Программа по хореографии
рабочая программа по теме

Микушина Любовь Евгеньевна

Программа дополнительного образования "Современный танец и основы хореографии!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnaya_programma.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

I.   Пояснительная записка

Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Создаваясь на протяжении многих столетий, танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа. Воспитание детей на высоких образцах классического, народного и бального танцев развивает у них высокий художественный вкус и иммунитет против примитивного, пошлого, вульгарного. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики.  Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение.
Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость.
 Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учит понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.  Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.

Предполагаемая рабочая программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привития начальных  навыков в искусстве танца. Обучение проводится в 3 этапа:

Первый этап – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, эстрадного танца, а так же современного танца.

Второй этап – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса, освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации. Этим этапом можно завершить так называемый танцевальный всеобуч для некоторых категорий детей. Те же из них, которые проявили интерес и способности к отдельным хореографическим жанрам, высказали желание продолжить свое образование, могут перейти к третьему этапу обучения.

Третий этап – предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Занятия здесь становятся студийно-кружковыми. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают репертуар. Педагог на этом этапе осуществляет самостоятельные постановки, либо прибегает к помощи специальной литературы и видеоматериалов.

 На основании п. 3.12 Устава детско-юношеского центра «Прометей»; Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» педагогом разработана образовательная программа «Аспект». Приоритетными направлениями в данной образовательной программе являются: изучение классического танца, а так же танца джаз - модерн. И если в классическом танце существует определенная последовательность экзерсисов, созданная А. Я. Вагановой, и присутствует академизм, то в уроке джаз – модерн танца такой определенной последовательности движений нет. Здесь преимущественно ценится, прежде всего, индивидуальность педагога, неповторимость. И каждый педагог вправе, основываясь на базовых понятиях, искать свой путь, свою технику, лексику, педагогические приемы и методы.

Рабочая программа рассчитана на детей с 7 до 18 лет и составлена в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:

- Конституцией Российской Федерации;

- Конвенцией о правах ребенка;

- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об образовании»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 -1 «О защите прав потребителей»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 – ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»;- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251- 03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;

- Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №  06 – 1844)

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 11 ноября 2005 № 107 – оз «Об образовании в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре»;

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 – оз «О государственно - общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа- Югры».

1.1. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для формирования танцевальной культуры, посредством  изучения современных направлений в хореографии.

??? -развитие физического потенциала учащихся для выполнения танцевальных композиций в различных жанрах хореографии.

-формирование условий для разностороннего развития  индивидуальных особенностей личности обучающихся посредством  изучения различных направлений в хореографии.

Задачи программы:

Образовательные:

–  обучить основным танцевальным направлениям данной программы (классический танец, джаз-модерн)

–  обучить технике выполнения классического и современного экзерсиса

–  обучить практическому применению теоретических знаний.

Развивающие:

– способствовать развитию умственной и физической работоспособности

- сформировать приемы сценической выразительности и актёрского мастерства

–  способствовать развитию интереса к миру танца.

Воспитательные:

– воспитать культуру личности обучающегося средствами хореографического искусства

- сформировать танцевальную культуру подрастающего поколения; социально ориентировать учащихся, помочь их становлению в обществе; эстетическое воспитание посредством хореографии; формирование творческой личности

–  воспитать гражданскую позицию и чувство патриотизма;

–  воспитать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу

- профориентирование старшеклассников

 Задачи 1 - го года обучения:

Образовательные:

- обучить  выполнению заданий по инструкции педагога.

- обучить правильной осанке и постановке корпуса при выполнении упражнений и движений.

- обучить выполнению партерной гимнастики

- обучить выполнению простых акробатических упражнений

- обучить позициям ног, рук, головы в классическом танце, и в танце джаз-модерн

-обучить простым прыжковым комбинациям

-обучить умению согласовывать движения с музыкой

- обучить пользоваться простейшей танцевальной терминологией на занятиях

Развивающие:

- развивать умения ориентирования в пространстве (знание точек класса)

- развивать самостоятельность в выполнении заданий по инструкции педагога

- развить интерес к творчеству через изучение танцевальных этюдов

- развить навыки самостоятельной и творческой деятельности развивать умения координировать движения рук, ног, корпуса и головы

Воспитательные:

- воспитывать общительность, умение входить в контакт с педагогом и детьми.

- воспитывать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу.

- способствовать привлечению родителей к участию в  работе творческого объединения.

Задачи 2 - го года обучения:

Образовательные:

- обучать выполнению экзерсиса классического танца у танцевального станка

- обучать выполнению экзерсиса танца джаз-модерн на середине зала

- научить переключаться эмоционально с одного характера музыки на другой

Развивающие:

- развивать мышление, воображение, активность, импровизацию посредством выполнения упражнений по актерскому мастерству

- развивать навыки выразительности, пластичности, грации и изящества движений.

- развивать мышечную силу, гибкость, ловкость и выносливость.

- развить представление об организации постановочной и концертной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

- воспитывать общую культуру личности, способной адаптироваться в современном обществе.

- воспитывать чуткое отношение друг к другу, желание заниматься вместе.

- воспитывать личность ребенка посредством хореографического искусства.

- сформировать знания о правилах поведения в танцевальном зале.

Задачи 3 - го года обучения:

Образовательные:

- обучать основным позам классического танца (6 поз), арабескам (4), пор де бра

- обучить выполнению экзерсиса танца джаз-модерн у танцевального станка

- обучить выполнению хореографической композиции

- формирование навыков правильного и выразительного движения в области классической и современной хореографии;

- организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях).

  Развивающие:

- развивать навыки танцевальных данных: гибкость, пластичность, музыкальность.

- развивать навыки артистичности, эмоциональности и выразительности.

- развивать навыки выполнения движений в соответствии с динамическими оттенками в музыке.

- сформировать навыки креативного мышления в работе над хореографическими образами.

Воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма и взаимоуважения друг к другу.

- сформировать представления об организации постановочной и концертной деятельности.

- способствовать привлечению родителей к участию в  работе творческого объединения.

Задачи 4 - го года обучения:

Образовательные:

- обучать навыкам технического выполнения основных упражнений на середине танцевального зала.

- обучать технически сложным тренировочным комбинациям в продвижении

- обучать выполнению хореографической композиции (различные жанры хореографии).

Развивающие:

- развивать физическую подготовку: силу, выносливость, ловкость.

- развивать навыки самоконтроля и проверки знаний в своей работе.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к концертным костюмам и атрибутике.

- сформировать потребность в здоровом образе жизни.

- обучить правилам культуры поведения на сценической площадке.

Задачи 5 - го года обучения:

Образовательные:

- обучить практическим приемам артистического мастерства и сценической выразительности.

- обучить выполнению хореографической композиции (сольный танец).

Развивающие:

- развить навыки работы с литературой.

- продолжать развивать навыки постановочной и концертной деятельности.

- развивать интерес и фантазию в создании образов в хореографических композициях.

Воспитательные:

- воспитать любовь к хореографическому искусству.

- воспитать чувство выдержки, активности и лидерства в коллективе.

- воспитать чуткое и доброе отношение друг к другу, желание заниматься вместе..

- воспитать профессиональный уровень культуры через концертную деятельность.

Новизна рабочей программы заключается  в объединении как практических и теоретических основ изучения хореографии, так и различных направлений хореографии, а так же занятий по актерскому мастерству и акробатике, что позволяет формировать физические данные детей, артистизм как взаимосвязанную целостность.

Рабочая  программа по хореографии работает в трёх направлениях:

Основой для изучения хореографического искусства является танец джаз – модерн, который все же переплетается с классическим танцем. При его изучении выделяют следующие разделы урока: разогрев, изоляция, упражнения для позвоночника, уровни, кросс (передвижение в пространстве) комбинация или импровизация. Как и в классическом танце в джаз-модерне выделяют экзерсис у станка и экзерсис на середине. 

Классический танец – вырабатывает академизм упражнений веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение.

Эстрадный танец. Присутствует на первых годах обучения, переплетаясь в постановках с современными направлениями. В этом стиле можно бесконечно варьировать, сочинять, учитывая возможности, особенности темперамента обучающихся, максимально выявляя индивидуальные возможности каждого.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получить дети в процессе обучения (методика исполнения и выразительности языка танца, теория о происхождении классического балета, современных направлений хореографии, знание французской и английской терминологии, знание танцевального этикета, великие имена в истории становления хореографического искусства)

Теоретико-методологической основой разработки программы являются основы педагогической практики таких авторов как:

  • Т. Барышниковой (азбука хореографии)
  • А.Я. Вагановой (основы классического танца)
  • Мэтт Мэттокс (основы джаз-модерна)
  • Марта Грэхэм, Д. Хамфри. (техника преподавания современных направлений хореографии)

Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Данная рабочая программа способствует освоению обучающимися универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности. 

Данная рабочая программа позволяет развивать обучающихся  в следующих универсальных учебных действия: 

Личностных  - система ценностных ориентаций обучающегося, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира.

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

Регулятивных  - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). То есть учащиеся должны знать для чего и ради чего они посещают данные занятия, выполняют то или иное упражнение.

Познавательных - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

В процессе развития учебно-познавательных компетенций обучающие смогут овладеть:

- элементами классического экзерсиса

- элементами экзерсиса танца джаз-модерн

 - элементами партерной гимнастики

  • элементами акробатики
  • основами актерского мастерства

а также техникой исполнения:

- эстрадного танца

  • классического танца
  • современных направлений  хореографии

Коммуникативных – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся  направлено на развитие:

- навыков работы в группе, коллективе;

- навыков овладение различными социальными ролями;

- навыков активной позиции в коллективе.

Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность образовательно – воспитательного процесса как в основной школе так и в дополнительном образовании.

1.2. Этапы реализации программы

Вводный этап

Дети, поступая в творческое объединение, могут обладать  какими-либо минимальными знаниями в области хореографии, но вводный этап необходим так как позволит обучающимся получить первоначальные знания о таком новом для нашего города направлении в хореографии как танец джаз-модерн. А так же обучающиеся познакомятся с правилами поведения в танцевальном коллективе, структурой проведения занятий. Смогут выполнять разминку (комплекс тренировочные упражнений) под музыку. Овладеют навыками выполнения классического экзерсиса у станка, так же выполнениям экзерсиса у танцевального станка танца джаз-модерн. Смогут выполнять простейшие акробатические элементы, и упражнения для развития эмоциональности и актерского мастерства, а так же овладеют специальной терминологией.

Основной этап

В дальнейшем происходит совершенствование всего комплекса профессиональных знаний и навыков, полученных за данный период обучения. Дети научатся свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей, применяя ранее изученные упражнения, в различных комбинациях, рисунках и танцах. У обучающихся начнет формироваться индивидуальный стиль, развиваться профессиональная память (запоминание специальных терминов, позиций, движений, рисунков и т.д.).

На данном этапе обучающиеся уже обладают первоначальной базой определенных знаний в области хореографии. Дети, свободно ориентируются в танцевальном зале, владеют практическими навыками постановочной деятельности. Обучающиеся могут использовать простейшую терминологию на занятиях.

Занятия на основном этапе предполагают развитие более сложных движений, комбинаций, рисунков и композиций. Обучающиеся смогут свободно различать движения и упражнения разных направлений в хореографии и технически правильно их выполнять. Овладеют методическими знаниями и более сложной терминологией. Сформируются начальные теоретические и технические навыки использования приемов актерского мастерства и сценической выразительности на практике.

Завершающий этап

На завершающем этапе происходит совершенствование всех практических и теоретических знаний, полученных за весь период обучения. Обучающиеся овладеют профессиональными навыками постановочной и концертной деятельности. Смогут достойно переносить физические нагрузки, выполняя сложную танцевальную лексику. Овладеют приемами адаптации в современном обществе.

После завершения образовательной программы обучающиеся смогут выйти на профессиональный этап работы: участие в конкурсах и фестивалях областного, регионального, всероссийского и международного уровней.

После полного  завершения обучения по данной программе дополнительного образования, обучающиеся смогут поступить в Хореографическое училище, Хореографический колледж, а так же в высшие учебные заведения по специальностям как исполнитель, танцовщик, так и педагог-хореограф, руководитель хореографического коллектива.

1.3. Особенности возрастной группы

Дети объединяются в группы с учётом возраста, психологических особенностей и их физических данных. Программа рассчитана на детей от до 7 до 18 лет.

Набор детей в объединение осуществляется в установленные учреждением сроки при наличии медицинской справки и по личному заявлению родителей (лиц их заменяющих). Отбор в группу первого года обучения по определенным критериям в хореографии не ведется, в целях оптимального выявления способностей ребенка в течение учебного процесса и появления возможности каждого ребенка проявить себя в хореографии. Однако для зачисления ребенка в группы второго и более года обучения, необходима физическая подготовка в классическом танца, развитая гибкость.

           Состав группы обучающихся постоянный. Смена части коллектива происходит по причине болезни, перемены места жительства или изменения интереса детей.

Количество детей по годам обучения

Год обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Количество обучающихся

15-20

12-15

12-15

12-15

12-15

Режим занятий

Группа

обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Часов в неделю

3

4

4

4

4

Часов в год

Индивидуальные

в неделю

-

-

1

2

2

Индивидуальные

в год

-

-

Продолжительность одного занятия - 45 минут, между занятиями 15-минутные перерывы. С целью охраны здоровья детей проводятся валеологические паузы в форме релаксаций, упражнений на расслабление мышц, упражнения на восстановление дыхания.

1.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки

За период обучения обучающиеся получают определенный объем знаний и умений.

1 год обучения

Знать:

- основные термины классического экзерсиса

- основные термины экзерсиса танца джаз – модерн

- знать точки плана класса, их расположение

- правила постановки корпуса

- позиции рук, ног, головы в классическом танце

- позиции рук, ног в танце джаз-модерн

- комплекс выполнения акробатических упражнений.

- правила поведения на занятиях

Уметь:

- выполнять по заданию педагога упражнения по актерскому мастерству

 - различать музыкальные темпы, соединяя их с элементами упражнений

- Выполнять танцевальные шаги  по инструкции педагога

Иметь навыки:

- выполнения партерной гимнастики

2 год обучения

Знать:

- основы постановочной и концертной деятельности

- различные направления в хореографии

Уметь:

-  выполнять классический экзерсис у танцевального станка

- уметь выполнять упражнения на изоляцию в танце джаз модерн

- уметь выполнять батман тондю модерн на середине зала

- применять на практике правила постановки корпуса рук, ног и головы в хореографии.

- выполнять основные ориентиры (рисунки) по инструкции педагога.

- выполнять комплекс акробатических упражнений

- применять актерское мастерство и сценическое перевоплощение, и выразительность в хореографических композициях.

- использовать специальную хореографическую терминологию на занятиях

Иметь навыки:

- Выразительности и техники выполнения движений в хореографических композициях.

Иметь представление:

- О постановке хореографической композиции.

3 год обучения

Знать:

- последовательность исполнения классического экзерсиса у станка

- навыки выполнения вращений в продвижении, на середине зала

- навыки артистичности, эмоциональности и выразительности.

- основные термины танца джаз- модерн

Уметь:

- выполнять батман тондю жете на середине (модерн)

- выполнять экзерсис у станка танца джаз- модерн

- выполнять вращения на середине зала

- выполнять вращения в продвижении

- выполнять движения в соответствии с динамическими оттенками-

- выполнять навыки креативного мышления в работе над хореографическими образами

- выполнять упражнения на смену уровней

Иметь навыки:

- организации постановочной и концертной деятельности.

                                     4 год обучения

Знать: 

- правила культуры поведения на сценической площадке.

- навыки технического выполнения основных упражнений на середине зала.

Уметь:

- исполнять прыжковые комбинации в продвижении

- применять наработанные данные: гибкость, пластичность, музыкальность.

- применять навыки самоконтроля и проверки знаний в своей работе

- выполнять три пор де бра танца джаз-модерн

Иметь навыки:

        - коммуникативного общения и ведения здорового образа жизни.

5 год обучения

Знать:

- правила бережного отношения к концертным костюмам и атрибутике.

           Уметь:

- выполнять сложные акробатические упражнении, как в паре, группе, так и сольно

- проявлять интерес и фантазию в создании хореографических композиций

- выполнять самостоятельно задания на импровизацию

- выполнять изученные стили хореографии в постановках

Иметь навыки:

- выдержки, активности и лидерства в коллективе.

- профессионального мастерства в выполнении хореографических постановок

В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся. В качестве критериев диагностики в программе применена классификация образовательных компетенций по  А.В. Хуторскому, которая утверждена методическим советом и разработана с учетом данного направления деятельности. Проведение диагностической работы позволяет в целом анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы.

В таблицах мониторинга  воспитанности и уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе освоения им образовательной программы.

Оценка результатов выставляется по трехбалловой шкале: 3 балла – высокий уровень;             2 балла – средний уровень;  1 балл – низкий уровень.

Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года.  Общий уровень определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых  параметров (табл.1 -5).

  Проведенная диагностика позволяет увидеть и проанализировать динамику уровня воспитанности, обучения и личностного развития  детей, занимающихся в творческом объединении, что позволяет в дальнейшем вносить корректировку в образовательную программу.

Таблица 1

Мониторинг уровня обученности и личностного развития обучающихся творческого объединения «Аспект» (по А.В. Хуторскому).

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

I.Теоретическая подготовка воспитанника:

1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

1.2 Владение специальной терминологией

Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

-минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

-максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

-минимальный уровень (ребенок, как правило избегает употреблять специальные термины);

- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

-максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

2

3

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос

II. Практическая подготовка ребенка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой ( по основным разделам учебно –                    тематического плана программы)

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении  практических заданий

- минимальный уровень( ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет  более1/2);

-Максимальный уровень( ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.)

-Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

- Средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога);

-Максимальный уровень(работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

-Начальный (элементарный) уровень развития креативности  (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога);                          

-Репродуктивный уровень (Выполняет в основном задания на основе образца);

-Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

III. Обще учебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно – интеллектуальные умения:

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

-Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

-Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей);

- Максимальный уровень (Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2

3

Анализ


Таблица 2

Мониторинг воспитанности обучающихся в творческом

объединении «Аспект»

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное к-во баллов

Методы диагностики

1.Профессиональная воспитанность

  1. Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов.

  1. Культура организации своей деятельности

  1. Уважительное отношение к  профессиональной деятельности других.

  1. Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Завершение работы, использование необходимых дополнений

Аккуратность в выполнений практической работы, терпение и работоспособность

Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы

Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога

Минимальный уровень (в редких случаях доводит выполнение работы до конца) ;

Средний уровень (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения);

Максимальный уровень (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения)

Минимальный уровень (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы небрежные);

Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность);

Максимальный уровень (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и работоспособен).

Минимальный уровень (ребенок не объективен при оценивании работы сверстников);

Средний уровень (ребенок старается быть объективным при оценивании работы сверстников, подчеркивает положительные моменты);

Максимальный уровень (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет объективность, подчеркивает положительные моменты)

Минимальный уровень (не прислушивается к советам педагога, в редких случаях исправляет ошибки);

Средний уровень (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога);

Высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога).

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

  1. Практическая подготовка ребенка:
  1. Коллективная ответственность

  1. Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

  1. Стремление к самореализации социально адекватными способами

  1. Соблюдение нравственно-этических норм

Аккуратность выполнения части коллективной работы

Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность

Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы

Выполняет правила поведения на занятиях

 

Минимальный уровень (не аккуратен при выполнении работы);

Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы);

Максимальный уровень (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы)

Минимальный уровень (не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен);

Средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Максимальный уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Минимальный уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков);

Средний уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы)

Высокий уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы)

Минимальный уровень (нарушает правила поведения на занятиях);

Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях).

Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях.

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение


Таблица 3

Диагностика воспитанности обучающихся творческого объединения «Аспект»

Диагностические

параметры

             

Фамилия

 Имя  

Профессиональная воспитанность

Социальная воспитанность

Оценка

Этика и эстетика выполнения работы и представление ее результатов

Культура организации своей деятельности

Уважительное отношение к профессиональной деятельности других

Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Коллективная ответственность

Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

Стремление к самореализации социально адекватными способами

Соблюдение нравственно-этических норм

Толерант-ность

Начало  года

Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимое дополнение

Аккуратен в выполнении практической работы

Терпелив и работоспособен  

 При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным  

Подчеркивает положительное в чужой работе

Стремится исправить указанные ошибки

Прислушивается к советам педагогов

Старается аккуратно выполнить свою часть коллективной работы

Участвует в выполнении коллективных работ

Не мешает другим детям на занятиях

Не конфликтен

Стремится к саморазвитию, получению новых ЗУНов

С желанием показывает другим результаты своей работы

Выполняет правила поведения на занятиях кружка  

Доброжелателен

Средний бал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Сводная данных по группе


Таблица  4

Диагностика уровня развития ключевых компетенций обучающихся творческого объединения «Аспект»

Компетенции

Учебно-познавательная

Общеку

льтурная

Коммуникативная

Личностного совершенствования

Итого

Диагностические

параметры

Фамилия

 Имя  

Гибкость

Ритмичность

Техничность

Выворотность ног

Высота танцевального шага

Постановка корпуса

Эмоциональность

Приобретение разно-образной дея-ти, опыта познания и самопознания

Приобретение разно-образной дея-ти, опыта познания и самопознания

Владение умениями совместной дея-ти согласование дея-ти с другими участника умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Соблюдение норм пове-дения в окружающей среде

Соблюдение правил здорового образа жизни

1

Сводная данных

по группе

Средний балл


Таблица  5

Диагностика результатов обучения и личностного развития обучающихся творческого объединения «Аспект»

Раздел

программы

             

Фамилия

Имя

Классический танец

Танец джаз- модерн

Партерная гимнастика

Актерское мастерство

Постановочная работа

акробатика

 итого

1

Сводная данных по группе

средний бал

Результатом освоения программы является положительная динамика: уровень воспитанности обучающихся 80 – 95% (), уровень результатов обученности и личностного развития 87 – 97 % (2008 – 2011г.), уровень развития ключевых компетенций 87 – 96 % ().


1.5. Результативность деятельности программы дополнительного образования

Творческое объединение «Аспект» осуществляет свою деятельность с декабря 2011 года, за такой короткий срок обучающиеся достигли следующих результатов:

2012 год:

Название

конкурса

Уровень

Название

работы

Результат

Когда

выдан

1

«Одаренные дети –

 будущее

России»

Муниципальный

«За мечтой»

Диплом 1

степени

   

     2012

2

«Одаренные дети –

 будущее

России»

«Кошки - Мышки»

Диплом 3

степени

5

«Пасха

Красная»

Региональный

«За мечтой»

Диплом

 участника

6

Фестиваль-конкурс

«Спектр»

Районный

«Ритмы моря»

Диплом

3 степени

     2013

7

«Одаренные дети –

 будущее

России»

Муниципальный

«Ритмы моря»

Диплом

 2 степени

8

«Одаренные дети –

 будущее

России»

Муниципальный

«Переплетение»

Диплом

3 степени

9

«Одаренные дети –

 будущее

России»

Муниципальный

«Грустный мим»

Диплом

3 степени

10

«Международный

 фестиваль-конкурс

 Национальное

 достояние»

Международный

«Ритмы моря»

Диплом

3 степени

11

Фестиваль

«Под крылом

самолета»

Муниципальный

«Ритмы моря»,

 «Думы окаянные»

Диплом

3 степени

Педагог творческого объединения является членом жюри городского фестиваля детского и юношеского творчества «Одаренные дети – будущее России» (Праздник детства, дошкольные учреждения), а так же экспертом Всероссийского дистанционного конкурса «Зеленая планета»


II. Учебно-тематический план

I год обучения

п/п

Наименование раздела и темы

в том числе

Всего

часов

теория

ппрактика

1

1.1

1.2

1.3

Водное занятие

Правила техники безопасности

Правила поведения в классе

Знакомство с коллективом, структурой занятия

1.5

1.5

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

Основы классического танца

Поклон

Постановка корпуса

Позиции рук, ног, положение головы

I пор де бра

Demi plié

Releve

Battement tendue из 1 позиции

Battement tendue jete из 1 позиции

Прыжки соте

Классический экзерсис лицом к станку

2

8

9

3.

3.1

3.1.1

3.1.2

Основы современных направлений в хореографии

Джаз-модерн:

Позиции рук и ног

Подготовка к растяжке

2

8

9

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Акробатика

Березка

Кувырки

Стойка на лопатках

Упражнения на развитие гибкости позвоночника

Растяжка

1.5

5

6.5

5.

5.1

Партерная гимнастика

Упражнения на развитие гибкости

1

5

6

6

6.1

6.2

Актерское мастерство

Упражнения для сплочения коллектива

Упражнения на развитие эмоциональности, раскрепощенности

1

6

7

7.

7.1

7.2

7.3

Строевые упражнения

Виды перестроений: круг, колонна, линия

Способы перестроений

Танцевальные шаги

1

4

5

8.

8.1

Музыкально-подвижные игры

Музыкально-подвижные игры по ритмике

0.5

4

4.5

9

9.1

9.2

Креативная гимнастика

Специальные задания

Импровизация под музыкальное сопровождение

1

3

4

10.

10.1

10.2

10.3

10.4

Постановочная деятельность

Разучивание танцевальных связок

Построение рисунков

Работа над танцевальными образами

Работа над манерой исполнения постановки

2.5

6

8.5

11

11.1

11.2

11.3

Просмотр видео – материала

Просмотр своих номеров (работа над ошибками)

Просмотр классических постановок

Просмотр постановок современной хореографии

1

4

5

Всего часов

15

53

68

II год обучения

п/п

Наименование раздела и темы

в том числе

Всего

часов

теория

ппрактика

1

1.1

1.2

Водное занятие

Правила техники безопасности

Правила поведения в классе

1

1

2.

2.1

2.2

Основы классического танца

II, III пор де бра

Разучивание классического экзерсиса у танц. станка

6

11

17

3.

3.1

3.2

3,3

Основы современных направлений в хореографии

Экзерсис на середине

Пор де бра

Кроссовые упражнения

6

11

17

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Акробатика

Березка

Кувырки

Стойка на лопатках

Упражнения на развитие гибкости позвоночника

Растяжка

3

8

11

5.

5.1

Партерная гимнастика

Упражнения на развитие гибкости

3

8

11

6

6.1

6.2

6.3

Актерское мастерство

Упражнения для сплочения коллектива

Упражнения на развитие эмоциональности, раскрепощенности

Упражнения в паре

3

8

11

7

7.1

7.2

Креативная гимнастика

Специальные задания

Импровизация под музыкальное сопровождение

2

8

10

8.

8.1

8.2

8.3

8.4

Постановочная деятельность

Разучивание танцевальных связок

Построение рисунков

Работа над танцевальными образами

Работа над манерой исполнения постановки

5

10

15

9

9.1

9.2

9.3

Просмотр видео – материала

Просмотр своих номеров (работа над ошибками)

Просмотр классических постановок

Просмотр постановок современной хореографии

1

8

9

Всего часов

30

72

102

III год обучения:

п/п

Наименование раздела и темы

в том числе

Всего

часов

теория

ппрактика

1

1.1

Водное занятие

Правила техники безопасности

1

1

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

Основы классического танца

Усложненный поклон

IV, V, VI пор де бра

Разучивание классического экзерсиса у танц. станка

Разучивание прыжковых комбинаций

6

20

26

3.

3.1

3.1.1

3.1.2

3.1.3

3.1.4

Основы современных направлений в хореографии

Джаз-модерн:

Разучивание экзерсиса у танц. станка

Пор де бра

Кроссовые упражнения

Прыжковые комбинации

6

20

26

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

Акробатика

Березка

Кувырки

Стойка на руках

Упражнения на развитие гибкости позвоночника

Растяжка

Разучивание трюковых элементов в паре

5

10

15

5.

5.1

Партерная гимнастика

Упражнения на развитие гибкости

5

10

15

6

6.1

6.2

6.3

Актерское мастерство

Упражнения для сплочения коллектива

Упражнения на развитие эмоциональности, раскрепощенности

Упражнения в группе по трое, четверо

5

15

20

7.

7.1

7.2

7.3

7.4

Постановочная деятельность

Разучивание танцевальных связок

Построение рисунков

Работа над танцевальными образами

Работа над манерой исполнения постановки

7

15

22

8

8.1

8.2

8.3

Просмотр видео – материала

Просмотр своих номеров (работа над ошибками)

Просмотр классических постановок

Просмотр постановок современной хореографии

1

10

11

Всего часов

36

100

136

IV год обучения:

п/п

Наименование раздела и темы

в том числе

Всего

часов

теория

ппрактика

1

1.1

Водное занятие

Правила техники безопасности

1

1

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Основы классического танца

Усложненный поклон

Позы классического танца

Разучивание классического экзерсиса на сере-дине зала

Разучивание арабесков

Разучивание прыжковых комбинаций

6

20

26

3.

3.1

3.1.1

3.1.2

3.1.3

3.2

3.3

Основы современных направлений в хореографии

Джаз-модерн:

Разучивание экзерсиса на середине зала

Пор де бра

Кроссовые упражнения

Контактная импровизация

Основы хип-хопа

6

20

26

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

Акробатика

Березка

Кувырки

Стойка на руках

Упражнения на развитие гибкости позвоночника

Растяжка

Разучивание трюковых элементов в паре

5

10

15

5.

5.1

Партерная гимнастика

Упражнения на развитие гибкости

5

10

15

6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.4

Актерское мастерство

Упражнения для сплочения коллектива

Упражнения на развитие эмоциональности, раскрепощенности

Упражнения в группе по трое, четверо

Задания на импровизацию с воображаемым предметом

5

15

20

7.

7.1

7.2

7.3

7.4

Постановочная деятельность

Разучивание танцевальных связок

Построение рисунков

Работа над танцевальными образами

Работа над манерой исполнения постановки

7

15

22

8

8.1

8.2

8.3

Просмотр видео – материала

Просмотр своих номеров (работа над ошибками)

Просмотр классических постановок

Просмотр постановок современной хореографии

1

10

11

Всего часов

36

100

136

V год обучения

п/п

Наименование раздела и темы

в том числе

Всего

часов

теория

ппрактика

1

1.1

Водное занятие

Правила техники безопасности

1

1

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Основы классического танца

Усложненный поклон

Позы классического танца

усложнение классического экзерсиса на сере-дине зала

Разучивание арабесков

Разучивание прыжковых комбинаций

6

20

26

3.

3.1

3.1.1

3.1.2

3.1.3

Основы современных направлений в хореографии

Джаз-модерн:

усложнение экзерсиса на середине зала

Кроссовые упражнения

Прыжковые комбинации

6

20

26

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

Акробатика

Березка

Кувырки

Стойка на руках

Упражнения на развитие гибкости позвоночника

Растяжка

Разучивание трюковых элементов в паре

5

10

15

5.

5.1

Партерная гимнастика

Упражнения на развитие гибкости

5

10

15

6

6.1

6.2

6.3

6.4

Актерское мастерство

Упражнения для сплочения коллектива

Упражнения на развитие эмоциональности, раскрепощенности

Упражнения в группе по трое, четверо

Задания на импровизацию с воображаемым предметом

5

15

20

7.

7.1

7.2

7.3

7.4

Постановочная деятельность

Разучивание танцевальных связок

Построение рисунков

Работа над танцевальными образами

Работа над манерой исполнения постановки

7

15

22

8

8.1

8.2

8.3

Просмотр видео – материала

Просмотр своих номеров (работа над ошибками)

Просмотр классических постановок

Просмотр постановок современной хореографии

1

10

11

Всего часов

30

100

136

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение образовательной программы включает в себя следующие компоненты: педагогические аспекты творческой деятельности; этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию; методы развития межличностного общения в коллективе; методы создания художественной среды средствами хореографии; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива.

В программе представлены различные разделы, которые объединяет постановочная и концертная деятельность, позволяющая учебно-воспитательному процессу быть более привлекательным, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей.

Основные методы работы с обучающимися:

- словесный (устное изложение материала)

-  иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)

- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога)

Методы обучения по источнику знаний:

- объяснительно-наглядный (репродуктивный)  - (подробно объясняю правила выполнения тех или иных упражнений, элементов танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и воспроизвести)

- словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный характер танца задача непростая, поэтому через объяснения, беседы  имеется возможность сообщить большое количество материала.

- практический метод - источником знания является практическая деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской техникой, которая  позволяет развивать  профессиональные навыки, в проученных движениях, а в дальнейшем и в танце.

Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов работы действия будут комментироваться доступным для восприятия детьми языком.

Основные формы работы с обучающимися  по количественному составу:

- индивидуальная;

- по подгруппам;

- групповая;

- фронтальная.


4.1. Методы контроля и самоанализа

Методы контроля и самоанализа позволяют оценивать, анализировать и контролировать как собственную деятельность, так и своих товарищей. Данный метод осуществляется посредством следующих форм проведения занятий:

- контрольные задания

- контрольные вопросы

- самооценка

- участие в выступлениях и конкурсах

- урок самооценок (взаимооценок)

Перечисленные методы и формы работы позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе данной технологии планируются, разрабатываются и проводятся конкретные занятия по следующим формам:

- участие в открытых занятиях

- вопросник по программе

-  контрольное упражнение

- концерт

- беседа

- соревнование

- участие в мероприятиях

- участие в родительских собраниях

-  участие в конкурсах и фестивалях.

Перечисленные методы и формы работы позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе данной технологии  планируются, разрабатываются и проводятся конкретные занятия.


Материально-техническое  обеспечение:

Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего периода:

- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН;

- танцевальный станок;

- зеркальная стена;

-  репетиционная форма;

- танцевальная обувь;

-  музыкальный центр;

- коврики;

По мере необходимости планируется усовершенствование материально-технического оснащения:

- пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой постановки);

Методическое  обеспечение программы содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и  представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое обеспечение программы регулярно пополняется.

  • аудио материалы с фонограммами;
  • DVD материалы с записями выступлений творческого объединения;
  • DVD и видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов.
  • Видеография школ и техники Марты Грэхэм, Хортона
  • альбом с фотографиями выступлений творческого объединения;

Финансовое обеспечение программы

Финансирование программы дополнительного образования осуществляется за счет средств заложенных в смете учреждения.  

Обеспечение безопасности  жизни и здоровья обучающихся

Общие правила техники безопасности:

  1. В творческое объединение (ТО) допускаются обучающиеся ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности;
  2. Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать руководителю ТО и не приступать к занятиям до устранения их нарушений.
  3. До и после занятий необходимо проветривать помещение.
  4. Бережно относиться к имуществу Центра.
  5. В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.

Техника безопасности во время работы:

  1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места, входов-выходов посторонними предметами, которые в данное время не используются в работе, играх.
  2. Без разрешения педагога не включать теле-, видео- аппаратуру.
  3. Использовать электророзетки только по назначению.
  4. О неисправности аппаратуры сообщать педагогу.
  5. Запрещается самостоятельно устранять неполадки.
  6. Разрешается пить только кипяченую воду.

Требования безопасности при аварийных ситуациях:

1. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки), покинуть помещение.


Список используемой литературы

Литература, используемая педагогом

  1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006
  2. Барышкинова Т. Азбука хореографии. – М., 1999
  3. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного танца. – М., 2006
  4. Ваганова А.Я., Основы классического танца. – СПб., 2003
  5. Васильева-Рождественская Н.В. Историко-бытовой танец. – М., 1987
  6. Захаров Ф. Сочинение танца. – М., 1989
  7. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов-на-Дону 2005
  8. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.  
  9. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов/Под ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  10. Конорова Е. Ритмика.  – М., 1997
  11. Лифиц И.В. Ритмика. – М., 1992
  12. Пасотинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985
  13. Ритмика и танец. – М., 1972
  14. Руднева С. Фиш Э. Ритмика Музыкальное движение. – М., 1972
  15. Смирнова А. Искусство балетмейстера. – М., 1984
  16. Танцы  для  детей. – М., 1982
  17. Танцы – начальный курс.  – М., 2001
  18. Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005
  19. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
  20. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет - журнал "Эйдос".
  21. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004
  22. Школа танцев для юных.  – СПб., 2003

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

  1. Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. – Ростов-на-Дону 2007
  2. Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003
  3. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. Каневская Л.Я. Гигиенические основы воспитания детей. – М., 1987
  4. Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб., 1997
  5. Конорова Е. Ритмика.  – М., 1997
  6. Лифиц И.В. Ритмика. – М., 1992
  7. Пасотинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985
  8. Танцы  для  детей. – М., 1982
  9. Танцы – начальный курс.  – М., 2001
  10. Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005
  11. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004
  12. Шукшина З. Ритмика. – М., 1976
  13. Школа танцев для юных.  – СПб., 2003


Терминологический словарь

Адаптация – процесс активного приспособления ребенка к условиям социальной среды с помощью мероприятий по установлению соответствия поведения воспитанника принятым в обществе правилам, нормам и ценностям или корректировке несоответствия такого поведения; вид взаимодействия его с социальной средой.

Анкетирование  метод получения информации, основанный на опросе людей для получения сведений о фактическом положении дел.

Апломб  устойчивость или равновесие, главным стержнем которого является позвоночник.

Арабеск  основная поза классического танца.

Беседа  метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.

Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время.

Выворотность – раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставе.

Группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами.

Деми и гранд плие – маленькие и большие приседания.

Деятельность – форма психической активности.

Жест, язык жестов – система жестов и телодвижений, используемая в танцевальной лексике.

Завязка – событие, порождающее конфликт, она начинает развитие действия в танце.

Инициатива – внутреннее побуждение к самостоятельным, активным новым формам деятельности.

Классический экзерсис – комплект упражнений и движение, который исполняется сначала у станка, затем на середине зала.

Классический танец – вид хореографической пластики, построенный на определенных и строгих законах.

Композиция – сочинение хореографа из различных танцевально-пластических элементов, образующее единое целое.

Компетентность – уровень образованности личности.

Координация – соответствие и согласие всего тела.

Концовка – окончательное движение, характерное для мужского танца.

Кульминация – постепенное нагнетание действия.

Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику, как к личности.

Мотивация – совокупность стойких мотивов побуждений, определяющих содержание.

 Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемые причины, которые обуславливают выбор действий и поступков.

Музыкально-подвижные игры – ведущий вид деятельности дошкольника, связанный с приемами имитации, подражания, соревнований, образных сравнений и ролевых ситуаций.

Наглядность – предполагает непосредственное зрительное восприятие.

Натянутый подъем – стопа опущена пальцами книзу, носок оттянут вниз.

Образовательный мониторинг  форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния и прогнозирование ее развития.

Практика – материальная, целеполагающая деятельность человека. 

Подбор репертуара – творческий и индивидуальный процесс для каждой группы воспитанников.

Подъем сокращенный – стопа тыльной поверхностью поднята к передней поверхности голени.

Поза – статичное положение тела, выражающее определенное состояние и настроение.

Познавательная деятельность – один из видов индивидуальной и групповой работы в учреждении дополнительного образования детей, которая используется для расширения и углубления у воспитанников знаний и способов познавательной активности, как в учреждении, так и дома.

Позиции ног – точная пропорция, которая определяет расположение выворотных ног, их удаление или сближение и тело при этом находится в состоянии покоя или в движении.

Позиции рук – правильная постановка отдельных частей: кисти, пальцев, локтя, плеча.

Постановка тела – корпус в вертикальном положении, позвоночник вытянут, плечи и грудная клетка раскрыты, лопатка оттянута к пояснице, голова держится прямо.

Педагогическая диагностика  система специфической деятельности педагогов, призванная выявить определенные свойства личности для оценки (измерения) результатов обучения и воспитания.

Релеве – поднимание на пальцах.

Рисунок танца – исходный материал, рожденный традицией народа и обязательной характеристикой каждой хореографической композиции.

Ритмика – выразительное движение тесно связанное с музыкой.

Роль – образ, воплощенный в сценической версии.

Репертуар – подбор произведений, исполняемых в концертах. 

Рефлексия – внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний. Это не просто знание и понимание субъектом самого себя, но и выявление того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

Репетиция – подготовительное, пробное исполнение произведения.

Самостоятельная работа – способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны.

Стопа – сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат, являющий опорой тела человека и регулятор функции равновесия.

Сюжет – система событий в произведении, раскрывающая его основной конфликт.

Танцевальный шаг – амплитуда, способствующая высоте прыжка, который обеспечивает широту и свободу движений.

 Тестирование  метод получения информации, основанный на выполнении пробных заданий, прохождении испытаний.

 Толерантность – терпимость и принятие иных верований, национальных обычаев и традиций.

Ценность – принятое в философии, этике, социологии понимание, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение чего-либо для общества и личности, имеющего личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности.

Школа танца – внутренний слой, который несет в себе исполнитель, трактующий то или иное танцевальное произведение.        

Умение – освоенный способ выполнение действия. 

Эмоциональный настрой – свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Язык танца – создания мира общения чувств и эмоционального контакта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по хореографии 3 класс

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: “Ритмика и бальные танцы” под редакцией Е. И. Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образова...

Образовательная программа по хореографии в дошкольных учреждениях.

Программа подготовленна для хореографов в детских садах. Она поможет организовать свою работу правильно не только молодым специалистам, но и работникам со стажем....

Рабочая программа по хореографии для 6 класса "Танцевальный калейдоскоп"

В настоящее время, особое внимание уделяется культуре,  искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получе...

Программа курса "Хореография" (Театр Моды "Силуэт")

Программа курса "Хореография" предназначена для занятий хореографией с учащимися 5-9 классов в Театре Моды "Силуэт"....

Способы оценки результативности образовательной деятельности на примере комплексной программы по хореографии "Ассорти"

1. Система отслеживания и оценивания образовательных результатов.2.Формы и методы оценки результатов.3. Критерии знаний и умений.4. Этапы педагогического контроля....

Дополнительная образовательная программа "Современная хореография"

Рабочая программа Образцового театра современной хореографии "Премьера" г.Микунь, Республика КОМИ на 5 лет обучения...

рабочая программа по хореографии МДОУ

Рабочая программа по хореографии для старшей  группы детей 5-6 лет...