Изготовление славянского оберега «Веничек» из мочала
методическая разработка на тему

Чинчаладзе Ирина Ивановна

Прививать данным занятием интерес к традициям русского народа, любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_obereg_mochalo.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта занятия

Тема

Изготовление  славянского оберега «Веничек»

Год обучения

3

Время работы

1 часа 40 мин

Методы

словесный, наглядно- иллюстративный, практический.

Вид занятия

интегрированный

Форма  занятия

групповая

Методы

словесный, наглядно- иллюстративный

Задачи

Обучающая:

  • Учить выбирать нужное из многообразия предоставленного материала.

Развивающая:  

  • Развивать у обучающихся интерес к декоративно-прикладному творчеству, способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.

Воспитательная: 

  • Воспитывать терпение, аккуратность, старание. Воспитать интерес, любовь и бережное отношение к народному – прикладному  творчеству.

Цели занятия 

  • Знакомить обучающихся с русскими традициями.
  • Прививать интерес к традициям русского народа, любовь к родному краю

Оборудование и  материалы

Мочало, клей ПВА, клеевый пистолет, растительные материалы (семечки, плоды растений, цветочки, бублики и т.д.), тесьма, ленточки, кружева, ножницы.

Образцы оберегов.

Межпредметные связи

история – сведения о культуре и традициях наших предков.

Музыкальный ряд

Русские народные мелодии.

План занятия:

I.   Организационный  момент.

II.    Основная часть.

1. Теоретический материал (“Мастер-класс педагога”).

2. Физминутка.

III. Практическая часть

1.Самостоятельная работа .

IV. Заключительная часть.

1. Беседа, анализ занятия.

2. Рефлексия.

3.Уборка рабочего места.

  Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог проверяют готовность к занятию. Наличие необходимых материалов и инструментов. Техника безопасности.

II. Основная часть.

         Оберег — предмет, оберегающий владельца от бед, защищает дом, приносит любовь, счастье. С давних веков дошел обычай украшать свои дома оберегами из природных компонентов, которые символизируют здоровье, благополучие, счастье и достаток.

Первые Обереги появились еще в языческие времена, когда люди верили в силы природы, способные защитить от бед и болезней, приносящие удачу и здоровье. Убежденность наших предков в защитных силах таких простых и привычных вещей, как подкова, веник, соленое тесто нашли свое отражение в оберегах. Сегодня обереги скрашивают нашу жизнь, принося частичку надежды и радости.

         Каждая деталь оберега имеет определенный смысл: фасоль — это красота, перец и чеснок — здоровье, мешочек — благополучие, подсолнечник — успех, семена — удача, мак — долголетие, хлеб — благоденствие и т.д.

1. Делаем заготовку. Для этого необходима  малярная кисть  из мочала, которую  развязываем и делим  на  несколько пучков (это зависит от толщины кисти - чем толще кисть, тем больше навяжем из пучков венички).

2. Каждый пучок,  отступив от верхушки 3-5 см. завязываем прочной мочальной веревкой, переворачиваем вниз ручкой, венчик из мочала опускаем вниз и фиксируем леночкой, где у нас будет ручка. От ручки мочало делим на пять частей и переплетаем лентой. Ножницами  выравниваем метелку веника.

3. Оформляем  веничек. Для красоты возьмите красивую декоративную ленточку (тесьму), кружево приклеем пистолетом  или по низу метелки или по середине. Украсьте ваш оберег по своему усмотрению. Сначала крепят крупные детали, а уже затем дополняют более мелкие. Не перегружайте композицию. С помощью мелких семечек – подсолнуха, тыквы, злаковых, кукурузы – можно выкладывать орнаменты или символы, давая дополнительную силу оберегу.

- А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте наберемся сил.

 5. Физминутка.

  Раз — подняться, потянуться,

 Два — нагнуть, разогнуться,

 Три — в ладоши, три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре — руки шире,

 Пять — руками помахать,

 Шесть —

 на место тихо сесть.

-Молодцы! Вы полны сил, энергии! За работу!

III. Практическая работа.

Самостоятельная работа обучающихся. Текущий инструктаж. Индивидуальная работа.

Педагог делает целевые обходы, следя  за правильностью выполнения работы.

IV. Заключительная часть.

1. Беседа с обучающимися.

     Помните, что веник можно вешать ручкой вниз только на входной двери со стороны улицы.    Считалось, что в этом положении он обладает способностью останавливать нечистую силу на пороге дома. Такой веник выметал из дома болезни, горе, напасти, нечистую силу.

    Внутри дома веник вешали только ручкой вверх.

    Чаще всего вешали его на кухне, где обитают домовые.

2. Анализ занятия.

Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все венички. Выделяются более аккуратные  и сделанные со вкусом.

3. Рефлексия.

 Ребята, посмотрите пожалуйста, на экран, здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению!

Предложения:

Сегодня на занятии я узнал (ла)…

Из обыкновенной малярной кисти …

Я научился (лась)…

Дарить подарки…

Мне особенно понравилось…

Дети убирают со стола рабочие материалы, инструменты, клей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия Изготовление сувенира «Оберег-веничек». Тема:Укрась и защити свой дом. Из раздела «С днем рождения, семья!» (Для детей 2-го и 3-го года обучения. 6 часов)

Занятие проводится в разделе, посвященному семье.  Дети познакомятся с общими семейными праздниками, через знакомство с народными традициями,через традиции изготовления и использования различных видов...

Технологическая карта урока ИЗО 5 класс. Тема: Декоративные игрушки из мочала и ниток

В ходе урока учащиеся создают из ниток куклы обереги, данную технику можно применить в работе с соломой или тонкими прутьями лозы....

Изготовление сувенира «Оберег-веничек».

Разработка занятия по изготовлению сувенира....

Конспект урока «Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.»

Урок по биологии по теме  «Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.» в 8 классе . Обучение биологии ведеться по об...

Модальный глагол can (мочь) и его эквиваленты.

Цель:познакомить учащихся со случаями употребления эквивалентов глагола can (мочь) в разных временах и в разных типах предложений, научить применять полученные знания.Планируемые образовательные резул...

ИЗО 5 класс. Изготовление декоративных кукол и игрушек из соломы, мочала или джута

Примеры работ для учеников по изготовлению игрушек, кукол из соломы, джута или мочала....