"Практические рекомендации исполнения штрихов на баяне"
статья по теме

На практике  педагоги – баянисты  постоянно сталкиваются с  таким понятием, как артикуляция. Порой затрудняются использовать те или иные приемы и способы звукоизвлечения. Я постараюсь наметить в этой работе основные виды артикуляции на баяне, показать приемы и способы звукоизвлечения, необходимые нам в работе с учеником

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakt.rekomendatsii.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Березовская детская школа искусств»

 

 Практические рекомендации исполнения штрихов   на   баяне.

                                             Выполнил: Колганов. Н.Н.

                                                        Преподаватель отдела народных              

                        инструментов.

Березово 2013г

На практике  педагоги – баянисты  постоянно сталкиваются с  таким понятием, как артикуляция. Порой затрудняются использовать те или иные приемы и способы звукоизвлечения. Я постараюсь наметить в этой работе основные виды артикуляции на баяне, показать приемы и способы звукоизвлечения, необходимые нам в работе с учеником

  Артикуляция – способ исполнения последовательного ряда звуков на инструменте, это искусство ясного, членораздельного произношения звуков. Артикуляция технически связана с приемами движения руки (её частей) при ведении меха и нажатии на клавиши. Говорить об артикуляции можно в широком смысле слова. Она охватывает целый комплекс элементов. Вот здесь – то и приходит на помощь понятие «штрих» (черта). Именно штрих является мерой в градациях слитно – раздельно, а артикуляция является результатом взаимодействия различных штрихов. Так же необходимо сказать, что штрихи характеризуют лишь связанные между собой звуки. Не менее двух. Например, отдельно взятый звук, каким бы он не был кратким, является лишь длительностью, но не штрихом. Лишь в соотношении двух и более звуков ясно, насколько связны или раздельны данные штрихи. В большом исполнительстве имеются четыре вида туше (прикосновения) – нажим, толчок, удар и скольжение. Постараемся выявить те виды туше, необходимые для применения штрихов различной степени. Хотелось бы отметить классификацию штрихов, предложенную Ф.Р.Липсом, состоящую из 10 штриховых градаций.

Связные щтрихи: legatissimo, legato, portato, detache.

Раздельно – выдержанные: tenuto, marcato,sforzando, non legato.

Отрывистые: staccato, martele, staccatissimo.

 Наибольшая степень слитности принадлежит штриху legatissimo (ит. «legare» -связывать, окончание «issimo»  указывает на высшую степень). Главное свойство Legatissimo  заключается не только в соединении звуков без микропауз, но в наслоении каждого из последующих на предыдущий. Следует отметить, используют лишь в консонирующих интервалах, чем шире интервал, тем больше степень наслоения.  Legatissimo обозначается на письме лигой или словом  Legatissimo.

Legato от  Legatissimo отличается лишь отсутствием наслоений последующих звуков. Способ туше как для Legato  и   Legatissimo – нажим – вдавливание. Следует обратить внимание на то, чтоб ученик постарался с имитировать движение  «ножа в масло». Меховедение плавное, при смене меха на Legato окончание длительности несколько дольше по счету, поменяв мех таким образом создается иллюзия связности.

Portato  (ит. «portare» - утверждать, нести) столь же связный штрих, что и  legato,  но в отличии от legato, каждый звук (его начало) более активен за счет нажима на клавишу и пунктирного меховедения. Используется portato  в пьесах декламационного характера. Обозначается portato  горизонтальными черточками над или под нотой в сочетании с лигами.

Detacher   (фр. отделять) – само название может ввести в заблуждение. Мы отделяем не звуки, а мех. Следовательно Detacher -слитность звуков  при разнонаправленном движении меха. Detacher так же, как и Portato слитному звучанию подчеркнутость и декламационность. Атака звука как в Portato. Нужно помнить, что прием Detacher -скрипичный и использование меха-смычка только на связанных между собой повторяющихся звуков и является Detacher. Что касается разнонаправленного движения меха на сжим – разжим при нажатии различных по степени высоты звуков, то этот прием не определяет этот штрих как Detacher. Связные штрихи, их выбор определяется характером лирики и мелодизма произведения. Поэтому использование этих штрихов связано со степенью «вокальности», широты интервалики мелодии  и степенно взыскательного вкуса. Обозначается Detacher лигой  связующих нот с раздельным мехом.

   Для раздельно- выдержанных штрихов характерно то, что раздельность звуков может определятся различной степенью длительности – от полностью выдерживаемого звука до его половины с образованием соответствующих пауз.

Tenuto (ит. «tenere» - держать, соблюдать) – штрих, при котором соблюдается точность длительности. Обозначается штрих черточкой под или над нотой. Хочется сказать, что в tenuto меховедение не подчеркнутое и нет энергичного нажима. Это распространенная ошибка. Нет и пальцевого удара. Меховедение плавное как в legato, только способ игры – туше нажим твердый и окончание звука так же твердое, моментальное поднятие пальца, но не отскок вверх.

Marcato (ит. « marcare» - выделять) – раздельное акцентированное звучание, при выдержанном, как в tenuto звуке.  Здесь следует применять активный толчок с резким нажимом меха. Для marcato характерен удар по клавише. В котором применяет участие не только пальцы и кисть, но даже предплечье и плечо. Удар сопровождается синхронным рывком меха. Здесь следует обратить внимание на синхронность в выполнении этого штриха. Вместе с ударом по клавише  - одновременный рывок мехом. Этот прием особенно не получается у учеников. Обозначается marcato и marcatissimo акцентами, стоящими над или под нотами. Отмечу что в окончании (филировке) звука не должно быть звукового спада  (мех до конца выдержанной ноты активен). Как раз при динамическом спаде существует штрих Sforzando  при котором атака звука как в marcato, но окончание резко гаснущее, по продолжительности точно по длительности.  Sforzando существует два вида, как силовой оттенок, так и штрих. В этой связи интересен пример пьесы В.Златорева «Ферапонтов монастырь», в котором передается ощущение колокольных звонов. Используются ремарки –акценты над или под нотой с сочетании со словом Sforzando.

Non legato  (ит. не связно) – исполняется несколько короче чем tenuto  и marcato по длительности нотного текста, п о сути  исполнения это tenuto с половиной паузы на звуке. Атака звука несколько тверже, чем в tenuto из-за более короткого звучания длительности. Меховедение  ровное без толчков. В отрывистых штрихах звук выдерживается от половины длительности до его акустического минимума. Обозначается – non legato.

Staccato  (ит. «staccare»- отрывать, отделять) – отрывистое звучание, достигается путем легкого пальцевого и кистевого удара по клавишам с небольшим толчком в меховедении. При исполнении staccato могут сочетаться так же легкий толчок меха с небольшим нажатием клавиши. Существует степень градации staccato  от легкого скользящего до полновесного удара. При staccato меховедение может быть совершенно плавным и наоборот резким.

Martele  (фр. «marteler» - отчеканивать) – значительно более резка атака звука чем в staccato за счет удара пальца и толчка меха одновременно, но в отличии от marcato длительности укорачиваются до минимума, инерции в меховедении нет. По другому можно определить martele как акцентированное staccato.  Обозначается: а) заштрихованными клиньями над или под нотой, б) незаштрихованными клиньями или сочетанием акцентов и точек над или под нотами.

Staccatissimo –наиболее короткий, острый штрих, при котором звук остается отчетливо ощутим. Чтобы staccatissimo прозвучало, необходимо вести мех с небольшими толчками, иначе звуки не будут услышаными и останется только стук клавиш. Специального графического обозначения штрих не имеет, лишь точка над или под нотой. Этот штрих используют для достижения особой легкости и отрывистости в музыкальном произведении.

  Необходимо сказать, что при игре на «сжим»,  из-за конструкции нашего инструмента, возникают трудности в использовании особенно раздельных штрихов. Это требует от ученика дополнительных усилий в извлечении необходимого качества звука.

  Из выше сказанного можно сделать выводы:

  1. Штрихи являются важнейшей частью артикуляции, определяющие меру связности  – раздельности звуков.
  2. В зависимости от степени «вокальности» произведения усиливается или уменьшается степень наслоения соседних звуков.
  3. В диссонирующих мелодических интервалах степень наслоения не должна ощущаться на слух.
  4. Большая роль в раздельной артикуляции должна отводиться штрихам ударно-активным: marcato и martele.
  5. Основная необходимость выявить контраст раздельной и связной артикуляции.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические и практические рекомендации по проведению игровых тренингов

На протяжении всей жизни человек постигает искусство культурного диалога, который основывается на абсолютном понимании и принятии субъектами диалога друг друга. Основой культурного диалога являе...

Практические рекомендации Развития физических качеств баскетболистов

Данные рекомендации по развитию физических качеств баскетболистов предназначены для школьников, студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Ма...

Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной».

практические рекомендации для родителей для организации полезного игрового досуга с детьми...

Тема: «Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной

Методическая разработка, которая поможет родителям организовать игровой досуг с ребенком....

Психологическая характеристика учащихся классов КО. Практические рекомендации.

В перзентации изложен материал о том, как продуктивно организовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями, для лучшего усвоения ими учебного материала....

Практические рекомендации Развития физических качеств баскетболистов

Данные рекомендации по развитию физических качеств баскетболистов предназначены для школьников, студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Ма...

Методические и практические рекомендации по обеспечению мер безопасности при подготовке и проведении туристических походов и экскурсий со школьниками в оздоровительных лагерях.

Профилактические требования к организации и проведению туристских походов, экскурсий и путешествий с учащимися. При проведении туристских походов, особенно много­дневных, возникает много об...