Методическая разработка занятия "Изготовление новогодней открытки в технике "квиллинг".
план-конспект занятия по теме

Кириченко Татьяна Владимировна

Данное занятие проводится по образовательной программе «Открытка своими руками» с детьми 1 года обучения в  рамках подготовки к новогодней  выставке. Оно посвящено выполнению новогодних открыток. Чтобы они получились интересными и необычными мы будем использовать технику «квиллинг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Арзамаса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества им. А.Гайдара»

Методическая разработка занятия

«Изготовление новогодней открытки «Елочка» в технике «квиллинг»

                                                                              Кириченко Т.В.

                                                                            педагог дополнительного образования    

                                                                               

г.Арзамас,2013г.

Характеристика коллектива.

Группа разновозрастная. Дети - учащиеся 1-5 классов, возраст 6-11 лет, из разных школ города. На данном этапе дети только начали осваивать раздел «Бумажная открытка», отрабатывать навыки работы с бумагой.

 Данное занятие проводится по образовательной программе «Открытка своими руками» с детьми 1 года обучения в  рамках подготовки к новогодней  выставке. Оно посвящено выполнению новогодних открыток. Чтобы они получились интересными и необычными мы будем использовать технику «квиллинг». И хотя полный курс по данной технике запланирован и на следующий год обучения, начинаем его использовать уже на 1 году, изучая и отрабатывая простые элементы.

     Тема занятия: «Изготовление новогодней открытки «Елочка» в технике квиллинг» .

     Цель занития: выполнить открытку «Елочка» в технике квиллинг».

     Задачи:

образовательные  -  закрепить  пройденный материал (вспомнить и    отработать в творческом, самостоятельном задании элементы «спираль», «капля»);

                                     - знакомство с новогодними традициями, с историей                            

                                       возникновения новогодней открытки.

воспитательные   – воспитание аккуратности, усидчивости.

развивающие        – развитие творческого воображения и фантазии;

                                  - развивать мелкую моторику руки.

   Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический, частично - поисковый.

   Форма проведения занятия: комбинированное занятие в группе с элементами: мини - лекция, практическая работа, игра, мини - выставка.

   Тип учебного занятия: комбинированное занятие с элементами закрепления ранее полученных знаний, умений и навыков; применение их на практике в творческой работе.

 Примерный хронометраж занятия.

Два урока по 45 минут, перерыв- 10 минут.

1. Организационный этап – 5 мин.

2. Подготовительный этап – 5 мин.

3. Этап усвоения новых знаний – 10 мин.

4. Этап всесторонней проверки знаний – 5 мин.

5. Игровая разминка – 5 мин.

6.Этап закрепления материала в практической деятельности – 10 мин.

7. Контрольный этап – 2 мин.

8.Перерыв. Физкультурная пауза – 10 мин.

9.Этап усвоения новых знаний через самостоятельную работу- 25 мин.

10.Физкультминутка – 3 мин.

11.этап оформления мини - выставки- 5 мин.

12.Контрольный этап – 2 мин.

13.Рефлексивный этап – 5 мин.

14.Итоговый этап – 3 мин.

15. Информационный этап – 2 мин.  

Характеристика оборудования учебного занятия.

Заготовка из двустороннего цветного картона(основа открытки, основа для елочки), сетка с блеском, упаковочная бумага, шнуры, бусины, двусторонний скотч, клей ПВА, клеевой пистолет, линейка с отверстиями разного диаметра, зубочистки, объемный скотч, полоски бумаги зеленого цвета, ножницы, карандаш.

Наглядный материал:

1. Образец открытки «Елочка».

2. Образцы новогодних открыток, выполненных в данной технике.

Дидактический материал:

1. карты - памятки;

2.технолошические карты.

Медиатека:

Интернет- ресурсы

http://f33.ucoz.ru/blog/2011-12-29-95- история новогодней открытки

http://museum.starominska.ru/viewpage.php?page_id=4 - история новогодней открытки

Содержание учебного занятия.

1.Организационный этап.

-Здравствуйте! Рассаживаемся по местам. Я вас всех очень рада видеть. Посмотрите, все ли готово к занятию?

 Чтобы нам настроиться на занятие, давайте пошлем друг другу наше хорошее настроение.

Игра «Улыбка».

Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Круг – это совершенная фигура, где сливается энергия всех его участников. Я посмотрю  в одну сторону, слегка сожму руку, и улыбнусь. Так я вам посылаю хорошее настроение, свою положительную энергию.  Вы продолжаете далее по кругу. И моя улыбка должна в итоге ко мне вернуться. Все получили заряд положительной энергии? Молодцы!

Правильно! Молодцы!

2.Подготовительный этап.

А вы знаете, что Новый год отмечали раньше на Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. Потом праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая. Зимой  Новый год стали отмечать при Петре 1, в 1700г.

 Царь Петр издал указ, в котором Новый год повелевалось встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по дворам дворян и поздравлял их. На улице в это время разжигали костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома хвойными ветками, устраивали фейерверги, зажигали огни и свечи. В каждом доме ставили елку украшенную игрушками. На Руси новогодние праздники отмечали в течении 2 недель.

 Новый год невозможно представить без деда мороза. В каждой стране его называют по - разному.

 Наш Дед мороз на новогодних праздниках начал появляться в конце 19 века. Приятной традицией в Новый год  стала традиция дарить открытки.

3 . Этап усвоения знаний:

Сегодня мы с вами будем выполнять новогоднюю открытку. Ведь нет ничего приятнее подарить не купленную в магазине,  сделанную своими руками. Открытки мы будем выполнять в технике «квиллинг». Посмотрите, как много можно изготовить открыток в данной технике (просмотр образцов). Мы с вами будем выполнять открытку «Елочка».

 А как появилась первая новогодняя открытка?

 Вводная мини - лекция.Новогодние открытки  китайцы использовали более тысячи лет назад. Но первоначально на них указывалось лишь имя человека, нанесшего визит хозяину дома, но не заставшего его на месте. Сначала возникли надписи, сопровождающие новогодние подарки, а потом — и поздравления. Интересны пожелания, которые сопутствовали этим подаркам. Чаще всего желали (как и в наше время) счастья, здоровья, долголетия и благополучия. А вот на острове Гельголанд в Балтийском море люди издревле желали друг другу «спокойного сердца».

Считается, что обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. Позднее именно он обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия, состоящая из тысячи экземпляров новогодних открыток.

С тех пор обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир. В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии. Прообразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки.

В дореволюционной России на таких открытках изображались пейзажи зимней русской природы с занесенными снегом избушками, а также лихие русские тройки. К процессу создания поздравительных почтовых карточек привлекались лучшие профессионалы своего дела: художники, печатники, а позднее и фотографы. Среди них объявлялись конкурсы, устраивались выставки, выпускались каталоги. Известно, что к созданию отечественных открыток были причастны такие известные художники, как А. Бенуа, Л. Бакст, К. Маковский, Н. Рерих.
 Многочисленные издательства в России печатали открытки со словами "С Рождеством Христовым", на которых изображали деревенских детишек, счастливые парочки, ангелов, свечи, тройки лошадей.  Вскоре на русских открытках появилась и наряженная ель, а к словам "С Рождеством Христовым!" многие от руки дописывали "Счастливого Нового года!".

  Традиция посылать новогодние и рождественские почтовые открытки прервалась с революцией 1917 года, считалось, что бытовая обстановка рождественского праздника со святочными рассказами и елками со свечами вредно влияют на воспитание детей. Были даже организованы комиссии, которые ходили по домам и проверяли, не отмечают ли где-нибудь праздник. Запретили продавать елки и выпускать новогодние игрушки. Новогодняя атрибутика ушла в подполье.  

  Возрождение традиции приходится на самые трудные дни Великой Отечественной войны. Чаще надписи на открытках носили патриотический характер«С Новым годом, товарищи бойцы!». После Победы новогодние открытки стали выпускаться почему-то реже. Новый всплеск пришелся на 50-60-е годы, Дед Мороз сменил тройку из старых рождественских открыток на самолет или космическую ракету.

С годами в разных странах сложились и свои национальные традиции. В Японии, например, существует традиция дарить перед Новым годом открытки с изображением животного, которое соответствует этому году по восточному гороскопу. Такие новогодние открытки жители Страны восходящего солнца посылают друг другу сотнями. В них принято благодарить своих родственников и знакомых за все хорошее, что случилось в уходящем году, и выражать надежду на продолжение доброжелательных отношений в дальнейшем.

В Австрии очень распространен обычай рассылать новогодние открытки с национальными символами счастья. На таких почтовых карточках обычно изображается трубочист, четырехлистный клевер и свинья.

И хотя сегодня  на дворе ХХI век, и можно общаться в интернете, но когда получаешь новогоднюю открытку на душе становиться светло и радостно. Давайте сегодня на занятии изготовим сами открытку, которая будет хранить чуточку вашего тепла.

4.Этап проверки ранее приобретенных знаний.

Ребята, давайте поделимся на 2 команды. Вы будете по - очереди отвечать на вопросы. И посмотрим, кто в конце игры наберет больше баллов.

Разминка.

6.Этап закрепления пройденного материала в практической деятельности.

Давайте  рассмотрим образец нашей открытки. Какие знакомые элементы мы будем использовать при ее изготовлении?  Правильно «тугая спираль», «Капля». (Учащимся раздаются памятки с данными элементами).

Давайте вспомним,  как мы их изготавливали. Практическое задание : выполнение данных элементов.

7.Контрольный этап.

Отметить недостатки и лучшее выполнение.

8.Перерыв.

Разминка на стуле, игра - разминка.( см. приложение).

9.Этап усвоения знаний через самостоятельную работу.

Сегодня на занятии мы выполним открытку «Елочка». Изготавливать ее мы будем из полос бумаги зеленого цвета.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним основные понятия (Симметрия, ассиметрия, динамика, стилизация)

Педагог- Какие приемы мы с вами будем использовать в нашей работе?

Дети-ассиметрия, стилизация.

Педагог - Работать вы будете по технологической карте, в которой показана последовательность изготовления открытки. (каждому раздать технологическую карту, разобрать ее всем вместе)

Практическая работа, самостоятельное выполнение изделия.

10.Физкультминутка.

11.Этап оформление мини - выставки.

12.Контрольный этап.

Обратите внимание на возможные ошибки:

-слишком сильное или слабое натяжение бумажной ленты;

- плохое прижатие ленты в самом начале закручивания;

-избыток клея.

 Нет ли у вас таких ошибок? ( Показать наиболее удачные работы, помочь отстающим).

13.Рефлексивный этап.

Я вам буду кидать вам снежный ком (поролоновый шарик), а вы, кто поймает,  будете отвечать на вопросы.

1.Что вы узнали нового?

2. Что вам более понравилось на уроке?

3. Что, может быть, не понравилось? Что хотелось бы изменить?

4.Где можно использовать?

5. Чему сегодня научились?

14.Итоговый этап.

Давайте посмотрим, что у нас сегодня получилось? Какие вы все молодцы!

Вы все сегодня справились с данным заданием. Не переживайте, если у кого- то что- то не получилось, в дальнейшем все обязательно получится.

15.Информационный этап.

Если кто-то не успел, нужно дать работу на дом .Доделать дама и принести на следующий урок.

В дальнейшем мы продолжим изучение данной техники, но будем выполнять более сложные работы.

Результаты учебного занятия.

Учащиеся в процессе самостоятельной, творческой работы отработали на практике ранее пройденные элементы.  Научились комбинировать различные материалы при  оформлении работы. Научились самостоятельно выполнять работу, пользуясь схемами - памятками, технологическими картами, подбирать цветовую гамму. Все это в последующем поможет применять полученные знания и умения на практике.

Список литературы.

Список литературы для педагога.

1.Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
3. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
5. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
6. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
7. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
8. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 9.Конаржевский Ю.А. «Анализ урока». М.: Центр «Педагогический поиск»,      2000г.

  10.Назарова А.Г. «Методика работы с детьми младшего школьного возраста». – С. – П., 2005 г.

Список литературы для детей.

  1. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с. Чиотти, Д.
  2. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96

3.   Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.

4.   Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.

        

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия по сенсорному развитию для детей 2 -3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития -- Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Открытка для Деда Мороза»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТ...

Методическая разработка проведения новогоднего праздника "Эстафета веселого настроения"

Цели: - организация отдыха и досуга обучающихся;- создание условий для формирования здорового образа жизни.Задача. Формирование потребности в сознательной организации свободного отдыха....

Методическая разработка по изготовлению открытки для ветерана

Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, родителям и детям, которые любят заниматься прикладным творчеством. Разработка содержит описание последовательности действи...

Методическая разработка мероприятия «Новогодний карнавал»

Новогодний праздник все ждут с нетерпением и готовятся к нему с большим удовольствием. Это отдых в дружном коллективе общежития. Проведение праздничного вечера необходимо для положительной атмосферы и...

Методическая разработка.Сценарий новогоднего праздника "Новогодние снежинки"

Сценарий новогоднего праздника "Новогодние снежинки"...

Методическая разработка. Сценарий новогоднего праздника для детей 1,5 - 3 лет вместе с родителями « Как Умка хотел попасть на Новогоднюю Ёлку»

Сценарий рекомендован для групп развития и кратковременного прибывания в ДОУ "Мама и малыш"....

Методическая разработка "Написание поздравительной открытки к празднику «День матери» на уроке развития речи"

Методическая цель урока: формирование универсальных учебных действий обучающихся  при написании  поздравительной открытки на уроке развития речи.Задачи урока: образовательные: познакомить с ...