Квалификационная работа
учебно-методический материал по теме

Старченко Людмила Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvalifikatsionna_rabota.doc743 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
« Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец творчества детей и молодёжи имени  Добробабиной А.П. города Белово»

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством художественного конструирования

Исполнитель:

Старченко Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД

«Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово»

Консультант:

Кононенко Ольга Семеновна   Зав. кафедрой проблем воспитания и  дополнительного образования КРИПКиПРО, канд. пед. наук

 

                                                     Белово 2013


Содержание

Введение……………………………………………………......

3

Развитие мелкой моторики в процессе художественного конструирования…………………………………………………

6

Заключение………………………………………………………

11

Список литературы…………………………………………………………….

13

Приложение…………………………………………………………….

14

2

Введение

Истоки творческих способностей

и дарований детей – на кончиках

                                                                                          их пальцев…

В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство от рождения до 7 лет - это старт к развитию личности, во многом определяющий жизненный путь человека. Это благоприятный период для начала формирования и развития у ребенка общечеловеческих способностей, без которых не может состояться человек как таковой; это период начальной социализации ребенка,  приобщение его к миру культуры, природы, обществу. Именно поэтому дошкольный возраст имеет огромное значение для всего последующего развития человека.

        В соответствии с данными теоретическими положениями, функциями УО ДОД и основными положениями Концепции дошкольного образования определена цель раннего развития: формирование  познавательных, волевых, эмоциональных  психических процессов, творческих способностей детей и других качеств личности.

         Задача обучения дошкольников - развивающее, индивидуально - ориентированное, обеспечивающее максимальное включение ребенка в практическую деятельность обучение, связанное с созидательным началом, миром его чувств, эмоций и потребностей, ведущее к саморазвитию личности.

        Для реализации этой задачи как нельзя лучше подходит дополнительное образование. Его возможности в становлении личности дошкольника очень велики, тем более, что в настоящее время растет количество детей, не посещающих дошкольные образовательные  учреждения.

       Нехватка дошкольных учреждений, желание родителей стимулировать раннее развитие своих детей, а так же обозначенная Министерством образования и науки РФ проблема выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы, обусловили значительно выросший в последнее время спрос на дополнительные образовательные программы для дошкольников.

      Кроме того, школа раннего развития во Дворце творчества, позволяет детям посещать в одном месте занятия по разным направлениям, что помогает выявлять наклонности детей и в дальнейшем продолжать их обучение в профильных коллективах нашего учреждения.

     Добровольное посещение школы раннего развития способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе.

    Все эти факторы превращают учреждение дополнительного образования в реальное, весьма значимое звено существующей сегодня системы

3

образования в детей дошкольного возраста.

    Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, и актуальна в настоящее время, потому, что направлена на всестороннее развитие старших дошкольников, не посещающих дошкольные

учреждения, а также на подготовку их к обучению в школе.

    Новизна ее в комплексности содержания, и, в том, что она не только формирует у детей интерес к обучению в школе, но и дает практические знания и умения, необходимые будущим первоклассникам.

     Отличительная особенность настоящей программы: комплексность (обучение по нескольким предметам);  интегрированность (взаимосвязь нескольких предметов: изо – музыка, математика – конструирование, развивающие игры – знакомство с окружающим миром и т. п.); преемственность (содержание основывается на имеющихся у детей знаниях, дополняя, расширяя их); расширенный спектр задач.

      В программе органично сочетается изучение всех дисциплин.

При создании и разработке программы преследовать следующие цели:

-развитие у дошкольников жизненно необходимых навыков, требующихся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;

     -освоение детьми правил и норм общения со сверстниками и взрослыми;

      -помощь детям в выявлении и развитии их индивидуальных способностей в раннем возрасте.

Задачи программы

  1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  2. развитие наглядно образного мышления и формирование  словесно-логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
  3. развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
  4. развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
  5. развитие  умения общения со взрослыми, со сверстниками;

      6.    расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

          Программа «Школы раннего развития «Радуга» предназначена для детей дошкольного возраста 5 -6 лет и рассчитана на 2 года обучения.

           Занятия ведутся по предметам:

-обучение грамоте;

-математика;

-знакомство с окружающим миром;

-английский язык;

4

-изобразительная деятельность;

-художественное конструирование;

-музыкальная деятельность;

-интелектуально-развивающие игры.

          Число воспитанников в группе 12-14 человек – что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей.

     

5

Развитие мелкой моторики в процессе художественного конструирования

     Один из разделов программы «Школы раннего развития Радуга» - художественное конструирование, целью которого является  вовлечение дошкольников в процесс художественного освоения мира, приобщение к художественной деятельности, вооружение практическими умениями и навыками.

      Творчество является важной составляющей развития личности ребенка.

      Отечественные психологи и педагоги – Л. С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н.А.Ветлугина и др. доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому  – множество открытий ,создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.

   Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и « умных» эмоций, что позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников.

    При  разработке системы работы по художественному конструированию учитывала вопросы теории и практики таких исследователей, как  Э. К.  Гульянс, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, А. Р. Лурия, Л. П. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, О. А. Сафронова и др.

  Программа включает в себя 4 раздела:

  1. Лепка
  2. Коллаж
  3. Конструирование из бумаги
  4. Аппликация

         Программа предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы взаимосвязаны, их единству помогают методы и приемы, используемые педагогом в работе с детьми. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, содержанием обучения. Создание атмосферы доверия - непременное условие занятий художественным трудом.

        Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, доминирующей является игровая форма преподнесения нового материала. Созданию творческой атмосферы занятия помогает привлечение художественно-образных средств других видов искусств - музыки , литературы, живописи, произведений декоративно-прикладного искусства.

         Все дисциплины данного курса способствуют развитию у

дошкольников различных необходимых в дальнейшем навыков:

6

улучшается координация движений, умение анализировать и сравнивать, повышается концентрация внимания. Художественное конструирование является средством активизации воображения, фантазии детей, развития пространственного мышления, формирования навыков аккуратности, умения бережно и экономно расходовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают и культурой труда, что важно для их подготовки к обучению в школе.

         Каждый раздел программы позволяет продолжить исследование свойств различных материалов, накопить эмоционально- чувственный опыт от работы с различными фактурными поверхностями, ведь работают дети с различными материалами, которые располагаются не только в плоскости, но и в пространстве.

       Работы детей могут использоваться для оформления кабинета, организации выставок.

     Не смотря на то, что основной задачей программы «Художественное конструирование» является развитие творческих способностей, в комплексе  с другими предметами он  так же решает задачи по формированию общеучебных универсальных умений и навыков.

      В своей деятельности  я столкнулась со следующей проблемой: дети имеют недостаточный уровень развития мышц руки, способность управлять своими пальцами, совершать точные движения. Как правило, у этих же детей имелись и речевые нарушения, т.е. наблюдалась несформированных общей и мелкой моторики.

    Моторика-совокупность двигательных реакций, включающая общую моторику, мелкую моторику кистей и пальцев рук, а так же артикуляционную моторику.

     Такие исследователи, как М.М.Кольцова, Л.В.Фомина доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень

близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к

моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как « орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

     В связи с этим, было выдвинуто предположение, что о существенном влиянии движений пальцев на формирование речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить дошкольника хорошо говорить, необходимо тренировать и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.

     Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память,

7

внимание, мышление, связная речь.

     Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Развитию мелкой моторики способствуют такие виды деятельности как:
- лепка;
- рисование;
- аппликация;
- конструирование;
- раскрашивание;
- пальчиковые игры ( приложение №1 );
- вырезание;
- нанизывание бусинок на нитку;
- мозаика;
- пришивание пуговиц;
- завязывание узлов;
- плетение косичек;
- оригами.

           Исходя из выше перечисленного были систематизированы формы работы с детьми по развитию мелкой моторики и ручной умелости:

      Лепка из глины и пластилина. Это очень полезное и отлично влияющее на развитие мелкой моторики рук занятие, причём лепить можно не, только из пластилина и глины. В зимнее время – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Нужно использовать любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук  ребенка.

Изготовление поделок из бумаги.  Вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ  можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, бересты и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка, знакомят со свойствами материалов.

Конструирование  развивает образное мышление, фантазию, мелкую моторику рук.

       Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, «молний», «липучек»- хорошая тренировка для пальчиков, совершенствования  ловкости  и развития мелкой моторики рук.

8

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка-дошкольника.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Всасывание воды пипеткой, резиновой грушей развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

Нанизывание бус, пуговиц, макарон. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Плетение косичек из ниток, ленточек, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, пазлами.

Для родителей можно предложить следующие доступные занятия с детьми в домашних условиях без лишних затрат:

 Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин.

Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу.  Пусть ребенок разбирает, пробует на вкус, сравнивает.

Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые  можно найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько

9

кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, показываем, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки. 
        Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.

Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

10

Заключение

   Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, подготавливает его к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут  не столь утомительными. И, как утверждают физиологи, хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

11

12

 Список литературы

1. Агеева, С. И. Обучение с увлечением. [Текст] / С. И. Агеева – М., 1991
2. Архипова, И. А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника. [Текст] / И. А. Архипова; У – Фактория. – Екатеринбург, 2004 – 224 с.

3. Бабаева, Т. И. У школьного порога. [Текст] / Т. И. Бабаева. – М., 1993.
4. Бардышева, Т. Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т. Ю. Бардышева. – М., 2001

5. Безубцева, Г. В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. [Текст]  / Г. В. Безубцева, Т. Н. Андриевская. – М.: Издательство ГНОМиД, 2003 – с. 120
6. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. [Текст]  / А. Е. Белая, В. И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46: ил.

7. Весёлые физкультминутки / Л. В. Корякина // Дошкольное воспитание. 1996. №5 – С. 33–35.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. [Текст]  / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997 – 224 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Текст]  / Л.С. Выготский. – М., 1982.
10. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
11. Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях /

А. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 2000. №4 – С. 93 

12. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. [Текст] / Н. Л. Кряжева – Ярославль: Академия развития, 2000. – 175 с.

13

Приложение №1

«Волшебные пальчики»

Методическая разработка

 - Как вы думаете, что умеют делать наши пальчики?

 

  • Держать карандаш.
  • Красиво  рисовать.
  • Писать.
  • Строить из конструктора дворцы.
  • Лепить из глины и пластилина.
  • Разговаривать.
  • Зашивать и вышивать.
  • Играть в театр.
  • Наши пальчики могут все.… Значит… они… волшебные?.. 

Умелыми детские пальчики становятся не сразу.

Игровые упражнения и разминки дома, в детском саду, во дворе, на прогулке с самого раннего возраста помогут ребенку уверенно держать карандаш и ручку, заплетать косичку и зашнуровывать ботинки, аккуратно строить из мелких деталей и лепить из пластилина. Будут развиваться пальцы рук, а значит, будет развиваться речь и мышление ребенка.

 

«Боровики»

В темном лесу                                            скрестить ладони над головой
Стоят дубки                                                 «лотос» из ладоней
Там растут                                                   сложить ладони вертикально
Боровики                               ладонью-шляпкой накрыть ладонь-ножку
Раз, два, три, четыре, пять                        хлопки
Мы идем их собирать                             собрать ладони «блюдечком».

 

«Тучи»

 

Туча тучу повстречала                        свободные движения руками в воздухе
Туча туче проворчала:
«Что гуляешь на пути?                                         погрозить пальцем
Прочь с дороги, дай пройти»                               отмахивать руками от себя
Туча тучу лбом, лбом                                            хлопки
А по небу гром, гром                                             топ, топ.

 

                  

14

«Четыре цапли»

 

Четыре длинных цапли                                        шагать руками в воздухе
Выходят на охоту,                                                 руки «клювиками»
А дождик по болоту                                              стаккато в воздухе
Кап, кап, кап.                                                         пальцами по ладони
Идут четыре цапли                                               шагать руками в воздухе
И стряхивают капли,                                            «стряхивать» с себя
А клювы звонко щелкают             раскрывать и закрывать «клювики»
Цап,цап,цап                                                            щелчки.

 

«Согревалки»

 

Мы ножками потопаем                                притопы
Топ, топ, топ.
Мы ручками похлопаем                               хлопки
Хлоп, хлоп, хлоп.
Головкой покачаем                                       вправо – влево головой
Ник, ник, ник
И снова начинаем                                          прыжки
Прыг, прыг, прыг.

 

«Вьюги»  ( в парах)

Вьюги, вьюги, вьюги, вью                               круговые движения рук
Колотушки колочу,                                           хлопки друг с другом
Приколачиваю,                                                  удары кулачками
Заколачиваю                                                      притопы

«Зима»

У зимы в лесу изба                                  построить «домик» из ладоней
Во все стороны резьба                     волнообразные движения руками
Водяные окна скрыты                              колечки из пальцев 
1-2, 1-3, 1-4, 1-5
Ледяными ставнями.                                закрыть ладонями лицо
Два столба хрустальных врыты,    согнуть руки в локтях вертикально
Сторожить поставлены                            «шагать» локтями
На столбе ледяном                  пальцами правой руки ходить по левой
Ходит ворон ходуном                                и наоборот
                                     

15

«Ладошки»


Ладушки, ладошки                                                     играть в ладошки
К бабушке в окошко                        «окошко» из 1-2 пальцев обеих рук
Постучали тук да тук                                                   кулачком о ладошку
Это внучка, это внук!                         поднять по очереди каждую руку
Заходите на порог                                           развести руками в стороны
Будем печь пирожок!                                                «стряпают»

«Солнышко»


Солнышко, солнышко,                                             протянуть руки вверх
Погуляй у речки                             волнообразные движения в воздухе
Солнышко, солнышко,                                             протянуть руки вверх
Разбросай колечки.                          колечки 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами
Мы колечки соберем,                                     складывать в правую руку
Золоченые возьмем,                                       складывать в левую руку
Покатаем,                                                           «покатать» в ладонях
Поиграем,                                                           пошлепать по коленям
И тебе назад вернем.                                       протянуть руки вверх.

                                         

«Паучок»


Паучок ползет, ползет                       шагать всеми пальцами в воздухе
Паутинку он плетет.                круговые движения вторыми пальцами
Паутинка хоть тонка                           сцепить первые пальцы
Крепко держит мотылька                помахать остальными пальцами

 

«Машина дождевая»

 

Шла машина дождевая                                            притопы правой, левой ногой
Словно туча шла живая.                                            добавить хлопки
Два фонтана впереди:                                               добавить качание головой
«Берегись, не подходи!»
Между тем из тучи черной                                        круговые движения руками
С громыханьем во всю мощь                                    потопать
Лил веселый, лил задорный                                    шлепки по телу ( бедро-грудь )
Долгожданный летний дождь.                          хлопки поднятыми вверх руками.

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - Тема: «Коррекция, как технология социальной работы»

Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной р...

Выпускная квалификационная работа на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»

Выпускная квалификационная работа  на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускной квалификационной работе (дипломной работе)

В Положении прописала нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию дипломной работы обучающегося техникума....

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Выпускные квалификационные работы, курсовые работы

Выпускные квалификационные работы и курсовые работы по методике преподавания английского языка написаны студентами 4-5 курсов отделения "Иностранный язык" Мезенского педагогического колледжа, руководи...

Выпускная квалификационная работа “Как я работаю со своими учениками” По направлению: “Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС”

Статья написана как зачетная работа после прохождения курсов повышения квалификации (108 часов) по программе:“Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС” ...