Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная игра"
календарно-тематическое планирование по теме

Зорабова Анна Валерьевна

Программа для детей 7-10 лет, рапсчитана на 72 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnaya_igra_2.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 349

с углубленным изучением английского языка

Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

Рассмотрено»

 Педагогическим Советом                                           «Утверждена»

протокол №____ от________                          Приказом________№_____

                                                                                      Директор_______

                                                                                      Г.Н.Прибыткина

Дополнительная общеобразовательная программа  «Театральная игра»

Возраст освоения: 7-9 лет

Срок реализации: 1 год

           Автор составитель -

                                                                                 Зорабова Анна Валерьевна педагог      

дополнительного образования

Санкт-Петербург

2013

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Театральная игра» направлена на удовлетворение эстетических потребностей личности, способствует формированию ее сознания, расширяет жизненный опыт, способствует   духовному и  социальному становлению личности ребенка.

Образовательная программа «Театральная игра»  имеет социально-педагогическую направленность, модифицированная, общекультурная.

Актуальность программы  определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее любознателен, открыт для познания нового, поэтому этот возраст благоприятен для развития творческого начала личности ребенка.

Педагогическая целесообразность: в процессе обучения дети в интересной, увлекательной форме учатся совместным действиям и переживаниям, знакомятся с лучшими образцами художественного слова, получают стимул к собственному творчеству. Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. 

   Реализация программы позволяет педагогу увидеть ребенка в активной деятельности,  сформировать индивидуальный план его развития и своевременно скорректировать издержки.

Целесообразно начинать вводить ребенка в мир народной культуры с раннего возраста, с начальных классов. Ведь именно в этом возрасте ребенок не только способен принять душой принципы о взаимопонимании и сотрудничестве между людьми независимо от  расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, но уже достаточно образован, для того, чтобы их понять.   И поэтому, именно детям необходимо предоставить возможность узнать истоки национальной культуры, философии, искусства.

Цели и задачи образовательной программы:

Основная цель: социализация и креативное развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности путем включения их  в театральную игру;

Основные задачи:

Образовательные:  

  • Познакомить с произведениями русского и зарубежного фольклора;
  • Ознакомить с многообразием различных видов театрального искусства;
  • Обучать основам актерского мастерства, сценического движения, пантомимы.

Развивающие:    

Развивать умения выступать публично;

Развивать умения описывать мир, картины, возникающие перед внутренним взором;

Развивать наблюдательность; креативное мышление

Активизировать познавательный интерес

Воспитательные:   

 Овладеть  навыками межличностного общения и совместной деятельности в группе;

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности; 
-принцип креативности.

Характеристика программы

Программа предназначена для работы с детьми 7-9 лет без учета состояния здоровья. Специального отбора для детей не существует.

Один   год обучения  -72 часа

Режим занятий.
2 раза в неделю по 1 часу;

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.  Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: репетиции и театральные выступления.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Воспитанники будут
 знать:
-    7-10 произведений русского фольклора (поговорки, пословицы, потешки, колыбельные и т.д.);
-    5-8 русских народных сказок;
-    5-10 стихотворений, басен русских авторов;
уметь:
-    выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека;
-    показывать индивидуальный этюд по опорным словам, коллективный этюд с 1-3 партнерами;
-    находить оправдание любой произвольной позе (бытовой и в пределах сюжета);
-    рассказывать о том, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
-    рассказывать о своих наблюдениях за миром людей, природы;
-    распределяться по площадке, не перекрывая друг друга;
-    вспоминать и описывать реальные происшествия и реальное состояние по заданной педагогом теме;
-    подключать предлагаемые педагогом обстоятельства к выполнению данного этюда;
-    пересказывать 2-3 сюжета из фольклора зарубежных стран.

Проверка освоения программы происходит на открытом занятии в конце учебного года и на занятии – тестировании.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


П.п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда

1

1

-

I.

Раздел. Я и мир.

18

4

14

II.

Я и мир предметов

18

4

14

III.

Я и мир литературного творчества

18

4

14

IV.

Репетиционно-постановочная работа

16

2

14

V.

Итоговое занятие

1

-

1

ИТОГО

72

14

58


3.СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

I Раздел. Я и мир

Теория: Понятие игра. Возникновение игры. Актуальность игры. Значение игры в театральном искусстве. Понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве. 
Практика: Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий»,  «Ладонь», «Фотография», «Три точки», «Круги внимания», «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного»,  «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения»,  «Информация через стекло. Дальнее расстояние»;

Упражнения на предлагаемые обстоятельства, «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «А я – чайник», «Лес».

II Раздел. Я и мир предметов

Теория: Понятие предмет, беседы на темы: предметы в моем доме, предметы улиц и городов.
 Практика: Упражнения: «Изучение комнаты», «Первая буква», «Любимое место в мире», «Я – предмет», «Изображения предметов», «Внутренний монолог»,  «Изображение предметов улиц, городов», «Внутренний монолог», «Этюды на предлагаемые обстоятельства».

III Раздел. Я и мир литературного творчества

Теория: Понятие обряда. Возникновение обряда. Понятие фольклор. Возникновение фольклора. Разновидности фольклора. Понятие художественное произведение. 

Практика: Подготовка и проведение обряда «Масленицы».
Этюды на поговорки, пословицы, потешки, колыбельные, народные сказки.
Этюды из сказок, стихотворений. Инсценировка небольших стихотворений, сказок.

IV Раздел. Репетиционно- постановочная работа.

Теория: Читка сценария фольклорного праздника. Распределение ролей.
Практика: Репетиции отчетной показательной программы               (показательные занятия, игровая программа. Инсценировка стихотворений, этюдов и др)


4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

Основные формы проведения занятий:
-    игра;
-    диалог;
-    различные виды тренингов

-    слушание;
-    созерцание;
-    импровизация.

Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа  приобретённых навыков перед зрителями.
 В течение учебного года в каждой группе ставится минимум два спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется.

На занятиях  создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.
Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.


Программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень творческой активности.

Одной из форм фиксации уровня творческих достижений каждого воспитанника является оформление личного дневника наблюдения, который рассчитан на весь период обучения по программе  и включает:

- общую информацию о ребенке (дату рождения, состояние здоровья, сведения о родителях, классном руководителе, домашний адрес);
- заполненную ребенком страницу с ответами на вопросы, предлагаемые в анкете для выявления интересов, любимых занятий, учебных предметов, общего кругозора);
- показатели наличия или отсутствия динамики роста уровня знаний, умений и навыков по каждому из учебных предметов, оформленные графически.


Материально-техническое обеспечение

Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками театра-студии необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
- наличие учебных и служебных помещений (зала для проведения репетиционных занятий, сцены, гардероба, санитарных комнат);
-  стулья;
- маты;
- кубы различных форм;
- реквизиты, костюмы;
- ширмы (стационарные, передвижные);
- магнитофон, акустические колонки;
- видеофонд записей постановок тетра-студии.

5. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1.   Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2.  Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3.  Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4.  Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5.  Горчаков Н.М. 
Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6.  Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. -  М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9.  Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004. 
12.  Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13.  Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19.  Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21.  Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22.  Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». -  М.: ГИТИС, 2004.
.  Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
.  Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
.  Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Подвижные игры народов мира"

Данная программа решает проблему организации внеурочной деятельности младших школьников.     Школьники, освоившие программу «Подвижные игры народов мира»  приобретают к...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ВОЛЕЙБОЛ»

В процессе изучения данной программы учащиеся смогут восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение ра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ "СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ"

Данная программа разработана для проведения кружка "Спортивные игры"...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....

Дополнительная общеразвивающая программа "Игра- дело серьезное"

Программа создана для творческого объединения, в котором через игру в настольные игры дети знакомятся с основами психологии, учатся общаться, интересно организовывать свой досуг...