Образовательная программа дополнительного образования детей «АВТОМНОГОБОРЬЕ»
рабочая программа (9 класс) по теме

Худяков Владимир Николаевич

 

Актуальность программы обусловлена необходимостью отвлечения подростков с улицы и помощи в раскрытии их творческого потенциала.  

  Настоящая программа ставит следующую цель:

Ориентация обучающихся в различных направлениях технических  видов спорта, предоставление возможности освоения управлением автомобиля и участия в соревнованиях по автомногоборью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»

Рассмотрена на заседании

научно-методического совета МАОУ ДОД «ДЮЦ»

от 31 августа 2012 года

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МАОУ ДОУ «ДЮЦ»

от 31 августа 2012 года

№  43-о

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 «АВТОМНОГОБОРЬЕ»

Вид программы                                      

модифицированная

Направленность

спортивно-техническая

Форма организации                              

секция «Автомобильное многоборье»

Срок реализации                                      

3 года

Возраст обучающихся

12-17 лет

   

Составитель:

Кассис Светлана Николаевна,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

Худяков Владимир Николаевич,

Заместитель директора

по учебно-производственному обучению

                                     

                                                                         

Салехард, 2012

                                               

Пояснительная  записка

       Технические виды спорта не только физически закаляют человека, вырабатывая у него высокие моральные и волевые качества, но и способствуют развитию творческой мысли, прививают любовь к технике, умению мастерски владеть ею, в большой мере способствуют подготовке молодежи к защите своей Родины.  

       Автоспортом можно заниматься с раннего возраста. Это дает возможность подросткам овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части автомобиля, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках и сварке. И чем  в более раннем возрасте происходит обучение технике управления, тем выше результат.

     Автомногоборье позволяет не только овладеть техникой вождения автомобиля, но и в совершенстве знать  правила дорожного движения. При разработке программы учтены новейшие достижения  автомобилестроения, изменения в правилах соревнований по автоспорту, а также все новое, что связано с правилами дорожного движения.    

Актуальность программы обусловлена необходимостью отвлечения подростков с улицы и помощи в раскрытии их творческого потенциала.        

  Настоящая программа ставит следующую цель:

Ориентация обучающихся в различных направлениях технических  видов спорта, предоставление возможности освоения управлением автомобиля и участия в соревнованиях по автомногоборью.

Программа   рассчитана на профессионально-ориентируемый  уровень освоения, позволяющий, в итоге, надежно и безопасно водить автомобиль  и грамотно его обслуживать. Итог занятий по практическому вождению автомобиля - участие в автосоревнованиях и выполнение квалификационных требований 1 спортивного разряда.

      Занятия направлены на постоянное расширение знаний по техническому устройству и эксплуатации автомобиля, совершенствование  навыков управления автомобиля и достижение высоких спортивных  результатов. Программа поможет подросткам сориентироваться в выборе будущей профессии, способствует в самореализации и формировании законопослушного и культурного участника дорожного движения.

Возраст обучающихся 12 - 17 лет. Программа «Автомногоборье» спортивно-технической направленности. Программа рассчитана на три года обучения.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа – 68 часов в год. Занятия по практическому вождению проводятся вне сетки учебного времени. Формы проведения занятий: тесты, игры, практикумы.

Программа модифицирована, за основу программы взята программа Моргунова А.М., педагога дополнительного образования СПбЦДТТ г. Санкт- Петербурга.

                         

  Задачи.

Образовательные:

 •  знать правила дорожного движения;

 • научить первоначальным практическим навыкам вождения автомобиля;

  •научить   свободно  пользоваться материалами   и   инструментами,   а   также     технологическим приемам обработки конструкционных материалов;

 •знать устройство   легкового автомобиля   и   принципы   его   работы.  

Развивающие:

• формирование  способов  преобразовательной  деятельности (репродуктивной и творческой) в процессе знакомства с устройством автомобиля  и работы с соответствующей технической документацией;

• формирование опыта конструкторской и технологической творческой деятельности;

• развитие эмоционально-ценностных отношений к преобразовательной деятельности         и ее социальным последствиям;

• формирование технических знаний и практических навыков в обслуживании,  ремонте и управлении автомобилем;

• привитие навыков и умений работы с различными материалами, инструментами, оборудованием.

Воспитательные:

• воспитание ценных личностных качеств: трудолюбия, порядочности; ответственности, аккуратности, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения;

• воспитание интереса к профессиям в областях техники в соответствии с осознаваемыми собственными способностями;

• воспитание законопослушного участника дорожного движения,  знающего и строго соблюдающего ПДД;

• воспитание интереса к истории автомобилестроения.

       Формы подведения итогов:

    Итоги подводятся по результатам участия в соревнованиях, выставках, конкурсах ПДД, пробегах, поступлению в высшее  учебное заведение по автомобильному профилю. Улучшение  успеваемости в школе и поведения дома (по отзывам родителей).

     Контроль знаний и навыков проводится в форме творческих заданий, конкурсов, зачетов, практических занятий по обслуживанию и ремонту автомобилей, участие в автосоревнованиях и тренировках.

            К концу курса обучения подросток должен:

  - владеть навыками управления транспортными средствами;

  - знать ПДД и техническое устройство транспортных средств;

  - уметь обслуживать транспортное средство в объеме ЕО, ТО-1 и ТО-2;

  - иметь спортивный разряд по автоспорту;

  - иметь навыки управления транспортным средством в сложных дорожных условиях: гололед, мокрое покрытие и т.д.

Ожидаемые результаты:

-участие в  городских и окружных  автосоревнованиях;

 -овладение навыками управления автомобилем;

 -знание ПДД и основ безопасности дорожного движения;

 -знание устройства и правил эксплуатации легкового автомобиля;

 -получение разряда по автомобильному спорту;

 -профессиональная ориентация на поступление в автомобильные и другие технические учебные заведения, на работу в автомобильном   транспорте и органах ГИБДД;

 - стремление постоянно совершенствовать полученные знания,   навыки и спортивную квалификацию.

Тематический план

1 года обучения

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

Беседы об автомобиле, автотранспорте

2

2

Меры безопасности на занятиях и тренировках

2

2

Общее устройство автомобиля

8

6

2

Общее устройство двигателя

10

8

2

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

10

8

2

Правила дорожного движения

10

8

2

Оказание первой медицинской помощи

9

6

3

Физическая подготовка. Посещение соревнований

10

-

10

10.

Экскурсии

2

-

2

11.

Учебная езда

18

-

18

12.

Заключительное занятие

2

2

Итого:

102

44

24

Содержание программы

1 года обучения

1. Вводное занятие

Теория

Знакомство с объединением «Автомобильное многоборье», с достижениями объединения, целями и задачами, содержанием работы на год. Инструктаж по технике безопасности.

2. Беседы об автомобиле, автотранспорте

Теория

История автомобиля. Современное автостроение. Двигатели автомобиля. Виды автоспорта. Заводы, производящие автомобили. Чемпионы по автоспорту.

3. Меры безопасности на занятиях и тренировках

Теория

Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебных занятий. Меры безопасности при работе со слесарным инструментом. Меры безопасности, связанные с техническим состоянием автомобиля, экипировкой на тренировках и соревнованиях, одеждой обучающихся. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению. Меры безопасности при обращении с ГСМ, правила их залива и слива, хранения и транспортировки.

4. Общее устройство автомобиля

Теория

Классификация спортивных классов автомобилей. Габаритные размеры автомобиля. Рама. Сиденье. Тормозная система. Органы управления. Стартовые номера. Колеса и шины. Двигатель. Топливная система. Система впуска. Система зажигания.

Практика

Знакомство с устройством автомобиля.

5.Общее устройство двигателя

Теория

Принцип работы четырехтактного двигателя.  Определение такта. Кривошипно-шатунный механизм, его назначение и работа (цилиндр, поршень с кольцами, поршневой палец, шатун, коленчатый вал и кратер коленчатого вала). Система электрооборудования (генератор, коммутатор, катушка зажигания, свечи и определение зажигания). Система питания двигателя.

Практика 

Демонстрация работы четырехтактного двигателя: установка определения зажигания; разборка и сборка двигателя; изготовление прокладок под цилиндр, карбюратор и кратер.

6. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Теория

Слесарный инструмент. Виды инструмента. Ключи: рожковые, торцовые, накладные, специальные и головки. Соединения резьбовые, болты, винты, шпильки, гайки, шайбы и шурупы.

Практика 

Практические занятия по ремонту и регулировки двигателя и ходовой части. Техническое обслуживание рулевого управления. Проверка состояния тормозной системы. Регулировка системы зажигания. Техническое обслуживание сцепления и цепи. Уход за шипами. Слесарные работы.

7. Правила дорожного движения 

Теория

    Правила для пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителей. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения.  Дорожные знаки. Разметка проезжей части. Сигналы регулирования движения.  Порядок движения транспортных средств.

Практика 

Проезд перекрестков. Особые условия движения, проезд  железнодорожных  переездов. Учебная езда, буксировка, знаки и надписи. Техническое состояние и оборудование транспортных средств.

8. Оказание первой медицинской помощи

Теория

Первая доврачебная помощь. Роль ЦНС в деятельности всего организма.

Практика 

Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах, вывихах, переломах и кровотечениях.

9.Физическая подготовка. Посещение соревнований

Практика 

Специальная физическая подготовка. Значение физических упражнений в повышении спортивных результатов. Правила личной гигиены. Правила проведения соревнований по автомобильному многоборью.

10. Экскурсии

Практика

 Экскурсия на автопредприятия города.

11.Учебная езда

Практика

Вводный инструктаж. Ознакомление с последовательностью проезда по трассе. Выбор правильной траектории движения.

Движение и маневрирование на площадке, оборудованной для фигурного вождения. Преодоление поворотов различного радиуса и сложности. Отработка техники старта. Прохождение поворотов на максимальной скорости без сноса колес. Отработка техники торможения. Отработка техники обгона. Соревнования по фигурному вождению.

12.  Заключительное занятие.

       Подведение итогов за год.

Практика 

Показательное выступление.

         

 К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  - ПДД и основы безопасности дорожного движения;

  - общее устройство автомобиля;

  -  правила обслуживания основных узлов и агрегатов легкового автомобиля;

  - свободно владеть специфическими понятиями и терминологией;

  - правила проведения соревнований по автомногоборью и обеспечение на них техники безопасности.

 Уметь:

 - пользоваться технической и справочной литературой, литературой    по ПДД;

 - обслуживать автомобиль в объеме ЕО и ТО-1;

 - разбирать и собирать отдельные узлы и агрегаты автомобиля;

 - пользоваться ГСМ и специальными жидкостями, применяемыми при эксплуатации автомобиля;

 - пользоваться инструментами и приспособлениями, применяемыми    при обслуживании и ремонте автомобиля;

 - владеть первоначальными навыками управления автомобилем.

Тематический план

2 года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

Устройство легкового автомобиля

4

2

2

Основы безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения

10

4

6

  1. 4.

Оказание первой медицинской помощи

9

6

3

  1. 5.

Автомобили и автомобильный транспорт

6

6

-

  1. 7.

Анатомия и физиология подростка. Специальная физическая подготовка.

8

2

6

  1. 8.

Организация и участие в автосоревнованиях

18

-

18

  1. 9

Заключительное занятие

1

1

-

Итого:

102

20

48

Содержание программы

2 года обучения

1. Вводное занятие

Теория

План  работы объединения. Классификация и технические требования к автомобилям.

2. Устройство легкового автомобиля

Теория

Общее устройство автомобиля.  Устройство двигателя.  Системы двигателя: кривошипно-шатунный механизм, система газораспределения, питания, охлаждения и т.п. Трансмиссия, рулевое управление, тормоза.  Узлы и агрегаты, влияющие на безопасность движения. Техническое обслуживание узлов и агрегатов.  Горюче- смазочные материалы, применяемые в  обслуживании  и ремонте автомобиля. Техника безопасности при ремонте и обслуживании автомобиля.

Практика

Учебная езда.  

3. Основы безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения 

Теория

Правила дорожного движения (повторение и закрепление).  История создания ПДД.

 Общие понятия, терминология. Общие обязанности пешеходов и водителей.

 Действия водителей при дорожно-транспортном происшествии.

 Регулирование дорожного движения, начало движения,  маневрирование.

 Остановка и стоянка, проезд перекрестков, пешеходных переходов и остановок общественного транспорта.

Практика

Учебная езда.  Дорожные знаки и дорожная разметка. Техническое состояние и оборудование транспортных средств. Административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере транспорта.

4. Оказание первой медицинской помощи

     Предупреждение спортивных травм. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.  

Практика

Проверка теоретических и практических  знаний.

5. Автомобили и автомобильный транспорт

Теория

Современные тенденции развития автомобилестроения.

 Пути совершенствования конструкции и безопасности автомобиля.

 История автомобилестроения.

7. Анатомия и физиология подростка. Специальная физическая подготовка

Теория

Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие.

Кровообращение, обмен веществ. Значение отдыха, сна в обеспечении полноценной работоспособности  занимающихся. Роль центральной нервной системы в деятельности всего организма.  Недопустимость курения и алкоголя.  Значение физических упражнений для развития физических и духовных способностей и повышения спортивных результатов. Предупреждение спортивных травм. Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах, вывихах, переломах, кровотечениях. ГТО - основа физической подготовки автомобилистов.  

Практика

Упражнения для развития двигательных качеств обучающихся различного возраста и квалификации, а также способствующие быстроте реакции ориентирования на трассе, руления, переключения передач и торможения.

8. Организация и участие в автосоревнованиях

Практика

Правила соревнования. Теоретические сведения. Виды автомобильного спорта, их значение.  Спортивные звания и разряды, порядок их присвоения. Порядок проведения соревнований, судейство, правила поведения участников соревнований. Сигнальные флаги.

9.Заключительное занятие

Теория

Подведение итогов за год. Награждение лучших обучающихся.

Практика

Показательное выступление.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  - ПДД и основы безопасности дорожного движения;

  - техническое устройство и правила эксплуатации транспортного средства;

  - устройство узлов и агрегатов, влияющих на безопасное управление    автомобилем;

  - правила проведения и обеспечение безопасности на автомобильных    соревнованиях.

         Уметь:

  - обслуживать автомобиль  в объеме ТО 2;

  - диагностировать состояние узлов, влияющих на безопасность управления автомобилем;

  - освоить управление автомобилем на площадке;

  - выполнять основные "фигуры" классического  автомногоборья.

       Принять участие в 6-7 соревнованиях по автомногоборью.

Тематический план

3 года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

Подготовка двигателя к соревнованиям

26

10

16

Элементы теории движения автомобиля

27

4

23

Спортивный кодекс РАФ

2

2

Меры безопасности при работе в объединении, на тренировках и соревнованиях.

7

4

3

Оказание первой медицинской помощи

9

6

3

Психофизиологическая подготовка.

8

2

6

Спортивно тренировочная езда

18

-

18

Заключительное занятие

3

1

2

Итого:

102

43

59

        

Содержание программы

3 года обучения

1. Вводное занятие

Теория

Подведение итогов участия в соревнованиях  в летний период. Обсуждение плана работы объединения. Классификация и технические требования к автомобилям. Перспективы совершенствования  конструкции автомобиля с учетом достижений современного автомобилестроения.

2. Подготовка двигателя к соревнованиям

Теория

Специальные технические требования к двигателям. Общее понятие о форсировке двигателя. Разработка новых конструкций и технологий изготовления кривошипно-шатунного механизма. Выбор материала и его технологические возможности.

Практика

Изменение фазы газораспределения. Изменение степени сжатия. Работа с поршневой группой. Изготовление механизма сцепления системы. Совершенствование системы зажигания, регулировка опережения зажигания. Выбор топлива и масла. Проверка соответствия двигателя техническим требованиям. Испытание двигателя на трассе.

3. Элементы теории движения автомобиля

Теория

Понятие об управлении автомобилем. Основные действующие на машину силы и моменты. Динамики автомобиля на вираже. Избыточная и недостаточная поворотность автомобиля на вираже.

4.Спортивный Кодекс РАФ

Теория

Знакомство со спортивным кодексом РАФ. Основные понятия. Кодекс административных правонарушений. Уголовная ответственность за нарушения ПДД.

5. Меры безопасности при работе в объединении, на тренировках и соревнованиях

Теория

Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебно-тренировочных занятий   и   соревнований.

Меры   безопасности, связанные с техническим состоянием автомобиля, экипировки   и   одежды   обучающихся, состоянием их здоровья и самочувствия.

Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.

Практика

Соревновательные заезды.

6. Оказание первой медицинской помощи

7. Психофизиологическая подготовка

Теория

 Роль и значение психики спортсменов на соревнованиях. Выявление различных психических состояний и преодоление отрицательных эмоций  перед и в ходе соревнований.

Практика

Упражнения, способствующие быстроте ориентирования на трассе и восприятию временных интервалов, звуковые сигналы, связанные с техническими неисправностями. Специальные физические упражнения. Упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты реакции и другие. Выполнение упражнений по индивидуальным планам. Подвижные игры: футбол, волейбол, настольный теннис и др.

8. Спортивно тренировочная езда

Теория

   Управление автомобилем в экспериментальных ситуациях. Понятие об оптимальном пути прохождения простых, сложных и фигурных поворотов, трамплинов. Тактика командного движения по дорогам.

Практика

Управление автомобилем в экстремальных ситуациях, в заносе, разворот в заносе. Отработка техники преодоления поворота различного радиуса и сложности на максимальной скорости. Отработка техники старта. Способы и техника обгона на трассе. Выбор оптимального пути прохождения трассы. Соревновательные заезды.

9. Заключительное занятие

Подведение итогов работы объединения. Награждение   лучших обучающихся.

Практика

Показательное выступление.

     

К концу третьего года обучения  обучающийся должен знать:

  - ПДД и основы обеспечения безопасности дорожного движения;

  - правила оказания первой медицинской помощи;

  - приемы безопасного управления автомобилем в сложных дорожных ситуациях;

  - статьи УК и КОАП, касающиеся ответственности за нарушения в    области автотранспорта.

     

   

Уметь:

  - выполнять все фигуры "классического" автомногоборья;

  - проводить  диагностику, техническое обслуживание и ремонт     легкового автомобиля;

  - подготовить автомобиль к соревнованиям;

  - выполнять обязанности судей на соревнованиях по автомногоборью;

  - владеть первичными навыками управления автомобилем  первого или второго года обучения.

                                                 Методическое обеспечение программы

Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими выступают отдельные, приведенные ниже методы.

Методы   обучения:   методы   организации   учебно-познавательной деятельности (словесные - беседа, рассказ, монолог, диалог), (наглядные - демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, чертежей и т.д.), (практические – изучение и ремонт основных узлов автомобиля, правил дорожного движения и др.), индивидуальные задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося).

Методы   стимулирования   и   мотивации  учебно-познавательной деятельности  (познавательные  и  развивающие  игры,  экскурсии, коллективные обсуждения и т.д.).

Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов.

Методы контроля: соревнования, конкурсы ПДД, контрольные задания в конце каждой темы в процессе обучения.

Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта обучающихся.

Основным методом проведения занятий является практическая работа. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Решению воспитательных задач, поставленных в программе, способствуют экскурсии в ГИББД, автотранспортные предприятия, профессиональное училище, где обучающиеся знакомятся с профессиями, связанными с автотранспортом. Большое воспитательное воздействие оказывает также участие обучающихся в конкурсах, показательных выступлениях и соревнованиях различного уровня. Особое внимание уделяется подросткам из неблагополучных семей. С ними и их родителями ведется индивидуальная работа.

Особенность программы, одним из направлений которой является спортивно-техническое, заключается в участии автосоревнований, автопробегов и обслуживании автотехники в рамках  автомобильного спорта:

 - на одном автомобиле могут выступать в соревнованиях несколько  участников;

- соревнования и тренировки проходят на ограниченной территории,  что обеспечивает повышенную безопасность;

- в соревнованиях и тренировках могут принимать участие подростки,  не имеющие водительского удостоверения;

- инвентарь и оборудование не требуют больших затрат на изготовление;

- мероприятия проходят на виду у зрителей;

- трассы могут компоноваться в любом сочетании фигур, что  позволяет постоянно совершенствовать навыки управления   автомобилем.

Каждое соревнование по автомногоборью включает в себя не  менее трех видов состязаний, из которых не менее двух связаны  с управлением автомобилем. Например: скоростное маневрирование  или фигурное вождение, слалом и ПДД, экономичное вождение и  поиск неисправностей, и т.д.  Одним из видов могут быть состязания,  связанные с дисциплинами физической культуры.

Дидактический материал

     Плакаты по ПДД и техническому устройству автомобиля, по обеспечению безопасности дорожного движения. Макеты узлов и агрегатов автомобиля. Видеофильмы по мастерству вождения автомобиля, компьютерные программы п.1 ПДД, основам БДД, мастерству вождения автомобиля. Экзаменационные карты по ПДД.  Литература по автомобильной тематике.

Техническое оснащение занятий

     Автомобили ГАЗ, ВАЗ, токарный, сверлильный станки по 1 штуке,  сварочный аппарат – 2 шт., обрезная машинка – 2, электронаждак – 1, ручная дрель – 1, таль цепная – 1 инструмент. Горюче смазочные материалы, запасные части.

Список литературы для педагога

  1. Богданов О.Г. Цыганков Э.С. Основы мастерства. Азбука начинающего автоспортсмена. – М.: ДОСААФ, 2002.
  2. Ваганов В.И. Пинт А.А.  Езжу без аварий. – М.: Патриот, 2004.
  3. Куперман А.И.  Безопасное управление автомобилем. – М.:  Транспорт, 2008.
  4. Орлов Ю.Б.  Автомобильный и мотоциклетные кружки. – М.: Просвещение, 2003.
  5. ППД – Межрегиональная Ассоциация Автошкол. - М., 2007.
  6. Сабодахо С.В. За рулем  легкового автомобиля. – М.: Патриот, 2001.
  7. Циганков Э.С. Безопасное прохождение поворотов. – М.: Транспорт, 2009.

Список  литературы для обучающихся

  1. Беляев Н.В. 10 000 советов автомобилистам. –  М.: АСТ Харвкст, 2007.
  2. Бродский А.Я. Советы бывалых автомобилистов. – М.: ДАСААФ СССР 1999.
  3. Гладкий А.А. Экзамен  в ГИБДД. – М.: АСТ Астрель, 2008.
  4. Горбачев М.Г. Самоучитель безопасного вождения. – М., 2006.
  5. Горбачев М.Г. Экстремальное вождение «Гоночные секреты». – М.: ООО Престиж, 2006.
  6. Громаковский Г.Б. Сдаем на права. – М., 2008.
  7. Громаковский Г.Б., Ерусомский Л.А. Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М.: Третий Рим, 2008.
  8. Громаковский Г.Б., Ренин Я.С. Экзаменационные (тематические) задачи. – М. Третий Рим. 2008.
  9. Яковлев В.Ф. Учебник по устройству легкового автомобиля. – М.: Высшая школа,  2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Автомногоборье"

Автомногоборье позволяет не только овладеть техникой вождения автомобиля, но и в совершенстве знать правила дорожного движения. При разработке программы учтены новейшие достижения автомобилестроения, ...

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

Сотрудничество школьного психолога и учителя начальных классов в условиях реализации новых образовательных стандартов образования.

В последнее время учителя начальной школы отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленных, прежде всего недостаточным уровнем когнитивно - личностного развития учащихся. В совр...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (интеллектуальными нарушениями) на 2016 - 2026 годы

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе федерального государственного...

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов образования (ФГОС)

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов образования (ФГОС)...

Статья «Механизм реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26042051","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Механизм реализации федерального государственног...