Дополнительная образовательная программа "Изонить"
рабочая программа по теме

Модифицированная программа "Изонить" имеет художественно-эстетическую направленность и расчитана на детей в возрасте 7-14 лет.  

Данная программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_izonit_kropacheva.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

дом детского творчества №2

                                                                                                                                                              УТВЕРЖДЕНА

Приказ № 52 о/д 

 от 10. 09. 2012 г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Директор МБОУ ДОД ДДТ №2                                                    

                                                                                                                             ____________ Белых Л.В

                                             

                                                                                                                             Принята на методическом

                                                                                                                       совете  № 1  от  31. 08. 2012г.

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

  «ИЗОНИТЬ»

Возраст обучающихся  7 – 14 лет

Срок реализации программы  2 года.

                                                                                                                        Составитель:

                                                                                                                         Кропачева О.В.

                                                                                                           педагог дополнительного образования

г. Заполярный

2012 г.

 Пояснительная записка.

   Данная программа модифицирована на основе авторской программы   «Программа дополнительного образования для учащихся 2-6 классов «Изонить »,  Марокановой Е.А., Резановой С.А., (Газ-Завод, 2009-2010 уч. год)

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность программы.  Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью.  Изонить, - так называется этот вид деятельности.

 Изонить  или нитяная графика - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе.

Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно, и даже оформить элементы одежды.
Результат работы в технике " изонить " завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И  всегда хорошее настроение.

Данная программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

Цель данной программы  –  раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование  умений и навыков работы в новой технике;
  • осваивание способов работы различными материалами и инструментами;
  • знакомство с основными геометрическими понятиями и       базовыми формами техники «Изонить».

Развивающие:

  • развитие образного и пространственного мышления, фантазии ребенка;
  • формирование художественного вкуса и гармонии между формой и содержанием художественного образа;
  • развитие творческого потенциала ребенка, его познавательной активности;
  • развитие творческого потенциала ребенка.

Воспитательные:

  • формирование творческого мышления;
  • формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению, умение работать в группе;
  • создание комфортной среды педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма  (взаимодействие воспитанника и педагога в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам  работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Отличительная особенность.  Программа рассчитана на полный курс обучения детей 7-14  лет  новой для них технике. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки, что способствует эмоциональному развитию детей.

Основное назначение программы – развитие творческой личности ребенка. В основе лежит предметно-практическая деятельность, развивающая глаз и пальцы, координацию движения и речь, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор.

Данная программа  рассчитана на работу с детьми 7-14 лет, на 2 года обучения и состоит из следующих этапов:

-  1 год обучения, 144 час. Занятия  проходят 2 раза в неделю по 2*45мин., форма занятий - общая.

-   2 год обучения, 216 часов на группу. Занятия  проходят: 3 занятия в неделю 2*45 мин., форма занятий – общая.

Наполняемость групп, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПИН 2.4.4. 1251-03 : 

1 год обучения: 15 человек,

2 год обучения: 12 человек.

 

Педагогическая целесообразность состоит в том, что в этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны.  Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей неодинаково развито. Занятия по созданию изделий из разнообразных материалов помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное;  учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся  рядом с ребятами, необходимо только  отыскать их. У младших школьников в отличие от других возрастных групп личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них  преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.

Ведущее место занимает образная память, логическая память слабая.  Внимание непроизвольное, концентрация может быть продолжительной, если ребенку интересна деятельность, которую он выполняет. Ребенка необходимо заинтересовать, создавая успешную атмосферу подачи учебного материала.

Учитывая индивидуальную возрастную особенность детей, широко используются в работе сюжетно-ролевые игры, викторины, игры-путешествия, соревнования.

Программа рассчитана на использование в профильных и комплексных коллективах дополнительного образования. Предназначена для педагогов, работающих  в дошкольных учреждениях разных типов, центрах творчества детей.

Ожидаемые результаты:

  • к концу 1-гогода обучения дети овладеть основными приемами заполнения геометрических фигур.
  • к концу 2-го года обучения дети должны применять полученные знания для декорирования различных изделий – предметов быта, сувениров, закладок, открыток  и многого другого.  

 

Оценка эффективности программы производится на основании:

  • индивидуальной беседы;
  • практических занятий;
  • выставок;
  • коллективных работ;
  • творческих заданий;
  • анализа самостоятельной  работы учащихся по следующим критериям:
  1. разнообразие умений и навыков;
  2. правильность и оригинальность выбора материала для конкретной технической задачи;
  3. глубина и широта знаний по предмету;
  4. позиция активности и устойчивого интереса к деятельности;
  5. разнообразие творческих достижений.

Показатели критериев определяются уровнем:

высокий -  (В);  средний – (С);  низкий  - (Н).

  1. Разнообразие умений и навыков.

Высокий:  имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать материалы и инструменты.

Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать материалы и инструменты.

Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать материалы и инструменты.

  1. Правильность и оригинальность выбора материала для конкретной        задачи.

Высокий: умеет правильно, оригинально и самостоятельно выбрать материал для выполнения рисунка.

Средний: умеет правильно и самостоятельно выбрать материал, но затрудняется с оригинальностью, следует показанному образцу.

Низкий:  затрудняется в выборе материала.

  1. Глубина и широта знаний по предмету.

Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (натюрморт, портрет, пейзаж, …)

Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами.

Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

  1. Позиция активности и устойчивого интереса.

Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

  1. Разнообразие творческих достижений.

Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточна развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформит мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий: не всегда может  соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.

Форма фиксации образовательных результатов

Ф. И. воспитанника

Начальная

Промежуточная

Итоговая

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Учебный  план 1-го года обучения

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

I.   Заполнение угла.

  1. Заполнение угла.
  2. Сложный треугольник.

5

5

10

15

15

30

20

20

40

II. Заполнение окружности.

  1. Заполнение окружности. Вариант 1.
  2. Заполнение окружности. Вариант 2.
  3. Переплетение окружностей.

5

5

4,5

13

15

15

13,5

45

20

20

18

58

III. Овал.

5

15

20

IY. Дуга.

2,5

7,5

10

Y. Завиток.

2,5

2,5

10

YI  . Воспитательная работа.

6

    Итого:

144

                                                                     

                                                                               

Учебный план 2-го года обучения

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

I. «Изонить-декор»

  1. Декорирование закладок.
  2. Изготовление открыток.
  3. Изготовление рамок.
  4. Изготовление панно.
  5. Изготовление сувениров.
  6. Декорирование очечниц, брелоков, компакт дисков, подарочных коробочек.

2,5

      5

5

2,5

5

10

30

7,5

15

15

7,5

15

30

90

10

20

20

10

20

40

120

   II. «Изонить+»

  1. Изонить + квиллинг.
  2. Изонить + декупаж.

10

10

20

30

30

60

40

40

80

   III. Воспитательная работа

16

       Итого

216

                                                                                                                                                                   

                                                                             

Содержание программы.

         

1-год обучения.

1.  Заполнение угла.

  1. Заполнение угла.

Теоретическая часть.

Охрана труда. История возникновения изонити. Подготовка в вышивке. Способы закрепления нитки. Знакомство с инструментами и художественными материалами. Основные    приемы заполнения угла.

Практические занятия.

«Ажурный орнамент 1», «Ажурный орнамент 2», «Елочка», «Петушок»,

«Кошки», «Летучая мышь», «Рыбки», «Бабочка», «Изготовление цветов», «Филин»,  «Девочка».

     2.  Сложный треугольник.

Теоретическая часть.

Технология заполнения угла. Цветовая комбинация.

Практические занятия.

Изготовление панно: «В лесу», «В космосе».

Декорирование рамок для фотографий.

II.  Заполнение окружности.

  1. Заполнение окружности.  Вариант 1.

Теоретическая часть.

Основные приемы заполнения окружности.

Практические занятия.

«Грибок», «Яблоко», «Неваляшка»,  «Рыбка», «Цветок», «Мышка», «Лягушка», «Зайчик», «Паучок», «Снежинка», «Ажурный узор», «Филин», «Гоночная машина».

2.  Заполнение окружности.  Вариант 2.

Теоретическая часть.

Техника прошивания окружности через центр.

Практические занятия.

Панно: «Пейзаж с лодкой», «Пейзаж с пагодой», «Бабочка», «Утенок»,        «Черепашка», «Петушок», «Самолетик», «Паучок».

   3.  Переплетающиеся окружности.

Теоретическая часть.

Технология совмещения заполнения окружностей двух вариантов. Подбор цветовой композиции.

Практические занятия.

«Воздушные шары в небе», «В космическом пространстве»

 III.  Овал.

Теоретическая часть.

Технология заполнения овала.

Практические занятия.

«Рыбки», «Ромашка», «Цыплята», «Боровик», «Котята», «Тюльпаны в вазе».

IY.  Дуга.

Теоретическая часть.

Технология заполнения дуги.

Практические занятия.

«Лилия», «Тюльпан», «Ирис», коллективная работа «Цветы и травы».

Панно «Парусник».

Y.  Завиток.

Теоретическая часть.

Технология прошивания завитка.

Практические занятия.

«Лебедь», «Гусенок», «Закладка «Спираль», оформление рамок.

YI. Воспитательная работа.

Воспитание культуры общения. Создание условий для общения. Создание дружественной среды.

  1. Проведение бесед по темам:
  • «Сыны Отечества»
  • «8 марта – праздник мам»
  • «Смех – дело серьезное»
  1. Выставки и конкурсы
  • Промежуточная и отчетная выставка в объединении
  • Городские, районные и областные выставки.
  1. Участие в мероприятиях, проводимых  педагогами-организаторами.

2-й год обучения

I. Изонить-декор.

1. Декорирование закладок.

Теоретическая часть.

Использование изонити для декорирования. Технология изготовления закладки.

Практические занятия.

Закладки: «Василек», «Колокольчик», «Спираль».

  1. Изготовление открыток.

Теоретическая часть.

Технология изготовления открытки. Материалы и инструменты.

Практические занятия.

открытки: ко Дню учителя, к Новому году, «Валентинка», «Снеговик», к 8 Марта, Дню Победы.

  1. Изготовление рамок.

Теоретическая часть.

Использование изонити для декорирования рамок. Технология изготовления рамок.

Практические занятия.

Изготовление рамок для фотографий.

  1.  Изготовление панно.

Теоретическая часть.

Технология изготовления изделия.

Практические занятия.

Панно:      «Парусник», «Чертополох», «Паучок», «Одуванчик», «Куриное семейство».

  1. Изготовление сувениров.

Теоретическая часть.

История возникновения. Технология изготовления.

Практические занятия.

Сувениры: «Лиса», «Мышка», «Кошка».

  1.  Декорирование очечниц, брелоков, компакт-дисков, подарочных коробочек.

Теоретическая часть.

Использование изонити для декорирования различных изделий.

Практические занятия.

Технология изготовления очечниц, брелоков, компакт-дисков, карандашниц, подарочных коробочек. Способы декорирования.

II. «Изонить +»

  1. «Изонить  + квиллинг»

Теоретическая часть.

История возникновения техники квиллинг. Технология изготовления. Материалы и инструменты. Совмещение техники изонить с техникой квиллинг.

Практические занятия.

Панно:    «Болото», «Летний луг», «Аквариум», «Лебединое озеро», «Корзина с цветами»,

рамки:      «Цветочная рамка», «Цветочная рамка 2»,

открытки: «Пасхальная открытка с гусенком», «Цыпленок».

  1. «Изонить + декупаж»

Теоретическая часть.

История возникновения техники декупаж. Материалы и инструменты. Технология изготовления. Совмещение техники изонить с техникой декупаж.

Практические занятия.

Изготовление рамок, открыток, карандашниц, подарочных коробочек. Декорирование изделий, используя обе техники.

  III. Воспитательная работа.

Воспитание культуры общения. Создание условий для общения. Создание дружественной среды.

1.  Проведение бесед по темам:

  • «Что такое конструирование и моделирование»
  • «Сыны Отечества»
  • «8 марта – праздник мам»
  • «Смех – дело серьезное»

2.  Выставки и конкурсы

  • Промежуточная и отчетная выставка в объединении
  • Городские, районные и областные выставки.

3. Участие в мероприятиях, проводимых  педагогами-организаторами.

Методическое обеспечение.

Для реализации программы  используются разнообразные формы и методы проведения занятий:

  • беседы, из которых дети узнают много новой информации;
  • практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления своих собственных открытий;
  • экскурсии на выставки.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

Для реализации успешной работы, воспитанникам необходимы следующие материалы и инструменты:

  • иглы с большим ушком;
  • булавка с головкой на конце для прокалывания точек;
  • копировальная бумага;
  • ножницы;
  • цветные нитки (швейные, мулине, ирис);
  • плотный цветной, белый или «бархатный» картон;
  • карандаш ТМ, для эскизов – цветные карандаши;
  • линейка;
  • циркуль;
  • транспортир;
  • лекала для рисования дуг, овалов и завитков;
  • поролоновая губка или пенопласт для удобного прокалывания дырочек в картоне.

Наглядные  пособия:

  • работы воспитанников;
  • демонстрационные работы и образцы по темам.

Дидактические материалы:

  • наборы шаблонов, трафаретов по темам;
  • подборки схем, технологических карт по темам;
  • методические разработки открытых занятий;
  • конспекты бесед;
  • справочный материал по темам.

Литература для педагога:

1.  Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. – М.:АСТ  - 2011.

2.  Леонова О. В. Рисуем нитью: Оригинальные поделки в технике изонить. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

3.  Лещинская Ю. С. Волшебная изонить. – Минск: Харвест, 2011.

4.  Торгашова В. Н. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников. – М.:         Издательство «Скриптоий 2003», 2010.

Литература для воспитанников:

1.  Леонова О. В. Рисуем нитью: Оригинальные поделки в технике изонить. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

2.  Торгашова В. Н. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников. – М.:         Издательство «Скриптоий 2003», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...