патриотическое воспитание детей и подростков
методическая разработка по теме

Сценарии, загадки и стихотворения для проведения мероприятий в музеях боевой славы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navsegda_soldaty.docx19.75 КБ
Файл snyatiyu_blokady_leningrada_posvyashchaetsya.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              «Навсегда солдаты».
День Памяти, посвященный  погибшему земляку Александру Изупову.

Цель: Патриотическое воспитание молодого поколения.

Оборудование:  компьютер, проектор, аудиоаппаратура.

1 ведущий: Течет река времени, давно отгремела канонада Великой Отечественной войны и мы, новое поколение, никогда не думали, что будем говорить о войне.

2 ведущий: О войне часто говорят назывными предложениями: «боль, страдания, трагедия, смерть, но есть и другие, ни чуть не реже встречающиеся «Мужество, Подвиг, Долг».

1 ведущий: Война это огромный труд, тяжелый. Никто из ребят не готовился к ней, не думал, что в его жизни будет такая страница.

                                         
Стихи читают мальчики 5 класса.


                                                          Получают мальчики повестки,
                                                          И уходят мальчики служить

    Есть обязанность у них такая

 От врага Отчизну защитить.
Юноши России присягают,
    Клятву перед знаменем дают
Юноши пока еще не знают,
 Что домой они не все придут

              Поседевших пап и мам все меньше,

Все они уходят в мир иной..

А сынок в граните остается,

Остается вечно молой!

2 Ведущий: Вечно молодой для нас сегодня Александр Изупов. Этот отважный солдат  жил в нашем районе, выполняли свой интернациональный долг. Теперь он смотрит на нас с мемориальной доски. 

                                                      Аудиозапись голоса юноши:

                                                       Мы были высоки, русоволосы,

                                                       Вы в книгах прочитаете, как миф,
                                                      О людях, что ушли, не долюбив,

  Не докурив последней папиросы.


                                                     
Звучит песня «Березы шумят»

1 ведущий:Мы не вправе забывать ,тех кто погиб. Почти 25 лет прошло после вывода войск из Афганистана. Годы войны отправлены в историю, но никто не может вычеркнуть из памяти подвиг и отвагу наших земляков.
    Александр Геннадьевич Изупов родился в посёлке Итатском  19 августа 1968 года. Учился в Итатской  СШ, в 1985 году окончил педагогический класс. В школе был добросовестным учеником, отличным спортсменом, замечательным товарищем. В общественной жизни школы проявлял большую активность. Был  в числе лучших членов школьной производственной бригады, имел склонность к педагогической деятельности, поступил в государственный университет, был призван в армию, служил в в воздушно-десантных войсках, получил в армии воинские специальности санинструктора и инструктора по рукопашному бою. В мае 1987 года добровольцем встал в ряды воинов, направляемых в Афганистан. Александр состоял в числе 345- го гвардейского отдельного дважды орденоносного парашютно-десантного полка ВДВ, служил в полковом медицинском пункте. Вынес с поля боя многих бойцов, оказывал им первую медицинскую помощь. За проявление заботливости бойцы прозвали санинструктора Александра Изупова «доктором Айболитом».

20 августа 1988 года Саша принял бой в составе группы сапёров в районе города Баглан. Под обстрелом мятежников старший сержант Изупов сумел добраться до замолчавшего пулемёта и отбросить противника. Дождавшись помощи, стал эвакуировать с поля боя раненого десантника, но погиб от разрыва мины, прикрыв своим телом раненого товарища. В память о боевом товарище шесть его друзей назвали своих сыновей Александрами.

Песня Высоцкого «Он не вернулся из боя»

Аудиозапись: 

Он был, как я, темноволос.
Любил рассветы, запах хлеба,
Отчизны ласковое небо,
Литое золотом берез.


2 ведущий: Подвиг войны - это подвиг веры , присяги. Человеческая душа бессмертна. Мы верим в это. Пройдут года. Многое со временем забудется.  О войне могут сказать только те, кто побывал в горячих точках, будучи солдатом.

 «Баллада о Двадцатилетних» (читает старшеклассник)

Над землей бушуют травы,
Облака плывут как павы.

А одно, вон то, что справа,
Это я , это я, это я
И мне не надо славы….
Ничего уже не надо
Нам и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить, и вся награда.
Нам бы жить, 
Нам бы жить,
Нам бы жить.
А мы плывем все рядом….
А дымок над отчей крышей
Все бледней, бледней и выше
Мама, мама и ты услышишь 
Голос мой
Голос мой
Голос мой
Все дальше он и тише…
Эта боль не убивает,
Где же ты, вода живая.
Ах зачем, война бывает,
Ах зачем, ах зачем, ах зачем,
Зачем нас убивают?..
Мимо слез, улыбок мимо
Облака плывут над миром.
Войско их не поредело.
Облака, облака, облака.
И нету им предела…
1 ведущий: Никогда не забудется подвиг солдата, погибшего за нашу мирную жизнь. Наш долг хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.


       
Минута молчания  




Предварительный просмотр:

          «Снятию блокады Ленинграда посвящается».

Сценарий школьного спектакля, посвящённого  годовщине  снятия  блокады  Ленинграда.
В основе  сценария -  стихи  Юрия  Воронова.
 В  спектакле   заняты 8-12 учащихся  8-11 классов.

Голос  за  кадром:
- Годовщине  снятия  блокады  Ленинграда посвящается.


                                   
Звучит  метроном.


Голос за  кадром:
- Время- лекарь и  эту  роль  повторяет оно  со  всеми.
  Но  бывает  людская  боль, над  которой  не  властно  время.


                                   
Звучит  метроном.
Мизансцена:   воссоздан  интерьер блокадной  комнаты: простой стол, стул, зеркало, репродуктор, буржуйка, алюминиевая  посуда  на  столе.  Несколько  девочек  в  одежде (ватниках , шалях, ботинках, тёплых кофтах, рейтузах и т.п.), обнявшись попарно, спят.

Голос за кадром:
- В комнате -  двенадцать  человек,
  Спим, к печурке  сдвинулись  поближе.
  Если  рядом -  стужа, холод, снег,
  Поселившись вместе, легче  выжить.
  И  с утра, когда  метель опять
  Штору  через  щель  в  окне  колышет, 
  Я, проснувшись, перед  тем, как  встать,
  Вслушиваюсь – все ли  дышат ?

Мизансцена : пробуждение. И далее играют в  соответствии с  текстом.

Голоса  за  кадром:
1-ый
: 31 декабря  1941 года.
2-ой:  Дома -  без  света  и тепла, и без конца  пожары  рядом,
       Враг  зажигалками  дотла  спалил  бадаевские  скалады.
       И мы бадаевской  землёй теперь  сластим  пустую  воду,
       Земля  с золой, земля  с  золой – наследье  прожитого года.
1-ый: Блокадным  бедам  нет  границ,
      Мы  глохнем  под  снарядным  гулом.


Голос за  кадром:
-  Граждане! Воздушная  тревога !


1-ый: От наших  довоенных  лиц  остались  лишь  глаза и скулы.
      И  мы  обходим  зеркала, чтобы  себя  не  испугаться…
      Не  новогодние  дела  у  осаждённых  ленинградцев.


( На  сцене в  соответствии  с закадровым  текстом  встают, перемещаются по сцене, растапливают буржуйку, кипятят  чайник, завтракают, пугаются  бомбёжки и т.д.).


2-ой:  Здесь даже  спички  лишней  нет. И мы, коптилки зажигая,
       Как люди первобытных  лет огонь из камня  высекаем.
       И  тихой  тенью  смерть  сейчас ползёт за каждым  человеком.


Все  вместе с  актёрами : И всё же в городе  у нас  не  будет  каменного века !


                                       
Звучит  метроном.
Голос  за  кадром:

1-ый: Сотый  день…
2-ой:  Вместо  супа – бурда из столярного клея,
       Вместо чая – заварка  сосновой хвои.
       Это б  всё  ничего, только руки немеют,
       Только  ноги  становятся вдруг  не  твои,
       Только  сердце  внезапно  сожмётся, как  ёжик,
       И  глухие удары  пойдут  невпопад…

 ( На сцене оказывают  помощь  упавшей  ослабевшей девушке. Все, кроме  одной, встают.)


Все  вместе :  Сердце! Надо стучать, даже если не  можешь,
               Не  смолкай! Ведь на наших  сердцах - Ленинград !
               Бейся, сердце, стучи, несмотря  на  усталость, 
               Слышишь, город  клянётся, что  враг  не пройдёт!
Голос  за кадром :
1-ый:     Сотый день  догорал…
          Как потом  оказалось,
          Впереди  оставалось  ещё  восемьсот.


                                           
Звучит  метроном.                                                     Звучит  тема нашествия  из Ленинградской  симфонии Д.Д.Шостаковича.
Голос  за  кадром:
2-ой :     Концерт начался! 
           И  под  гул  канонады-
           Она, как  обычно, гремела  окрест-
           Невидимый  диктор  сказал  Ленинграду:
1-ый : « Вниманье! Играет  блокадный  оркестр !» 


(
На сцене: одна  девочка  садится за пианино, вторая играет на  флейте, третья- на скрипке).


2-ой :     И музыка  встала  над  мраком  развалин,
           Крушила  безмолвие тёмных  квартир,
           И  слушал  её ошарашенный  мир… ( Все встают).
Все  вместе: Вы так бы смогли, если б вы  умирали ?

                                  Звучит  метроном.

Голос  за  кадром:  Дорога  Жизни ! Нет, не громкие слова,
                    А правда  страшная  тех  дней  минувших.
                    Дорога Жизни  жизни  вам спасла,
                    Чтоб дали  жизнь вы  ныне  всем  живущим.


                               
Исполняется песня «Ладога».


Голос  за кадром:
2-ой: Апрель  1942 года.


На  сцене: снимают  ватники, платки, берут  вёдра,  мётлы, лопаты, проводят  уборку, проверяют  стёкла  в  окнах и т. п. 


1-ый: Капель  всё  громче  и напевней, опять весна  вступает в силу,
      Мы  по  зарубкам  на  деревьях  находим  зимние  могилы.
2-ой: Как после дрейфа  ледоколы дома  промёрзшие  отходят:
      Вставляют  стёкла  в  окнах  школы, вода  гремит  в  водопроводе.
1-ый: Нам выдали  талоны  в баню – она  открылась  на  Бассейной,
      И  зайчик  солнечный  по  зданьям  всё  чаще  вестником  весенним.
2-ой: И  чтоб  скорей  с зимой  покончить, мы  все  в  работе  небывалой:
      На  улицах  с  утра  до  ночи  сдираем  снежные  завалы.
1-ый: Вновь  репродуктор  оживает: там  песни  старые  включили, 
      Мы их  ещё не  подпеваем, но не  забыли, не  забыли…

Звучит  запись Л.Руслановой «Окрасился  месяц  багрянцем» .
Девочки на  сцене  прислушиваются, подходят к  репродуктору, пытаются  подпевать.
Исполняют  попурри : «Катюша», «Орлёнок», «Вечер  на  рейде», «В землянке».
Голос  за  кадром: 27 января 1944 года.
Все  вместе:
                     За  залпом залп  гремит салют, 
                     Ракеты  в  воздухе  горячем 
                     Цветами  пёстрыми  цветут, 
                     А  ленинградцы  тихо  плачут.
                     Ни  успокаивать пока,
                     Ни утешать людей не надо:
                     Их  радость  слишком  велика -
                     Гремит  салют  над  Ленинградом !
                     Их  радость  велика,
                     Но  боль  заговорила  и прорвалась:
                      На праздничный  салют с тобой
                      Пол-Ленинграда  не  поднялось.
                       Рыдают  люди  и поют
                      И лиц  заплаканных  не  прячут.
                      Сегодня в городе – салют!
                      Сегодня  ленинградцы  плачут.
                                     
Пауза.
                         
Читают  девочки  на  сцене:
1-ая: Чтоб  наполниться городом этим, 
          Не надо 
          Продолжительных  встреч  или  гидов  в пути.
         Ленинград   начинается с  первого  взгляда,
          Как  любовь, от которой  уже  не уйти.


2-ая:  Но  когда  он  слепит вас  своими  дворцами,
          Берегами  Невы, прямотою  дорог,
          Не забудьте  людей, 
           Вставших  вровень с  творцами,
Все  вместе : Не  забудьте о  тех, 
                        Кто всё это  сберёг !
Голос  за  кадром: Прошу  почтить  память погибших  в блокаде ленинградцев и  всех  защитников города, не  вернувшихся  с   фронта.

                                  Объявляется  минута  молчания.
                                         Звучит метроном
.


Голос  за  кадром : Через  века, через  года
                                   Помните
                                   О тех,
                                    Кто  уже  не  придёт  никогда,
                                    Помните,
                                    Не  плачьте,
                                    В горле  сдержите  стоны,
                                    Горькие  стоны.
                                    Памяти  павших будьте  достойны,
                                     Вечно  достойны. 
                                       

                 Звучит « Гимн Великому  городу» Глиэра.
               Участники  спектакля  выходят  на поклон.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей и подростков: состояние и перспективы.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культу...

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Доклад "Патриотическое воспитание детей и подростков"

МБУДОД «Центр дополнительного образования детей»     Выступлениена педагогическом совете МБУДОД ЦДОД «Патриотическое воспитание детей и подростков в студии гит...

Доклад "Патриотическое воспитание детей и подростков"

Данный доклад содержит информацию о работе студии "Аккорд",о воспитании детей и подростков посещающих студию и различной деятельности и напрвлений Патриотического воспитания учащихся. Россия...

Доклад"Патриотическое воспитание детей и подростков"

Основные направления Патриотического воспитания детей и подростков в студии гитарной песни детского Образцового коллектива "Аккорд". МБУДОД «Центр дополнительного образования детей»...

Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания детей и подростков

Решить вопросы заблаговременной подготовки к службе в армии можно с помощью проектов. В военно-патриотическом объединении "Родина" уже несколько лет подряд в системе реализуются проекты военно-патриот...