Программа секции "Юный турист-спасатель"
рабочая программа на тему
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Целью настоящей программы является организация деятельности, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЮДЯНСКИЙ РАЙОН
О Д О Б Р Е Н О У Т В Е Р Ж Д А Ю:
На методическом совете Директор школы
«___» сентября 2013___ г. ________ О.В. Соломаха
_________ С.Г.Итегелова "____" сентября 2013 г.
АДАПТАЦИОННАЯ
ПРОГРАММА
туристической секции
для 6-10 классов
"Юный турист-спасатель"
Разработала:
Чалых Лада Витальевна
учитель ОБЖ
МБОУ "СОШ №12"
I квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
г. Байкальск Слюдянского района Иркутской области
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Тематический план
- Цель.
- Задачи.
- Требования к учащимся по окончании курса.
- Прогнозируемый результат.
- Календарно-тематическое планирование
- Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объективная необходимость данной разработки вызвана тем, что в условиях образовательной школы вести программу туристической секции в объеме 324 часов не представляется возможным в связи с большой загруженностью учащихся учебной деятельностью и занятостью в системе дополнительного образования (детская школа искусств, Детский дом творчества, спортивный клуб «Лидер» и т.д.). Но в школе имеется группа заинтересованных учащихся, желающих заниматься в секции в течение года. Учитывая возможности образовательного учреждения, и в целях достижения прогнозируемого результата - увеличение числа подростков, приобщенных к физкультуре, спорту, туризму и здоровому образу жизни, имеющих навыки выживания в условиях автономного существования, оказания помощи в экстремальной ситуации, более оптимальным является ежегодное формирование разновозрастных групп и прохождение программы курса в объеме 128 часов (4 часа в неделю).
Адаптационная программа соблюдает все разделы и отвечает требованиям к методике и технологии реализации основной программы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование тем и разделов | Имеется в настоящей программе | Предлагается |
1 | Основы туристической подготовки | ||
1.1 | Туристские путешествия, история развития туризма | 2 | 2 |
1.2 | Воспитательная роль туризма | 2 | 1 |
1.3 | Личное и групповое туристское снаряжение | 10 | 2 |
1.4 | Организация туристического быта. Привалы и ночлеги | 26 | 4 |
1.5 | Подготовка к походу, путешествию | 18 | 2 |
1.6 | Питание в туристическом походе | 10 | 1 |
Туристские должности в группе | 6 | 1 | |
1.7 | Правила движения в походе. Преодоление препятствий | 18 | 2 |
Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий | 10 | 2 | |
1.8 | Подведение итогов туристского похода | 10 | 1 |
1.9 | Туристические слеты, соревнования | 34 | 34 |
146 | 52 | ||
2 | Топография и ориентирование | ||
2.1 | Понятие о топографической и спортивной карте | 4 | 3 |
2.2 | Условные знаки | 7 | 5 |
2.3 | Ориентирование по горизонту и азимуту | 6 | 4 |
2.4 | Компас. Работа с компасом | 6 | 6 |
2.5 | Измерение расстояний | 5 | 4 |
2.6 | Способы ориентирования | 6 | 6 |
2.7 | Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки | 10 | 10 |
44 | 38 | ||
3 | Краеведение | ||
3.1 | Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки | 10 | 2 |
3.2 | Туристические возможности родного края | 12 | 2 |
Изучение района путешествия | 10 | 2 | |
3.3 | Общественно-полезная работа в путешествии | 10 | 2 |
42 | 8 | ||
4 | Основы гигиены и первая доврачебная помощь | ||
4.1 | Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний | 3 | 1 |
4.2 | Походная медицинская аптечка | 3 | 1 |
4.3 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 6 | 6 |
4.4 | Приемы транспортировки пострадавшего | 8 | 2 |
20 | 10 | ||
5 | Общая и специальная физическая подготовка | ||
5.1 | Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений | 1 | 1 |
5.2 | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках | 3 | 2 |
5.3 | Общая физическая подготовка | 43 | 10 |
5.4 | Специальная физическая подготовка | 25 | 7 |
72 | 20 | ||
Итого: | 324 | 128 |
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Программа секции рассчитана на учащихся 6-10 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведении краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в туристическом объединении.
Занятия можно проводить с полным составом группы, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий.
Теоретические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, учителей-предметников, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов.
Практические занятия проводятся в 1-3 дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в походах, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы группы.
Адаптационная программа составлена на основе программы для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-спасатели», утвержденной Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации, Ассоциацией спасательных формирований РФ (Москва.: ЦДЮТ и К, 2004 г.).
ЦЕЛЬ:
Целью настоящей программы является организация деятельности, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни детей и подростков.
ЗАДАЧИ:
- формирование здорового образа жизни детей и подростков;
- выработка осознанной мотивации в деле сохранения здоровья;
- приобщение к физкультуре и туризму
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА:
Учащиеся должны уметь ориентироваться на местности, преодолевать препятствия различной сложности с применением туристического снаряжения и подручных средств, оказывать первую медицинскую доврачебную помощь, иметь элементарные навыки поведения при автономном существовании в природе.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Увеличение числа подростков, приобщенных к физкультуре, спорту, туризму и здоровому образу жизни, имеющих навыки выживания в условиях автономного существования, оказания помощи в экстремальной ситуации.
Календарно-тематическое
планирование
туристической секции
"Юный турист-спасатель"
класс 7 -10
128 количество часов
4 часа в неделю
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Чалых Лада Витальевна
Категория I
Разряд 13
ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п\п | Дата | Тема занятия |
1 | 07.09.13 | Туристские путешествия, история развития туризма |
2 | 14.09.13 | Туристские путешествия, история развития туризма |
3 | 21.09.13 | Понятие о топографической и спортивной карте |
4 | 28.09.13 | Понятие о топографической и спортивной карте |
5 | 05.10.13 | Понятие о топографической и спортивной карте |
6 | 12.10.13 | Условные знаки |
7 | 19.10.13 | Воспитательная роль туризма |
8 | 26.10.13 | Условные знаки |
9 | 02.11.13 | Ориентирование по горизонту и азимуту |
10 | 09.11.13 | Личное и групповое туристское снаряжение |
11 | 16.11.13 | Компас. Работа с компасом |
12 | 23.11.13 | Компас. Работа с компасом |
13 | 30.11.13 | Организация туристического быта. Привалы и ночлеги |
14 | 07.12.13 | Измерение расстояний |
15 | 14.12.13 | Способы ориентирования |
16 | 21.12.13 | Способы ориентирования |
17 | 28.12.13 | Питание в туристическом походе |
18 | 18.01.14 | Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки |
19 | 25.01.14 | Туристские должности в группе |
20 | 01.02.14 | Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки |
21 | 08.02.14 | Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки |
22 | 15.02.14 | Правила движения в походе. Преодоление препятствий |
23 | 22.02.14 | Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний |
24 | 01.03.14 | Походная медицинская аптечка |
25 | 09.03.14 | Приемы транспортировки пострадавшего |
26 | 15.03.14 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
27 | 22.03.14 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
28 | 29.03.14 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
29 | 05.04.14 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
30 | 12.04.14 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
31 | 19.04.14 | Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки |
32 | 26.04.14 | Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки |
33 | 10.05.14 | Общая физическая подготовка |
34 | 17.05.14 | Изучение района путешествия |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п\п | Дата | Тема занятия | Количество часов |
1 | 07.09.13 | Туристические слеты, соревнования | 3 |
2 | 14.09.13 | Специальная физическая подготовка | 3 |
3 | 21.09.13 | Туристические слеты, соревнования | 3 |
4 | 28.09.13 | Специальная физическая подготовка | 3 |
5 | 05.10.13 | Туристические слеты, соревнования | 3 |
6 | 12.10.13 | Специальная физическая подготовка | 3 |
7 | 19.10.13 | Общая физическая подготовка | 3 |
8 | 26.10.13 | Ориентирование по топографической карте | 3 |
9 | 02.11.13 | Условные знаки | 3 |
10 | 09.11.13 | Ориентирование по горизонту и азимуту | 3 |
11 | 16.11.13 | ориентирование по компасу | 3 |
12 | 23.11.13 | Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. Измерение расстояний | 3 |
13 | 30.11.13 | Способы ориентирования | 3 |
14 | 07.12.13 | Способы ориентирования | 3 |
15 | 14.12.13 | Туристические узлы | 3 |
16 | 21.12.13 | Туристические узлы | 3 |
17 | 28.12.13 | Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки | 3 |
18 | 18.01.14 | Способы разведения костра | 3 |
19 | 25.01.14 | Питание в туристическом походе | 3 |
20 | 01.02.14 | Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки | 3 |
21 | 08.02.14 | Правила движения в походе. Преодоление препятствий. Виды переправ. | 3 |
22 | 15.02.14 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 3 |
23 | 22.02.14 | Общая физическая подготовка | 3 |
24 | 01.03.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
25 | 09.03.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
26 | 15.03.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
27 | 22.03.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
28 | 29.03.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
29 | 05.04.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
30 | 12.04.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
31 | 19.04.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
32 | 26.04.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
33 | 10.05.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
34 | 17.05.14 | Специальная физическая подготовка | 3 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Программы для системы дополнительного образования детей «Юные туристы-спасатели». Москва.: ЦДЮТ и К, 2004 г.
- Питер Дарман. Выживание в экстремальных ситуациях. – М.: Формула-Пресс, 1999 г.
- Карманный справочник туриста/ автор-сост. Ю.А. Штюрмер. – М.: Профиздат, 1982 г.
- Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие».2003 г.
- К. Джонсон «Учебник выживания. 150 способов спастись в экстремальных ситуациях». Издательство «Астра». 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта районной оздоровительной профильной смены "Юные туристы-спасатели"
С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. С 9 по 18 июля 2012 года в Сковородинском районе Амурской области на ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...