5 класс. Конспект открытого урока. Природоведение. Тема: "Змеи и ящерицы".
план-конспект урока по природоведению (5 класс)

Анна Левкина

Ф.И.О. учителя:  Левкина Анна Владимировна
Предмет: Природоведение
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тема: «Змеи и ящерицы»

 

расширить знания учащихся о жизни змей, ящериц; формировать на основе полученных знаний выделять признаки животных.
 

Образовательные:

Учить обучающихся сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи;

Расширять представления об окружающем мире;
Развивающие:

Развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;

Развивать внимание;

Корригировать и расширять объём памяти, внимания и мышления.

Воспитательные:

Повышать учебную мотивацию за счёт игровой формы работы;

Прививать любовь к природе, по возможности уметь беречь и стремиться охранять её; 

Воспитывать умение работать в команде;

Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.

Планируемые результаты

Предметные:

 

Минимальный  уровень

Достаточный уровень

  • воспринимать речь учителя;
  • называть предметы на картинках;
  • находить предметы, картинки в соответствии с образом, словом.
  • различать ядовитых и не ядовитых змей;
  • различать змей и ящериц;

 

 

Личностные:

  • Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
  • Проявлять ценностное отношение к миру живой природы;
  • Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.

Регулятивные:

  • Формировать умение работать по заданному алгоритму;
  • Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
  • Анализировать эмоциональные состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Коммуникативные:

  • Уметь слушать и вступать в диалог, работать в коллективе;

Познавательные:

  • Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
  • Развивать логическое мышление, путем нахождения ответов на поставленные вопросы;
  • Корригировать долговременную память;
  • Развивать связную устную речь;

Основные понятия:

 Змея, ящерица, гадюка, медянка, уж, веретеница, прыткая, ороговевшие чешуйки,  млекопитающие

Межпредметные связи:

 Математика, речевая практика, чтение.

Ресурсы: основные, дополнительные

 

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная.

Список источников информации:

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie.docx51.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области

"Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы"

Конспект открытого урока по предмету

«Природоведение»

5 класс

(2019-2020 год)

Составила: Левкина А.В.

учитель высшей

квалификационной категории


Ф.И.О. учителя:  Левкина Анна Владимировна
Предмет: Природоведение
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Тема: «Змеи и ящерицы»

Цель:

расширить знания учащихся о жизни змей, ящериц; формировать на основе полученных знаний выделять признаки животных.

Задачи:

Образовательные:

Учить обучающихся сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи;

Расширять представления об окружающем мире;
Развивающие:

Развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;

Развивать внимание;

Корригировать и расширять объём памяти, внимания и мышления.

Воспитательные:

Повышать учебную мотивацию за счёт игровой формы работы;

Прививать любовь к природе, по возможности уметь беречь и стремиться охранять её; 

Воспитывать умение работать в команде;

Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.

Планируемые результаты

Предметные:

Минимальный  уровень

Достаточный уровень

  • воспринимать речь учителя;
  • называть предметы на картинках;
  • находить предметы, картинки в соответствии с образом, словом.
  • различать ядовитых и не ядовитых змей;
  • различать змей и ящериц;

Личностные:

  • Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
  • Проявлять ценностное отношение к миру живой природы;
  • Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.

Регулятивные:

  • Формировать умение работать по заданному алгоритму;
  • Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
  • Анализировать эмоциональные состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Коммуникативные:

  • Уметь слушать и вступать в диалог, работать в коллективе;

Познавательные:

  • Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
  • Развивать логическое мышление, путем нахождения ответов на поставленные вопросы;
  • Корригировать долговременную память;
  • Развивать связную устную речь;

Основные понятия:

 Змея, ящерица, гадюка, медянка, уж, веретеница, прыткая, ороговевшие чешуйки,  млекопитающие

Межпредметные связи:

 Математика, речевая практика, чтение.

Ресурсы: основные, дополнительные

 

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная.

Список источников информации:

Этапы урока

Содержание урока.

Деятельность
учителя

Время

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Формируемые БУД

Организационный момент

 - Ребята сегодняшний наш урок мы начнем с маленького приветствия. Повернитесь друг к другу и пожмите руки, таким образом мы желаем друг другу хорошего рабочего настроя и позитивного настроения.

 - Наш урок сегодня необычный. Мы будем работать в командах.

- Обратите внимание на памятки, которые находятся на ваших столах. Прочитай правила …(Правила работы в команде. За нарушения правил – штраф 1 балл. 1. Отвечать по поднятой руке. 2. Быть вежливым. 3. Выслушивать  друг друга. 4. Поддерживать друг друга)

 Команда, которая, не будет соблюдать данные правила, будет лишаться баллов.

- Назовите свою команду самостоятельно, но назовите так, что название команды было связано с природой. Запишите название команды на листочках.

- Определите, кто будет капитан вашей команды.

- Я желаю вам успеха. И самое важное помните, что только в мире и дружбе можно прийти к цели.

5   мин

 

Дети здороваются друг с другом.

Дети маркером записывают название своей команды.

Формировать мотивационный компонент учебной деятельности;

Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения;

Коммуникативные

Обращаться за помощью и принимать помощь.

Личностные

Формировать положительное отношение к окружающей действительности;


Изучение нового материала.

1.Актуализация знаний. 

-  Скажите как называется раздел по которому мы работаем (Увлекательные путешествия в мир природы).

- Сегодня мы продолжим знакомится с удивительным миром природы.  

- Жизнь наших лесов, рек, болот  и лугов скрыта от посторонних глаз. Но если внимательно присмотреться, возникает много вопросов. Ответы на которые мы будем сегодня вместе искать. 

- Прежде чем познакомиться с новой темой, посмотрите внимательно на картинку. (СЛАЙД 1) Что вы видите? (лес, животных).

-  Какой лес вы видите? (смешанный) Докажите. ( в этом лесу растут кустарники, лиственные и хвойные деревья)

- Перечислите животных, которых вы видите. (белка, лиса, кукушка, кабан, сова, дятел, ёжик, заяц, мышка)

- Они относятся к живой или неживой природе? (к живой природе)  Почему? (Они рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат, умирают).

- На какие группы можно разделить этих животных (звери и птицы)

- В лесу спряталось еще одно животное. Послушайте звук и определите, что это за животное.

- Как вы думаете, какое животное издавало звук? (Змея)

- О ком мы сегодня будем говорить? (о змеях и ящерицах)

- Эти животные относятся к группе «пресмыкающиеся». Своё название пресмыкающиеся получили за способ передвижения: животное извивается всем телом — пресмыкается.

2. Поиск новых знаний.

1) Строение тела змеи.

- (СЛАЙД 2) Познакомимся со строением тела змеи. Какие части тела вы можете назвать самостоятельно? Проверим ваши знания. Тело змеи состоит из головы, языка, глаз, ноздрей, шеи, туловища и ороговевших чешуек..

2) Виды змей.

  • Гадюка.

- Каких вы знаете змей? (варианты детей)

- На территории России вы можете встретить 3 вида змей.  Все эти змеи разделяются на 2 группы. Какие? (ядовитые и не ядовитые). Какая самая опасная змея? (гадюка). Почему? (потому что она ядовитая)

- Что вы знаете о гадюках?)

- (СЛАЙД 3) Гадюка – это вид ядовитых змей. Хвост короткий и толстый. Гадюку можно отличить от других змей по темному зигзагообразному рисунку на серой спине. Однако часто встречаются и черные гадюки, у которых этого рисунка не видно.

  • Медянка.

- Как вы думаете, какая самая маленькая змея?

- (СЛАЙД 4) Маленькая змея, которую часто принимают за гадюку – медянка. Максимальная длинна 60 – 70 см.

- Сейчас каждая команда с помощью рулетки покажет  длину медянки 60 см.

-ТБ Перед тем как начать работать с рулеткой, помните, что с этим предметом нужном работать осторожно.  Края у рулетки острые – можно порезаться, поэтому вытягивать нужно осторожно.  

-  Команды готовы? Поднимите вверх ваши рулетки.

Медянка относится к группе неядовитых змей. Отличие медянки от всех остальных видов змей и за которое получила свое имя – это медный отлив.

  • Уж.

- Как вы думаете, какая змея относится к самым большим змеям в РФ? (СЛАЙД 5)  Это уж. Длина его достигает до 1  метра и 50 см.  (появляется информация на слайде).

- Вспомните, сколько сантиметров в одном метре? (100 см)

- Что нужно сделать, чтобы определить общую длину змеи в сантиметрах? ( сложить сантиметры) Сколько получается длина ужа в сантиметрах? (150 сантиметров).

 - С помощью рулетки 2 человека визуально покажут длину ужа.  

- (СЛАЙД 5) Уж относится к группе неядовитых змей. Кожа ужа серая, темно-серая и даже черного цвета. Рисунок в виде пятен не ярко выражен. Главное отличие от других змей – наличие пары желтых или оранжевых пятнышек в области ушей.

3) Питание.

- Чем питаются змеи? Змеи ведут скрытый образ жизни. Они охотятся на мышей, лягушек и более мелких животных.

5) Размножение змей.

- Сейчас для вас будет необычная загадка. Закрытыми глазами на ощупь попробуйте догадаться что вы нащупаете.  На что похожи предметы, которые вы сейчас почувствовали? (на яйца). (СЛАЙД 6) Змеи размножаются откладыванием яиц и могут за одну кладку отложить до 75 штук. Некоторой из видов змей живородящие.

6) Вред и польза от змей.

- Как вы думаете, какой вред наносят человеку змеи? (укусы ядовитых змей ущерб наносят животноводству. От укусов ядовитых змей страдает и погибает много собак, лошадей, коров, но больше всего птиц, особенно их птенцов)

- Могут ли змеи приносить какую- либо пользу? (ответы детей). Некоторые ядовитые змеи уничтожают грызунов, среди которых имеются и суслики, играющие известную роль в распространении чумы. Ядовитые змеи приносят значительную пользу человеку своим ядом, который используется для лечебных целей. Кожа крупных змей идет на изготовление поясов, дамских сумочек, дамской обуви и т. п.

- При знакомстве с новым материалом  хорошо работали на уроке , баллы получают….

 15 мин.

 Работа с интерактивной доской.

Дети перечисляют животных.

Дети отвечают на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения.

Дети слушаю звук змеи.

Определяют по звуку, какое животное спряталось в лесу.

Знакомят с новым словом.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети отвечают  на вопросы,  опираясь  на свой прошлый опыт.

 Развивать умение исключать лишнее слово;

 Обогащать словарный запас;

Формировать коммуникативные функции. Учить овладевать словом как орудием коммуникации;

Развивать речь;

Совершенствовать мыслительную активность, волю, внимание;

Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения.

Расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданием разной степени сложности.

Развивать речь, беглое чтение.

Формировать умение отвечать полным предложением.

 Познавательные

Читать, наблюдать, работать с информацией, понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение;


Коммуникативные

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;


Регулятивные

Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями.

Коммуникативные

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс)

Личностные

Формировать положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Физкультминутка.

- (СЛАЙД 7) Сейчас мы снова вернемся в лес.(Звучит музыка леса).  Встаньте, и повторяйте движения за мной:

  • Змея ползет вправо, змей ползет влево;
  • Передайте змею по кругу.

1 мин.

.

Изучение нового материала.

3. Рубрика «Удивительные животные».

- Помимо змей в лесу обитают и ящерицы. Это ближайшие родственники змей.

- А сейчас нам расскажет свой доклад про ящериц …..

- Слава покажет, какую ящерицу он слепил.

«В основном ящерицы небольшого размера с двумя парами развитых конечностей. Их тело покрыто чешуей. Ящерицы могут быть зеленого, серого, бурого или черного цвета. Часто на боках и спине находится узор. Наиболее обычная у нас ящерица – прыткая. Встречаются также ящерицы, у которых нет ног, например, веретеница. Ящерица – хищник, на охоту выходит рано утром или на закате. Основная пища ящериц – это различные насекомые (бабочки, кузнечики, саранча, слизни, улитки). Большинство ящериц откладывают яйца. Живут ящерицы  от 3 до 5 лет. Ящерицы истребляют насекомых-вредителей, оказывая этим неоценимую пользу человечеству»

Вопросы по содержанию доклада.

  • Какого могут быть цвета ящерицы?
  • Чем покрыто их тело?
  • Ящерицы – хищники или травоядные животные?
  • Чем питаются ящерицы?
  • Как размножаются ящерицы?
  • Какую пользу приносят ящерицы?

- Оцените работу Лёши и Славы.

- При знакомстве с новым материалом, хорошо работали на уроке…  Бал приносит своей команде ….

 5 мин.

Дети рассказывают свой доклад.

Развивать логическое мышление, произвольное внимание;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитывать усидчивость, самостоятельность

Познавательные

Формировать умение читать, писать, наблюдать, работать с информацией, понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение;


Коммуникативные

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;


Регулятивные

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями.

Основные правила безопасности.

Правила поведения в лесу при встрече со змеёй и ящерицей.

- (СЛАЙД 8) Мы сегодня изучили много информации, но самое важное – соблюдать правила, чтобы не навредить себе и животным которых вы можете встретить в лесу. Давайте сами составим памятку «Правила техники безопасности в лесу».

-На ваших столах карточки. Все карточки пронумерованы. (6 карточек)  Каждую карточку нужно расшифровать.

- У кого карточка №1? Что нарисовано на карточке? Как вы думаете, что она означает?

- Что нарисовано на карточке№2? Что означает вторая карточка?

- Прочитай правила.

-  Хорошо работали… Бал приносит своей команде ….

5 мин.              

                 

Дети с помощью символических карточек определяют, какое правило зашифровано.

Развивать избирательность восприятия, выделять среди многообразия объектов только определенный, на который направлено наше внимание;

Развивать грамматический строй речи;

Развивать логическое мышление;

Коммуникативные

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;


Регулятивные

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями

Контроль усвоенных знаний.

 Игра «Что, где, когда»

- (СЛАЙД 9) Сейчас нас ждет увлекательная игра «Что? Где? Когда?» Задания будут предложены поочередно командам. Если команда затрудняется ответить, то на вопрос предлагается ответить другой команде. На ответ вам будет дано 33 секунды. За несоблюдение правил, ваш ответ не принимается или сгорает бал.

- Все понятны правила?

- И так игра началась… (звучит музыка)

-  Первый вопрос для двух команд одинаковый. Обозначьте + и – различие змей и ящериц. +  да, - нет.

Змея

Ящерица

Длинное тело

Кожа покрыта чешуёй

Имеет четыре ноги

Для размножения откладывает яйца

Внимание, вопрос: ….. Время пошло.

Вопросы:

  1. Какие правила нарушил Ваня из рассказа В. Бианки Храбрый Ваня»?
  2. Как называется ядовитая змея, которая проживает на территории Р.Ф.?
  3. Эта змея имеет медный окрас и считается безобидной.
  4. Установлено, что при рождении живородящая ящерица имеет размер 15 см, из которых длина хвоста на 5 см. меньше общего её размера. Сколько см. составляет длина ее хвоста?
  5. Какую пользу приносят ящерицы человечеству?
  6. Какой вред наносит ядовитая гадюка человечеству?
  7. Чем питаются ящерицы?
  8. Каких змей не существует? Выберите один вариант :
    А) плотоядных;
    Б) ядовитых;
    В) неядовитых;
    Г)
    травоядных.
  9. Как вы думаете, какая змея относится к самым большим змеям в РФ?

- Хорошо работали… Бал приносит своей команде ….

- Посчитайте количество балов.

- По результатам игры, выиграла команда…

10  мин.

 Дети играют в «Что? Где? Когда?»

 

 

Ученики выбирают вопрос.

 Развитие познавательной деятельности;

 

 

 Познавательные

Работать с информацией , понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных носителях.

Личностные

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Домашнее задание

- Задания для 1 группы учащихся. Дополни предложения  с помощью информации  в учебнике на 106-107.

«Змеи ведут ……….  . Они охотятся на ……, ……. ,  и  более ……. . Из наших обычных змей угрозу  представляет …….. . Кроме гадюки в лесу, на лугу и вблизи можно встретить ….. и …….. . Если попытаться их ловить , они могут  …… .»

Домашнее задание для 2 группы учащихся.  

«Ящерицы ближайшие родственники ….. . В отличие от змей у них …. ноги.  Наиболее обычная у нас ящерица - …… . Встречаются также ящерицы, у которых нет ног, например,  ……»

Домашнее задание для 3 - 4 группы учащихся.  

С помощью учебника на стр. 107 определи в тетрадке какие змеи и ящерицы нарисованы. Приклей названия животных под соответствующей картинкой.

 1 мин

 

 

Развивать  навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;

Развивать  произвольную память;

Коммуникативные

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.


Регулятивные

Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Личностные

Готовность к безопасному и бережному поведению обществе;

Итог. Оценивание.

- Скажите , о ком мы сегодня говорили?

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Что полезного для себя вы узнали на уроке?

- Сегодня мне понравилось как работали на уроках ….

- Оценку 5 получают….

- Оценку 4 получают….

- Оценку 3 получают….

 2 мин.

Рефлексия

 - (СЛАЙД 10) Попробуйте оценить ваше отношение и понимание материала урока с помощью карточек.

На уроке мне было всё понятно и интересно.

На уроке я немного затруднялся, но всё понятно.

На уроке мне было трудно и не понятно.

 1 мин.

 Дети оценивают свои результаты.

Дети оценивают урок.

 Развивать  навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности;

Прививать интерес к изучаемому предмету и процессу обучения;

Коммуникативные

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Регулятивные

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Решение систем линейных уравнений» в 7 классе,конспект открытого урока

Урок обобщения и систематизации знаний с применением элементов технологии критического мышления....

Конспект открытого урока природоведения в 5 классе на тему: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»

Конспект открытого урока природоведения в 5 классе на тему: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»...

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....

2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»

Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...

4 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык». Тема: « Имя собственное»

Тема: « Имя собственное» Цель: Формировать навык правописания имён собственных. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать умение различать название предметов и имена предметов? Совер...

Открытый урок природоведения в 5-7 скк.

5 класс: тема урока: «Охрана полезных ископаемых»6 класс: тема урока: «Ласточки, скворцы, снегири, орлы»7 класс: тема урока: «Мхи»...