Образовательная рабочая программа по предмету "Коллективное музицирование". Оркестр духовых инструментов.Для учащихся отделения духовых инструментов
рабочая программа на тему

Иргалин Рамазан Абдрахманович

Программа ориентирована на развитие навыков оркестрового музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_orkestru.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 1»

                                                            с.п. Салым

Рекомендована

НРМОУ ДОД «ДШИ № 1»

методическим советом

протокол № 1

от «     » ______2010г.

                                                                                          Утверждаю

                                                                                                    директор__________А. В. Лавров

                                                                                                        приказ №__от_____2010г.

Образовательная рабочая  программа

по предмету

«Коллективное музицирование»

Оркестр духовых инструментов

для учащихся отделения духовых инструментов

(по учебному плану  сроком обучения  3 год)

                                                               

                                                                  Составитель: Иргалин Рамазан Абдрахманович

                                        Пояснительная записка

       Духовые оркестры издавна играли существенную роль в жизни общества. В России они появились в начале 18 века. Это были полковые военные оркестры, а также увеселительные оркестры при дворах знатных вельмож. Начиная с 60- х годов 19 века начинается бурное развитие духовых оркестров, как вельможных, так и гражданских.

      Духовая музыка - один из самых демократических видов искусства, обладающая богатым арсеналом средств эмоционального воздействия на людей. Используя произведения отечественной и зарубежной музыки, пропагандируя лучшие образцы народного музыкального творчества, духовые оркестры своим искусством способствуют эстетическому воспитанию людей.

      Духовым оркестрам свойственна торжественность, блеск и  грандиозность звучания. Они прекрасно звучат и на концертной эстраде, и в помещениях на открытом воздухе, создавая праздничное настроение.

      А также неоспоримые качества как доступность духовых инструментов для слушательского восприятия, их мощное, яркое и выразительное звучание, способное эмоционально воздействовать на человека, служит могучим средством воспитания и формирования у детей музыкального вкуса, мировоззрения, морально- нравственных качеств, чувств коллективизма. В современной жизни идет угасание этого вида искусства. Детские школы искусств, музыкальные школы являются одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе, ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети. Каждый из них может стать подлинным любителем музыки - активным слушателем, участником студенческого и домашнего музицирования, участником культурного обслуживания населения в ансамблях и оркестрах различных составов и жанров.        

Коллективные формы музицирования в ДШИ и ДМШ имеют большое значение в плане общего музыкального развития, играют значительную роль в подготовке к дальнейшей профессиональной деятельности. Изучение предмета «Духовой оркестр» в ДМШ является составной обучения инструментальному исполнительству на духовых инструментах.  Данный предмет предусматривает:

развитие ансамблевого и оркестрового исполнительства, подготовку учащихся к коллективной концертно-исполнительской деятельности.

         Данная программа предлагается в качестве рабочей программы по предмету «Коллективное музицирование. Оркестр духовых инструментов», входящий в цикл специальных дисциплин специализации «Кларнет», «Саксофон», «Труба»,  «Баритон», «Тенор». 

  Данная программа составлена на основе типовых учебных программ «Специальные классы духовых и ударных инструметов» для детских музыкальных школ под редакцией В.Н. Литвинова, утвержденной  Министерством культуры СССР  1975 г., «Музыкальный инструмент» (деревянные духовые инструменты) под редакцией Н.А. Веселого, В.Н. Литвинова, утвержденной Министерством культуры СССР 1988 г., «Музыкальный инструмент» (кларнет) под редакцией И.В. Калашникова, Н. И. Енукидзе, утвержденной Министерством культуры РФ 2002 г., «Примерных репертуарных списков для деревянных духовых» под редакцией Н.А. Веселого, В.Н. Литвинова, утвержденных Министерством культуры СССР, 1990 г., «Методических  указаний по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ, утвержденных приказом Министерства культуры СССР, 1988 г., учебно-методических пособий для преподавателей отделений духовых и ударных инструментов ДМШ, различных школ коллективной игры для детских духовых оркестров (В. Блажевич, Е. Васильев, Я. Зырянов, Н. М. Михайлов, Е. С. Аксенов, И. Иванов – Радкевич, В. Бухаров, Г. Лысань) и  действующего учебного плана, утвержденного Министерством культуры РФ 2005г.    

             По действующему учебному плану  ДМШ в инструментальном классе с пятилетним сроком обучения к занятиям оркестра привлекаются учащиеся 3-5 классов.   В инструментальном классе с семилетним сроком обучении к занятиям привлекаются учащиеся 3-7 классов.

       Как исключение могут быть привлечены учащиеся 1- 2-го классов. Привлечение в оркестр младших классов способствует расширению оркестра. Учебным планом занятий по оркестру отводится 2 часа в неделю.

          Предмет «Оркестр духовых инструментов»  является составной  частью художественного начального образования учащихся в ДМШ.

          Программа ориентирована на развитие творческих музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, навыков оркесторового музицирования.

                   Духовой оркестр может выполнить свою художественно- эстетическую задачу лишь при условии наличия в его составе всех трех групп (деревянных, медных и ударных) инструментов, только такое сочетание тембров может обеспечить наиболее убедительное, яркое исполнение музыкальных произведений. Малый состав оркестра включает инструменты основной группы: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы, а также небольшую группу деревянных и  ударных инструментов.

    Игра в оркестре требует от юных музыкантов овладения различными исполнительскими навыками, которые составляют целый комплекс сложноорганизованных и целенаправленных действий.

     За годы обучения в ДШИ учащиеся должны научиться играть в оркестре, понимать оркестровую музыку, ознакомиться с произведениями народного музыкального творчества, с лучшими образцами классической музыки, известными произведениями современных российских и зарубежных композиторов.

       

Цели:

1. Создание условий для эмоционального, познавательного, творческого удовлетворения интересов детей, побуждающих их к коллективной игре в детском духовом оркестре и участию в культурно – массовых мероприятиях различного уровня.

2. Приобщение учащихся к  мировой культуре через репертуар духового оркестра, развитие музыкально- эстетического вкуса детей и их эстетического отношения к музыкальному искусству.

                                                         Задачи:

1.Формировать и развивать навыки и приемы оркестровой игры, научить детей применять практические навыки игры на инструменте, приобретенные в индивидуальном классе и классе ансамбля.

2.Научить слышать и понимать музыкальное произведение – его основные функции (основную тему, подголоски, переклички, вариации и т. д.), исполняемыми как всем оркестром, так и оркестровыми группами.

4.Обучить грамотно, точно и  выразительно исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижера, понимать дирижерские жесты, уметь  читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней.

5. Формировать гармонический и тембровый слух, развивать навыки унисонного исполнения различными штрихами, навыки исполнительского дыхания.

Организационные моменты деятельности в оркестровом классе.

Уроки проводятся по группам (5 – 6 человек) 1 раз в неделю для каждой группы. В конце месяца – сводная репетиция всего оркестра.

 Групповые уроки являются как бы промежуточным звеном между индивидуальными уроками по изучению  ансамблевых и оркестровых партий и оркестровыми занятия.

   Для качественной подготовки детей-оркестрантов на отделении духовых инструментов необходимо вводить предметы по выбору: чтение с листа, изучение оркестровых партий, изучение родственных инструментов.

Групповые уроки проводятся на основе тщательно продуманной системы, включающей основные учебные задачи: 

  1. совершенствование исполнительских навыков в процессе работы над специальными упражнениями, гаммами, арпеджио, этюдами, небольшими пьесами,

  1. формирование навыков чистоты интонирования,  темповой и ритмической слаженности, динамической гибкости, точности в передаче различных штрихов, технической беглости.
  2. развитие исполнительского дыхания

             Необходимо много уделять внимания настройке инструментов, штрихам, развитию навыков прочтения нотного текста, следить за чистотой интонации, корректировать строй отдельных инструментов.

     Поэтому с первых занятий следует приучать детей самостоятельно настраивать свои инструменты.

         

   На первом этапе работы в оркестровом классе учащиеся осваивают несложные произведения, а также специальные оркестровые упражнения:

а)  унисонное и аккордовое изложение простейших длительностей, различные размеры, б) паузы различных длительностей, в) увеличение длительностей с помощью точки, лиги и ферматы,

г) различные исполнительские штрихи: стаккато, легато, деташе, различные динамические оттенки.

      На начальном этапе обучения чтению нот с листа следует научить оркестрантов « дробить» длительности нот (особенно при исполнении, например, четверти или восьмой с точкой и при игре в пунктирном ритме. Можно практиковать чтение нот с листа без игры на инструменте.

        При этом учащийся сначала зрительно знакомится с нотным текстом, затем напевает мелодию, дублируя ее нажатием на соответствующие вентили. Этот прием хорошо развивает у оркестрантов внутреннее и аппликатурное ощущение изучаемой музыки.

       Разучивание оркестровых партий следует строить по принципу от легкого к трудному, от простых мотивов к более сложным мелодическим построениям. Работа над произведением начинается с ознакомления с содержанием произведения, с сообщения сведений об авторе, об эпохе, в которой он работал, об особенностях его творчества. Затем произведение проигрывается в медленном темпе. В процессе формирования оркестрового музыканта большое значение имеет воспитание навыка ансамблевой игры.              

       Игра в оркестре включает в себя следующие моменты:

 согласованность артикуляционных приемов и штрихов, «чувство локтя», умение понимать и предугадать намерения партнера, а иногда и умение взять на себя ведущую партию.

        Игра в оркестре требует от учащегося соблюдения определенных правил, которые состоят в следующим:

а) уметь точно настроить свой инструмент и в процессе игры следить за строем;

б) добиваться чистоты интонирования и соблюдать ритмическую дисциплину;

в) не выделяться из группы за счет увеличения динамики звучания;

г) играть с партнерами одинаковыми штрихами и в одном нюансе;

д) точно выполнять художественные намерения дирижера.

      Навыки оркестровой игры должны осваиваться с первых уроков в классе. Для развития чувства ансамбля целесообразно проигрывать гаммы и арпеджио всей группой.

        В данную программу включены специальные коллективные упражнения, которые развивают навыки чистого интонирования, полезны для общего сближения тембров, выравнивания строя, динамики, ритмической точности в исполнении и воспитания  «чувства локтя».

В систему оркестровых уроков включена работа над дуэтами, трио, квартетами и оркестровыми партиями.  

        Итогом учебно-воспитательной работы в оркестровом классе является концертное выступление.

  Это важное событие в жизни детского коллектива. Концертное выступление доставляет радость, переживание, гордость, позволяет увидеть значимость своей работы, еще более укрепляет и расширяет кругозор, способствует формированию общественной активности.

      Концертная практика развивает артистичность, творческое внимание, служит популяризации духовых инструментов.

 Каждое выступление оркестра  на отчетных концертах отдела,  школы, на конкурсах, фестивалях являются одновременно зачетом для коллектива, а также для каждого участника.

 Программа концертных выступлений составляется  по тематике, соответствующей знаменательным датам (8 марта, День Победы и т. д.), школьным и  поселковым мероприятиям.  

    Программы отчетных выступлений оркестра составляются с учетом  возможностей коллектива.

      Репертуарный список не является исчерпывающим. Преподаватель оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкально -  исполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложение для того состава,  который имеется в школе.

Репертуарный список включает в себя обработки народных мелодий, песен, произведения русских и зарубежных авторов, наилучшие образцы классического музыкального наследия и наиболее известные сочинения современных композиторов

Годовые требования по годам обучения

Первый год обучения

Задачи:

  • Закрепление и дальнейшее  развитие всех исполнительских навыков, полученных  по специальности в инструментальном классе духовых инструментов

  • Приобретение навыков коллективной игры  гамм, коллективных упражнений;

  • Учить исполнять пьесы первой степени сложности;

  • Приобретение навыка коллективного концертного выступления;

  • Воспитание коллективной  исполнительской дисциплины.

            В течение года оркестранты разучивают мажорные и   минорные гаммы  до одного знака в ключе длительностями:

целые,  половинные, четвертные, восьмые.

Учащиеся исполняют хроматическую  гамму  в пределах одной октавы; интервалы:  секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава в медленном темпе на твердую атаку языка.

     6-8 коллективных упражнений для духового оркестра, 5-6 пьес первой степени сложности.

К концу учебного года учащиеся должны исполнить 2-3 разнохарактерных произведения.

Примерный репертуарный список первого года

обучения (произведения первой степени сложности)

Русская народная песня                  « Во саду ли, в огороде»

Русская народная песня                    «Пойду ль я, выйду ль я»

В. Шаинский                                       « Кузнечик»

Г. Гендель                                             «Сарабанда»

В. Моцарт                                           «Колыбельная»

В. Моцарт                                            «Менуэт»

Белорусская народная песня            « Перепелочка»

Русская народная песня                     «Степь да степь кругом»

Р. Паулс                                               «Кашалотик»

Д. Кабалевский                                   «Наш край»

В. Шаинский                                      «Антошка»

Грузинская народная песня               « Сулико»

М. Иорданский                             «У дороги чибис»

Украинская народная песня         « Ой, за гаем, гаем»

П. Чайковский                                «Неаполитанская песенка»

Русская народная песня               « Ой, ты рожь»

М. Фрадкин                                   « Пионерский марш»

Второй год обучения

Задачи:

  • Дальнейшее закрепление  навыков коллективного исполнения гамм, упражнений и этюдов;

  • Учить исполнять пьесы второй степени сложности;
  • Добиваться чистоты интонирования, ритмической дисциплины, исполнения одинаковыми штрихами и в одном нюансе  со всеми оркестрантами;
  • Учить выполнять художественные намерения дирижера осмысленно и точно.

  • Воспитывать ответственность, сценическую выдержку.

     В течение года учащиеся разучивают мажорные и минорные гаммы до двух знаков в ключе в умеренном темпе, хроматическую гамму в пределах 1,2 октавы, интервалы в умеренном темпе;

6-8 коллективных упражнений и этюдов; 5-6 пьес второй степени сложности.

В конце года  оркестранты должны исполнять 2-3 разные по характеру произведения.

 

Примерный репертуарный список второго года обучения

( произведения второй степени сложности)

Д. Кабалевский                        « Вариации»

В. Моцарт                                  « Колыбельная»

В. Шаинский                             « Песня Чебурашки»          

                                                   ( из м/ф «Крокодил Гена»)

Р. Паулс                                      « Золотая свадьба»

В. Шаинский                             « Веселый марш»

М. Блантер                                  «Катюша»

П. Чайковский                             « Неаполитанская песенка»

Ф. Мендельсон                            «Венецианская песенка»

А. Дворжик                                 « Карусель»

Ю. Гуляев                                   « Воспоминание о полковом оркестре»

А. Кеппель                                   «Школьный марш»

Л. Книппер                                   « Полюшко»

Старинный марш                         « Мы кузнецы»

М. Глинка                                     « Патриотическая песня»

А. Соловьев - Седой                      « Подмосковные вечера»

Третий год обучения

Задачи:

  • Дальнейшее совершенствование навыков коллективного исполнения гамм, упражнений и этюдов; навыков стройной унисонной оркестровой игры;

  • Учить детей  играть пьесы третьей степени сложности;

  • Осмысленно и  выразительно исполнять музыкальные произведения;

  • Добиваться установления должного оркестрового строя, слаженности в чистоте интонирования, в атакировке звука и гибкости динамики;

  • Воспитывать доброжелательность, чуткость, уважение друг к другу.

В течение года оркестранты разучивают мажорные и минорные гаммы до трех знаков в ключе в коллективном исполнении, хроматическую гамму в пределах двух октав и различные интервалы в более подвижном темпе; 6-8 коллективных упражнений; 6-8 разнохарактерных  произведений.

В конце года исполняют 2-3 разнохарактерных произведения.  

Примерный репертуарный список третьего года обучения

( произведения третьей степени сложности)

Ю. Чичков                              «Дружат дети на планете»

М. Блантер                               « В городском саду»

Ф. Шуберт                                  «Серенада»

Д. Тухманов                               «День Победы»

Я. Френкель                               «Вальс расставания»  

Г. Орр                                           «Марш – диксиленд « Миссисипи»

Г. Свиридов                               «Военный марш»

Б. Акуджава                               «Марш из к/ф «Белорусский вокзал»

Ю. Хайт                                      «Авиационный марш»

Р. Глиер                                       «Вальс»

М. Мусоргский                           «Гопак»

Д. Шостакович                           «Песня о встречном»

В. Агапкин                                  «Прощание славянки»

Ю. Розас                                      «Над волнами»

А. Петров                                     «Гусарский марш»

Календарно-тематический план

1 год обучения.

Тема

Кол-во

часов

 I полугодие

Сентябрь

Унисонное и аккордовое изложение длительностей.  Упражнение 1-3.

6

Гамма До-мажор в одну октаву, арпеджио трезвучий, целыми, половинными, четвертными длительностями.

6

Разучивание пьес: Р.н.п. «Во саду ли, в огороде». У.н.п.  «Ой за гаем, гаем»

6

Октябрь

Унисонное и аккордовое изложение длительностей.

Упражнение 3-5.

6

Гамма До-мажор в одну октаву, арпеджио трезвучий, целыми, половинными, четвертными длительностями.

6

Разучивание пьес: Р.н.п. «Пойду ли я, выйду ль я». Г.н.п. «Сулико»

6

Ноябрь

Паузы различных длительностей. Упражнение 6-7.

4

Гамма Ля-минор (натуральный, гармонический, мелодический). Арпеджио трезвучий, целыми половинными, четвертными длительностями.

4

Разучивание пьес: В. Шаинский «Чебурашка». Д. Кабалевский «Вариации»

6

Декабрь

Паузы различных длительностей. Упражнение 6-7.

4

Гамма Ля-минор (натуральный, гармонический, мелодический). Арпеджио трезвучий, целыми половинными, четвертными длительностями.

6

Разучивание пьес: В. Шаинский «Чебурашка». М. Иорданский «У дороги Чибис»

8

Всего:

68

II полугодие

Январь

Увеличение нот с помощью ферматы, лиги, точки.

Упражнение 9-13.

6

Гамма Соль-мажор, арпеджио трезвучий целыми, половинными, четвертными длительностями.

4

Разучивание пьес: Р.Паулс «Кашалотик», В.Моцарт «Колыбельная»

4

Февраль

Увеличение нот с помощью ферматы, лиги, точки.

Упражнение 9-13.

6

Гамма Соль-мажор, арпеджио трезвучий целыми, половинными, четвертными длительностями.

6

Разучивание пьес: Р.Паулс «Кашалотик», В.Моцарт «Колыбельная»

6

Март

Упражнения на различные штрихи; Легато, стакатто, деташе. Упражнение 14-17.

6

Март

Гамма Ми-минор (натуральный, гармонический, мелодический). Арпеджио трезвучий, целыми половинными, четвертными длительностями.

6

Разучивание пьес: Д. Кабалевский «Наш край», М. Глинка «Патриотическая песня»

4

Апрель

Упражнения на различные штрихи; Легато, стокатто, деташе. Упражнение 14-17.

6

Гамма Ми-минор (натуральный, гармонический, мелодический). Арпеджио трезвучий, целыми половинными, четвертными длительностями.

6

Разучивание пьес: М. Глинка «Патриотическая песня». Старинный марш «Победа»

6

Май

Упражнения на различные штрихи; Легато, стокатто, деташе. Упражнение 14-20.

6

Гамма Соль-мажор, арпеджио трезвучий, целыми половинными, четвертными длительностями.

6

Разучивание пьес: М. Фрадкин «Пионерский марш». Старинный марш «Победа»

6

Всего:

72

Календарно-тематический план

2 год обучения.

Тема

Кол-во

часов

 I полугодие

Сентябрь

Различные динамические оттенки. Упражнение № 21-22.

6

Гамма Фа-мажор, Ре-минор, целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями.

6

Разучивание пьес: В. Блажевич Этюд. А. Новиков «Марш ком. бригад» (отрывок).

6

Октябрь

Различные динамические оттенки. Упражнение № 21-23.

6

Гамма Фа-мажор, Ре-минор, целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями.

6

Разучивание пьес: М. Глинка «Славься» (из оперы «Иван Сусанин»).  Я. Френкль «Вальс расставания»

6

Ноябрь

Восьмые длительности. Затакт. Упражнение № 24-25.

6

Гамма Фа-мажор, Ре-минор, целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями.

4

Разучивание пьес: Я. Френкль «Вальс расставания», Р. Паулс «Золотая свадьба»

4

Декабрь

Восьмые длительности. Затакт. Упражнение № 26-29.

6

Гамма Сиb-мажор, целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями.

6

Разучивание пьес: Марш-диксиленд «Мисисипи», Р. Паулс «Золотая свадьба»

6

Всего:

68

II полугодие

Январь

Восьмые длительности. Затакт. Упражнение № 26-29.

4

Гамма Сиb-мажор, целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями.

4

Разучивание пьес: Марш-диксиленд «Мисисипи», Р. Паулс «Золотая свадьба»

6

Февраль

Сокращенное нотное письмо. Упражнение 30-31.

4

Гамма Ре-мажор, целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями, хроматическая гамма в медленном темпе.

6

Разучивание пьес: Ю. Чичков «Дружат дети на планете», Д. Тухманов  «День Победы»

8

Март

Сокращенное нотное письмо. Упражнение 30-32.

4

Гамма Ре-мажор, целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями, хроматическая гамма в медленном темпе.

4

Разучивание пьес: Ю. Чичков «Дружат дети на планете», Д. Тухманов  «День Победы»

6

Апрель

Интервалы. Упражнение 30-31.

6

Гамма Си-минор (натуральный, гармонический, мелодический). Арпеджио трезвучий, целыми половинными, четвертными длительностями.

6

Разучивание пьес: П. Чайковский «Неаполитанская песенка». Д.Тухманов  «День Победы»

6

Май

Интервалы. Упражнение 30-35.

6

Гамма Си-минор (натуральный, гармонический, мелодический). Арпеджио трезвучий, целыми половинными, четвертными длительностями.

6

Разучивание пьес: П. Чайковский «Неаполитанская песенка». Д.Тухманов  «День Победы»

6

Всего:

72

Календарно-тематический план

3 год обучения.

Тема

Кол-во

часов

 I полугодие

Сентябрь

Хроматизм. Виды минорных гамм. Упражнение № 40-41.

6

Гамма Ля-мажор, арпеджио трезвучий целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями.

6

Разучивание пьес: Ф. Шуберт «Серенада». М. Блантер «В городском саду».

6

Октябрь

Хроматизм. Виды минорных гамм. Упражнение № 40-43.

6

Гамма Ля-мажор, арпеджио трезвучий целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями.

6

Разучивание пьес: Ф. Шуберт «Серенада». М. Блантер «В городском саду».

6

Ноябрь

Шестнадцатые длительности. Упражнение № 41-44.

4

Гамма Фа-диез-минор (натуральный, гармонический, мелодический), целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями.

4

Разучивание пьес: Шаинский «Веселый марш». Старинный вальс «В дни разлуки».

6

Декабрь

Шестнадцатые длительности. Упражнение № 44-46.

6

Гамма Фа-диез-минор (натуральный, гармонический, мелодический), целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями.

6

Разучивание пьес: Шаинский «Веселый марш». Старинный вальс «В дни разлуки».

6

Всего:

68

II полугодие

Январь

Размеры тактов: 38; 68; 98; 128.   Упражнение № 47-48.

6

Гамма Миb-мажор, арпеджио трезвучий целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями.

4

Разучивание пьес: Ю. Гуляев «Воспоминание о полковом оркестре». Старинный марш «Веселые кузнецы»

4

Февраль

Размеры тактов: 38; 68; 98; 128.   Упражнение № 48-49.

6

Гамма Миb-мажор, арпеджио трезвучий целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями.

6

Разучивание пьес: Б. Акуджава «Марш» из к/ф «Белорусский вокзал». Ю. Гуляев «Воспоминание о полковом оркестре».

6

Март

Триоли. Упражнение 50-51.

4

Гамма Миb-мажор, арпеджио трезвучий целыми, половинными, четвертными, восьмыми  длительностями.

4

Разучивание пьес: А. Петров «Гусарский марш». М. Блантер «Марш футболистов».

6

Апрель

Синкопы. Упражнение 52-54.

6

Гамма До-минор (натуральный, гармонический, мелодический). Арпеджио трезвучий, целыми половинными, четвертными, восьмыми длительностями, хроматические гаммы в умеренном темпе.

6

Разучивание пьес: А. Петров «Гусарский марш». М. Блантер «Марш футболистов».

6

Май

Милизмы: форшлаг, трель, группетто, мордент.

 Стр. 138-139.

6

Гамма До-минор (натуральный, гармонический, мелодический). Арпеджио трезвучий, целыми половинными, четвертными, восьмыми длительностями, хроматические гаммы в умеренном темпе.

6

Разучивание пьес: Г. Свиридов «Военный марш». Ю. Розас «Над волнами».

6

Всего:

72

Список используемой литературы.

  1. Д. Свечков     «Работа дирижера с духовым оркестром» М., 1972

  1. «Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)» Министерство  Культуры РСФСР, 1988

  1. В. Крюкова     «Музыкальная педагогика»  «Феникс», 2002

  1. Б. Анисимов  «Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра» «Музыка 1979

  1. Песни Великой отечественной войны» Москва, 1975

  1. Сб. «Первое выступление» Вып. 3, М. «Музыка», 1983

  1. Я. Зырянов, Е. Васильев «Курс обучения игре в духовом оркестре» Вып. 9, Киев, 1978, Вып. 8, Киев 1977

  1. Сборник ансамблей для духовых инструментов» Москва, 1972

  1. В. Блажевич «Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра» М. «Музыка»1991

  1.  Н. Иванов-Радкевич  «Школа коллективной игры для духового оркестра» Москва. 1987

  1.  Г. Запорожец, М, Прудников « Репертуарный сборник самодеятельного духового оркестра» Т.3, Москва 1979, Т. 4, Москва 1979

  1.  Сб. «Первое выступление» (репертуар начинающих самодеятельных духовых оркестров), В. 5, Москва, 1987

  1.  Сб. «Песни военных лет для солиста хора и духового оркестра» М. 19884

  1.  Сб. «Праздничная музыка для духового оркестра» М., 1988

  1.  Сб. «Песни, танцы и пьесы для духового оркестра» В. 5, М.,1990

  1.  «Сборник старинных вальсов для духового оркестра» В. 2 М. 1980

  1.  Сб. «Золотая нива» (произведения для начинающего оркестра) В. 7, М. 1990

  1.  Сб. «Старинные марши Российской воинской славы» ( для духового оркестра» М. 1990

  1.  А. Арский « Танцевальная музыка для духового оркестра» М. 1986

  1. И. Фортученко «Взвейтесь кострами» (репертуар пионерских духовых оркестров) В. 1, М. 1989

  1.  С. Ганичев « В городском саду» (популярные произведения для духового оркестра) М. 1989

  1.  Сб. «Музыкальные вечера» (пьесы для духового оркестра) В. 12, М.1989

  1. Сб. « От всей души» (песни для духового оркестра) В., М. 1990

  1.  Сб. «Мелодии радио и кино для духового оркестра» В. 3, М.1989

  1.  Сб. « Марши для духового оркестра» В. 6, М. 1980

  1.  Сб. «Ансамбли медных духовых инструментов» В. 2, М., 1988

  1.  Сб. «Музыка для духового оркестра» В. 3, М. 1988

  1.  Сб. « Первое выступление» (репертуар для духовых оркестров) В. 3, М. 1983

  1.  Сб. « Пионерское лето» (репертуар для духовых оркестров) М. 1986

  1.  В. Виберган « Музыка из к/ф для духовых оркестров», Ленинград, 1986

  1.  Сб. «Первое выступление» (репертуар для духовых оркестров), В. 18, М. 1978, В. 1, М., 1980

  1.  А. Батырев « Школьные годы» (для солиста, хора и духового оркестра) В.2, М. 1986

  1.  Ю. Усова « Вопросы музыкальной педагогики» В.4. М. 1983

  1.  В. Руденко « Вопросы музыкальной педагогики» « Вопросы музыкальной педагогике» В.7, М., 1986

  1.  В. Луб « Методика обучения в самодеятельности трубачей и корнетистов», М. 1982

  1.  С. Газарян «В мире музыкальных инструментов», М. 1982

  1.  Ю. Усов «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах»,  М. 1978

  1.  Т. Докшицер «Методика обучения игре на духовых инструментах» М., 1976

  1. С. Болотин «Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе» М. 1980

  1. Ю. Усов «Ежедневные упражнения трубача» М., 1971

  1.  А. Митрофанов « Школа игры на трубе» Ч. 1, Ленинград, 1965

  1.  В. Рунов «Как организовать самодеятельный духовой оркестр» (пособие для руководителей) Государственное музыкальное издательство, 1956
  2.  Н. Михайлов «Школа игры на духовых инструментах» М. 1978
  3.  Сапаров «Пьесы-упражнения» М. 1977
  4.  Ветлугина « Детский оркестр»

     Учебно-тематический план первого года                                                                                                

                            обучения

                                  Сентябрь 

                          Толкование темы

Кол-во      часов

теория

практика

Организационный момент: комплектование оркестровых групп, распределение инструментов. Оркестровая этика. Правила поведения в оркестре.

 Практика: предварительная настройка инструментов, совместное разыгрывание: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, мелодические интервалы.

4

1      

1

Краткие сведения из истории становления отечественной духовой музыки. Значение исполнительского дыхания для выразительной игры.

 Практика. Упражнения: №1,2,  

 кн. Н. Михайлов, Е. Аксенов и др. «Школы игры для духового оркестра», стр.5-8.

4

1

1

Типы духовых оркестров и их составы. Малый смешанный духовой оркестр и его строение. Сравнительный анализ духовых оркестров по составу.

Практика. Совместное разыгрывание: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий, мелодические интервалы.

 Упражнения на штрих легато №4,5 (кн. Н. Михайлов, Е. Аксенов и др. «Школы игры для духового оркестра», стр.5-11).

4

1

1

Роль дирижера в оркестре. Дирижерские жесты. Схема дирижирования на простые и сложные размеры тактов.

Практика: упражнение на увеличение длительностей  с помощью точки, лиги и ферматы.  №10 кн.  Н. Михайлов, Е. Аксенов и др. «Школы игры для духового оркестра», стр. 28-30.

 

                             -  

4

1

1

Оркестровые группы: медные, деревянные, ударные. Их значение и основные функции в духовом оркестре: мелодическая, гармоническая, ритмическая.

Практика: ритмические упражнения на восьмые и шестнадцатые ноты и на пунктирный ритм. ( № 12,13,14(кн. Н. Михайлов, Е. Аксенов и др. «Школы игры для духового оркестра», стр.36-44.)

Работа над пьесой: Р. Паулс «Кашалотик»

 

                                   Октябрь

4

1

1

 Партитура и партия. Сравнительный анализ. План разбора своих  партий.

 

Практика: упражнения на варьирование темпа исполнения (медленно, умеренно, быстро и т. д.). Отрывки из произведения И. Брамса «Венгерский танец».№ 3.

Разучивание партий пьесы Р. Паулса «Кашалотик».

   

6

1

1

Штрихи и артикуляция.

 Практика:

 Упражнения на штрихи, легато, стаккато. № 27 кн. Н. Михайлов, Е. Аксенов и др. «Школы игры для духового оркестра», стр. 74-77. Продолжение  работа над партиями пьесы Р. Паулса «Кашалотик». Разучивание украинской народной песни «Ой за гаем, за гаем», А. Иорданский « У дороги чибис».

 

2

Мелодия и фразировка.

 Практика:

выделение фраз в мелодии (отрывок из «Героической песни» Л. Бетховена, отрывок из «Старинной французской песенки» П. Чайковского).

2

2

Аккомпанемент. Аккордовое изложение по интервалам. Практика:

 упражнения на развитие ритмической точности. № 35, кн. Н. Михайлов, Е. Аксенов и др. «Школы игры для духового оркестра», стр. 88-90. Пьесы: Р. Паулса «Кашалотик», украинская народная песня «Ой за гаем, за гаем».

 

 

Сводная репетиция оркестра:

 исполнение пьес Р. Паулса «Кашалотик, А. Иорданского « У дороги чибис», украинской народной песни «Ой за гаем, гаем».

                          Ноябрь 

                                                       

2

2

2

2

Фактура и ее основные типы: полифонический, гомофонный, аккордовой, монодический, смешанный.

 Практика: Разучивание марша «Победа».

 

2

2

                               Декабрь

                     

Концертно-показательная программа к Новому году. Выступление оркестра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ФОРТЕПИАНО" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЙ "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" СО СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ 5 ЛЕТ.

Содержание программы:1. Пояснительная записка2. Содержание учебного предмета3. Требования к уровню подготовки обучающихся4. Формы и методы контроля, система оценок5. Методическое обеспечение учебного ...

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». программа по учебному предмету ФОРТЕПИАНО

Аннотация на программу  по учебному предмету:дополнительный инструмент – фортепиано  по видам инструментов: струнные инструменты; духовые и ударные инструменты; народные инструменты; Х...

Образовательная рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент" Труба. Для учащихся отделения духовых и ударных инструментов. Срок обучения 5 лет.

Данная программа ориетирована на традиционное обучение, на создание условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования,  на применение индивидуальных п...

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках коллективного музицирования. Оркестр народных инструментов.

Методическое сообщение на тему "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках коллективного музицирования"на примере работы детского творческого коллектива "Оркестр народных инструментов". дет...

Программа по учебному предмету "Коллективное музицирование - оркестр народных инструментов - "Играй, оркестр"

Программа по предмету "Коллективное музицирование - оркестр русских народных инструментов"  написана с использованием в работе компьютерной музыкальной программы Final....

Вечер старинной музыки на отделении духовых инструментов

Сценарий этого музыкально - поэтического концерта посвещен творчеству великих композиторов - И.С.Баху и Г.Ф.Генделю. В композиции звучат известные произведения великих мастеров,  использованы сти...