Методическая разработка образовательной программы театрального кружка «Театр здоровье»
методическая разработка по теме

Овчинникова Антонина Павловна

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром сегодня и в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

образовательной программы

театрального кружка «Театр здоровье»

Образовательное учреждение сегодня становится важнейшем звеном социализации подрастающего поколения, взяв за ведущие принципы реализацию, здоровье сберегающего учебно-воспитательного процесса и формирование здорового образа жизни, ориентированные на деятельность, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья.

Благодаря школьному театру можно решать многие вопросы и проблемы образования, а главное воспитания. Школьный театр может стать помощником в формировании у детей здорового образа жизни.

От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения, повышения приоритета здорового образа жизни. Направлена на воспитание жизненно адаптированного человека понимающего ценность здорового образа жизни, психологическую готовность к различным стрессовым ситуациям. Помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент.

Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром сегодня и в будущем.

Цель: формирование у обучающихся понимание значимости сохранения, укрепления здоровья через творчество в театральной деятельности.

Задачи:

  • Воспитание творческой индивидуальности ребенка
  • Привитие навыков здорового образа жизни
  • Развитие интереса к искусству театра и актерской деятельности
  • Развитие культуры здоровья через эстетическое и нравственное воспитание

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для   детей  и подростков 12-16 лет.  Продолжительность  реализации дополнительной образовательной программы  один  год.

В театральный кружок   принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований.

Занятия могут проводиться,  как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.

          Реализация программы проводится в соответствии  с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучение, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок удовлетворяющих потребностям обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение обучающегося в режим саморазвития и самовоспитания.

Учебно-тематический план

N темы

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1

 Вводное занятие, знакомство с планом кружка. Выбор актива кружка, распределение обязанностей.

2

2

-

2

 Психологический портрет (составление подробной психологической самохарактеристики), круг рефлексии.

2

1

1

3

 Круглый стол «Азбука здоровья».

2

1

1

4

 Режим дня – основа жизни человека (беседа – игра, подготовка этюдов).

2

1

1

5

 Осенний калейдоскоп (беседа – игра, подготовка этюдов).

2

1

1

6

 Осенний калейдоскоп (театральная игра о здоровье).

2

2

7

 Кулинарное путешествие – инсценировка сказки (анализ, обсуждение).

2

1

1

8

 Коллективное сочинение сказок о здоровье (постановка этюдов)

2

-

2

9

 Артикуляционная гимнастика.  Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.

2

1

1

10

 Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса.                 Речь в движении.  

2

1

1

11

Интернациональное кафе «Здоровей-ка» (разработка проекта, защита проекта).

2

1

1

12

 Знакомство со сценарием спектакля «Новогодняя морковь». Распределение ролей.

2

-

2

13

 Выразительное чтение спектакля «Новогодняя морковь» по ролям.

2

-

2

14

 Творческая мастерская (обсуждение декораций, костюмов, муз. сопровождения).

2

-

2

15

 Репетиция отдельных этюдов «Новогодняя морковь».

2

-

2

16

 Прогонная репетиция «Новогодняя морковь».

2

-

2

17

 Генеральная репетиция «Новогодняя морковь».

2

-

2

18

 Премьера спектакля «Новогодняя морковь».

3

-

3

19

 Анализ – обсуждение спектакля «Новогодняя морковь».

1

-

1

20

 Зимние забавы (постановка этюдов).

2

1

1

21

 К здоровью через спорт (разработка проектов, защита проектов).

2

1

1

22

 Богатырские забавы (ритмические и пластические игры и упражнения).

2

1

1

23

 Испытание пантомимой (развитие свободы и выразительности телодвижения).

2

1

1

24

Бабушкины рецепты здоровья (разработка проектов, защита проектов)

2

1

1

25

 Знакомство со сценарием спектакля «Путешествие в страну Здоровья», распределение ролей.

2

-

2

26

 Выразительное чтение спектакля «Путешествие в страну Здоровья» по ролям.

2

-

2

27

 Творческая мастерская (обсуждение декораций, костюмов, муз. сопровождения).

2

-

2

28

 Репетиция отдельных этюдов «Путешествие в страну здоровья».

2

-

2

29

Прогонная репетиция «Путешествие в страну здоровья».

2

-

2

30

 Генеральная репетиция «Путешествие в страну здоровья».

2

-

2

31

 Премьера спектакля «Путешествие в страну здоровья».

3

-

3

34

 Анализ – обсуждение спектакля «Путешествие в страну здоровья».

1

-

1

35

 Наши лучшие друзья солнце, воздух и вода (беседа – игра)

2

1

1

36

 Итоговое изготовление фото-коллажа по работе кружка за год

2

-

2

Итого:

68

16

52

Методические условия реализации программы

Типы занятий:

  • комбинированный;
  • первичного ознакомления материала;
  • усвоение новых знаний;
  • применение полученных знаний на практике;
  • закрепления, повторения;
  • итоговое.

Формы организации учебного занятия:

  • кружковое занятия;
  • диспут;
  • творческий отчет;
  • круглый стол;
  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • творческая мастерская;
  • урок-игра

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);

 и воспитания:

  • убеждения,
  • упражнения,
  • личный пример;
  • поощрения.

Все методы обучения реализуются различными средствами: 

предметными  для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;

практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,

интеллектуальными  логика,  воображение, интуиция, мыщечная память, внимание

эмоциональными  –  переживание, представление, интерес.

        Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.

Материально-техническое обеспечение

  • Музыкальный центр;
  • музыкальная фонотека;
  • аудио и видео записи;
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  • элементы костюмов для создания образов;
  • сценический грим.
  •  «пальцевые куклы».

Литература

  1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
  2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома. - М.: АРКТИ, 2005, - 202-209 с.
  3. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / методическое пособие / М. М. Безруких. // - М.: Московский психолог - социальный институт, 2004, - 234 с.
  4. Безруких, М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/  методическое пособие / М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева.// - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003, - 189 с.
  5. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
  6. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста
  7. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
  8. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
  9. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
  10. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
  11. Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Каро, 2005, - 78 с.
  12. Обухова, Л. А., Лемяскина, Н. А., Жиренко, О. Е., Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы/ Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко// - М., ВАКО, 2007.
  13. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”),  2008. – 160 с.
  14.  Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы  – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2000. – 144с.
  15.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005, - 122 с.
  16.  Танникова  Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
  17.  Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
  18. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности :   Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
  19. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
  20.  Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
  21.  Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрального кружка "Театр + Риторика"

Программа  «Театр + Риторика» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при ...

Авторская образовательная программа театрального кружка «Сундучок сказок»

Программа рассчитана на 144 часа в год: 2 часа - вводные занятия,22- на теоретический материал, упражнения и108 часов на постановки и  репетиции,12 часов - резервного времени. В г...

Методическая разработка. Образовательная программа кружка "Уроки творчества"

Методическая разработка представлена в виде пояснительной записки, рекомендаций и приёмов нетрадиционного рисования....

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

Программа театрального кружка "Театр+Риторика"

Программа для доп.образования на базе школы...