Повышение качества подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку путём использования дистанционного обучения (кейс-технологии)
статья по русскому языку (11 класс) по теме

анализ  опыта работы по использованию кейс-технологии при подготовке к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение качества подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку путём использования дистанционного обучения (кейс-технологии)

Учитель русского языка и литературы Макина Н.М.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

  1. среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
  2. методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей.

Обеспечение  обучаемых основным объемом изучаемого материала

В нынешних условиях работы школы подготовка учащихся одиннадцатого класс к итоговой аттестации осложняется тем, что ряд учащихся посещает занятия нерегулярно, а ещё часть из них занимается в форме семейного обучения. в связи с этим встала проблема создания для каждого ученика условий успешного освоения учебного материала и подготовки к ЕГЭ.

На организационном этапе всем учащимся предоставлен план работы, в котором отражены все темы, изучаемые в учебном году, отдельно отмечены темы контрольных работ. В помощь выпускникам предлагается учебная литература для подготовки к ЕГЭ, поскольку весь теоретический материал подробно изложен в учебнике. (Русский язык. 10 – 11 класс               Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин). Наиболее авторитетными изданиями в 2012г. можно назвать изданные под грифом ФИПИ «Сборник заданий», «Актив-тренинг», «Типовые экзаменационные варианты»  под ред. И.П. Цыбулько.

Организация самостоятельной работы учащихся

Пользуясь названными изданиями, одиннадцатиклассники имеют возможность  не только самостоятельно выполнять тренировочные задания, оценивать результат своей работы, но и анализировать уровень собственных знаний, определять  «проблемные зоны», своевременно отрабатывать темы, вызывающие затруднения. Не менее значимым психологическим фактором, от которого также зависит результат работы ученика – работа с бланками ЕГЭ, владение критериями оценки экзаменационной работы.  Образцы бланков, критерии оценки содержатся в учебных материалах, помимо этого они предоставляются ученику в начале учебного года учителем.

Для анализа качества выполнения заданий ЕГЭ ученики заполняют «Лист учёта результатов», позволяющий видеть не только результат, но и динамику достижений ученика в выполнении экзаменационной работы.

Поскольку наибольшую сложность вызывает у учащихся часть С, работа по обучению написанию сочинения заслуживает особого внимания. Для ученика, не посещающего занятия, отработка алгоритма написания аттестационной  работы  зачастую становится непосильной.  Структура  работы определена формулировкой задания, но далеко не все аттестуемые следуют требованиям, а порою даже не читают их. Задача учителя – обратить внимание на  композиционные особенности работы:

  1. сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поднятых автором текста
  2. сформулируйте позицию автора
  3. напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения
  4. аргументируйте свой ответ, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт( учитываются первые два аргумента)
  5. объём сочинения – не менее 150 слов

Однако простого знания композиционных частей работы недостаточно. Формирование таких умений, как комментирование проблемы исходного текста, аргументация собственной позиции, требует планомерной и кропотливой работы, которая ведётся на уроках на протяжении двух лет. Ученик же, вынужденный заниматься самостоятельно, нуждается в дополнительной помощи. Среди материалов, служащих повышению качества выполнения экзаменационной работы компьютерные презентации по темам «Формулировка проблемы», «Комментарий»,  «Аргументация». В подборке презентаций учтены не только теоретические материалы, но предложены примеры, рассмотрены самые распространённые ошибки. Данные материалы в электронном виде могут быть использованы учащимися при подготовке к ЕГЭ.

Организация контроля

Контроль знаний учащихся наиболее объективно осуществляется при выполнении диагностических работ по линии «СтатГрад», поскольку такие работы проверяются компьютером.  Отсутствие готовых ответов, ограниченность во времени, наличие четырёх вариантов тестовых заданий позволяет повысить степень самостоятельности учащихся при выполнении работы.

Результативность использования «кейса»

Ф.и.

16.10.2011

15.12.2011

Выполнение С

35 б – 55%

47 б – 73%

– 17 б  

13 б – 20 %

23 б – 36 %

-

-

17 б. – 27 %

-

30 б – 47 %

53 б – 83%

- 17 б

25 б – 39%

40 б. – 63 %

- 10 б

Несмотря на наличие положительной динамики, следует отметить, что мотивационные установки учащихся для освоения требуемых на экзамене видов деятельности сформированы недостаточно. Без наличия постоянной обратной связи, взаимодействия с педагогом добиться высоких результатов не удаётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.

Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся   к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...

Повышение качества подготовки выпускников к ЕГЭ

План повышения качества подготовки выпускников к ЕГЭ...

Роль методической службы в повышении качества подготовки выпускника

Данный материал представляет собой доклад на методической конференции о методах и путях повышения качества подготовки выпускника...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «Использование возможностей современных информационных и интернет технологии для повышения качества подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ по физике»

1. Краткая аннотация проекта. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, через массо...

Онлайн – проект «Веб-Грамотей тренажёр орфографии русского языка» как средство повышения качества подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие перед  образованием. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика...

Повышение качества подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

В документе представлена методическая рекомендация по созданию учебно-дидактического комплекса для подготовки учащихся по русскому языку...