Методика выполнения лоскутного шитья.
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Лазухина Софья Александровна

Занятие дает представление о лоскутном шитье. Лоскутное шитье требует кропотливого труда, но оно дает толчек к развитию фантазии, творчества. Главное, чтобы у учащихся зародился интерес к овладению этой тонкой и сложной техникой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt_uroka_1.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная  записка

Для того чтобы расширить кругозор учащихся по лоскутному шитью и подтолкнуть их к созданию новых интересных , современных сценических                   костюмов и необходима данная тема: «Методика выполнения лоскутного шитья. Витраж из лоскутков».

Занятие дает представление   о лоскутном шитье, этого  не легкого ,но инте-

ресного  элемента декоративного творчества. Лоскутное шитье требует кропотливого труда, но оно дает толчок к развитию фантазии, творчеству.                    Главное  чтобы у учащихся  зародился интерес к овладению этой тонкой и сложной техникой.

На занятие т. о. «Мозаика» 2ого года обучения присутствуют 12 человек учащиеся 13-15 лет, занятие  проводится 1.5 часа с переменой.

На занятие  учащиеся овладеют знаниями по цветоведению , лоскутному шитью ,а также познакомятся с различными видами витражей.

Результатом занятия – витраж в техники лоскутного шитья.

ЦЕЛЬ: научить учащихся витраж в технике лоскутного шитья.

Задачи: обучить новым способам  действия, новым рабочим приемам;                                        создать условия для развития мышления( анализировать, сравнивать, обобщать),самостоятельности ,точности движения;                                                                способствовать воспитанию трудовой дисциплины, интереса и активности.

Ожидаемый результат.

   Участники группы                          ЗНАЮТ

Участники группы

УМЕЮТ

1.Историю лоскутного шитья

2Правильное распределение цветов по группам.

3.Основу гармоничного сочетания цветов.

4.Историю создания витража.

Применять полученные знания по цветоведению на практике.

Создавать не сложный витраж

                                   План проведения занятия.

Этап занятия

Оперативные задачи педагога

Способы ,приемы.

1.Организационный момент. Знакомство с

Тематикой.

2.Объяснение этапов работы.

Техника безопасности при работе.

3.Объяснение темы :  

«Лоскутное шитье».

4.Начальные сведения по цветоведению.

5.Начальное знакомство с одним из видов декоратвно-прикладно-го творчества – витраж.

6. Выполнение витража в технике лоскутного шитья.

7.Гимнастика для глаз.

8  .Подведение итогов занятия.

   

Проверка присутствующих .Создать доброжелате-   ную обстановку .Позна-комить с предстоящей    работай.

Кратко рассказать об этапах работы. Пояснить значение каждого этапа работы.

Рассказ о истории появ-ления лоскутного шитья.

Рассказ о цветовом кру-ге, цветовом ряде цве-  товом сочетании.

Рассказ о появление  данного вида творчества.

Самостоятельная работа.

Упражнение.

Обсуждение работ.

Беседа.

               Рассказ

Рассказ, показ слайдов  и образцов по лоскутному шитью.

Рассказ ,образцы   дидактический раздаточный материал.  

Рассказ, видео  инфор-   мация.

Инструкционно-технологические карты. Рекомендации.

Выставка.

План конспект.

Добрый день дорогие девочки! Мы с вами будем сегодня творить как волшебники. Мы и так уже  становимся мастерами, ведь вы  творите свои костюмы, в которых выступаете, сами .Не единожды  ваши костюмы отмечало жюри за яркость и неповторимость. Но прежде чем вы приступите к работе, вспомним  технику безопасности, так как  сегодня предстоит не только слушать ,но и работать.

                        При работе с иглой и ножницам:        

Какой  длины  должна  быть нитка?                                                                                                                  Как нужно  передавать  ножницы?                                                                                                   Где  должны  находиться  иголки  и  булавки?                                                                       При работе с утюгом:                                                                                             Как  нужно  включать  утюг?                                                                                                 Какая  должна  быть  температура  утюга?                                                              Учащиеся  отвечают на поставленные вопросы.                                                                                                                                                                                                                       

Тема: «История лоскутного шитья».

Каждый  раз, когда мы  приступаем  к  созданию нового  сценического костю-ма встает вопрос: где взять ткань в большом количестве? Но недавно мы все      смотрели спектакль по сказке «Король Дроздобород». Все костюмы были выполнены в технике лоскутного шитья, но не только костюмы,  но и сцена.   А все замки были с витражами. Вот сегодня вы познакомитесь с двумя этими техниками, а затем полученные знания вы объедините в одну работу.

Итак, что такое лоскутное шитье? Лоскутная техника  своими корнями  уходит глубоко в древность .Самое древне  изделие в стиле лоскутной  мозаики датируется  980г. до  нашей  эры и было найдено  в Египте .Фрагменты  мозаичных изделий были обнаружены при раскопках скифских курганов .

В Европе  лоскутная  мозаика  появилась  около  800 лет  назад,  во времена                              крестовых походов.  На юге  Франции и  Англии , где  примерно  до 1750года               бережливые  женщины, выкроив из дорогого ситца  одежду,  стали  использовать  его  остатки  создания   других  изделий. Таким образом , первоначально   лоскутная техника  возникла  в  результате  нехватки  материалов  и  их  дороговизны.

Как  и  когда  лоскутная  мозаика  появилась  на  Руси?

В  России  шить  из  лоскутиков  стали  во  второй  половине 19 века, в  это время  появился  в  продаже  дорогой   заморский  ситец. Идей  для  созда-     ния  лоскутной  техники  послужили  обыкновенные  заплаты   которые   обыкновенно  ставились  на еще  крепкие, но  слегка  потертые  вещи. Заплаты  имели разнообразные  формы  и  расцветки.  Это  помогло  мастерицам  придти  к  мысли о  возможности  создания  изделий  из  лоскутков.

Расцвет лоскутного шитья пришелся  на  конец  19 века ,он был  связан с развитием  машинного  производства  ситца.  В  обиход  вошли  ситцевые  изделия. Эти изделия  украшали  лоскутными  орнаментами.                                                                                                                             Готовые  изделия  можно  было  рассматривать , как  калейдоскоп.  ПО  выполненной  работе, можно  было  судить  о  вкусе, настроении, а если  хорошо  присмотреться, то  даже  узнать, о  чем  думала  работница ,создавая  новое  изделие.                                                                                                                                                     Лоскутная  техника  не  утратила  своего  обаяния и сегодня. Очень  часто  на страницах  журналов  мод  можно  увидеть  изделия, выполненные в лоскутной  технике. (Показ  журналов  мод,  каталогов.)                  

Лоскутная  техника проста , поэтому  доступна  каждому. Для  этого  вида  рукоделия  не  нужны  какие-то  особенные  материалы, а  лишь  оставшиеся  при  раскрое  кусочки  ткани и нитки. В  ход  идут  не  только  ткани , но  пряжа, тесьма, ленты, кружево.

Учащиеся посматривают  видео  материал  по данной  теме.

                Тема №2 : "Цветоведение"

Быстро , а главное правильно  подобрать ткани для выполнения изделия                                                           из  лоскутков  поможет  цветовой  круг( образец). Цвет  имеет  решающее  значение в зрительном  восприятии  композиции. Тех, кто  работает  с лоскутиками  можно  назвать  художниками, только в руках у них вместо                     кисти и красок цветные лоскуту и иголки .Так же, как и художникам, им необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избегать грубых ошибок при создании лоскутной "живописи".В науке о цветовой  гармонии за  основу гармоничного сочетания цветов применяли цветовой ряд, состоящий                           как в радуге, из семи цветов: красного, оранжевого, желтого ,зеленого, голубого ,синего ,фиолетового  ,которые плавно, через множество оттенков переливаются один в другой .Цвета условно распре-    делили на две группы: "теплые" и "холодные"."Теплые"-красный ,оранжевый, желтый - напоминают о солнце и тепле. "Холодные" - зеленый, голубой, синий, фиолетовый - о холоде. Интерес -  но, что "тепло" и "холод" любого цвета зависит от того, какой оттенок в нем преобладает.  Например  если  в зеленом  присутствует  немного желтого, то зеленый цвет становиться " теплым".

Существует так же нейтральная группа цветов – черный ,белый ,серый.                              Соединяя различные цвета, используют в основном два приема : сочетают контрастные цвета или родственные .Вот здесь и приходит на помощь               цветовой круг. Мы с вами   воспользуемся шестисекторным кругом. Пример родственного сочетания цветов могут служить оттенки цвета любого из секторов(пример красного - оттенков множество: от ярко -красного до светло-розового).Все они прекрасно смотрятся, плавно  переходя один в другой. Это называется раскат цвета. Цвета секторов  расположенных напротив друг  друга, считаются контрастными  при этом гармоничными: красный - зеленый; оранж - синий; желтый - фиолетовый. Они оказавшись по соседству(один « теплый» ,а другой «холодный»), становятся более насыщенными  и  усиливают яркость друг друга .Контрастными  сочетаниями  в изделиях нужно пользоваться с  большой осторожностью : в композиции  достаточно  двух  контрастных  цветов, к тому                                          же одного из них должно быть  меньше, иначе они начнут  подавлять друг                            друга, особенно это свойственно красному, желтому, оранжевому. Недаром                             ткани таких цветов нередко используют  как отделку, всего лишь, чтобы   под-                           черкнуть  основной цвет  изделия.

Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета                                                               секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – желтый -

синий; зеленый – фиолетовый – оранжевый и т.д. Именно подобные  соче-                                    тания  часто   встречаются на крыльях бабочек, лепестков цветов и в опе-                                                       рньях  птиц. Цвета соседних  секторов вносят  дисгармонию , и не  стоит их соединять. Дисгармонию можно уменьшить, если использовать нейтральный                     цвет. Скажем между  красным и оранжевым ввести немного черного.

Мы с вами познакомились с лоскутным шитьем, с цветовыми сочетаниями,                             но наша главная цель  - витраж.

Тема№3: «Витраж».

Витражи – это особый вид декоративного искусства. В  давние  времена

Витражи представляли собой просто набор цветных стекол разной величины,                           образующий рисунок коврового типа. Составленные части  укреплялись при помощи замазки в прорезях  деревянных ,мраморных, каменных досок, вставляющиеся в оконные проемы. Но техника менялась и в 10в.мастера научились соединять кусочки листового стекла свинцовым переплетом, создав технику паечного  витража. Мы с вами  не будем вдаваться в тонкости изготовления витража. Мы  смотрим,  какие бывают рисунки у витражного стекла. Первоначально это были геометрические формы , но  с бурным развитием витражного искусства появились сюжетные витражи .В настоящее              время в век высоких  технологий появился  комбинированный витраж  и стал                               очень популярен. Он позволяет добиться богатства  фактур, оптических

эффектов, декоративной насыщенности   при создании абстрактных  компо-    зиций. (Просмотр слайдов с видами витражей.)

На занятиях у Валентины Анатольевны вы рисовали витраж, который будете                                выполнять в технике лоскутного шитья. В этих работах вы выбрали геометрические фигуры. Приступая к работе, давайте вспомним:                                  1.Что такое лоскутное шитье, когда его стали применять?                                                            2.Какие цвета «теплые»,  «холодны»?                                                                                                 3.Что такое  раскат цвета?                                                                                                                                                    Приступая к практической части запомните несколько совтов.                                                                                                    

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Все лоскутки подбирать нужно под одинаковым освещением.        

2.Растяжка или раскат цвета - -это плавный гармоничный переход в одной цветовой гамме, например, от светлого к темному и ли наоборот. При этом приеме   в лоскутном шитье ,используют гладко крашенные ткани или в мелкий рисунок.

3. Не следует располагать рядом «холодные» и «теплые» тона одного цвета.                                                     4.Если комбинируют  новую и старую ткань, то лучше постирать все заготовки.  

5.Проутуженную ткань  легче кроить.

6. При работе используют шаблоны, выкройки, трафареты, лекала.                                        Детали сметывают или закалывают булавками, располагая их перпендику-      лярно  к линии шва , на одинаковом расстоянии.

7.В работе важно выбрать основной цвет, определить общее цветовое  решение  композиции. Заранее надо решить, какая ткань будет ведущей                 гладкая  или набивная.

8.В композицию, построенную  на контрастах, добавляют черный  цвет ,                                   он делает  изображение  более  насыщенным.

                                                                                                                               

                 

ПРАКТИЧЕСКАЯ   ЧАСТЬ.

Инструкционно – технологические карты  на столах учащихся.

1 .Выбираем нужные ткани.

2. Заготавливаем шаблоны.

3. Обводим шаблоны на ткань.

4.  Вырезаем  шаблоны по порядку.

5.  Сметываем по порядку.

6. Стачиваем.

7. Утюжим.

8. Приметываем отделочную ленту с двух сторон.

9. Настрачиваем отделочную ленту.

10.Удаляем нитки наметывания.

11.Утюжим.

12.Оформляем выполненную работу.

Самостоятельная работа учащихся и текущий  инструктаж.

                Целевые подходы.

1.Проверка своевременного начала работы. Организация рабочего места.

2.Проверка рациональной обводки шаблонов.          

3.Самоконтроль сметочных стежков.

4.Самоконроль  соблюдения технологической последовательности.

5.Своеврменное предупреждение  ошибок.

6.Самоконтроль и оценка практической работы.

7.Выполнение  гимнастики для глаз  через каждые 20минут.

               Анализ занятия.

1.Сообщение о достижения  цели. Цель достигнута учащиеся хорошо освоили  лоскутную  технику ,  закрепили знания  на практике.            

2.Анализ учащимися выполнение практической работы.

3.Выставка работ.

4.Разбор типичных ошибок:

-перекашивание  деталей;

-не соблюдение нити основы;

-кривой шов;

-шов вытянут утюгом;

-не соблюден температурный режим утюга.

Литература, используемая при подготовке:

Максимова М.,Кузьмина М.  –«Лоскутики» -ЭКСМ  ПРЕСС,1998г.

Митителло К.- «Аппликация»- Москва, ЭКСМО, 2003г.

Спигли Г.   -  «Чудеса своими руками»- Издательский дом НИОЛО 21-ый  век 2004г.

Ячменева В. - «Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству» -издательство ВЛАДОС, 2003г.

Интернет страница - Витражи.

Подборка из  журналов  мод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

`Организация и методика выполнения творческого проекта`

Ознакомление учащихся с проектной деятельностью; создать условие для проявления инициативности учащихся в процессе работы над проектом; привлечь учащихся к планированию творческой работы при решении п...

Методические указания, контрольные задания и методика выполнения практических заданий для студентов-заочников по МДК 02.03. Маркетинг специальности 100701 «Коммерция» (по отраслям)

Методические указания, контрольные задания и  методика выполнения практических заданий по МДК 02.03. Маркетинг для студентов-заочников среднего профессионального образования по специальности 1007...

Методика выполнения практических работ по химии в ПУ

Методический сборник  по выполнению  практических и лабораторных работ для студентов ПУ.   Дисциплина  "Химия" Общеобразовательный цикл.   специальности:1108003....

Методика выполнения курсовой работы по МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации Специальность: «Зоотехния» Тема: «Организация и управление производством молока»

Методика выполнения курсовой работыпо МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации        Специальность:  «Зоотехния»  Тема: «Организац...

Методика выполнения курсовой работы по МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации Специальность: «Зоотехния» Тема: «Организация и управление использованием основных средств»

Методика выполнения курсовой работыпо МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации        Специальность:  «Зоотехния»  Тема: «Организац...

Методика выполнения заданий ЕГЭ по географии

Методика выполнения заданий ЕГЭ по географии....

Видео-урок на тему:"Методика выполнения заданий ЕГЭ по географии. "

Видео-урок на тему:"Методика выполнения заданий ЕГЭ по географии. "...