Основные задачи концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами.
статья по теме

Черноусова Татьяна Михайловна

В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключается работа музыканта-аккомпаниатора?

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реферат на тему:

Основные задачи концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами.

Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Функции концертмейстера, работающего с солистами, носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового репертуара.

От музыканта – аккомпаниатора зависит насколько грамотно, точно будет исполнено произведение. Хотя роль концертмейстера зачастую принижается. Кажется, что игра «под солистом» и по нотам не требует большого мастерства. Так ли это на самом деле? И сокращается ли задача концертмейстера только успешным выступлением с учеником на сцене?

   В своей статье я рассматриваю специфику работы концертмейстера в классе инструменталистов (домра, балалайка, баян). Какова же роль музыканта – аккомпаниатора в обучении детей музыкальному исполнительству? Исходя из своего собственного опыта, я выделяю следующие направления:

  1. Помощь педагогу в развитии музыкальных способностей ученика, творческом овладении изучаемого произведения, поднятии культурного уровня воспитанника. Концертмейстер вместе с педагогом – инструменталистом находят наиболее верную трактовку сочинений, темп, динамику, наиболее полно раскрывающие художественный замысел произведений. Таким образом, аккомпаниатор наравне с педагогом помогает ученику грамотно «расшифровать» нотный текст, разучить свои партии. Своевременная подсказка, указание правильного пути при работе над пьесами способны разбудить в воспитаннике музыкальную отзывчивость, творческие способности и, порой, решить технические проблемы.

Концертмейстер настраивает ученика на ансамблевую игру, т.е. вырабатывает особую чуткость, слуховое внимание по отношению к намерениям партнера. Как известно, народные инструменты являются оркестровыми. Поэтому концертмейстер выполняет важную роль в формировании у ученика навыков, необходимых для дальнейшей игры в оркестрах, ансамблях, музыкальных коллективах.

  1. Следующие направление в работе концертмейстера – подготовка ученика к выступлению и собственно исполнение программы на сцене.  Известно выражение Дж. Мур: «Каждый хороший аккомпаниатор спасает жизнь певцу чаще, чем это можно представить». Данные слова можно с легкостью отнести не только к певцам, но и к солистам-инструменталистам. В классе ученик чувствует себя комфортно, так как рядом находится наставник – педагог. Но на сцене его роль сводится к минимуму. Выступающий остается один на один со зрителями. Психологический комфорт ученика приобретает при этом первостепенное значение. Так, уверенный квалифицированный концертмейстер должен обеспечить удобство для игры ученика. Хороший аккомпаниатор видит, охватывает произведение в целом, чутко реагирует на нюансы в исполнении солиста.

Конечно, нередки потери нотного текста при выступлении со стороны маленьких учеников. Поэтому важно дать ребенку почувствовать опору при концертном исполнении и не растеряться при малейшей неудаче.

В начале игры имеет большое значение выбор темпа со стороны концертмейстера, ведь случаются потери именно из-за чрезмерно быстрого движения, когда ученик не способен проиграть и охватить нотный текст. Реже из-за замедленной игры, когда теряется целостное восприятие произведения.

Выход на сцену для многих детей очень волнителен и тревожен. Грамотный концертмейстер своей игрой может помочь подсказать динамические изменения, темповые отклонения для более полной и точной передачи образов исполняемого произведения.

Как мы видим, роль концертмейстера весьма важна и многопланова при работе с учеником в классе и на концертном выступлении. Квалифицированный специалист помогает развить и реализовать творческие способности маленьких воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.

В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами. Основные задачи.

В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

Роль и задачи концертмейстера детской школы искусств

Роль и задачи концертмейстера детской школы искусств...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с вокалистами

Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом колле...

Методический доклад «Урок – как основное звено педагогического процесса в классе баяна и аккордеона в детской музыкальной школе»

Методический доклад «Урок – как основное звено педагогического процесса в классе баяна и аккордеона в детской музыкальной школе» был прочитан на заседании преподавателей отделения № ...