы тонкая веревка после двух оборотов вокруг петли не пропускалась в петлю толстой

3

Разбор раздела

10 мин

11.02.004

ШЕСТОЕ  ЗАНЯТИЕ

Продолжительность — 35 мин.

1

2

3

4

1

Назначение узла «стремя»:

  1. привязывание веревки незатягивающейся петлей и незатягиваюшимся узлом;

Особенности узла «стремя»:

  1. сохраняет форму и не соскакивает с предмета при легком натяжении;
  2. вяжется из большой петли узла «проводник» или свободный короткий конец привязывается к длинному (нагруженному) узлом "булинь"

20 мин

Р. Шп 1.а

М. Сообщение

2

Вязка узла «стремя» петлей: 

  1. взяться руками за веревку на расстоянии друг от друга, необходимом для получения стремени нужного размера;
  2. накинуть правой рукой на левую петлю и придержать ее большим пальцем; накинуть и придержать вторую петлю правее первой;
  3. вторую поместить под первой, не поворачивая плоскости петли;
  4. одеть обе петли на предмет;
  5. затянуть узел

Р. Ш п. 1.а,б

М. III п.1.в,г

3. Отрабатывать технику вязки стремени можно не применяя большой петли «проводника»

Демонстрацию стремени проводить с применением петли «проводника» длиной не менее 0,5 м

3

Вязка узла «стремя» концом:

  1. отмерить нужной длины конец;
  2. наложить веревку сверху и сделать оборот вокруг предмета, выпустив конец слева;
  3. сделать оборот правее первого, выпустив конец между оборотами;
  4. затянуть стремя

Р. Шп 1.а.б

М. Шп.1.в, г

3. Демонстрацию узла проводить с последующим завязыванием узла «булинь» на свободном конце. Отрабатывать технику вязки можно не применяя завязывания конца узлом «булинь»

4

Разбор раздела

10 мин

II. 02.004

5

Перерыв

5 мин.

СЕДЬМОЕ  ЗАНЯТИЕ

Продолжительность — 30 мин.

1

2

3

4

1

Назначение узла «схватывающий»:

  1. обеспечение скользящего соединения двух веревок и закрепления одной веревки на другой при наличии нагрузки;

Особенности узла «схватывающий»:

  1. веревка, которой вяжется узел, должна иметь диаметр меньше диаметра основной веревки;
  2. петля для схватывающего вяжется восьмеркой одним концом или свободный конец привязывается узлом «булинь»

20 мин

Р. III п.1.а

М. Сообщение

2

Вязка узла «схватывающий» петлей:

  1. смотать лишний конец в правую руку;
  2. взяться правой рукой за петлю левее узла петли;
  3. наложить петлю сверху на веревку и, придерживая петлю перед веревкой левой рукой, сделать два оборота петлей вокруг веревки, пропуская внутрь самого себя;
  4. слегка затянуть и расправить;
  5.  затянуть окончательно

Р. Ш п.1.а,б

М. III п.1.в,г


Продемонстрировать несрабатывание нерасправленного узла, способ его передвижения и ослабления после затягивания

3

Вязка узла «схватывающий» концом:

  1. отмерить нужной длины конец;
  2. наложить конец на веревку сверху правой рукой и сделать два оборота слева «направо от себя;
  3. перекинуть конец налево сверху и сделать два оборота слева направо на себя, пропуская конец в образовавшуюся петлю;
  4. узел затянуть и расправить

Р. III 1.а.б

 М. III п.1.в.г


3. Демонстрацию узла проводить с последующим завязыванием узла «булинь» свободным концом. Отрабатывать технику узла можно не применяя узла «булинь»

4

Разбор раздела

10 мин

ВОСЬМОЕ ЗАНЯТИЕ

Продолжительность — 45 мин.

1

2

3

4

Назначение обвязки:

верхней (грудной) — для привязывания к веревке при организации связки;

нижней («беседки») — для увеличения поверхности обвязки и для самостоятельного нагружения (при переправе и спуске по веревке);

Особенности обвязки:

  1. нижняя обязательно связывается с верхней;
  2. требует знания узлов «булинь», «прямой», «контрольный»

25 мин

Р  III п 1.а

2

Завязывание грудной обвязки:

  1. заложить веревку за спину (короткий конец — в правой руке);
  2. вытянуть конец правой рукой так, чтобы он достал пол при согнутом под 90° локте;
  3. набросить короткий конец на правую руку;
  4. сделать на длинном конце веревки левой рукой двойную петлю для «булиня»; пропустить короткий конец в петлю;
  5. сделать вдох, «вывернуть» и затянуть петлю «булиня»;
  6. короткий конец пропустить сверху справа под обвязку на 20—30 см;
  7. пропустить руку в образовавшуюся петлю и перевести конец за спину;
  8. вывести короткий коней вперед через левое плечо;
  9. привязать короткий конец контрольными узлами к обвязке спереди крест-накрест

 Р.  III п. 1 а, б

М.  III п. 1. в,г

3.

Завязывание нижней регулируемой обвязки:

  1. сложить репшнур вдвое и наложить на поясницу;
  2. завести руки вперед и притянуть концы между ног спереди назад;
  3. захватить концы сзади, вывести их вперед и пропустить спереди под оба получившихся оборота навстречу друг другу;
  4. затянуть обвязку за концы;
  5. завязать концами прямой узел;
  6. привязать концы к грудной обвязке

4

Разбор раздела

10 мин

 М. II. 02. 004

5

Перерыв

10 мин

З.  Отдых и подготовка слушателей к общему разбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии по теме: "Плетение репсового узла. Выполнение узора "Цветок".

Ознакомление с этим видом рукоделия проводится в 7 классе (6 учебных часов). За этот период учащиеся осваивают азбуку и грамматику макраме. Каждое занятие включает и теоретическую,  и практическу...

Туристские узлы, их значение. Техника вязания узлов.

Туристские узлы, их значение. Техника вязания узлов....

Конспект урока "Туристические узлы"

Цель данного пособия - познакомить обучающихся с приемами работы с веревкой, способами и методами её использования. Объяснить значение туристических узлов; их практическое применение; последовательнос...

Открытое занятие «Туристские узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов.»

Открытое занятие«Туристские узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов.»...

Презентация "Туристские узлы. Техника вязания узлов"

Хороший узел - это:когда его легко завязать,когда он сам не развязывается,когда его легко развязать.Узел - это способ соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образо...

Конспект занятия "Туристские узлы"

Знакомство с основными туристскими узлами...

План-конспект по теме: "Техника вязки узлов"

Цель: Популяризация и привлечение детей к туризму, отработка единой последовательности приемов вязки узлов.Задачи:Совершенствовать навыки по вязки туристических узлов.Укрепление здоровья обучающихся и...