Качество подготовки выпускников как следствие диагностики планируемых результатов
материал по теме

Сафронова Светлана Александровна

Одной из основных составляющих в образовании является качество. Поэтому необходимо на протяжение всего учебного курса отслеживать качество усвоения учебного материала и всестороннего развития личности обучающегося. Сделать это можно по специально разработанным аттестационным материалам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_27.09.2013.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Качество подготовки выпускников как следствие диагностики планируемых результатов. (04.10.2013)

При реализации педагогами дополнительного образования целей обучения и воспитания одним из важнейших аспектов является диагностика знаний, умений и навыков обучающихся.

Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает обратную связь, которая является важнейшим источником информации, как для меня, т.е. педагога, так и для обучающихся моего объединения. Проводя диагностику, я не просто констатирую результаты обучения воспитанников, но и анализирую их, выявляю динамику, прогнозирую дальнейшее развитие событий. Диагностика проводится на протяжении всего периода обучения.

Проверка качества знаний и  умений проводится внутри каждого  творческого объединения на основе разработанных мною аттестационных материалов.

В течение года осуществляется входящий, промежуточный и итоговый контроль. Кроме этого есть еще и текущий контроль, после каждой пройденной темы. В зависимости от того, какие параметры нужно проконтролировать, я применяю различные формы контроля. Аттестация может проходить в форме: тестов, зачетов, экзаменов,  выставок, соревнований, различных конкурсов, участия в республиканских конкурсах, презентации творческих работ, опроса, открытого занятия для родителей, защиты рефератов, взаимозачета.

Взаимозачет, зачет и защиту рефератов  я не применяю, считаю, что они для моих объединений не эффективны.

 А вот презентацию творческих работ проводим, участвуя в конкурсе «Лучший проект года». На мой взгляд, такие презентации очень эффективны для отслеживания ЗУНов обучающихся. Прежде чем провести презентацию, её надо подготовить. Как правило, ребенок самостоятельно этого не делает, а работает в паре с педагогом. В этой работе педагог замечает все пробелы в знаниях обучающегося.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Форму опроса и разгадывание кроссвордов я провожу в процессе текущей аттестации. Это тоже эффективная диагностика.

Диагностику в форме соревнования я провожу  на обучающихся 1 ступени. Проходит она в игровой форме. Формы игры могут быть разными: «пять на пять», «крестики-нолики», «у меня сегодня 5 уроков» и другие.

В прошлом году я проводила игру «Волшебный сундучок», с применением компьютера. Детям это понравилось и даже попросили составить новые вопросы для того,  чтобы еще раз поиграть. Все вопросы были по пройденным темам.

Еще одна форма аттестации – это тестирование. В прошлом году я проводила компьютерное тестирование. Такой вид тестирования мне понравился больше, чем просто тесты на бумаге. Не надо проверять, компьютер сам все проверит, не надо лишней бумаги. Да и у детей был повышенный  интерес к такой форме аттестации.

Оценивание знаний, умений и навыков ребенка представляет особую сложность в системе дополнительного образования. В какой бы форме не проходила аттестация, я провожу анализ каждой работы. Если требуется,  провожу корректировку программы, либо занимаюсь с ребенком индивидуально по его пробелам в знаниях. Индивидуальная беседа с каждым обучающимся по его ЗУНам обязательна. Ребенок должен знать свои недочеты и возможности их исправить.

Показатель мастерства в моем объединении можно отследить на обучающихся, работающих по программе «Фантазии из пряжи». Они занимаются проектной деятельностью. Эта группа идет как мастер класс. Создана она была 2 года назад. На каждого обучающегося составлен индивидуальный образовательный маршрут. Планируем результат совместно с ребенком. Чаще всего этот результат направлен на участие в выставках, конкурсах различного уровня от муниципального до международного. По своему опыту знаю, что участие в выставках очень стимулирует обучающихся.  Занимаясь проектной деятельностью, обучающийся не только самостоятельно осваивает новые знания, но и становится всесторонне развитым ребенком.

Все изменения  в развитии фиксируются в индивидуальных карточках, а все достижения – личных карточках. Такие карточки есть на каждого обучающегося во всех группах.

 В 2012-2013 году на каждого обучающегося, занимающегося по программе «Фантазии из пряжи»,  я завела тетрадь успешности в которую входит индивидуальный план развития «Хочу быть успешным». В этих планах дети учатся самостоятельно анализировать свою работу. На начало учебного года кружковцы самостоятельно не могли ответить ни на один вопрос. Так как выполнение проектов было запланировано на весь учебный год, то отслеживание (диагностирование) выполнения этапов проекта велось в течение всего учебного    года. Велось оно в форме: бесед, тестов, анкет, заполнения индивидуального плана развития. Конечно, первое время мне приходилось сидеть индивидуально с каждым обучающимся.

 Результат – в конце учебного года самоанализ обучающихся практически совпал с анализом педагога.

Я оценивала своих выпускников в сравнении с моделью выпускника, которую вы видите на экране и по количеству призовых мест в конкурсах и выставках различного уровня. Призовые места у нас были на муниципальном, республиканском и международном уровне.

Помимо образовательных достижений, в учреждениях дополнительного образования одной из главных целей является цель формирования всесторонне развитой личности, а также подготовка воспитанников к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому диагностировать степень социализации детей также необходимо. Причем делать это нужно на всех этапах обучения ребенка. Можно включить в исследование следующие параметры: общекультурную  компетенцию, коммуникативную  компетенцию, ценностно-смысловую компетенцию, информационную компетенцию, так как все эти компетенции включены в модель выпускника у нас в учреждении. Уровень социализации детей я исследую с помощью тестов. 

Провожу анкетирование по выявлению уровня самооценки. (Анкетирование я взяла автора  Р.В. Овчаровой.  На мой взгляд в этом анкетировании все вопросы связаны с творчеством ребенка).

Если у ребенка заниженная самооценка, выдаю ребенку памятку, которую вы видите на экране.

 В своей работе я использую методики - мониторинг личностного развития ребенка, уровень воспитанности. Для изучения образовательных запросов детей и родителей используются методики изучения удовлетворения родителей работой учреждения. Эти методики проводит администрация МБОУ ДОД ДПШ.

Что дали диагностические исследования мне, как педагогу?

1.Я имела возможность диагностировать деятельность ребенка по разносторонним параметрам: и в образовательной и в воспитательной деятельности.

2.Применять новые методы диагностирования с целью самоконтроля и эффективной организации образовательного процесса.

3. Своевременно выявить затруднения обучающихся в учебной деятельности, недостаточность их знаний, умений и навыков.

4. Систематически отслеживать образовательные и воспитательные достижения обучающихся.

Все это позволило мне осуществлять дифференцированный подход к воспитанникам, формировать личность выпускника приближенную к модели выпускника.

Таким образом, качество подготовки выпускников напрямую зависит от диагностики планируемых результатов. Поэтому диагностику надо проводить постоянно, т.е. в системе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Показатель мастерства в моем объединении можно отследить на обучающихся, работающих по программе «Фантазии из пряжи». Они занимаются проектной деятельностью.  На каждого обучающегося составлен индивидуальный образовательный маршрут. Мой интерес к проектированию индивидуального образовательного маршрута обусловлен необходимостью организации таких форм и методов образовательной деятельности, которые способствуют самостоятельному продвижению обучающегося в образовательном процессе, обеспечивая становление  его личностных достижений. Кроме этого планируем результат совместно с ребенком. Чаще всего этот результат направлен на участие в выставках, конкурсах различного уровня. По своему опыту знаю, что участие в выставках очень стимулирует обучающихся.  Занимаясь проектной деятельностью, обучающийся не только самостоятельно осваивает новые знания, но и становится всесторонне развитым ребенком. Все изменения  в развитии фиксируются в индивидуальных карточках, а все достижения – личных карточках. Такие карточки есть на каждого обучающегося. В 2012-2013 году на каждого обучающегося, занимающегося по программе «Фантазии из пряжи»,  я завела тетрадь успешности в которую входит индивидуальный план развития «Хочу быть успешным». В этих планах дети учились самостоятельно анализировать свою работу. На начало учебного года кружковцы самостоятельно не могли ответить ни на один вопрос. Так как выполнение проектов было запланировано на весь учебный год, то отслеживание (диагностирование) выполнения этапов проекта велось в течение всего учебного    года. Конечно, первое время мне приходилось сидеть индивидуально с каждым обучающимся во время самоанализа выполненной работы. Результат – в конце учебного года самоанализ обучающихся практически совпал с анализом педагога. Я оценивала своих выпускников в сравнении с моделью выпускника, которую вы видите на экране и по количеству призовых мест в конкурсах и выставках различного уровня. Призовые места у нас были на муниципальном, республиканском и международном уровне.

Таким образом, качество подготовки выпускников напрямую зависит от диагностики планируемых результатов. Поэтому диагностику надо проводить постоянно, т.е. в системе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной образовательной программы. Система оценки достижения планируемых результатов выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

В письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 21.10.98 № 04-51-73ин/25-01) говорится, что «под качеством образования понимается комплексная характеристика процесса и результатов обучения, отражающая содержание, уровень и качество подготовки выпускников образовательного учреждения»

Из определения следует, что качество образования – это характеристика только одной из составляющих образования, а именно: обучения. Если исходить из того, что обучение – это процесс овладения знаниями, умениями, навыками, то качество образования следует рассматривать как интегративную характеристику совокупности знаний, умений и навыков обучающихся.

Однако в дополнительном образовании детей, сущностная (качественная) определенность которого состоит в неразрывном единстве процессов обучения, воспитания и развития ребенка, результативность образования связана не только с получением детьми конкретных предметных знаний и практических навыков, но и с развитием многообразных личностных качеств ребенка. В числе этих качеств – организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль), ориентационные (способность к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию), коммуникативные (навыки бесконфликтного общения, способность к сотрудничеству)  и т.д. Поэтому в данной сфере понятие «качество образования» должно, как мне кажется, употребляться в более широком, чем в системе общего образования, «личностно-гуманитарном» контексте. Можно сказать, что качество образования в системе дополнительного образования детей – это комплексная характеристика процесса и результатов обучения, воспитания и развития детей, отражающая полноту выполнения дополнительных образовательных программ и результативность образовательной деятельности обучающихся. Компетенции выпускников у нас в МБОУ ДОД отражены в модели выпускника.          

Отсутствие в системе дополнительного образования детей образовательных стандартов часто трактуется как серьезное достижение этой системы, обеспечивающее ничем не ограниченный простор для творчества и педагога, и ребенка. Однако это же обстоятельство крайне затрудняет, если не сказать резче – почти исключает – осуществление объективной оценки уровня подготовки детей, обучившихся по той или иной дополнительной образовательной программе. Дело в том, что реально достигнутые детьми результаты обучения приходится соотносить только с теми показателями качества, которые заложены самим педагогом в его программе в качестве ожидаемых результатов. Я работаю по трем образовательным программам и в каждой из них прописаны планируемые результаты. Отслеживание качества этих результатов происходит на протяжении всего учебного процесса. Происходит оно в качестве входной диагностики, промежуточной и итоговой аттестации, а также текущей аттестации после каждой пройденной темы и методом наблюдения. Формы таких аттестаций различные. Это и игровые программы, и конкурсы инструкторов, и компьютерное тестирование, и так далее. После каждой аттестации я провожу индивидуальную работу с обучающимися или делаю корректировку образовательной программы,  если в этом есть необходимость. Работа эта ведется ежегодно,  т.е. в системе. Аттестацией я выявляю усвоение обучающимися материала образовательной программы. А вот уровень результатов воспитания и развития детей отслеживается диагностикой – уровень воспитанности. В эту диагностику входят все разделы, которые есть в модели выпускника. Проводится она 2 раза в год – в начале и в конце учебного года. Для того чтобы заполнить эту диагностику, я провожу с обучающимися тесты на выявление самооценки, творческих навыков и так далее. Такие разделы: как, например – готовность подарить свою работу другим – отслеживаю методом наблюдения. И, конечно же, уровень воспитанности, на мой взгляд, не возможно заполнить без индивидуальных бесед с обучающимися.

Когда понятие «качество» употребляется в сочетании с терминами, отражающими ту или иную предметную область, то оно характеризует не только специфическую особенность этой предметной деятельности, но и уровень, степень развития (степень совершенства) того или иного объекта или процесса. В этом – втором – аспекте оно приближается по своему значению к понятию «результат» (итог деятельности, показатель мастерства). Показатель мастерства в моем объединении можно отследить на обучающихся, работающих по программе «Фантазии из пряжи». Они занимаются проектной деятельностью.  На каждого обучающегося составлен индивидуальный образовательный маршрут. Мой интерес к проектированию индивидуального образовательного маршрута обусловлен необходимостью организации таких форм и методов образовательной деятельности, которые способствуют самостоятельному продвижению обучающегося в образовательном процессе, обеспечивая становление  его личностных достижений. Кроме этого планируем результат совместно с ребенком. Чаще всего этот результат направлен на участие в выставках, конкурсах различного уровня. По своему опыту знаю, что участие в выставках очень стимулирует обучающихся.  Занимаясь проектной деятельностью, обучающийся не только самостоятельно осваивает новые знания, но и становится всесторонне развитым ребенком. Все изменения  в развитии фиксируются в индивидуальных карточках, а все достижения – личных карточках. Такие карточки есть на каждого обучающегося. В 2012-2013 году на каждого обучающегося, занимающегося по программе «Фантазии из пряжи»,  я завела тетрадь успешности в которую входит индивидуальный план развития «Хочу быть успешным». В этих планах дети учились самостоятельно анализировать свою работу. На начало учебного года кружковцы самостоятельно не могли ответить ни на один вопрос. Так как выполнение проектов было запланировано на весь учебный год, то отслеживание (диагностирование) выполнения этапов проекта велось в течение всего учебного    года. Конечно, первое время мне приходилось сидеть индивидуально с каждым обучающимся во время самоанализа выполненной работы. Результат – в конце учебного года самоанализ обучающихся практически совпал с анализом педагога. Я оценивала своих выпускников в сравнении с моделью выпускника, которую вы видите на экране и по количеству призовых мест в конкурсах и выставках различного уровня. Призовые места у нас были на муниципальном, республиканском и международном уровне.

Таким образом, качество подготовки выпускников напрямую зависит от диагностики планируемых результатов. Поэтому диагностику надо проводить постоянно, т.е. в системе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по информатике и ИКТ для оценки качества подготовки выпускников основной школы

Представлено 6 вариантов итоговых тестов по оценке качества подготовки выпускников основной школы. Каждый вариант содержит по 24 вопроса, с помощью которых учитель может проверить качество усвоения ма...

Презентация "Качество подготовки выпускников как следствие диагностики планируемых результатов"

В презентации имеются: карта успешности обучающегося, личная и индивидуальная карта обучающегося, формы контроля, мониторинг личностного развития юбучающегося. Эти материалы помогают отследить уровень...

Малая механизация в учебном процессе - как фактор качества подготовки выпускника и его конкурентоспособность на рынке труда

В данной разработке представлены разные виды средств малой механизации и эффективность их применения в швейной промышленности...

Повышение качества подготовки выпускников к ЕГЭ

План повышения качества подготовки выпускников к ЕГЭ...

Диагностика планируемых результатов освоения учебных программ

Материал для контрольно-оценочной деятельности...