Программа факультатива "Фантазеры"
рабочая программа по теме

Основной целью программы является: развитие и проявление творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах прикладной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.programma_fantazery.docx51.11 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

факультатива «Фантазеры»

Автор: педагог

дополнительного образования

Якшигулова Д.М.

Новый Уренгой

Пояснительная записка

«Одаренность человека – это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли и

требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за

ним, сделать все необходимое, чтобы он

вырос и дал обильный плод».

В.А.Сухомлинский

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Б.М.Теплов утверждал, что одаренность и творческие способности детей можно развивать в процессе практической деятельности.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью  ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Новизна программы.

Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач. Между тем в теоретических источниках творческие задания представлены фрагментарно и не занимают должного места в обучении дошкольников различным видам художественного труда.

Основной целью программы является: развитие и проявление творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах прикладной деятельности.

Задачи:

  • Учить создавать коллективные работы.
  • Развивать творческие и конструктивные способности  у детей с учетом индивидуальных возможностей ребенка;
  • Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
  • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных   замыслов;
  •  Совершенствовать мышление, внимание, зрительное восприятие, мелкую  моторику руки;
  •  Формировать умения и навыки работы с различными материалами,  приспособлениями и инструментами;
  • Воспитывать  аккуратность, самостоятельность,  усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. 

Содержательным компонентом программы  факультатива  «Фантазеры» является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность в художественном труде.

 Основные принципы  программы:

  • Принцип занимательности: Используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны: Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу дошкольника.
  • Принцип динамичности: Заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  
  • Принцип гуманизации: Индивидуально-дифференцированный подход в системе развивающего обучения.
  • Принцип демократизации: Организация кружковой деятельности на основе перспективных планов, режима ОУ, учета интересов детей, сезонных явлений.
  • Принцип сотрудничества: Позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
  • Принцип  индивидуальности: Позволяет строить продуктивную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип диагностический. Заключается в проверке знаний, умений и навыков детей в процессе продуктивной деятельности  

Основные методы и приёмы обучения:

  • наглядно-демонстративные (наблюдение, рассматривание готового изделия, показ образца, показ способа выполнения);
  • игровые (дидактические игры, упражнения, игровые ситуации);
  • словесные (объяснение, пояснение, рассказы педагога и детей, поощрения, убеждения);
  • Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)

Ожидаемые результаты работы

1. Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;

2. Совершенствована мелкая моторика руки;

3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,

приспособлениями и инструментами;

4. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.

Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствам. Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт

В процессе  деятельности факультатива «Фантазеры» художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

Программа «Фантазеры» рассчитана на детей 5-7 лет. Кружковая работа проводится 1 раз в неделю.  Продолжительность образовательной деятельности 25-30 минут.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается выявление и осознание ребенком своих творческих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в детском саду;

- участие в выставках и конкурсах  декоративно-прикладного творчества различного уровня;

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);


Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема

Программное содержание

Материалы и инструменты

 

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

 

Работа с природным материалом

«Бабочка»

Учить соизмерять части игрушек при её изготовлении. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Продолжать учить анализу процесса работы. Развивать умение использовать в работе различные природные материалы, соблюдая при этом технику безопасности.

Жёлудь (небольшого размера), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка), салфетка.

 панно «Розы в вазе»

2ч.

Учить создавать композицию из разных материалов. Учить вырезать силуэт вазы из бумаги, сложенной вдвое, используя яичную скорлупу, декорировать поверхность вазы. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным  материалом. Развивать мелкую моторику рук, творчество и воображение. Учить бережно относится к используемым материалам, аккуратно их наклеивать. Воспитывать интерес к изготовлению поделок из природного материала

Листья березы, клена, тополя, клей, картон для фона, иллюстрации

«Лебедь» (из природного материала).

Закрепить практические навыки работы с разнообразным природным  материалом. Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение. Учить бережно относиться к используемым материалам. Воспитывать  аккуратность, усердие, довести начатое дело до конца.

Еловая шишка, пластилин белый, 3 перышка, образец

 

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Работа с природным материалом

«Котенок»

Учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; учить работать с шилом. Закреплять навык и умение анализировать образец поделки в процессе ее выполнения. Формировать интерес к работе с природным материалом. Побуждать к соблюдению техники безопасности при работе с шилом.

Шиповник, листья засушенные, шило, ножницы, клей, кусачки, дополнительные детали для усов, глаз, хвоста,  лист картона для фона, иллюстрации

«Листопад»

(аппликация из листьев)

Формировать практические навыки работы с разнообразным природным  материалом; при изготовлении поделки соизмерять ее части. Развивать воображение, внимание. Воспитывать интерес к изготовлению поделок из природного материала

Листья березы, клена, тополя, клей, картон для фона, иллюстрации

Аппликация из манной крупы (творчество по желанию детей)

2ч.

Учить детей наносить лёгкий контур карандашом, учить передавать в рисунке различные сюжеты, учить располагать изображение на всём листе, учить создавать узоры. Развивать  творческое воображение, художественный вкус, фантазию, глазомер, внимание. Учить бережно относиться к используемым материалам. Воспитывать  аккуратность, усердие, довести начатое дело до конца.

Образцы работ из манной крупы, манная крупа крашеная в разные цвета, карандаши, картон, клей ПВА, кисточки, салфетки,

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Работа с бумагой

«Забавные зверята»

 Учить овладению техникой обрывания для получения

образа; работать над освоением техники создания объемных изображений. Формировать эмоциональную отзывчивость. Научить детей проявлять творчество, аккуратность в процессе изготовления поделки. Воспитывать трудолюбие, закреплять навыки работы с бумагой и ножницами.

Гофрированная бумага, ножницы, клей, картон для фона, образец

«Зайчик»

Учить изготавливать игрушки из бумаги, дополняя ее деталями.  Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, глазомер. Воспитывать аккуратность во время работы с клеем

Цветная бумага, дополнительные элементы (глаза, нос), ножницы, клей,

«Яркий коврик»

(торцевание)

Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с клеем, трубочкой (пастой для ручки).

Гофрированная бумага разных цветов, ножницы, клей, картон для фона, трубочка (паста для ручки)

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Работа с бумагой

«Ветка рябины».

Ягоды (форма «плотная спираль»)

Формировать у детей умение накручивать полоску бумаги на зубочистку, следить за тем, чтобы рулончик получался плотным, а края оставались ровными. Развивать  глазомер, концентрацию внимания. Воспитывать аккуратность, усидчивость

Цветная двусторонняя  бумага (зеленая, желтая, оранжевая, красная), картон, ножницы, карандаши, клей, шаблоны (для листьев).

«Ветка рябины».

Листья (форма «глаз»)

Научить детей изготавливать лист из разреженного круга, сплюснутого с двух сторон. Развивать соразмерность движения пальцев, умение создавать композицию из готовых элементов. Воспитывать требовательность к себе, чувство радости  результатам работы.  

 Цветная двусторонняя  бумага (зеленая, желтая, оранжевая, красная), картон, ножницы, карандаши, клей, шаблоны (для листьев).

«Снежинка» (формы «глаз», «капля» и «полу-

месяц»

Учить детей изготавливать новую форму – «полумесяц». Развивать  точность движения пальцев рук, глазомер, умение комбинировать различные формы в единую композицию. Воспитывать художественный вкус, стремление сделать свою работу аккуратной, красивой.

Белая бумага для квиллинга, картон для фона, ножницы, клей

Я

Н

В

А

Р

Ь

Работа с бросовым материалом

«Карандашница»

Развивать творческие способности детей. Продолжать учить детей изготавливать сувениры из бросового материала.  Развивать мелкую моторику рук.  Воспитывать художественный  и эстетический вкус, аккуратность

Баночки из-под кофе, ленточки, пряжа разного цвета, клей, ножницы.

«Вазочка»

Учить детей декорировать объемную форму пластилином, украшать семенами, вдавливая их в пластилин. Развивать художественно - эстетический вкус, чувство композиции. Воспитывать терпение, аккуратность, усидчивость

Пластиковые бутылочки, пластилин, семена (подсолнуха, арбуза, тыквы, дыни, др.), салфетка

«Рамка для фото»

(аппликация из макарон)

2 ч.

Продолжать учить работать с нетрадиционным материалом (макароны). Закреплять навыки составления узора(чередование, расположение).Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Воспитывать трудолюбие, аккуратность при  работе с клеем.

Заготовки для рамки (16:20) из картона, макароны разной формы, клей.

Ф

Е

В

Р

А

ЛЬ

 

Техника Декупаж

«Красивая тарелка»

Познакомить детей с новой техникой изготовления и украшения предметов. Учить вырезанию элементов рисунка с салфеток. Развивать творческие способности, умение преобразовывать предметы.  Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Одноразовая тарелка, салфетки, ножницы, клей ПВА, кисточка

«Подарок папе»

(дедушке)

Вызвать у детей желание приготовить подарок папе к празднику своими руками.  Закрепить умение работать различными материалами; развивать моторику рук. Воспитывать у детей сознательное выполнение правил безопасности при работе с ножницами.

Кружка, салфетки, ножницы, клей ПВА, кисточка

«Ваза для цветов»

(подарок маме)

Вызвать желание приготовить подарок маме к празднику 8 Марта; закреплять технические навыки при работе с салфетками для декупажа.

Ваза, салфетки, ножницы, клей ПВА, кисточка

Натюрморт на разделочной доске.

Развивать у детей чувство композиции и цвета. Развивать творческое воображение ребёнка, способствующее реализации его идей в художественных работах. Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность

Разделочная доска, салфетки, ножницы, клей ПВА, кисточка

М

А

Р

Т

 

работа с

тканью и нитками

«Салфетка в подарок бабушке»

Познакомить  детей со способом изготовления поделок из ткани (научить делать бахрому на салфетке).  Развивать трудовые и творческие навыки в процессе выполнения конкретного задания. Воспитывать аккуратность, старание, умение доводить начатое дело до конца

Ткань размером 15:15, ножницы, иголка, нитки мулине, образец

«Сорока» (объемная игрушка из ниток).

Учить наматывать нитки плотно на шарик, не допуская неровностей. Развивать мелкую моторику, умение понимать и выполнять стоящую перед ними задачу. Воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость

Нитки белые №40-60, коробочка под катушку, клей силикатный, шарик или напальчник, ножницы.

«Сорока» (продолжение)

Закрепить умение  детей правильно держать ножницы и работать с ними, вырезая фигурные формы (крылья, хвост), использовать прием симметричного вырезывания. Формировать умение сосредоточиться во время работы. Развивать образное мышление, и творческое воображение. Воспитывать эстетический вкус, старание,

2 готовых объемных шарика из ниток, бумага черная красная и белая), шаблоны, карандаши, ножницы, клей.

Панно «Весна»

(коллективная)

Развивать умение подбирать ткань по цвету, фактуре, вырезать фрагменты необходимой формы и размера и располагать на панно.  Совершенствовать навыки работы в коллективе. Развивать эстетический вкус, внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и терпение, бережное отношение к своим работам и работам друзей.

Ткань для основы 30:40, кусочки ткани для аппликации, ножницы, клей, дополнительные элементы декора для украшения

А

П

Р

Е

Л

Ь

-

 М

А

Й

Техника айрис-фолдинг

«Радужный шар»

Выработать у детей практические навыки и умения в техники айрис фолдинг (наклеивать полоски бумаги, сложенные пополам, накладывая их друг на друга по часовой стрелке, заполняя всю поверхность силуэта).  Развивать способность самостоятельно выбирать цветовое решение при создании поделки, воображение и совершенствовать ручную умелость, мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать эстетический вкус.

образцы изделия четырех видов (круглой и овальной формы разного размера и цвета),белый картон, белый лист формата А-4, готовые детали аппликации в коробке, кисточка,   клей ПВА, клей-карандаш, простой карандаш

«Улитка»

Формировать  навыки сгибания складывания бумаги, дать понятие «айрис-фолдинг». Развивать творческую активность, мелкую моторику рук, глазомер, внимание. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, животным, бережное отношение к ним, аккуратность, дисциплинированность, бережное отношение и уважение к своему труду и труду друзей.

Листы картона и плотной бумаги для фона картин, тонкая цветная бумага разных цветов, айрис-шаблон (схема) на основе круга, ножницы,  канцелярский нож, клей ПВА или клеящий карандаш, линейка, карандаш

«Ваза с цветами»

2ч.

Продолжать учить работать в технике айрис-фолдинг. Выполнить цветы путем сминания каждого слоя салфеток к центру, формировать бутон розы определенного цвета, создавая в своей работе контраст между фоном и букетом цветов. Учить составлять композицию. Развивать творческую активность, мелкую моторику рук, глазомер, внимание. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Приготовленные рамки, ½ картона с вырезанным силуэтом вазы, разлинованный айрис шаблон вазы, цветные полоски бумаги шириной 2 см и длинной 15 см., круглые цветные бумажные салфетки, прямоугольники (5:7 см) из гофрокартона, ножницы, клей ПВА, клеенки, салфетки, жесткие кисти.

«Кошечка»

Продолжать учить работать в технике айрис-фолдинг. развивать  логическое и абстрактное мышление, мелкую моторику.  Воспитывать  внимание, терпение, аккуратность.

Листы картона и плотной бумаги для фона картин, тонкая цветная бумага разных цветов, айрис-шаблон (схема), ножницы,  канцелярский нож, клей ПВА или клеящий карандаш, линейка, карандаш

«Шляпа»

Закрепление умений и навыков работы в технике айрис-фолдинг. Развивать творческую активность,  мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, глазомер, внимание.  Воспитывать  усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца

Листы картона и плотной бумаги для фона картин,  цветная бумага для детали головы, тонкая цветная бумага разных цветов, айрис-шаблон (схема), ножницы,  канцелярский нож, клей ПВА или клеящий карандаш, линейка, карандаш

Композиция «Утенок»

2ч.

Закрепление умений и навыков работы в технике айрис-фолдинг. Украшение  работы с помощью аппликаций, декоративных деталей и т.д.   Развивать творческую активность,  мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, глазомер, внимание.  Воспитывать  усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца.

Листы картона и плотной бумаги для фона картин,  цветная бумага для дополнительных деталей (камыши, трава, бабочка), тонкая цветная бумага разных цветов, айрис-шаблон (схема), ножницы,  канцелярский нож, клей ПВА или клеящий карандаш, линейка, карандаш

     

Используемая литература

  1.  О. Сухаревская. «Оригами для самых маленьких». – М.: «Айрис-Пресс», 2012
  2.  Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». – Спб.: Детство-Пресс, 2008г.
  3. Дорофеева А. «Ситцевый лоскуток». Учебное издание «Издательство «Мозаика-Синтез», 2008г.
  4. А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. «Поделки из ниток и пряжи». Учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2010г.
  5. И. В. Новикова «Квиллинг (бумажные поделки в детском саду)». – Ярославль, 2009.
  6.  И.А.Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.: издательство «Карапуз», 2009
  7. И.Я.Базик. «Что можно сделать из природного материала». – М.: «Просвещение», 1991
  8. Куцакова Л.В.  «Конструирование и художественный труд в детском саду». – М.,2007.
  9. О. Сухаревская. «Оригами для самых маленьких». – М.: Айрис-Пресс, 2008г.
  10.  О.В. Белякова, А.В. Щеглова. «Волшебная бумага, или бумажные фокусы». – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
  11.  Х. Линд. «Бумажная мозаика». – ООО  «Издательство «Айрис-Пресс», 2007г.
  12.  Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.  «Умные руки». – М., 2010.
  13.  Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М: Гуманитар. Издат. Центр ВЛАДОС, 2006г
  14.  Новикова И.В. «Конструирование из бумаги в детском саду». – Ярославль, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...