Рабочая программа "Город мастеров"
рабочая программа на тему

Промогайбо Наталья Юрьевна

Рабочая программа "Город мастеров" создана для обучения детей младшего школьного возраста различным видам декоративно-прикладного творчества. Предполагает изготовление большого количества несложных изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_masterov.docx53.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Город мастеров» относится к художественно-эстетической направленности, создана на основе типовой программы С. Ф. Абдуллаева и др. «Программы для внешкольных и общеобразовательных учреждений», сб. М., Просвещение. 1988, в которую добавлены темы: «Работа с бисером»,  «Работа с нитками» и «Работа с бросовым материалом». В основе программы лежит художественное конструирование из природных материалов, бумаги, ниток, ткани и бросового материала.

Новизна рабочей программы «Город мастеров» заключается в комплексном подходе к обучению детей за счет большого количества изучаемых видов и техник декоративно-прикладного искусства.

Актуальность данной программы заключается в том, что она отвечает социальному заказу детей, сочетает виды декоративно-прикладного творчества, востребованные в конкретной местности.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена сочетанием большого количества получаемых обучающимися знаний и умением применить их на практике, что способствует формированию навыков профессиональной деятельности.

Цель программы:

Развитие творческих способностей детей путем приобщения к народному творчеству и расширению знаний в области искусства.

Программой предусмотрено решение следующих задач:

- обучение различным видам прикладного творчества, основанным на использовании природных материалов;

- обучение технологическим приемам работы с природными материалами;

- обучение детей приемам обработки различного материала: бумаги, ткани, картона, проволоки;

- расширение и углубление знаний о богатстве природы Кубани,

- формирование культуры труда,  развитие художественного вкуса;

- приобщение детей к культурному наследию, формирование общей культуры;

- развитие коммуникативных способностей, формирование культуры общения

- воспитание бережного отношения к природе,

- воспитание усидчивости, аккуратности;

- организация досуга детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной  образовательной программы - от 7 до10 лет, это обусловлено появлением интереса к первым результатам учебного труда, и педагог может использовать податливость детей этого возраста к внушениям и «впитываемость»  ими эмоциональных воздействий. Программный материал позволяет использовать и укреплять формирующийся интерес обучающихся к первым результатам учебного труда, к способам приобретения знаний. Детям для занятий по данной программе не требуется предварительная подготовка, принимаются все желающие.

Допускается дополнительный набор обучающихся на второй и третий годы обучения на основании результатов тестирования.

Программа рассчитана на 4 года обучения, первый год обучения – 144 часа, второй и последующие – 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по учебных 2 часа – первый год обучения; 3 раза в неделю по учебных 2 часа – второй, третий и четвертый год обучения.

Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуальная и групповая, осуществляется в соответствии с требованиями развивающего обучения. Занятия строятся таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются всей группе, а дальнейшая работа ведется в индивидуальном темпе с учетом личностных качеств обучающихся.

Декоративно-прикладное творчество наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у ребенка способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символичное значение. В процессе занятий педагог помогает воспитанникам проявить индивидуальное чувство цветовой гармонии, заложенное в каждом ребенке.

Данная программа призвана решить задачу приобщения ребенка к таким видам ручного труда, как вязание крючком, вышивка, бумагопластика (оригами), шитье, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса. Немаловажным аспектом является и развитие мелкой моторики рук, оказывающее благотворное влияние на нервную систему.

Формы проведения занятий: выставка, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, презентация.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. начальный контроль (сентябрь);
  2. текущий контроль (в  течение всего учебного года);
  3. промежуточный контроль (январь);
  4. итоговый контроль (май). 

Образовательные результаты:

По окончании 1-го года обучения:

  • ребенок будет знать правила и особенности сбора природного материала, способы засушивания;
  • ребенок будет знать историю оригами;
  • ребенок будет уметь складывать основные базовые формы: «треугольник», «воздушный змей», «дверь», «двойной треугольник» и на их основе – фигурки;
  • ребенок будет знать основные приемы бисероплетения;
  • ребенок будет знать технологию работы с соленым тестом;
  • ребенок будет знать технологию изготовления игрушек из помпонов;
  • изготовления плоской и полуобъемной игрушки – аппликации;
  • ребенок будет уметь выполнять швы: «вперед иголку», «назад иголку», «через край», «петельный»;
  • у ребёнка будут воспитаны аккуратность и усидчивость;
  • у ребёнка будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.

По окончании 2-го года обучения:

  • ребенок будет знать базовые формы: «рыба», «птица», «катамаран» и на их основе складывать фигурки;
  • ребенок будет уметь работать с шаблонами и выкройками;
  • ребенок будет знать разновидности мягких игрушек и уметь их выполнять;
  • ребенок освоит технологию изготовления мягкой игрушки;
  • ребенок будет уметь самостоятельно оформлять готовые игрушки и панно;
  • ребенок будет  уметь вязать «цепочки» из воздушных петель и знать правила выполнения панно из них;
  • ребенок будет уметь вязать крючком несложные изделия;
  • ребёнок получит навыки работы в технике квиллинг;
  • у ребёнка будут развиты творческие способности;
  • у ребёнка будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.

По окончании 3-го года обучения:

  • ребенок получит навыки выполнения аппликации из лент, ткани и ниток;
  • уметь применять в работе атласную ленту;
  • ребенок получит навыки вышивки крестом;
  • ребенок будет иметь навыки работы в технике бумажной филиграни при изготовлении цветов из бумаги;
  • ребёнок будет выполнять аппликацию бисером;
  • ребёнок будет уметь вязать крючком несложные изделия;
  • у ребёнка будет развита потребность к самообразованию.
  • По окончании 4-го года обучения:
  • ребенок будет обладать навыками работы в технике модульного оригами, тиснения по бумаге;
  • ребенок будет знать технологию и иметь навыки изготовления  аппликации из ткани, аппликации бисером;
  • ребенок будет знать технологию и иметь навыки работы с бросовым материалом (яичная скорлупа, семена растений);
  • ребенок будет уметь выполнять объемные изделия из бисера различной сложности;
  • у ребёнка будут развиты творческие способности;
  • у ребёнка будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества.

Для проведения педагогического мониторинга используются: контрольные задания и тесты, журнал учета, отметки, шкалы оценивания результатов.

Формы подведения итогов работы по теме, разделу, программе: выставка, анализ продуктивной деятельности, карты оценки результатов освоения программы.

Учебно-тематический план

I год обучения

п/п

Наименование работы

Часы

всего

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие

2

2

2

Конструирование из бумаги

30

6

24

3

Бисероплетение

40

6

34

4

Лепка из соленого теста

40

8

32

5

Мягкая игрушка

30

4

26

6

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

144

28

116

II. год обучения

1.

Вводное занятие

2

2

2

Мягкая игрушка

44

2

42

3.

Вязание крючком

40

2

38

4.

Работа с бумагой (квиллинг)

44

2

42

5.

Работа с бисером

40

2

38

6.

Лепка из соленого теста

44

8

36

7.

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

216

20

196

III. год обучения

1

Вводное занятие

2

2

2

Работа с нитками и тканью

50

2

48

3

Магия бисера. Бисерное тканье.

40

1

39

4

Вязание крючком

40

2

38

5

Работа с бумагой

40

2

38

6

Лепка из соленого теста

42

2

40

7

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

216

13

203

IV. год обучения

1

Вводное занятие

2

2

2

Бумагопластика

48

2

46

3

Изделия из текстиля

36

1

35

4

Изделия из природного материала

46

2

44

5

Бисероплетение

82

4

78

7

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

216

13

203

Содержание программы

1-й год обучения.

1. Вводное занятие.

Теоретическое занятие. Знакомство с планом и содержанием работы детского объединения. Краткие  сведения  о необходимом  оборудовании и материалах. Правила безопасности и охрана труда.

2. Конструирование из бумаги.

Оригами.  Теоретические занятия: История оригами: родина оригами,  религиозное предназначение оригами в древности. Использование оригами  в современное время. Возникновение бумаги. Способы окрашивания бумаги. Оригами – как универсальный конструктор. Базовые формы, условные знаки, принятые в оригами и основные приемы складывания. Подготовка  бумаги к работе. Необходимые материалы: бумага белая и цветная, альбом для ведения записей, Ручка, цветные карандаши, ножницы, папка для бумаг.

Практические занятия. Подготовка квадратов  для складывания. Складывание базовой формы  «треугольник», на ее основе «синица», «курочка», «сердце», пингвин.  Складывание базовой формы «воздушный змей», на ее основе: уточка, лебедь. Складывание базовой формы «двойной треугольник»,  на ее основе: «лягушки», «рыбки», «бабочки». Складывание базовой формы «дверь» на ее основе: «клюв птицы», коробки. Оформление фигурок: раскрашивание, наклеивание деталей аппликации.

Составление и оформление композиции. Теоретические занятия: Первоначальные сведения о видах бумаги. Бумага белая и цветная, способы окрашивания: «под мрамор», набрызгом, цветным клейстером, при помощи штампов и трафаретов. Ознакомление с инструментами для обработки бумаги и картона. Знакомство с правилами обращения с ножницами, правила их хранения. Шаблоны. Правила разметки заготовок с помощью шаблонов. Правила соединения деталей из бумаги с помощью клея. Понятие «деталь», «изделие». Рациональное использование материалов. Виды объемной аппликации. Основные законы цветоведения.

Практические занятия: просмотр выставочных работ учащихся, самостоятельный выбор сюжета, составление эскиза. Подбор бумаги, подготовка основы панно. Копирование рисунка на основу, придание объема вырезанным  деталям. Сборка и оформление панно «Цветы в вазе», поздравительные открытки.

Изготовление игрушек и цветов на основе «конуса»: подбор бумаги, обвести шаблон конуса, склеить конус. Вырезание деталей  лап, головы, мордочки. Наклеить на основу - конус. Оформление игрушки: «мышка», «собачка», «попугай», «снегурочка».

Изготовление игрушек на основе «цилиндра»: из половины листа альбомной бумаги склеить цилиндр, вырезать вспомогательные детали наклеить на цилиндр и оформить игрушку «Дед мороз», «забавные фигурки-лица».

Изготовление игрушек и композиций из полосок бумаги: «звезды», «снежинки», «цветы ». Нарезать полоски нужной длины, шириной 0,5-1 см. Склеить колечки разной длинны. Из колечек  склеить снежинки», «звезды», цветы.

Игрушки с подвижными деталями. Соединение деталей с помощью  проволоки. Обвести детали на картон, вырезать, места крепления  проколоть шилом. Нарезать проволоку кусочками  4 см. и загнуть один край. Соединить  фигурки: «цыплята», «медведи». Оформить деталями аппликации.

3. Бисероплетение.

Теоретические занятия. Бисероплетение - от Древнего Египта до наших дней. Жемчуг как основной отделочный материал на Руси. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Виды бисера. Фурнитура: замочки, застежки, карабины, швензы, пуссеты и пр. Основные приемы бисероплетения. Техника безопасности на занятиях. Схемы и их чтение.

Практические занятия: низание в одну нить: простая однорядная цепочка, бусы и браслеты в виде косичек, цепочка «маленькая змейка», «большая змейка», цепочка с пупырышками, с ромбами, «зигзаг» с ромбами, «зигзаг» с пупырышками, цепочка с цветком из 8 лепестков.

Цветы из бисера.

Сказки и легенды о цветах.  Приемы работы с бисером: способы соединения цепочек, соединение однорядных цепочек, вплетение бусин.  

Практические занятия:

Параллельный и коралловый способ плетения. Плетение листьев и лепестков различных форм на основе параллельного низания. Сборка и оформление букетов из фиалок, ромашек.

Забавные игрушки из бисера.

Что мы знаем о насекомых. Сказки о насекомых. Морские животные и растения. Особенности их строения.

Практические занятия: Герои сказки «Муха - цокотуха»: подбор бисера, разбор схем, плетение мухи, комара, паука, паутинки. Оформление панно.

Панно «Морское дно» - подбор бисера для рыбок, разбор схем, плетение рыбок, водорослей, оформление панно.

Панно «Кот в сапогах»: подбор бисера для кота, замка, зайцев, разбор схем, плетение, оформление панно.

Панно «Дюймовочка» подбор бисера, разбор схем, плетение фигурок,  оформление панно.

  1. Лепка из соленого теста

Теоретические занятия. История возникновения лепки. Многообразие предметов народного творчества. Посещение детской библиотеки. Материалы и инструменты. Рабочее место, техника безопасности. Обработка теста подручными средствами. Изготовление кренделей,  методы и приемы.

Практические занятия. Приготовление соленого теста. Полезные советы. Обработка соленого теста. Изготовление изделий. Сушка и обжиг, раскрашивание, лакировка. Обработка подручными средствами; технология обработки расческой, чайным ситечком. Технология изготовления рельефных углублений. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Изготовление «новогодней елки».  Теоретическое занятие. История и традиции праздника.

Практические занятия. Вырезание по шаблону; украшение иголочками с помощью пропущенного через чайное ситечко теста; оформление изделия, сушка, раскрашивание.

Отпечатки на тесте. Оформление рельефных углублений. Сушка, раскрашивание.

Изготовление медальона «Сердечко». Вырезание по шаблону; нанесение эскиза на поверхность и вдавливание; оформление медальона.

Изготовление «декоративного коврика». Выложить букет из засушенных растений и цветов, прижать; прокатать валиком и убрать отпечатанные предметы; оформление рельефных углублений.

Лепка «Грозди винограда». Изготовление ягод из 8 шариков; сушка, оформление изделия в рамочку.

Лепка на основе круга. Знакомство с элементом «лепешка». Изготовление изделий. Сушка, раскрашивание.

Лепка «Тучки и солнышка». Изготовление разных по размеру лепешек; составление тучки; изготовление солнышка (лепешка) с лучиками; составление сюжета в рамочку.

Лепка «Мишки». Изготовление разных по размеру лепешек; большая лепешка-туловище; средняя лепешка-голова; маленькая – лапки, ушки. Составление работы по сказке «Три медведя».

Изготовление «Валентинки». Лепка цилиндрических форм. Раскатывание колбасок из теста, раскатывание колбасок; соединение, придать форму сердца; раскрашивание и сушка.

Лепка «Венка». Технология плетения. Изготовление изделия из 2-х жгутиков; сушка, раскрашивание, лакировка.

Лепка растений. Технология изготовления  Техника безопасности. Рассматривание иллюстраций.

Лепка фруктов и овощей. Лепка «Яблока». Замешивание теста; изготовление шарика; изготовление листочка; сушка, раскрашивание.

Лепка «Огурца». Загадывание загадок, показ иллюстраций. Изготовление основного базового элемента жгутика; сушка, раскрашивание.

Лепка «Капусты». Изготовление основного базового элемента лепешек (листья); соединение деталей, оформление изделия; раскрашивание, сушка.

Лепка «Груши». Изготовление основного элемента – шара; соединение деталей, оформление изделия: сушка, раскрашивание.

Лепка по замыслу (горох, персик, слива, помидор). Лепка основных элементов; украшение, оформление изделия сушка, раскрашивание.

Лепка цветов. Изготовление розы из соленого теста. Сушка и раскрашивание

Розы из полоски теста. Изготовление основного базового элемента - жгутик Изготовление букета из роз.

Розы из круглых лепестков. Изготовление основного базового элемента – лепешка.

Изготовление «Валентинки».  Изготовление веночка из роз.

Лепка листьев березы, яблони, осины: изготовление элементов (шар, лепешка); сушка, раскрашивание. Способы изготовления  изделий. Вырезание формочками изделия «Медальон». Технология вырезания. Сушка, раскрашивание, лакировка.

Лепка животных. Технология изготовления; изготовление основных элементов; украшение бантиком; сушка, раскрашивание, лакировка.

Лепка «Зайчика». Лепка основных элементов; соединение; сушка, раскрашивание, лакировка.

Лепка «Кошечки». Лепка основных элементов; соединение, украшение тиснением; сушка, раскрашивание, лакировка.

Лепка «Собачки». Лепка основных элементов; соединение; сушка, раскрашивание, оформление работы в рамку.

Лепка насекомых на основе базовых элементов. Лепка «Божьей коровки». Изготовление основных элементов; сушка, раскрашивание, оформление работы.

 Лепка гусеницы, бабочки. Изготовление элементов: лепешки, шара, жгутика; соединение изделий; декоративное оформление крыльев узором; сушка раскрашивание, лакировка

  1. Мягкая игрушка

Игрушки из помпонов. Теоретические занятия. Материалы для изготовления помпонов. Определение размера и «густоты» помпонов. Использование старых вязаных вещей. Техника безопасности. Правила перевода выкройки. Основные материалы и инструменты.

Практические занятия. Технология изготовления помпончика. Изготовление игрушек из помпонов.

Хрюшка. Из ниток сделать «густые» помпоны – для туловища и мордочки, соединить детали. Из розового картона вырезать ушки, пятачок и ножки поросенка, из белого картона - глазки.  Оформить бисером глазки и пятачок, пришить к голове игрушки, оформить ножки и пришить их к туловищу. Из ниток сделать хвостик - шнурочек.  

Пушистые бусы. Изготовить три больших и 10 маленьких помпонов, продеть шнурок через все помпончики, завязывая по узелку с каждой стороны помпона.

Ягоды и грибы. Изготовление необходимого количества помпонов. Сборка и оформление игрушек.

Гусеничка. Сказки и рассказы о насекомых. Особенности строения гусеницы. Изготовление необходимого количества помпонов. Сборка и оформление игрушки.

Открытка. Изготовление листика из зеленого картона, божьей коровки из помпона красного цвета, оформление открытки.

Ежик. Изготовление двухцветного помпона. Сборка и оформление игрушки.

Цыпленок. Изготовление двух помпонов. Сборка и оформление игрушки.

Белочка. Изготовление двух помпонов. Сборка и оформление игрушки.

Кот. Изготовление восьми помпонов разного размера. Сборка и оформление игрушки.

Медвежонок. Изготовление восьми помпонов. Сборка и оформление игрушки.

Плоская игрушка-аппликация.

Теоретические занятия. Аппликация полуобъемная из ткани. Объекты труда. Ткани, используемые в аппликации. Способы оформления полуобъемных изделий. Использование природного материала при изготовлении аппликации. Правила раскроя деталей игрушки. Особенности раскроя деталей плоской комбинированной игрушки. Технология изготовления. Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Правила оформления глаз у игрушек - зверюшек.

Кукла «чукчонок». Теоретические занятия. Декоративно-прикладное искусство народов Сибири и Дальнего Востока. Одежда народов Сибири. Анализ конструкции модели.

Практические занятия. Зарисовка элементов народной одежды и орнамента. Выполнение эскиза игрушки с использованием зарисовок. Заготовка выкроек-лекал. Раскрой ткани и прокладка синтепона. Пошив и оформление игрушки.

Зайчик, собака, медвежонок. Теоретические занятия. Русская народная сказка. Закрепление навыков в пошиве плоских комбинированных игрушек.

Практические занятия. Зарисовка игрушки. Выполнение выкроек – лекал. Раскрой ткани, пошив и оформление игрушки.

«Веселая лошадка». Теоретические занятия. Показ  образца: Закрепление  навыков в пошиве плоских игрушек.

Практические занятия. Обрисовка лекал. Раскрой деталей. Пошив и оформление игрушки. Просмотр и оценка работы.

«Пингвин». Теоретические занятия. Показ образца. Обсуждение цвета и вида материала. Правильность сборки и оформления изделия.

Практические занятия. Обрисовка лекал. Раскрой деталей. Пошив и. оформление игрушки. Просмотр и оценка работы.

6. Итоговое занятие

Теоретическое занятие. Подведение итогов работы за учебный год. Выставка творческих работ. Награждение лучших обучающихся.

2-й год обучения.

1. Вводное занятие. Знакомство с планом  и содержанием работы. Техника безопасности труда. Краткие сведения о необходимых материалах и инструментах.

2. Мягкая игрушка

Объемная игрушка из ткани. Теоретические занятия. История игрушки. Виды и особенности объемной игрушки. Краткие сведения о современной анималистической игрушке. Раскрой ткани. Заготовка и укрепление каркаса. Способы заполнения формы. Декоративное оформление объемной игрушки из ткани. Русские  народные сказки. Художественные традиции  старинного  крестьянского творчества. Лоскутное покрывало. Особенности выполнения лоскутной мозаики

Практические занятия. Изготовление игрушек:

«Буренка».  Показ образца. Обсуждение цвета и вида материала. Правильность раскроя, сборки и оформления изделия. Обрисовка лекал.  Раскрой и сшивание деталей. Выворачивание и набивка формы. Оформление игрушки.

«Птичка». Подбор ткани по цвету. Обрисовка лекал. Раскрой деталей. Пошив и оформление игрушки. Работа с клеем. Правильный подбор ткани. Просмотр и оценка работы.

 «Котик». Показ образца. Обсуждение цвета и вида материала. Правильность сборки и оформления изделия. Обрисовка лекал.  Раскрой и сшивание деталей. Выворачивание и набивка формы.  Пошив и оформление игрушки.

«Рыбка». Показ образца. Обсуждение цвета и вида материала. Правильность сборки и оформления изделия. Обрисовка лекал. Раскрой деталей. Пошив и. оформление игрушки. Просмотр и оценка работы.

«Гусеница с бантиком». Показ образца. Обсуждение цвета и вида материала. Правильность сборки и оформления изделия. Обрисовка лекал. Раскрой деталей. Пошив и. оформление игрушки. Просмотр и оценка работы.

«Веселый гамбургер». Показ образца. Обсуждение цвета и вида материала. Правильность сборки и оформления изделия. Обрисовка лекал. Раскрой деталей. Пошив и. оформление игрушки. Просмотр и оценка работы.

«Птица». Показ образца. Обсуждение цвета и вида материала. Правильность сборки и оформления изделия. Обрисовка лекал. Раскрой деталей. Пошив и. оформление игрушки. Просмотр и оценка работы.

«Кот - толстопуз». Показ образца. Обсуждение цвета и вида материала. Правильность сборки и оформления изделия. Обрисовка лекал. Раскрой деталей. Пошив и. оформление игрушки. Просмотр и оценка работы.

«Тигренок». Показ образца. Обсуждение цвета и вида материала. Правильность сборки и оформления изделия. Обрисовка лекал. Раскрой деталей. Пошив и. оформление игрушки. Просмотр и оценка работы.

«Летучая мышь». Показ образца. Обсуждение цвета и вида материала. Правильность сборки и оформления изделия. Обрисовка лекал. Раскрой деталей. Пошив и. оформление игрушки. Просмотр и оценка работы.

«Пингвин». Показ образца. Обсуждение цвета и вида материала. Правильность сборки и оформления изделия. Обрисовка лекал. Раскрой деталей. Пошив и. оформление игрушки. Просмотр и оценка работы.

3. Вязание крючком

Теоретические занятия. История развития художественного вязания. Знакомство с программой занятий и правилами техники безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Виды пряжи. Подбор ниток и крючка по толщине. Основные приемы вязания крючком.

Правила безопасности труда при вязании. Правильное положение рук во время работы. Название приемов вязания. Знакомство с условными обозначениями столбиков и воздушных петель. Чтение схем.

Практические занятия: Освоение приемов вязания. Панно цепочками из воздушных петель. Выбор эскиза для панно, подбор пряжи по цветовой гамме. Зарисовка эскиза на ткань или картон. Вывязывание цепочек из воздушных петель. Выкладывание рисунка и оформление панно.

Столбики и воздушные петли. Выполнение упражнений из столбиков и воздушных петель. Убавление и прибавление петель. Правила вязания круга, квадрата, овала, пятиугольника. Вязание образцов.

Вязание цветов и листьев. Особенности вязания цветков и листьев. Материалы и инструменты, применяемые в работе: нитки, крючки, швейные нитки, проволока для придания формы частям цветка и стеблю, иглы, клей, наполнитель для мягкой игрушки (вата, синтепон), ножницы, кусачки, бисер и бусины. Подбор пряжи по цветовой гамме.

Чтение и зарисовка схем. Правила вязания круга и овала. Прибавление и убавление столбиков. Форма листочка: овальная, изогнутая.

Вязание цветка с узкими лепестками – ромашка. Вязание многослойного цветка – розы из кругов и плоского шнура.

Вязаные композиции

«Корзина роз». Детальный разбор изделия. Подбор пряжи. Вывязывание необходимого количества цветов и листьев. Сборка изделия. Оформление готовой композиции.

«Подарок маме». Детальный разбор изделия. Подбор пряжи. Вязание деталей. Сборка и оформление панно.

 «Нарциссы». Детальный разбор изделия. Подбор пряжи. Вывязывание необходимого количества цветов и листьев. Сборка изделия. Оформление готовой композиции.

 «В гостях у бабушки». Детальный разбор изделия.  Подбор пряжи по цветовой гамме. Вывязывание необходимого количества цветов и листьев. Сборка изделия. Оформление готовой композиции.

4. Работа с бумагой

Узоры из бумажных лент (квиллинг). Теоретические занятия.   История квиллинга. Материалы и инструменты.  

Практические занятия.  Базовые элементы: «капля», «листочек», «глаз», «изогнутый глаз», «треугольник», «заячье ухо», «звездочка», «полумесяц». Склеивание и наклеивание элементов, изготовление объемного ролла.

Изготовление открытки «Голубые цветы». Подбор бумаги, бисера. Изготовление элементов, основы открытки, сборка и оформление открытки.

Изготовление картины «Хозяйка Медной горы». Изготовление элементов и основы. Наклеивание элементов на основу, Оформление картины.

Изготовление Рождественского венка. Выбор эскиза, выполнение элементов, сборка и оформление венка.

Украшение для елки: Дед Мороз. Выполнение элементов, сборка и оформление работы.

Украшение для елки: снежинки. Выполнение элементов, сборка и оформление работы.

Украшение для елки: Рождественский колокол. Выполнение элементов, украшения для колокола, сборка и оформление работы.

Изготовление шкатулки «Сирень». Изготовление элементов и основы. Изготовление роллов для шкатулки, сборка корпуса и крышки шкатулки, сборка шкатулки.

Изготовление корзиночки «Весна».  Изготовление элементов и основы. Изготовление корзиночки. Сборка и оформление корзиночки.

5. Работа с бисером

Аппликация бисером. Теоретические занятия. Особенности работы. Выбор сюжета. Подбор бисера.

Практические занятия.  Панно «Грибная полянка». Выбор фона, рисунка. Раскрашивание фона. Обведение контура, нанесение клея ПВА, выкладывание бисера по контуру. Оформление работы.

Панно «Лето». Нанесение рисунка. Раскрашивание фона. Обведение контура, нанесение клея ПВА, выкладывание бисера по контуру. Оформление работы.

Панно «Ягоды». Нанесение рисунка. Раскрашивание фона. Обведение контура, нанесение клея ПВА, выкладывание бисера по контуру. Оформление работы.

Панно «Богатый урожай». Нанесение рисунка. Раскрашивание фона. Обведение контура, нанесение клея ПВА, выкладывание бисера по контуру. Оформление работы.

Объемные изделия из бисера. Теоретическое занятие. Правила составления композиций с цветами. Изучение терминов при изготовлении цветов на леске. Подбор материала для различных цветов.

Практические занятия. Изготовление цветов и композиций из бисера, рубки и стекляруса в различных техниках:

  • параллельное плетение – маргаритки, тюльпаны, подсолнух;
  • коралловое плетение – астра, одуванчик, еловая ветвь;
  • петельное плетение – ромашка, мимоза, фантазийные цветы.

6. Лепка из соленого теста

Теоретические занятия. Материалы и инструменты. Рабочее место, техника безопасности. Практические занятия. Приготовление соленого теста, использование добавок для улучшения качества теста, окрашивания теста.  Хранение. Обработка соленого теста.

Практические занятия. Изготовление изделий. Сушка и обжиг, раскрашивание, лакировка. Порядок работы. Лепка крупных деталей, лепка простых элементов, создание фактуры поверхности, скрепление деталей между собой.

Изготовление панно: «Подсолнухи», «Клубника», «Букет в вазочке», «Корзина с цветами и фруктами», «Деревья», «Веселая корова», «Птички», «Забавные рыбки», «Чучело». Изготовление основных деталей, соединение их между собой, добавление второстепенных деталей, сушка и раскрашивание, составление композиции, оформление панно.

7. Итоговое занятие

Подведение итогов работы за учебный год. Выставка работ. Поощрение лучших обучающихся. Задание на лето.

3 год обучения

1. Вводное занятие.

Практическое занятие. Знакомство с планом работы. Техника безопасности труда. Оформление кабинета. Подготовка рабочих мест к работе.

2. Работа с нитками и тканью

Аппликация из лент, ткани и ниток. Теоретические  занятия. Виды ниток, подбор инструмента и материалов. Сочетание цветов и его воздействие на человека. Способы оформления готовых работ.

Практические занятия. Подготовка необходимых материалов и инструментов. Панно из нарезанных ниток: составление эскиза,  подготовка основы, нарезка ниток разных цветов. Окантовка края  черными нитками, наклеивание нарезанных ниток па цвету. Изготовление рамочек. Сборка и оформление панно. Самостоятельная работа.

Аппликация из атласных лент. Подбор материалов. Подготовка эскиза. Склеивание отдельных деталей. Подготовка основы. Составление панно из подготовленных деталей. Сборка и оформление панно.

Вышивание. Теоретические занятия: Вышивание – от древности до наших дней. Разнообразие приемов вышивания в разных уголках мира. Наиболее распространенные виды вышивки в России и их особенности. Основы общей и специальной композиции. Особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров.  Оборудование рабочего места. Материалы и инструменты. Правила безопасности при работе с утюгом, ножницами, иголками.

Техника вышивания крестом. Теоретические занятия. Особенности техники. Разновидности креста. Приемы выполнения швов. Последовательность выполнения стежков. Применение вышивки крестом для оформления различных изделий.

Практические занятия: Выбор эскизов: «Подарок маме», «Лето», «Дюймовочка», «Тюльпаны», миниатюры «Гербарий в рамке», «Сказочные сны», «Ангел», «Пасхальные сюжеты», «Заяц-музыкант», «Зимняя сказка».

Подбор канвы, игл и ниток. Подготовка ткани к вышивке.

Практические занятия: Выполнение узора вышивки. Утюжка выполненной вышивки. Оформление вышивки.

Вышивка лентами. Теоретические занятия: Просмотр образцов вышивки лентами. Основные правила перевода рисунка на ткань (увеличение или уменьшение). Правильное затягивание ленты в иголку. Последовательность выполнения  и разновидности швов. Повторение правил техники безопасности при работе вышивальщицы.

Практические занятия: Подбор, подготовка ткани и лент к вышивке. Перевод рисунка на ткань, тренировочные упражнения по выполнению швов. Вышивка образца. Вышивание узоров из цветов, листьев, на изделии (салфетка, панно, готовое швейное изделие, маленькие картинки, открытки). Стирка, утюжка, обработка и задел краев, оформление в рамку.

3. Магия бисера.

Аппликация бисером. Теоретические занятия. Особенности работы. Выбор сюжета. Подбор бисера.

Практические занятия.  Панно «Розы». Выбор фона, рисунка. Раскрашивание фона. Обведение контура, нанесение клея ПВА, выкладывание бисера по контуру. Оформление работы.

Панно «Ирисы». Выбор фона, рисунка. Раскрашивание фона. Обведение контура, нанесение клея ПВА, выкладывание бисера по контуру. Оформление работы.

Панно «Ромашки». Выбор фона, рисунка. Раскрашивание фона. Обведение контура, нанесение клея ПВА, выкладывание бисера по контуру. Оформление работы.

Панно «Край родной». Выбор фона, рисунка. Раскрашивание фона. Обведение контура, нанесение клея ПВА, выкладывание бисера по контуру. Оформление работы.

Объемные изделия из бисера.

Теоретические занятия. Приемы плетения объемных цветов. Разбор схем, подбор бисера по цвету для изготовления тюльпанов, роз, нарциссов.

Практические занятия. Плетение лесной мальвы. Изготовление деталей для оформления изделия.  

Изготовление работы «Бузина». Особенности работы. Распределение работы. Плетение деталей, сборка и оформление изделия.

Изготовление работы «Калина». Особенности работы. Распределение работы. Плетение деталей, сборка и оформление изделия.

4. Вязание крючком

Теоретические занятия. Повторение. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Виды пряжи. Подбор ниток и крючка по толщине.

Практические занятия.  Изготовление вязаных изделий.

Прихватки: «Клеверный листок». Детальный разбор изделия. Подбор пряжи. Вязание прихватки.

«Поросенок». Детальный разбор изделия. Подбор пряжи. Вязание прихватки.

Вязаные аксессуары.

Вязаные бусы. Детальный разбор изделия. Расчет количества пряжи. Подбор пряжи. Вязание бус. Сборка готового изделия.

Браслет из колечек. Детальный разбор изделия. Расчет количества пряжи. Подбор пряжи. Вязание колечек. Сборка готового изделия.

Браслет с шариками. Детальный разбор изделия. Расчет количества пряжи. Подбор пряжи. Вязание шариков. Сборка готового изделия.

Чехол для мобильного телефона. Детальный разбор изделия. Расчет количества пряжи. Подбор пряжи. Вязание и сборка готового изделия.

Брелок «Зайчик». Детальный разбор изделия. Расчет количества пряжи. Подбор пряжи. Вязание и сборка готового изделия.

Брелок «Арбузик». Детальный разбор изделия. Расчет количества пряжи. Подбор пряжи. Вязание и сборка готового изделия.

Сумочка. Выбор фасона. Детальный разбор изделия. Подбор пряжи. Вязание сумочки. Оформление готового изделия.

5. Работа с бумагой

Узоры из бумажных лент (квилинг). Теоретические занятия.  Повторение. Материалы и принадлежности.

Практические занятия.  Изображение животных: кролик, петушок, птички.  Изображение садовых растений: роза, нарцисс. Изготовление панно «Кубанское подворье». Определение формы частей животных и растений, количества, цвета бумаги, длины бумажных лент, последовательности сборки.  Сборка и оформление работы.

Изготовление сувенира «Цветочный горшок с подставкой». Определение формы деталей изделия, количества, цвета бумаги, длины бумажных лент, последовательности сборки.  Сборка и оформление работы.

Изготовление панно «Лето». Определение формы частей животных и растений, количества, цвета бумаги, длины бумажных лент, последовательности сборки.  Сборка и оформление работы.

6. Лепка из соленого теста

Теоретические занятия. Материалы и инструменты. Рабочее место, техника безопасности. Практические занятия. Приготовление соленого теста, использование добавок для улучшения качества теста, окрашивания теста.  Хранение. Обработка соленого теста.

Практические занятия. Изготовление панно: «Пастушок», «Чаепитие», «Кукла», «Веселая пастушка», «Клоун», «Красная шапочка», «Бабушка с вязанием», «Принцесса», «Король», «Королева», «Елочные игрушки», «Дед Мороз». Изготовление основных деталей, соединение их между собой, добавление второстепенных деталей, сушка и раскрашивание, составление композиции, оформление панно.

Изготовление рамок для фотографий, подставки для карандашей. Изготовление основных деталей, соединение их между собой, добавление второстепенных деталей, сушка и раскрашивание, оформление работы.

7. Итоговое занятие.

Теоретическое занятие. Выставка творческих работ. Подведение итогов за курс обучения. Награждение лучших обучающихся.

4 год обучения

1. Вводное занятие.

Теоретическое занятие. План  и содержание работы. Техника безопасности. Краткие сведения о материалах и инструментах.

2. Бумагопластика

Модульное оригами. Теоретическое занятие. История оригами. Инструменты и материалы.

Практические занятия. Модули оригами: треугольный модуль, модуль кусудамы «Супершар», модуль «Трилистник».

Изготовление совенка. Изготовление треугольных модулей, сборка и оформление совенка.

Изготовление бабочки. Изготовление треугольных модулей, сборка и оформление бабочки.

Изготовление бычка. Изготовление треугольных модулей, деталей оформления, сборка и оформление бычка.

Изготовление композиции «Подснежники в вазе». Изготовление треугольных модулей, модулей «Трилистник», сборка и оформление композиции.

Изготовление композиции «Водяная лилия». Изготовление треугольных модулей, кусудамы «Супершар», сборка и оформление композиции.

Тиснение по бумаге. Теоретическое занятие. Инструменты и материалы. Технология изготовления.

Практические занятия. Приемы работы: вырезание цветов, цветы с четным и нечетным количеством лепестком, листики, сложные элементы. Тиснение, склеивание, окрашивание и лакирование.

Изготовление фоторамки ко Дню матери. Вырезание основы фоторамки, изготовление элементов декора. Сборка и оформление фоторамки.

Изготовление коробочки «Клумба». Изготовление коробочки, цветков и листиков различного размера, сборка и оформление коробочки.

3. Изделия из текстиля

Аппликация из ткани. Теоретическое занятие. Что такое аппликация, применение техники аппликации. Необходимые материалы и приспособления, техника безопасности. Обработка тканей: крашение, изменение фактуры, крахмаление, желатинирование, жатка. Ткани и их характеры.

Практические занятия. Технология изготовления аппликации. Нанесение рисунка на основу. Вырезание деталей по шаблонам, дублирование флизелином или бязью. Выкладывание скроенных деталей, крепление к основе. Оформление работы.

Клееная аппликация. Открытка «Кошкин дом». Изготовление основы открытки, наклеивание фона открытки. Вырезание деталей, наклеивание на фон. Оформление открытки.

Картины из ткани. Картина «Рыбалка». Нанесение рисунка на основу. Вырезание деталей по шаблонам, дублирование флизелином или бязью. Выкладывание скроенных деталей, крепление к основе. Оформление работы.

Картина «Лошади осенью». Нанесение рисунка на основу. Вырезание фигурок лошадей, деревьев, ручья, поляны, кустов, деревьев, листвы на земле. Продублировать детали флизелином. Пришивание, склеивание деталей. Оформление работы.

Картина «Дождь в лесу». Нанесение рисунка на основу. Вырезание деревьев, луга, гор по шаблонам, дублирование флизелином или бязью. Подбор кружева. Плетение струй осеннего дождя из бисера. Выкладывание скроенных деталей, крепление к основе. Оформление работы.

4. Изделия из природного материала

Мозаика из яичной скорлупы. Теоретическое занятие. Материалы и инструменты. Приемы работы.

Практические занятия. Технология изготовления мозаики: подготовка скорлупы, окрашивание скорлупы, подготовка поверхности основы, перенос рисунка на поверхность основы, выкладывание мозаики. Отделка изделия.

Изготовление фоторамки «Алые маки», подготовка скорлупы, окрашивание скорлупы, подготовка поверхности основы, перенос рисунка на поверхность основы, выкладывание мозаики. Лакирование фоторамки.

Изготовление панно «Родные просторы»: подготовка скорлупы, окрашивание скорлупы, подготовка поверхности основы, перенос рисунка на поверхность основы, выкладывание мозаики. Лакирование панно.

Картины из семян. Теоретическое занятие. Материалы и инструменты. Технология изготовления.

Практические занятия. Окраска зерен, подбор зерен для работы. Последовательность выкладывания цветка и листьев.

Изготовление картины «Роза». Подбор зерен, окраска, просушка зерен, перевод рисунка на основу. Выкладывание середины цветка, лепестков и листьев. Просушивание изделия, оформление.

Изготовление картины «Анютины глазки». Подбор зерен, окраска, просушка зерен, перевод рисунка на основу. Выкладывание середины цветка, лепестков и листьев. Просушивание изделия, оформление.

Изготовление картины «Тигровая лилия».  Подбор  зерен, окраска, просушка зерен, перевод рисунка на основу. Выкладывание середины цветка, лепестков и листьев. Просушивание изделия, оформление.

  1. Бисероплетение

Фигурки людей и животных из бисера. Теоретические занятия. Особенности строения человека и животного. Приемы низания бисера, применяемые при изготовлении объемных изделий. Приемы трубчатого плетения.

Практические занятия. Плетение фигурки жирафа: подбор бисера, разбор схем, плетение отдельных деталей, сборка фигурки.

Плетение фигурки осы: подбор бисера, разбор схем, плетение отдельных деталей, сборка фигурки.

Плетение фигурки по выбору: скорпион, осьминог, русалка, журавль, павлин, бабочки. Подбор бисера, разбор схем, плетение отдельных деталей, сборка фигурки.  

Бисерное тканье. Теоретические занятия. Из истории ремесла. Преимущества изделий, изготовленных этим способом. Инструменты и оборудование. Станок для тканья. Нитки и бисер для тканья. Общие принципы бисерного ткачества.

Практические занятия. Техника бисерного тканья. Схема орнамента. Техники бисерного плетения: ажурное, в крестик, плотное в мозаичной технике, косое плетение. Плетение орнамента.

Изготовление открытки – подбор бисера, выбор узора, подготовка станка. Выбор техники исполнения. Завершающая обработка тканого изделия.

Изготовление браслета: подбор бисера, выбор узора, подготовка станка. Выбор техники исполнения. Завершающая обработка тканого изделия.

Изготовление миниатюры (по выбору): «Снегири», «Бабочка», «Золотая рыбка», «Времена года». Подбор бисера, подготовка станка. Выполнение изделия. Завершающая обработка тканого изделия.

Аппликация бисером. Теоретические занятия. Особенности работы. Выбор сюжета. Подбор бисера.

Практические занятия.  Панно «Летний букет». Выбор фона, рисунка. Раскрашивание фона. Обведение контура, нанесение клея ПВА, выкладывание бисера по контуру. Оформление работы.

Панно «Листопад». Выбор фона, рисунка. Раскрашивание фона. Обведение контура, нанесение клея ПВА, выкладывание бисера по контуру. Оформление работы.

Панно «Первоцветы». Выбор фона, рисунка. Раскрашивание фона. Обведение контура, нанесение клея ПВА, выкладывание бисера по контуру. Оформление работы.

Панно «Зимний пейзаж». Выбор фона, рисунка. Раскрашивание фона. Обведение контура, нанесение клея ПВА, выкладывание бисера по контуру. Оформление работы.

Объемные изделия из бисера.

Теоретические занятия. Сказки и легенды о цветах. Приемы плетения объемных цветов. Разбор схем, подбор бисера по цвету для изготовления тюльпанов, роз, нарциссов.

Практические занятия. Плетение глицинии. Изготовление деталей для оформления изделия.  

Изготовление работы «Береза». Особенности работы. Распределение работы. Плетение деталей, сборка и оформление изделия.

Изготовление работы «Ива». Особенности работы. Распределение работы. Плетение деталей, сборка и оформление изделия.

7. Итоговое занятие. Подведение итогов работы детского объединения за весь период обучения. Организация выставки работ. Награждение лучших обучающихся.

Методические рекомендации

Программа рассчитана на 4 года обучения и построена таким образом, чтобы учащиеся попробовали себя в различных видах художественного творчества. Основное место в занятиях отводится практической работе. Педагог, учитывая конкретные условия работы, решает какие приемы и методы применять на занятии. При этом следует помнить, что развивающий и воспитывающий потенциал занятия снижается, если обучающиеся работают только под диктовку педагога.

При выполнении любого вида работ необходимо уделять время предварительному планированию предстоящих действий, а завершать работу анализом и самоанализом учебной деятельности.

Теоретический материал дается в начале занятия. Объяснение его сопровождается различного вида наглядными пособиями. В связи с этим при подготовке к занятию педагогу необходимо продумывать методику показа наглядного материала.

При объяснении нового материала используется метод фронтальной работы (демонстрация таблиц, рисунков, готовых изделий).

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы. Оценка должна быть обоснованной. Форма оценок – коллективный просмотр, анализ, самоанализ.

Творческое отношение педагога, его увлеченность искусством, очень важны для формирования у обучающихся познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии. Желательно стремиться к оптимальному распределению времени, отводимому на изучение материала программы, с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Литература для педагога

  1. Программа для внешкольных и общеобразовательных школ. С. Ф. Абдуллаев и др. М. «Просвещение». 1988 г.
  2. Конструирование и ручной труд в д./с. М. Просвещение. 1990 г.
  3. Декоративно-прикладное искусство в школе. А. С. Хворостов. М. «Просвещение».     1981 г.
  4. Кружок изготовления игрушек-сувениров. О. С. Молотобарова. М. «Просвещение».   1983 г.
  5. Уроки оригами в школе и дома. С. Ю. Афонькин. М. «Аким». 1997г.
  6. Уроки оригами в развитии ребенка. Т. И. Тарабарина. Ярославль. «Академия развития». 1988 г.
  7.  Лындина Ю. «Фигурки из бисера». М., 2004
  8.  Соколова С. Оригами. Игрушки из бумаги. Энциклопедия рукоделия. М., 2000.
  9.  Иванова В. Э  Цветы оригами для любимой мамы  М. АСТ  2005г.
  10. Гарицкая Р. П. Левина О.В. «Волшебный бисер. Цветы» Ростов на Дону. 1999 г.
  11. Бондарева Н.И. «Цветы из бисера» Ростов на Дону  2005 г.
  12. Чернова А.Г. "Искусство  вышивки лентами". Ростов на Дону.2006г.
  13. Максимова. Кузьмина. «Вышивание». М., 2004г.
  14. Ханашевич Д.Р. "Подружки рукодельницы". М.1987г.
  15. Еременко Т.И. «Кружок вязания крючком» М.1984г.
  16. Лыднина Ю. «Фигурки из бисера» М.2004г.

Литература для обучающихся

1. Уроки оригами в школе и дома. С. Ю. Афонькин. М. «Аким». 1997г.

2. Уроки оригами в развитии ребенка. Т. И. Тарабарина. Ярославль. «Академия развития». 1988 г.

3. Лындина Ю. «Фигурки из бисера». М., 2004

4. Соколова С. Оригами. Игрушки из бумаги. Энциклопедия рукоделия. М., 2000.

5. Иванова В. Э  Цветы оригами для любимой мамы  М. АСТ  2005 г

6. Гарицкая Р. П. Левина О.В. «Волшебный бисер. Цветы» Ростов на Дону. 1999 г.

7. Бондарева Н.И. «Цветы из бисера» Ростов на Дону  2005 г.

8. Чернова А.Г. "Искусство  вышивки лентами". Ростов на Дону.2006г.

9. Максимова. Кузьмина. «Вышивание». М., 2004г.

10. Журналы «Валя-Валентина» (вязание), "Диана - креатив" (вязание, вышивка) 2005г. 2006г.

11. Лыднина Ю. «Фигурки из бисера» М.2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа мастера производственного обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ  ПРАКТИКИ  по профессиональному модулю пм 01 «Выполнение механизированных  работ в растениеводстве» для мастера производственного обучения ....

Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» технического профиля на базе основного общего образования с получением сред

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Английский язык» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 15.01.35 «Мастер слесарных работ» 08.01.24 «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекол

   Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК(АНГЛИЙСКИЙ) по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих среднего звена для профессии 23.01.17 .Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Смоленское областное государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж»   РЕКОМЕНДОВАНО к утвержд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 МАТЕМАТИКА по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.04 Математикапо программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии23.01.17 Мастер по ремонту и обслуж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии технического профиля 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.08 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднегопрофессионального образования для профессии технического профиля23.01.17 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.10 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.10 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднегопрофессионального образования для профессии23.01.17 Мастер по ремонту и обслуж...