Урок-сказка "Сувенир ЯЩЕРИЦА в технике:параллельное плетение".
план-конспект занятия по теме

Марчук Зинаида Валентиновна

Урок-сказка с элементами театрализации по мотивам сказа П.П.Бажова "Хозяйка Медной горы".

Рассчитан на детей младшего школьного возраста первого года обучения в кружках бисероплетение.

Может быть также интересен учителям технологии, педагогам декоративно- прикладного профиля.

Авторская разработка.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Марчук Зинаида Валентиновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, МБОУ ДОД «Центр детского творчества».

Урок « Сувенир ЯЩЕРИЦА в технике: параллельное плетение».

Предметная область : бисероплетение.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: урок-сказка.

Цель: изготовить сувенир «Ящерица» в технике «параллельное плетение».

Задачи:

Образовательные – обучить технике плетения объемных фигурок на леске, умению нанизывать бисер по счету, определять количество бисера в одном элементе, сравнивать результаты сборки со схемой. Знать термины. Познакомить со сказом П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка».

 Развивающие задачи: развить художественный вкус, интерес к творческому рукоделию, привить умение с пользой проводить свободное время

 Воспитывающие задачи: формировать трудолюбие, аккуратность, взаимовыручку.

Возраст детей: 8 лет.

Методическое оснащение:

Методы обучения:

Словесный метод  - беседа, рассказ.

Наглядный метод - наглядные пособия, схемы, модели, показ элементов выполнения сувенира.

 Практический метод  – зарисовка схемы, выполнение сувенира.

Техническое оснащение: ноутбук, фрагмент мультфильма «Хозяйка Медной Горы». Слайды со схемами.

Реквизит: малахитовая шкатулка, костюм Хозяйки Медной Горы, сувениры  ящериц.

Основные источники информации :

ЛиксоЛ.Н. – Бисер, Минск: Харвест, 2010.- 256с.

1

2.

3.

4.

Организационно-подготовительный этап. 5 минут

Цель для учащихся – продуктивная работа на занятии.

Цель для педагога – создать условия для продуктивной работы на занятии.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- развить воображение и фантазию;

- вызвать интерес к предстоящей учебной деятельности.

 Методы работы организации учащихся на начальном этапе урока:

- методы обучения. Словесный – рассказ, диалог, опираясь на имеющиеся знания детей; объяснение.

Игровой: практический – упражнения, видеомонтаж.

- методы организации познавательной деятельности: фронтальный.

Основной этап.

Изучение нового учебного материала. (20 минут).

Цель для учащихся – выполнить сувенир ранее изученным способом «параллельное плетение».

Цель для педагога – побудить обучающихся детей к активности при выполнении изделия.

Задачи:

- поддержать интерес к освоению новых техник плетения;

- научить выполнять фигурку ящерицы в определенной последовательности;

- выявить и своевременно исправить затруднения в работе над сувениром;

- развить умение аккуратно работать.

Основные положения нового учебного материала:

- разучивание «Игольчатого плетения»

- плетение деталей и соединение в единое целое;

- умение нанизывать бисер по счету, определять количество бисеринок в одном элементе, сравнивать результаты сборки со схемой.

Закрепление учебного материала. (5 минут).

Цель для учащихся – запомнить последовательность выполнения сувенира.

Цель для педагога – создать условия для формирования умений и навыков бисероплетения.

Задачи:

- учить умению взаимодействовать в коллективе;

- развивать умение работать самостоятельно со схемой.

Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: практические.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала. Выполнение сувенира без ошибок и аккуратно.

Пути и методы реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что некоторые учащиеся не освоили новый учебный материал:

-  вернуться к объяснению; - организовать взаимообучение товарищей по группе.

Итоговый этап (5минут).

Цель педагога – оценить деятельность учащихся по конечному результату.

Методы организации: словесные.

Методы оценивания: похвала, одобрение присутствующих на занятии.

Цель для учащихся: осознать удовлетворенность своей деятельностью на занятии.

Цель для педагога: определить степень заинтересованности обучающихся детей.

Методы оценивания: самооценка своей деятельности с помощью эмоций.

Методы стимулирования учебной деятельности в ходе подведения итогов занятия:

- похвала;

- занесение имен на доску Почета;

- отбор лучших работ на стенд выставку.

Дети сидят на своих рабочих местах в кабинете бисероплетения, Входит Хозяйка Медной Горы.

«Мир дому вашему. Все называют меня – Хозяйка Медной Горы. Рада видеть вас,- молодых, талантливых, трудолюбивых. Я люблю вас и с радостью передам вам секреты мастерства. Сейчас мы отправимся с вами в сказочное путешествие».

Мультфильм «Медной Горы Хозяйка». Фрагмент от слов «…только их разморило… до…тьфу ты, чтоб я на ящерке женился!»

«Хочу загадать вам загадку:

Бегает среди камней.

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах!

Удрала, а хвост в руках.

О ком идет речь? (ответ – ящерка.) Правильно, спасибо. Ящерки – мои слуги. Ящерица – символ мудрости. Хозяйку Медной Горы называют еще малахитницей.»

(Показывает малахитовую шкатулку, открывает ее, вынимает бисерных ящериц – больших и маленьких.)

«В шкатулку я положила не украшения из драгоценных камней, а чудесные, яркие сувениры – ящерки. Сегодня мы будем плести невероятно красивую ящерку. Увидев изображение этого удивительного существа, вы не можете не сплести ее. Посмотрите сами, какое царственное создание!»

(На экране сюжет с живыми ящерицами и сувениры.) Презентация.

(На столах – схемы, бисер, салфетки, иглы, ножницы).

«Прошу сесть удобнее, спинки выпрямили, внимание на меня. Рассмотрим фигурку ящерицы. Из каких частей она состоит?» (Ответ: голова, туловище, ноги, хвост.)

« Эта ящерица интересна тем, что она двусторонняя. Выполняется она методом параллельного низания. Туловище состоит из верхней части – спинки и животика. Нечетные ряды – ряды спинки, четные – животика.

Сейчас мы с вами вспомним правила техники безопасности. Ответьте, пожалуйста:

1.Как мы пользуемся ножницами? (Ответ: передавать ножницы закрытыми кольцами вперед).

2. Какие соблюдать правила при работе с бисером?  Ответ - бисер надо  класть на салфетку. В рот бисер не надо брать. Брак сыпать отдельно в коробку для брака.

3.Как работать с леской? (Ответ – леску отрезать ножницами, не откусывать зубами).

« Прошу вас запомнить несколько определений. В процессе работы мы будем ими пользоваться.

Раппорт -  ритмичное чередование одинаковых элементов в изделии.

Игольчатое плетение – нанизать бисер и пройти через бисер в обратном направлении, исключая последнюю бисеринку.

Мне приятно с вами работать, когда вы настроены на плодотворную работу. Я думаю, вы не забыли о порядке и аккуратности  на рабочем месте. Мы хотим научиться видеть и создавать красоту; быть добрыми, не жадными, не агрессивными. Уважать взрослых, дружить со сверстниками.

Начинаем работу с носика ящерицы. Постоянно сверяемся со схемой. Желаю вам плодотворной работы. Предлагаю вам голову ящерицы сплести самостоятельно».

(Дети выполняют голову ящерицы).

«Молодцы, у вас хорошо получилось. Сейчас я научу вас плести лапки. Посмотрите на экран. (Презентация). Надеваем на иглу 7 бисеринок, 3 последних оставляем в покое, проходим иглой через оставшиеся 4 бисеринки со стороны третьей. Продолжайте работу. Плетем лапы, затем туловище. И еще одни лапы. Сверяйтесь  со схемой. (Дети плетут туловище с лапками).

Замечательно, ящерки у вас получаются красивыми, симпатичными.

 Прошу вас отложить свои работы, сядьте прямо, взгляд на меня.

Итак, зарядка для глаз.

Закройте глаза, а затем медленно откройте глаза, направляя взгляд вдаль. Вновь закройте глаза, веки плотно сомкните. Повторите 2 – 3 раза.

Отведите зрачок до отказа влево, как будто хотите рассмотреть то, что происходит у вас за спиной. Медленно, как бы с напряжением поверните глаз к потолку, затем до отказа вправо, - поворачиваем зрачок по часовой стрелке. 1 минута -  отдых.

Закройте глаза, затем медленно откройте. Смотрите вдаль. Спасибо.

Продолжайте работать. Попрошу посмотреть на экран.  (Презентация). Перед нами задача – сплести хвост. А он у ящерицы длинный. Последние 2 пары не имеют пары со стороны животика. По окончании работы завяжите леску на 2 – 3 узла. И спрячьте в бисеринки, затем обрежьте.  ( Дети выполняют работу).

Теперь посмотрите на свои творения. Схема была одна, но ящерки все такие разные. А знаете почему?  Потому, что каждый из вас вложил в свою работу частицу своего сердца. А вы такие непохожие. Каждый личность индивидуальная, талантливая, щедрая, миролюбивая.

Мне так хочется назвать вас соратниками по творчеству. Вы смышленые, немножко озорные, как и должно быть в детстве. У меня есть мечта – сделать вас настоящими людьми6 понимающими и ценящими красоту, создающими красоту.

 Прошу вас внимательно послушать мои вопросы и ответить на них.

Скажите, кто написал сказы о Хозяйке Медной Горы? ( Ответ – Павел Петрович Бажов).

Какие сказы рассказывают о Хозяйке Медной горы? ( Ответ - «Медной Горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер».)

Какой подарок преподнесла Хозяйка Медной горы Степану? (Ответ – малахитовую шкатулку).

Какие слуги были  у Хозяйки Медной Горы? (Ответ – ящерки).

В кого превращалась Хозяйка Медной Горы? (Ответ – в ящерку).

Спасибо, вижу, вы любите читать. Мне это приятно.

Хочу проверить, как вы запомнили урок? Скажите, в какой технике мы плели лапки у ящерки? ( Ответ – игольчатое плетение).

В какой технике плели туловище? (Ответ – в технике параллельного плетения). Спасибо, молодцы.

Назовите последовательность работы над фигуркой ящерицы. (Ответ – голова, передние лапы, туловище, задние лапы, хвост). Спасибо, молодцы.

Даю вам задание на дом: Сплести ящерку и придумать для нее красивый узор на спинке, на голове. Можете пофантазировать и изменить форму тела.

Стало доброй традицией подводить итоги работы в конце занятий. Сегодня у нас была спокойная творческая обстановка. Вы хорошо поработали. Я предлагаю вам самостоятельно выбрать работы для нашего стенда. Фамилии авторов этих работ мы занесем на Доску Почета.

Мои  юные коллеги, вам понравились занятия? Те, кто доволен результатом своей работы, поднимите руки. Хорошо. Кто очень доволен, поднимите 2 руки. Среди нас есть товарищи, которые не поднимали руки. Скажите, в чем проблема? Что надо исправить в нашей работе? Друзья, кто желает помочь? Молодцы, хорошо. Вы это сделаете на следующем занятии.

Вы знаете – для того, чтобы научиться мастерству – мало терпенья. Надо еще и уменье. А уменье постигается большим трудом и упорством. Вы будете с каждым занятием совершенствовать свое мастерство.

Такими вас будут уважать взрослые и сверстники. Никогда не делайте того, о чем позже будете сожалеть, о чем будет стыдно вспоминать. Не лгите, не крадите, не обижайте слабых. Любите отца и мать, наш чудесный город, свою Родину. Россия, Русь – это такое святое место, где жили и творили великие люди – Пушкин, Гоголь, Бажов и многие другие. Солнечной вам дороги в жизни, ярких событий. До новых встречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плетение из газет. ЕЛОЧКИ. Спиральное плетение. Мастер-класс

Пост для любителей плетения из газетных трубочек. Начинаем подготовку к Новому году) Предлагаю вам сплести елочку спиральным плетением. Нашла отличный мастер-класс от польской рукодельницы Pracownia A...

Урок технологии в 7 неделимом классе "История развития техники плетения из тесьмы. Основные приемы плетения узлов."

Разработка урока технологии в 7 неделимом классе "история развития техники плетения из тесьмы. Основные приемы плетения узлов."...

Презентация на тему: Отряд Чешуйчатые. Ящерицы.

В данной презентация рассказывается о разнообразии и жизнедеятельности ящериц....

Конспект открытого занятия «Техника параллельного плетения «Оленевод»

Конспект открытого занятия «Техника параллельного плетения «Оленевод» для детей в возрасте 7-8 лет...

Плетение из бисера. Техника плетения цветов барбариса.

Техника плетения цветов барбариса. Поэтапное описание плетения цветов барбариса .Работа со схемами....

Лабораторная работа " Сравнительный анализ скелетов черепахи, ящерицы, змеи"

Лабораторная работа по биологии 8 класс ФГОС УМК Сонин Н.И., Захаров В, Б....

5 класс. Конспект открытого урока. Природоведение. Тема: "Змеи и ящерицы".

Ф.И.О. учителя:  Левкина Анна Владимировна Предмет: ПриродоведениеКласс: 5Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковТема: «Змеи и ящерицы» расши...