Главные вкладки

    Авторская образовательная программа кружка "химия вокруг нас"
    методическая разработка по теме

    Колобова Елена Николаевна

    дополнительное образование детей, кружок по химии

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УРУССИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

    ЮТАЗИНСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА   РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

     

    АВТОРСКАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  

    ОБЪЕДИНЕНИЕ

     «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»

                                                                             

    Педагог:  учитель химии  и биологии
    высшей квалификационной категории

                                                                                                      Колобова Елена Николаевна

    Возраст детей: 13-15 лет

    Срок реализации: 1 год

          п.г.т. Уруссу

    2011год

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.

    Законом об образовании предусмотрена существенная реорганизация всей системы школьного образования, в том числе и химического. Химизация народного хозяйства - одно из наиболее важных направлений научно-технического прогресса. Большой объем знаний основных законов, методов и экспериментальных приемов требует от изучающих химию упорного, целенаправленного труда. Поэтому, чем раньше ребята войдут  в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими работниками. В современных условиях объем знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать учащимся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Все это в большой мере относится и к химическому образованию детей.

            Кружковые занятия с их разнообразием форм и методов создают для становления личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но и существенно конкретизировать  и расширить их знания как в области химической науки, так и  в отношении научно- технических задач в области химизации народного хозяйства, ознакомления с профессиями и специальностями, связанными с химией и ее приложениями. Тем самым кружковая работа по химии способствует решению проблемы ранней профессиональной ориентации молодежи.

    На кружковых занятиях в свободном общении с учителями, практическими работниками промышленных предприятий, в обмене мнениями с товарищами в ходе коллективных дискуссий знания учащихся расширяются и углубляются, возникает интерес к творческой исследовательской работе и практическим приложениям химии.

     В наш век бурного развития пограничных научных дисциплин особенно важно, что такая работа создает большие возможности для раскрытия межпредметных связей, особенно с физикой, экологией, географией и биологией, в развитии которых огромная роль принадлежит химии. Это способствует выработке подлинно научного мировоззрения.

     Ориентация учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей, интересов, способностей школьников требует дифференцированного подхода. Выбор отдельных мероприятий, занятий, экскурсий, методика их проведения и содержание должны соответствовать подготовке детей и их возрастным психологическим особенностям.

         Данная программа предусматривает проведение практических работ и экспериментов, решение задач, изучение теоретических основ химии и экологии, краеведческой работы, исследовательской и проектной работы, проведение конференций, презентаций, экскурсий на предприятия поселка, изучение истории химии и новых направлений химических производств в Татарстане, России и мире.

          Как показывает опыт, теоретические знания и практические навыки, полученные в объединении, для многих ребят оказываются значительно более широкими, глубокими и разнообразными, чем предусматриваемые программой. Объясняется это тем, что для многих ребят интерес к химии не ограничивается занятиями в объединении, а продолжается  в виде самостоятельной работы дома, в процессе чтения научно-популярной литературы и даже специальной литературы, изучения сайтов в Интернете.

            Цели:

    -  Формирование познавательного интереса к химии, биологии и экологии;

    - Подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;

    -  Сформировать химико - экологическое сознание.

           Задачи:

    В воспитании

    - Развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности учащихся;

    - Сформировать позитивные, здоровые, экологически безопасные бытовые привычки;

    - Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

    В обучении

    - Усовершенствование навыков по химическому эксперименту;

    - Подготовка учащихся к практической деятельности;

    - Совершенствование работы с компьютером, подготовка презентаций, защита своих работ;

    - Овладение методами поиска необходимой информации.

    В развитии

     - Развить познавательные интересы и творческие способности;

    - Формирование научного мировоззрения.

    Методы и приемы работы

    - сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);

    - практические (лабораторные работы, эксперименты);

    - коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

    -комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);

    - проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).

    Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы

             в обучении:

    - знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;

    - умение ставить химические эксперименты;

    - умение выполнять исследовательские работы и защищать их;

    - сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.

          в воспитании:

    - воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;

    - воспитание воли, характера;

    -  воспитание бережного отношения к окружающей среде.

            Формы контроля и анализа результатов освоения программы:

    - обсуждение педагогом и воспитанником результатов выполнения определенных работ и их оценка;

    - представление выполненных работ на стендах, участие в научно-практических    конференциях.

    2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    № раздела и темы

    Название разделов и тем

    Форма занятия

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика

    1.

     

    2.

     

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    26.

    Вводное занятие

    Техника безопасности при работе с хим.реактивами

    Блок №1 Вода. Растворы.

    Возникновение воды., состав и свойства..

    Вода в быту.

    Источники загрязнения воды.

    рР среды. Кислотные дожди.

    Охрана вод от загрязнения

    Растворы. Приготовление растворов. Растворимость.

    Удобрения, пестициды.

    Обобщающее занятие. Игры, викторины

    Блок №2  Воздух

    Состав воздуха.

    Кислород. Оксиды. Горение.

    Источники загрязнения воздуха.

    Выбросы автотранспорта.

    Источники радиоактивного излучения.

    Работа по докладам и исследовательским работам по разделу «воздух»

     

    Блок №3 Земля

    Состав литосферы.

    Руды и их переработка.

    Отходы и их классификация.

    Вторичная переработка отходов.

    Растения-индикаторы.

    Исследовательская работа с растениями в природе

    Блок №4 Природные ресурсы

    Природные ресурсы в Татарстане.

    Нефть и нефтепродукты.

    Проблемы энергетики. Энергосбережение

    Химики. История химии.

    Казанская химическая школа.

    Подготовка презентаций по пройденным блокам. Работа с дисками.

    Массовая работа (викторины, игры).

    Экскурсии на предприятия поселка , санэпидемстанцию, в лес.

    Обобщающее занятие.

    Лекция, беседа

    Дискуссия

    Эксперимент

    лабораторная

    Эксперимент

    Комбинированная работа

    Лекция, беседа, эксперимент

    Эксперимент

    Проблемный подход

    Лекция, беседа,

    экскурсия

    практикум

    эксперимент

    Лекция, беседа, эксперимент

    Работа с дисками,

    справочной литературой

    1

    1

    16

    4

    2

    2

    2

    2

    2

        14

           1

    2

    2

    2

    1

         

          6

            12

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    12

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    4

    6

    2

    1

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    6

    2

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    2

    Итого часов:  

    75

    3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Вводное занятие

    Понятие о веществах, превращениях веществ, история возникновения и развития химии. Правила поведения на занятиях кружка. Обязанности старосты и дежурных. План работы кружка.

    1. Экскурсии на предприятия поселка: водоканал, водоочистная станция, ГРЭС, электросоединитель, хим.завод. Проведение анализа деятельности предприятий.

    Блок №1 Вода. Растворы

    1. Вода. Роль воды в природе. Доклады, сообщения. Практические работы по приготовлению растворов с определенной концентрацией, определение состава воды. Растворы, значение.
    2. Решение задач на определение массы веществ вступающих в реакцию и образующихся, определение массовой доли вещества в растворе, определение объема газообразного вещества.
    3. Электролитическая диссоциация растворов. Электролиты и неэлектролиты. Свойства. Практическая работа  по эл. диссоциация растворов. Решение задач по электролитической диссоциации.
    4. Минеральные удобрения. Значение, разновидности, Практическая работа по распознаванию удобрений.
    5. Определение рН растворов и снеговой воды.
    6. экскурсия на берег реки Ик.

    Блок №2  Воздух

    1. Кислород, оксиды. Горение. Роль кислорода в природе, его свойства, озон. Практические работы по получению кислорода, условия горения разных веществ. Сообщения на тему «огонь», «способы тушения пожаров». Экскурсия в пожарную часть.
    2. Изучение основных источников загрязнения в Республике и России. Просмотр видеофильмов. Перечень ПДК веществ воздухе и воде.
    3. Работа в компьютерном классе с дисками по химии. Работа виртуальной лаборатории. Работа с программой power point. Создание презентаций и защита их.
    4. Массовая работа. После прохождения теоретической и практической работ по основным разделам проведение конференций, вечеров, КВН, викторин.

    Блок №3 Земля

    1. Изучение состава земной коры.
    2.  Неорганические вещества. Изучение элементов по подгруппам расположения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Практические работы по распознаванию веществ, свойствам, нахождению в природе, применению, влиянию на живые организмы. Викторина на тему «соли».
    3. Металлы. Свойства. Металлы в нашей жизни. Нахождение в природе и особенности металлов. Влияние тяжелых металлов на организм человека.
    4. Растения-индикаторы в природе. Практическая работа по изготовлению индикаторов из вытяжек растений. Оформление стенда «Лекарственные растения».
    5. Экскурсия в лес по сбору растений-индикаторов. Исследовательская работа с растениями в природе. Определение железа, крахмала, белков, глюкозы, жиров, витамина С  в растениях. Конференция «химия в мире растений».
    6. Знакомство с способами вторичной переработки отходов в РТ.

    Блок №4 Природные ресурсы

    18. Изучение природных ресурсов, их классификация.

    19. Природные ресурсы в Татарстане. Добыча и переработка газа, нефти. Химическая промышленность Республики. Просмотр фильмов и дисков по теме.

    20. Рассмотрение проблем энергетики. Альтернативные виды топлива.

    21. Подготовка презентаций к вечеру «выдающиеся химики, история            развития химии».

    22.  Казанская химическая школа. Роль ученых в развитии химии в  Республике. Химические  ВУЗы Татарстана. Доклады, выступления.

    4. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Байкова В.М. Химия после уроков. «Карелия».Петрозаводск,1976.
    2. Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. Пособие для учителя. «Просвещение»,М.1976.
    3. Детская энциклопедия. Я познаю мир. «АСТ»,М.1999.
    4.  Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Ответы и вопросы, теория и примеры решения задач «ЭКЗАМЕН», М. 2001
    5. Учебные диски по химии и «виртуальная лаборатория».
    6. Саутин Е.А. и др. Концепция непрерывного экологического образования и воспитания в г. Елабуге. «Елабуга» 2005.
    7. Саутин Е.А. Организация и проведение экологического мониторинга в республике Татарстан «Казань» 2005


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

    Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

    Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

    Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

    Авторская образовательная программа "Общее фортепиано"для школ искусств и центров детского творчества

    Программа «Общее фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «класс общего фортепиано» в соответствии с Законом РФ « Об образовании». Предлагается как предмет по выбору для учащихся...

    Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

    Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

    Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

    Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

    Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"

    Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...

    Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

    Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...