Авторская образовательная программа театрального кружка «Сундучок сказок»
методическая разработка по теме

Писарева Марина Геннадьевна

 

Программа рассчитана на 144 часа в год:

 2 часа - вводные занятия,

22- на теоретический материал, упражнения и

108 часов на постановки и  репетиции,

12 часов - резервного времени.

 В группу приходят дети, не имеющие специальных навыков в  данной области искусства. Программа разработана для учащихся 2-4 классов, количество детей в группе12-15 человек. Режим работы объединения 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут

Программа рассчитана на 144 часа в год:

 2 часа - вводные занятия,

22- на теоретический материал, упражнения и

108 часов на постановки и  репетиции,

12 часов - резервного времени.

 В группу приходят дети, не имеющие специальных навыков в  данной области искусства. Программа разработана для учащихся 2-4 классов, количество детей в группе12-15 человек. Режим работы объединения 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_obrazovatelnaya_programma.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Принята                                                                     Утверждаю

Педагогическим советом                                         директор школы №221

Протокол №_____                                                     ______ Гусятникова Н.Е.

От «___»___________200___г.                                «___»_________200___г.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №221»

Города Заречный Пензенской области

Авторская образовательная программа

                  театрального кружка «Сундучок сказок»

                  Срок реализации- 1год                                                                      

                  Возрастная категория-8-11лет

Автор: Писарева М.Г.,

            зав.библиотекой средней школы №221,

учитель русского языка и литературы

2007 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Театр- форма общественного сознания неотделим от жизни народа, его национальной истории, культуры. Расцвет или упадок театра, развитие в нем тех или иных форм, тенденций, идей, само место в жизни общества и характер связей с современностью обусловлены особенностями социальной культуры общества, его культурными запросами. Жизнь отражается в театре посредством драматического действия, исполняемого актерами перед зрителями.

В основе спектакля - борьба характеров, общественные и психологические конфликты, влияющие на судьбы людей. Эмоционально-духовное единение сцены и зрителей, наличие общих интересов между творцами действа и публикой обязательны для того, чтобы спектакль состоялся.

Считается, что интерес к театру, все более вытесняемый телевидением, эстрадными зрелищами, видеопродукцией постепенно угасает. Однако жизнь показывает, что такие выводы поспешны. В последние годы наблюдается феномен повышения общественного внимания к этому древнейшему из искусств, способному в то же время быстро и адекватно отвечать на нарождающиеся проблемы современности. Во многих учебных заведениях нарождаются свои самодеятельные театры как выход творческой энергии детей и взрослых. Театр не смогут заменить ни сказочные вечерницы, ни утренники, ни «огоньки».

Итак, театр-это целая система воздействия на человека, благодаря которой в совокупности с другими факторами формируется всесторонняя и гармоничная личность.

Показателем совместного творчества руководителя и учащихся является спектакль. Перед детьми стоит необходимость освоения авторского текста, выяснения мыслей, намерений, взаимоотношений действий и персонажей. Исполнители должны хорошо понимать, для чего, с какой целью они произносят те или иные слова роли, что, почему и зачем делают в каждый момент пребывания на сцене. На этой основе у них формируются осознанные требования к своему исполнению и творчеству своих товарищей, развивается потребность совершенствовать качество своего исполнения.

Занятия театром предполагают контакт с дисциплинами, развивающими мышление и речь (чтение), художественный вкус (рисование), чувства (музыка, пение).

Учитывая возрастные особенности учащихся,  оценивание художественного развития младших школьников на театральных занятиях осуществляется путем анализа того, что ребенок выполнил хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки на занятиях не выставляются.

Программа основана на комплексном подходе к построению занятий, который выражается в изучении тем, связанных с историей театра, сценической речью, сценической пластикой, импровизацией, драматизацией.

Почему театр? Потому, что в нем настоящий репертуар: от спектаклей до игровых программ.

Программа рассчитана на 144 часа в год:

 2 часа - вводные занятия,

22- на теоретический материал, упражнения и

108 часов на постановки и  репетиции,

12 часов - резервного времени.

 В группу приходят дети, не имеющие специальных навыков в  данной области искусства. Программа разработана для учащихся 2-4 классов, количество детей в группе12-15 человек. Режим работы объединения 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут.

Программа кружка носит творческий характер, она:

- отвечает потребности ребенка в перевоплощении,

- побуждает к интенсивному творческому чтению инсценируемого произведения,

- посредством заучивания наизусть текста роли стимулирует развитие памяти ребенка,

- развивает психологическую культуру через проникновение в глубину характера играемого персонажа,

- дает навыки коллективного творчества и общения с партнерами по сценическому действию,

- развивает разнообразные творческие способности в ходе разработки и создания декораций, костюмов, грима.

Как чередовать эти уроки, решает сам руководитель.

В зависимости от содержания, целей и задач урока, возрастных особенностей и возможностей учащихся используются следующие типы занятий:

- игра

- рассказ

- упражнение

- работа над спектаклем, которая делится на обсуждение сценария,  пробу на роль, репетицию.

Начиная работать с младшим школьниками, чаще всего используется комбинированное занятие.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Целями настоящей программы являются:

1. формирование духовного мира ребенка, развитие его личности;

2.активизировать творческий потенциал каждого ребенка (чтобы ребенок почувствовал себя  создателем, творцом спектакля от начала его зарождения до полного завершения);

3. нравственно-эстетическое воспитание детей при изучении тем, связанных с историей театра, сценической речью, пластикой, импровизацией, драматизацией, показом спектакля. Формирование «думающей» личности, способной противостоять разрушительному влиянию стереотипов телевидения, компьютера, Интернета;

4. вызвать интерес к жанру театрального искусства, желание сделать повседневную жизнь разнообразнее, духовно богаче, доставляя радость себе и окружающим;

5. познакомить с профессиями драматического актера, режиссера, суфлера, театрального художника.

В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

-познакомить театром как видом искусства;

- познакомить с видами театра;

- познакомить с историей развития театра;

- познакомить с античным театром ( театром Древней Греции, древнего Рима), западной Европы, театром эпохи Возрождения, театральным искусством классицизма и Барокко, эпохи Просвещения, театром Авангарда, Франции, театром стран восточной Европы, театром Востока, русским театром, театром нашего времени.

- познакомить с понятиями «драма» и «драматический актер»;

- изучить основные приемы актерского техники: амплуа, импровизация, вживание в образ персонажа.

- научить  проектировать свои идеи и воплощать их в процессе творческой работы;

- познакомить с понятием «театральное пространство», и, как следствие, прививать навыки культуры оформления сцены: обозначения места действия, стиля костюмов персонажей, особенности реквизита.

- научить « грамотно» работать с текстом инсценируемого произведения;

- дать понятие о нормах современного русского языка, их вариантах и отклонениях от норм;

- учить правильности сценической речи: морфологические нормы, синтаксические нормы;

- познакомить с понятиями «точность речи», «чистота речи», «выразительность речи» учить применять эти знания в ходе работы над  сценарием, а так же в живой речи;

- выработать умение строить и оценивать речь в соответствии с критериями правильности, точности, логичности, чистоты, выразительности речи.

- научить «свободно» держаться на сцене;

2. Воспитательные:

- привить интерес к культуре своей Родины и других стран, к  жанру театрального искусства, эстетическое отношение к жизни;

- воспитывать волю, упорство в достижении цели, трудолюбие, усидчивость, терпение, стремление достичь начатой цели, согласованным действиям, взаимовыручке, умение подчинять свои желания интересам коллектива при выполнении совместной работы;

- воспитание эстетического вкуса, творческого подхода к выполняемой работе;

- формирование умения самостоятельно работать с литературой;

- приучать детей к тем психическим и физическим усилиям, которые необходимы для их деятельности в дальнейшем (в педагогическом процессе уроки театра находятся тесном взаимодействии с другими видами деятельности - обучением, трудом, музыкой);

3. Развивающие:

- развитие и формирование личности в широком смысле этого слова;

- развивать память, внимание;

- развивать творческие способности, фантазию, умение работать самостоятельно и в коллективе;

- развивать умение воссоздавать явления реальной действительности, переживать их;

- выработать эстетический и художественный вкус.

Содержание программы

1. Вводное занятие (2ч.)

Даются теоретические сведения о целях и задачах кружка. Режим работы. План занятий. Материалы, необходимые для работы. Правила ТБ и СГТ.

2. Что такое театр. Теоретические сведения (22ч.)

-Экскурсия в ТЮЗ. Знакомство с театром, актерами.

-Театр как вид искусства (общие сведения). История возникновения масок, маски как средство борьбы за выживание первобытного человека.

-виды театра. Возникновение культа предков, его значение в нравственном развитии человека.

- Что такое драматургия. Пьеса, действующие лица в пьесе, мизансцена.

- Актерское искусство. Что значит «играть» роль. Принцип амплуа, импровизация, вживание в образ персонажа. Понятие о нормах современного русского языка и вариантах норм.

- Профессия режиссера в театре. Кто такой суфлер. Профессия художника в театре. Правильность речи: ударения, произношение.

- Театральный костюм, его значение, выбор театрального костюма. Орфоэпические нормы русского языка.

- Понятие «Театрального пространства» (оформление сцены, обозначение места действия, стиль костюмов персонажей, особенности реквизита). Понятие «точность речи».

- Взаимодействие сцены и зрительного зала

- Волшебное «закулисье». Кто помогает создать спектакль. Разговорные и жаргонные элементы в речи работников «закулисья».

- Что такое бутафория. Световые эффекты на сцене. Проведение викторины «Как я знаю театр».

2.ИГРА (проводится на каждом занятии по 15-20 минут)

Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский, характеризуя детскую игру, пишет: «Ира ребенка отличается в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живет в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают то, чему они могут верить, и то, чего не надо замечать» Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.1954. С.170).

Играя, дети верят в то, что, оставаясь в классной комнате, они плывут по морю, летят на Луну, скрываются в лесу и т.д.

Особенностью игры является сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия, слова Но в развитии и отражении фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силой воображения создается ситуация игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что придает игре привлекательность, за что ее и любят дети. Обычно игра длится 15-20 минут. После окончания игры, учитель привлекает к ее обсуждению, подчеркивая положительное взаимодействие ее участников, что способствует развитию интереса у детей к последующим играм.

На уроках театра  используются в основном два вида игр:

-сюжетно-ролевые (их создают сами дети при некотором руководстве руководителя).

Иногда эти игры называют творческими, так как дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах;

-игры-драматизации. В этих играх содержание, роли, игровые образы обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения. Чаще всего основой игр- драматизаций являются сказки.

Для развертывания игр-драматизаций необходимо, прежде всего, знание ребятами содержания текста произведения.  

2. РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ (7ч.)

Учить детей сложной актерской технике в младшем школьном возрасте неоправданно. Детская игра должна быть для ребенка игрой, поэтому в театр мы «играем».

Спектакль требует напряжения духовных сил ребенка. Дети, объединенные общими переживаниями, стремятся к согласованным действиям, при этом, личное находится в единстве с коллективным.

В школе спектакли, сценки, мини-постановки украшают школьные праздники, вечера. Проводится конкурс театральных постановок (« Сказка - волшебная фея»), где в различных номинациях определяются победители. Каждая постановка отмечается дипломом, грамотой.

Работу над спектаклем мы начинаем с того, что интересуемся у детей, какую тему они хотели бы выбрать для сценария. Выслушиваем мнение каждого ребенка. Пытаемся выстроить сюжет, в котором персонажи раскрыли бы свои намерения, черты характера. Важно, чтобы дети думали и выражали вслух свои мысли. На следующем занятии руководитель предлагает сценарий с учетом высказанных пожеланий.

3. РАБОТА НАД СЦЕНАРИЕМ (12ч.)

Это занятие проходит по плану:

1.Чтение сценария учителем.

2. Чтение сценария детьми (в лицах).

3. Свободное обсуждение содержания сценария, его основной идеи.

4. Обсуждение характеров персонажей.

5. Выбор детьми персонажей, которых они хотят изображать на сцене.

 Последнему вопросу уделяется основное время урока. Конечно, большинство претендуют на главные роли. Задача руководителя на доступных примерах объяснить, как трудно сыграть роли «второго» плана.

После обсуждения детям даются отпечатанные тексты сценария, и руководитель дает задание подготовить отрывок из роли для показа. На следующем занятии дети будут отстаивать право играть выбранную роль.

4. ПРОБА НА РОЛЬ (11ч.)

Пробам на роль посвящено целое занятие, так как надо дать возможность каждому из детей попробовать себя на роль. Бывает и так, что на одну роль претендует  по 5-6 человек. После того, как каждый покажет то, что он подготовил, сообща решается, у кого получилось лучше. Процесс распределения ролей у детей проходит безболезненно, если руководитель тонкий психолог. Один из приемов «режиссерская ремарка», когда ребенку предлагается пофантазировать для выявления характера персонажа: представить тон его речи, установить выражения лица, жесты, мимику, из чего в дальнейшем будет формироваться представление детей, чувственный зрительный образ. Можно обратиться к биографии автора произведения.

 Педагог по небольшим внешним проявлениям делает вывод о переживаниях ребенка и своими действиями предупреждает обиду, испорченное настроение.  Отношения взаимопонимания, доброжелательности входят в привычку, со временем вырабатывается особый стиль общения, который необходим для обеспечения системы работы самого руководителя и для создания творческого коллектива на занятиях театрального кружка «Сундучок сказок». К существенным способностям руководителя на творческих занятиях относятся умения планировать работу, умение предвидеть, что может получиться при той или другой последовательности его частей.

 В планировании  находит свое место та гибкость, которая позволяет руководителю проектировать свои действия, учитывая конкретную обстановку.

 

5.РЕПЕТИЦИЯ (66ч.)

На этих занятиях дети учат и отрабатывают роли. На репетиции отводится 16-18 часов на один спектакль. За год ставим 4 спектакля. Два - в первом полугодии, два - во втором. Во время репетиции необходимо следить за знанием текста, произношением, интонацией, отрабатываем мимику, жесты, умение держать себя на сцене. Важную роль на занятиях играет экономное, но без лишней торопливости использование времени. Излишняя торопливость может препятствовать хорошему усвоению сути текста, роли, а большая медлительность, сопровождаемая ненужными паузами, делает занятие скучным, тягучим, снижает уровень внимания детей.

Организованность руководителя выражается в умении правильно распределить роли, выделить главное, научить детей согласованности в коллективной работе.

Руководитель должен правильно выстроить свою работу, имея над ней постоянный контроль. Контроль выражается в непрерывном наблюдении за действиями всех детей, за тем, как они выполняют свои индивидуальные задания.

Педагог на уроках театра - чуткий, тактичный, гуманный человек, всегда помнящий, что перед ним дети, которые нуждаются в его внимании и помощи. А тактичность состоит не только в умении говорить, но и в умении слушать детей.

Успешному проведению репетиций способствует культура руководителя. Дети охотнее соглашаются с человеком, осведомленным в различных видах искусства, в литературе. В общении на репетициях еще более важна культура внутренняя: любознательность, наблюдательность, способность быть занимательным, вежливость, внимательность наставника, умение учитывать возраст детей, их опыт и культурный уровень. Культура руководителя сказывается и в его внешнем облике: подтянутости, хороших манерах, отсутствии резкой неоправданной жестикуляции, тоне речи, исключающей крикливость, вульгарность, взрывность, не говоря о костюме и прическе.

Занятия в  театральном кружке «Сундучок сказок» требуют  увлеченности, заинтересованности с обеих сторон - и обучаемых, и самого педагога. Очень связано психическое состояние с подготовленностью к занятию: дело идет отлично, если все продумано до мельчайших подробностей - работе с какими детьми следует уделять больше внимания, чем с ними заниматься.

Премьера спектакля (12ч.)

Показ постановки доставляет детям радость, удовлетворение от проделанной работы. Важно, чтобы все проходило с интересом.

Этапы педагогического контроля

-в конце теоретической части проведение викторины «Как я знаю театр».

-в конце творческих работ над постановкой пьес, проводятся премьеры спектаклей:

«сказка о рыбаке и рыбке»

«Про Веру и Анфису»

«Рыцари»

Литературно-музыкальных композиций:

«Самый добрый праздник - Новый год»

«Дорогами войны»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

театрального кружка «Сундучок сказок»

( 4 ч. в неделю, всего- 144 часа)

№ П/П

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Вводное занятие.

2ч.

2

Что такое театр. Теоретические сведения по истории театра.

Экскурсия в ТЮЗ.

22ч.

3

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

108ч.

4

Практическая работа.

Работа над постановкой спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке».

- работа над сценарием

- проба на роль

- репетиции

- премьера спектакля

18ч.

2ч.

2ч.

12ч.

2ч.

5

 Практическая работа.

Работа над постановкой спектакля к проведению театрального конкурса «По страницам любимых книг».

- выбор произведения для постановки( «Про Веру и Анфису»)

- работа над сценарием

- проба на роль

- репетиции спектакля

-премьера спектакля «Про Веру и Анфису»

18ч.

1ч.

2ч.

1ч.

12ч.

2ч.

6

Практическая работа.

Работа над подготовкой игровой и развлекательной программы «Самый добрый праздник Новый год»:

- подбор материала

- работа над сценарием

-проба на роль

- репетиции игровой и развлекательной программы «Самый добрый праздник Новый год»

- проведение игровой и развлекательной программы

18ч.

2ч.

2ч.

2ч.

10ч.

2ч.

7

Практическая работа.

Работа над литературно-музыкальной композицией «Самая почетная профессия - Родину защищать»:

- подбор материала для литературно-музыкальной композиции «Самая почетная профессия - Родину защищать»

- работа над сценарием

- проба на роль

- репетиции литературно-музыкальной композиции

- проведение литературно-музыкальной композиции «Самая почетная работа - Родину защищать»

18ч.

2ч.

2ч.

2ч.

10ч.

2ч.

8

Практическая работа.

Работа над постановкой спектакля «Рыцари»:

- работа над сценарием

- проба на роль

- репетиции спектакля «Рыцари»

- премьера спектакля «Рыцари»

18ч.

2ч.

2ч.

12ч.

2ч.

9

Практическая работа.

Работа над постановкой литературно-музыкальной композиции «Дорогами войны»:

-подбор материала

- работа над сценарием

- проба на роль

- репетиции

- проведение литературно-музыкальной композиции «Дорогами войны»

18ч.

2ч.

2ч.

2ч.

10ч.

2ч.

Итого:

132ч.+12ч. резервного времени

Условия реализации программы

1. Правила техники безопасности

2. Наличие художественной литературы

3. Специальная литература