Конспект открытого занятия “Барыня-щеголиха” на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымковская игрушка”
план-конспект занятия по теме

Приходько Инна Валерьевна
Cоздание авторской работы: “Барыня щеголиха” (Дымковская игрушка)
Создать изображение дымковской игрушки ”Барыня-щеголиха” акварелью на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымковская игрушка”.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга «Ораниенбаум»

198412 Санкт-Петербург, Ломоносов, Александровская, 38. т. 422-50-88

Конспект открытого занятия

Тема занятия:  “Барыня-щеголиха”” на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымковская игрушка”

Образовательная область: народное творчество

Возраст детей: 7-10 лет

Место проведения: ГБОУ ДОД  ДДТ “Ораниенбаум”

ФИО педагога: Приходько Инна Валерьевна

Отдел: культурно-досуговый

Санкт-Петербург

2013 г.

Цель занятия:  ”Cоздание авторской работы: “Барыня щеголиха” (Дымковская игрушка)

     Способствовать эстетическому воспитанию младших школьников. Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке. Создать изображение дымковской игрушки ”Барыня-щеголиха” акварелью на основе изучения произведений народного творчества в стиле “Дымковская игрушка”.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Изучить истоки дымковской игрушки.

.Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов,  цветовую гамму.

  • Развивать художественный вкус учащихся. Учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого  и современности.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.
  • изучение произведений народного творчества;
  • (композиция, пластика, колорит, ритм, пятно, линия и др.)
  • формирование самостоятельных навыков изготовления работы;
  • в области изобразительного искусства;

Развивающие

  • – развитие образного мышления;
  • - развитие моторики рук, работая различными материалами;
  • - активизация словарного запаса

Воспитательные

  • -воспитание художественного вкуса;
  • -воспитание умения доводить начатое дело до конца;
  • -воспитание уважения личности другого человека;
  • -воспитание культуры общения;

Методическое оснащение занятия: 

Дидактический материал для педагога:

Образовательная программа, тематическая литература, образец изделия

Дидактический материал для воспитанников:

Схема изделия, образцы народного творчества, раздаточный материал, презентация на тему: ”Барыня-щеголиха” (Дымковская игрушка)

в произведениях народного творчества”(инновационные технологии (электронный

образовательный ресурс)

Материально-техническое оснащение занятия

Для детей: бумага, акварель, пастель, карандаши, кисти.

Для педагога: ноутбук, мультемедийный проектор, образовательная программа , бумага, акварель, пастель, кисти, карандаши.

Тип занятия:

Комбинированное (закрепление и совершенствование знаний умений и навыков,

способов деятельности)

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная работа.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, беседа, вопросы, напоминания, поощрения, практические.

Наглядные: схемы, рисунки, образцы, демонстрация готового изделия,

показ способов действия, иллюстрации.

Практические:  рисунок дымковской игрушки.(акварель)

Предварительная работа: Cоздание презентации, подготовка схемы работы,

раздаточного материала, изготовление наглядных пособий.

Использованные педагогические технологии: компьютерная, развивающая,

объяснительно-иллюстративная, индивидуально-групповая.

формирование умений и получение навыков рисования в технике пастели и акварели

Методы:

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

- словесные (беседа, рассказ);

- наглядные (демонстрация видео материалов, использование технических стредств);

- практические (выполнение творческих заданий).

по степени активности и познавательной деятельности учащихся:

- объяснительный;

- иллюстративный;

- исследовательский.

по логичности подхода:

- дедуктивный;

- аналитический.

Приемы:

- преподнесение научно проверенных знаний;

- соответствие психолого-физиологическим особенностям учащихся;

- последовательность и систематичность в изучении материала;

- доступность;

- наглядность;

- индивидуальный подход.

Дидактический материал:

- видеозаписи этнографических материалов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПКЛЕКС

КНИГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:

“Барыня-щеголиха” (дымковская игрушка)

       

  • “Дымковская игрушка” Москва 2010 г. Изд. “Мозаика-синтез”(искусство-             детям)
  • “Игрушки из глины” издательство “Малыш” 1972г. Москва.
  • “Какого цвета радуга” автор: Е. Каменева изд. ”Детская литература”1971г. Москва.
  • “Человечек на стене” автор: А. Воловик изд. “Детская литература” 1973г.
  • “В краю народных мастеров” изд. “Тимпул” 1985г. Составитель: Е.А.Горбунова

  • ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС

  • Интернет- ресурсы:
  • http://dymkovo-toys.ru
  • http://kuznetzova.siteedit.ru
  • http://openclass.ru
  • http://iktoblcit.ru/223/Fedorowa/p3aa1.htme
  • www.msbook.ru.

План занятия.

  1. Организационный момент.                                                                          2 мин.
  2. Введение в тему занятия.                                                                             3 мин.
  3. Объяснение темы занятия.                                                                           8 мин.
  4. Практическая работа.                                                                                 15 мин.
  5. Физ. Минутка.                                                                                               3 мин.
  6. Практическая работа.                                                                                 10 мин.
  7. Подведение итогов.                                                                                      2 мин.
  8. Организационный конец.                                                                             2 мин.

Ход занятия.

Этапы и задачи занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемое время

Этап 1.

Организационный момент.

приветствие воспитанников.

Выполнение приветствия. Доклад

2 мин.

Этап 2.

Введение в тему занятия.

- Повторение пройденного (немного об орнаменте)(немного о различных народных промыслах)

- ответы на вопросы.

- знакомство с презентацией.

3 мин.

Этап 3.

Объяснение темы занятия.

- Рассказ о дымковской игрушке

Ответы на вопросы об актуальности изучения дымковской игрушки.

8 мин.

Этап 4.

Практическая работа.

- показ презентации поэтапного выполнения рисунка дымковской барыни.

Выполнение практического задания .Дети выполняют рисунок карандашом дымковской барыни.

15 мин.

Этап 5.

Физ. минутка.

Показ несложных физических упражнений

Выполнение несложных физических упражнений

3 мин.

Этап 6.

Практическая работа.

-показ презентации с примерами разнообразных орнаментов для юбки дымковской барыни.

Выполнение практического задания. Дети выполняют рисунок дымковской барыни акварелью.

10 мин.

Этап 7.

Подведение итогов.

- обобщение.

- просмотр созданных рисунков дымковской барыни. Обсуждение работ

- создание выставки рисунков дымковской барыни.

- ответы на вопросы.

2 мин.

Этап 8.

Организованный конец занятия.

- совместное прощание.

- совместное прощание. Дети убирают рабочее место.Фото на память.

2 мин.

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

Дымковская игрушка — один из самых старинных          промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний

.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

            Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области,         подчеркивающим          самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях:

Мультфильм «Вернулся служивый домой». Режиссер: Владимир Дегтярёв, СССР, 1959, 13 мин.

В 2009 году во время своего визита в Киров Президент России Д. А. Медведев посетил областной художественный музей имени братьев Васнецовых, где ознакомился с экспозицией дымковской игрушки и поучаствовал в изготовлении и росписи дымковской игрушки.

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. Коллекции Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции. Актуальность дымковской игрушки

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают св

ои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость

. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

 Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на занятии?

(Что такое народные промыслы (дымковская игрушка))

- Чему вы научились?

(Создавать акварельные рисунки с изображением

 дымковской игрушки(барыня))

- Какую работу мы с вами выполняли?

(создали правильную композицию, научились выстраивать пропорции, научились рисовать орнаменты, характерные для дымковской игрушки, а также выбирать правильный колорит).

Выставка работ с последующим анализом.

8. Организованный конец занятия.

Краткая аннотация проекта

В проекте на основе проведенных исследований и использования современных технологий учащимися 1 класса знакомятся с историей дымковской игрушки,с основными принципами росписи дымковской игрушки,Выполняя творческий проект, совершенствуют технику росписи дымковской игрушки,

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Знакомство с народными промыслами

Проблемные вопросы

Какие древние знаки орнамента используются в росписи дымковской игрушки

Учебные вопросы

История дымковской игрушки, основные элементы дымковской игрушки,основные цвета дымковской игрушки

План проведения проекта

      Необходимые начальные знания, умения, навыки

1.Основные элементы росписи дымковской игрушки.

2.Умения выполнять роспись дымковской игрушки.

3.Навыки пользователя Интернет ресурсами.

Учебные мероприятия

Урок по теме "Рисование с натуры дымковской игрушки".(1 час)

1. История дымковской игрушки.

2. Основные элементы дымковской игрушки.

3. Материалы и инструменты для дымковской игрушки.

4.Практическая работа:выполнить рисунок дымковской игрушки с натуры.

Урок - защита творческого проекта по теме : «Дымковская игрушка".(1 час)

1.Анализ работ.

3.Организация выставки работ и подведение итогов

 Самоанализ учебного занятия

Общие сведения:

Учебную группу составляют дети 7-10 лет. Состав группы смешанный. Изучаемый материал рассчитан на детей первого года обучения. Представленная группа уже имеет представление о различных народных промыслах, о различных орнаментах. Ожидаемым результатом занятия является формирование умений и навыков в области рисования дымковской игрушки (барыня-щеголиха)и рисовании орнаментов более сложного порядка. Уровень знаний повысился у учащихся при осваивании материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия танцевального объединения "Экспрессия" "Разнообразие композиций в народно-сценическом танце"

Конспект открытого занятия предназначен в помощь руководителям танцевальных коллективов для закрепления полученных теоретических и практических навыков....

Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Мебель и её назначение»

Цели:образовательная- расширять знания о предметах мебели, мире профессий; коррекционная- формировать мышление;воспитательная - воспитывать уважение и интерес к людям различных профессий.Оборудование:...

Бисероплетение как вид детского художественного творчества. Изготовление открытки с бисером в стиле «Дымковской игрушки»

Презентация результатов работы по методической разработке "Дымковская игрушка из бисера"....

План – конспект открытого занятия Тема: «Классический танец - основа хореографии»

Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Наши древние предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни....

План-конспект открытого занятия "Устное народное творчество. Изготовление игрушки-сувенира "Жабка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»  ПЛАН-КОСПЕКТоткрытого  ...