Личностное развитие школьников и выбор жизненных целей как основа конструктивного социального поведения
статья (10 класс) по теме

Программа дополнительного образования "Основы лидерства", разработанная МО и Н РТ, адресованная учащимся старших классов даёт возможность понять каждому старшекласснику, что работу над своим успешным будущим можно и нужно начинать со школьной скамьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Основы лидерства"15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Личностное развитие школьников и выбор жизненных целей как основа конструктивного социального поведения

            Для успешного профессионального и личного становления молодого человека в жизни важными являются не только приобретенные за годы учебы знания и навыки, но и умение применять эти знания на практике. Востребованные обществом и значимыми для молодого человека  являются такие качества его личности, как: критичность мышления,  активная жизненная позиция, высокий уровень коммуникативной культуры, инициативность, умение планировать свою деятельность, ориентированную на  результат, умение работать в команде,  умение выражать свои мысли, аргументировать свой выбор.

        Социальные преобразования стремительно меняют облик общества. Выпускник современной школы, обладающий только набором базовых знаний и умений, столкнётся с необходимостью быстрой и жёсткой адаптации к миру так называемой взрослой жизни. В этот период далеко не  всякий выпускник, обладающий блестящими  предметными  способностями, способен безболезненно перейти этот Рубикон. В результате, возможно, общество лишается сильного специалиста в той или иной области.

    Программа      дополнительного образования  «Основы лидерства», разработанная МО и НРТ адресованя учащимся старших классов  даёт возможность понять каждому старшекласснику, что работу над своим успешным будущим можно и нужно начинать уже со школьной скамьи. Программа   направлена на  личностное развитие. Курс призван помочь школьникам в развитии социальной активности, выбора жизненных целей, формированию универсальных коммуникативных умений и навыков.  

Программа "Основы лидерства. Курс личностного развития старшеклассников» является попыткой комплексного подхода в формировании успешной, социально активной личности.

Программа состоит из 6 разделов, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга. Каждый раздел проиллюстрирован занятиями, в которых используются притчи, психотехнические упражнения, игры-тренинги, психодиагностические методики, приводятся рекомендации.

Первый раздел посвящен формированию у учащихся представлений об успешном человеке, адекватном восприятии окружающей действительности. Важным является то, что, школьникам прививается направленность на самопознание, формирование лидерских качеств, желание быть успешным в жизни и деятельности.  

Представленные в этом разделе занятия помогают школьникам примерить на себя роль лидера, сравнить свои личностные качества с качествами лидера, спроектировать план своего личностного развития в направлении достижения желаемых качеств на основе принятия общечеловеческих ценностей, стремления созидать и творить добро.

Второй раздел включает занятия по формированию у учащихся целей в жизни и активности в социальной среде.  Важным является знакомство с технологией проектной  деятельности, разработкой социальных проектов и их реализацией через волонтерское движение.  

В третьем разделе представлены занятия, развивающие у школьников умения управлять своим временем.  В  современном динамичном мире человек, умеющий  работать в условиях дефицита времени, справляться с огромными потоками информации и дел, будет более мобильным и конкурентоспособным.  

       Четвертый раздел помогает развить у школьников навыки позитивного межличностного взаимодействия, что является залогом успеха в любой профессиональной области. Особое место занимает формирование  умений разрешать конфликтные ситуации и навыков бесконфликтного взаимодействия.

Пятый раздел посвящен развитию у школьников мастерства публичного выступления. Представлены занятия не только по формированию умений строить выступления, но и по развитию техники речи, что является важным звеном в имидже лидера.

В шестом разделе представлены занятия по формированию умений принимать решения и брать ответственность на себя. В то же время для лидера важным умением является умение создать команду и вдохновить ее на решение стоящих перед ней задач. Представленные в разделе практические занятия развивают у школьников эти умения на основе общечеловеческих ценностей.

           В современной литературе существует несколько определений понятия «лидерство»: процесс направления поведения других людей; отношения доминирования и подчинения; способность влиять на индивидуумов и  т.д.

        Считается, что лидерами могут стать только 4-5% людей. Такая трактовка имеет право на существование. Действительно, лидерами государств, отраслей, наук можно только родиться. В нашем понимании определение «лидерство» гораздо шире. 

           Лидер – это человек, способный принять на себя ответственность. Только человек, способный отвечать за свои поступки, сможет быть ответственным за своё будущее и будущее своего государства. Лидер – это человек, критично анализирующий своё поведение, постоянно работающий над личностным ростом. Лидер в семейном, рабочем или творческом коллективе, в первую очередь, должен уметь увидеть верный вектор развития общего дела, и уже потом повести за собой людей, доверяющих ему свои судьбы: разработать эффективный план достижения цели, поставить задачи, определить необходимые ресурсы, мотивировать и т.д. При таком понимании лидерства ответственность за успешность и счастье общества, в большей мере, ложится на плечи тех, кто принял решение вести за собой. Таким образом, лидер, в первую очередь, должен быть высокодуховным, потому что в момент социальных преобразований интересы исторического и культурологического развития общества  стоят выше личностных. Под внешней яркой обложкой успешного лидера скрыт многотомный труд ежедневной работы над собой.

Лидерами не рождаются, лидерами становятся, можно и  нужно учиться ставить цели, выстраивать приоритеты, развивать в себе соответствующие лидерские качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностное развитие школьника средствами художественно-творческой деятельности

Взаимодействие двух образовательных дисциплин - литературы и ИЗО,  когда каждому ученику дается шанс для реализации творческиз возможностей и максимального развития детей с разными способностями...

выступление на тему "Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников."

Выступление на методическом объединении, в котором раскрывается суть инновационного обучения, как одного из условий индивидуально-личностного развития школьников....

Система работы МО классных руководителей по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развитием школьников.

Создание системы работы методического объединения по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развити...

Проблемы взаимодействия семьи и школы в личностном развитии школьника

Являясь классным руководителем 9 класса, меня заинтеревовал вопрос: "Какие факторы влияют на личностный рост учащихся? "С моей точки зрения, личность формируется и развивается в соответствии с ее врож...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ВО ИМЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

Выступление на IV межрегиональной научно – практической конференции «Психолого – педагогическое сопровождение формирования позитивной этнической идентичности и оптимизации межэтнических отношений как ...

презентация к педсовету "Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы"

Это презентация к тематическому воспитательному педагогическому совету. В презентации даны аналитические данные, статистика по данному вопросу и ряд рекомендаций. полноценной работа будет лишь тогда, ...

Предметно-практическая направленность уроков математики как средство личностного развития детей с ОВЗ в целях успешной социализации в обществе.

Предметно-практическая направленность уроков математики способствует развитию у детей с интеллектуальной недостаточностью такие качества  личности, как трудолюбие, коллективизм, бережливость, пре...